Научная статья на тему 'Инновационные технологии в профессиональном образовании'

Инновационные технологии в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

7683
856
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР-ДИСПУТ / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Фишер Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения. Инновационная деятельность (технология) охватывает все стороны дидактического процесса: формы организации, содержание и технологию обучения, учебно-познавательную деятельность. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения, компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», дидактическая игра и другие.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Фишер Наталья Владимировна,

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в профессиональном образовании»

УДК 377:002 ББК 74.5 Ф 68

Н.В. Фишер

Аспирантка кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии Московского государственного областного университета, преподаватель негосударственного общеобразовательного учреждения «Ногинская гимназия», преподаватель профессионального училища №105 г. Ногинска; E-mail: natali-

fichere2009@yandex. ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения. Инновационная деятельность (технология) охватывает все стороны дидактического процесса: формы организации, содержание и технологию обучения, учебно-познавательную деятельность. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения,

компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», дидактическая игра и другие.

Ключевые слова: инновационная технология, инновационная деятельность, формы и методы технологий интерактивного обучения: проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», дидактическая игра, имитационный тренинг, игровое проектирование.

N.V. Fisher

Post-graduate student of Department of Techniques of Teaching Biology, Geography and Ecology at Moscow State Regional University, Teacher of Nonstate Comprehensive Institution “Noginskaya Gymnasium”, Teacher of Professional College No. 105, Noginsk; E-mail: natali-fichere2009@yandex. ru

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The paper discusses innovative training technologies which have come instead of traditional methods of training. Innovative activity (technology) covers all sides of the didactic process: organization forms, the content and training technology, educational-cognitive activity. The following interactive training technologies, design training technology and computer technologies are allocated and characterized. Forms and methods of interactive training technologies, in particular: a problem lecture, a seminar-debate, the educational discussion, “brain storm”, didactic games etc. are considered.

Keywords: innovative technology, innovative activity, forms and methods of technologies of interactive training: a problem lecture, a seminar-debate, educational discussion, “brain storm”, didactic game, imitating training, game designing.

Традиционными категориями, используемыми в педагогике для анализа образовательных процессов, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленное применение этих педагогических категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебной деятельности.

В течение длительного периода времени этого арсенала педагогических категорий вполне хватало для реализации образовательных целей, выдвигаемых обществом. Хотя необходимо признать, что педагогическое сообщество всегда воспринимало современную им

ситуацию в педагогике как неудовлетворительную. Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок основных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий, описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика» характеризуется высокой степенью субъективности. Сказанное, на наш взгляд, во многом объясняет, во-первых, проблемы профессиональной компетентности преподавателей (имеющих профессиональное педагогическое образование), а во-вторых, невысокую педагогическую грамотность педагогов профессиональной школы, которые далеко не всегда имеют специальную педагогическую подготовку.

А ведь результат обучения зависит от того, через какой педагогический процесс «прошел» обучающийся.

Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Однако проблема различения технологии обучения и методики обучения остается предметом дискуссии. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие показывают, что понятие «технология» шире, чем «методика».

В.И Загвязинский предполагает следующее решение этой проблемы: «И технология, и методика обладают системностью (в их основе должна лежать система научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т.е. инструментальностью [1, с. 95-96]. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика сущности методики и технологии (по М.П. Сибирской)

Сравнительные признаки Методика Технология

Назначение Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения Рекомендует процесс системы методов, организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением

Определение Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения Инструментарий достижения целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения

Фактические исходные предпосылки проектирования Обоснование и процесс построения находит в технологии Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики

Парадигма Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса Проект будущего учебного процесса

Ориентация На обучающих На обучающих

Направленность На конкретный предмет или на реализацию определенных целей На универсализацию подходов к изучению учебного материала

Отражение динамичности обучения Дает вполне определенные, конкретные рекомендации Отражает процессуальный динамический характер обучения

Интеллектуальный подход Узкопредметный аспект к данному (ой) предмету (теме) Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога

Проектирование технологии (методики) обучения будем рассматривать как постановку педагогической задачи и разработку дидактического процесса, обеспечивающего ее решение.

Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения биологии, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключается в отборе методов, форм и средств обучения. Иными словами, деятельность педагога характеризуется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения биологии, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения - ее технологию.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные (табл. 2). В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Таблица 2

Сравнительная характеристика интерактивных технологий

Сравниваемые показатели Интерактивные технологии

Неимитационные Имитационные

Цели Передача информации, создание предпосылок для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности

Особенности организации учебного занятия Проблемное содержание обучения, особая организационная процедура ведения занятия, применение технических средств Игровая процедура в работе с моделью, имитационно-игровые ситуации

Формы и методы Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», кооперативное обучение (учебное сотрудничество) Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование

Тактика обучения Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции -приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои

интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

- постановка проблемы;

- формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов (подготовка, проведение, анализ и обобщение).

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Стажировка с выполнением должностной роли - активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Оно отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой, - умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Информационные и коммуникационные технологии в биологии в образовательных учреждениях профессионального образования позволяют реализовывать следующие задачи:

- получение учащимися знаний о живой природе доступными методами ее изучения, учебными умениями;

- формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения;

- гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

- формирование экологической грамотности учащихся, понимание значения связей в природе для сохранения ее целостности, видового разнообразия;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.

Таким образом, использование инновационных технологий в профессиональном образовании существенно расширяет возможности по модернизации подготовки будущих специалистов.

Примечания:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М., 2001

2. Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженернопедагогических работников. СПб., 1997

3. Левина М.М. Технология профессионально-педагогического образования. М., 2001

4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Подходы к совершенствованию содержания среднего биологического образования // Биология в школе. 1994. № 4.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г., № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002.

6. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

7. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф,

2005.

References:

1. Zagvyazinsky V.I. The training theory. М., 2001.

2. Sibirskaya M.P. Pedagogical technologies and improvement of professional skill of engineering-pedagogical workers. SPb., 1997.

3. Levina M.M. Technology of professional-pedagogical education. М., 2001.

4. Kalinova G.S, Myagkova A.N., Reznikova V.Z. Approaches to perfection of the content of secondary biological education, journal “Biology at School”, 1994, No.4.

5. The concept of modernization of Russian education for the period till 2010: the Order of the Government of the Russian Federation No. 1756-r of December 29th, 2001 // Official documents in education. 2002.

6. Marina A.V., Solomin V.P., Stankevich P.V. School biological education: problems and ways of their decision. SPb.: St.Petersburg State University, 2000.

7. The general and professional pedagogy. (Ed. V.D. Simonenko). M.,Ventana-Graf, 2005.