2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
Субтитры и изображения предполагалось передавать с ноутбука на большой экран в специализированной аудитории. Преподаватели позаботились о приобретении реквизита (игрушечные наручники, рация, нагрудный значок полицейского). Студенты с энтузиазмом приняли постановку. Многие были удивлены, узнав об актерских способностях своих друзей.
Театральная постановка позволяет оживить внеаудиторную работу. Помимо явных достоинств, таких как: возможность говорить на иностранном языке, расширение кругозора студентов, создание положительного эмоционального фона, театральные постановки способствуют привлечению студентов к созданию учебных материалов. Отдельные
сцены, продолжительностью десять минут, при высоком качестве видеосъемки вполне можно использовать на практических занятиях по иностранному языку. Возможно, это потребует разработки соответствующего методического сопровождения. Следует отметить, что указанный Интернет-ресурс позволяет подбирать материалы, которые актуальны для студентов разных специальностей.
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие студентов определяется характером организации их деятельности, а театральная деятельность на иностранном языке повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТПРОСТРАНСТВА ДЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ АВТОНОМНОСТИ ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
THE USE OF INTERACTIVE INTERNET RESOURCES TO CONSOLIDATE THE AUTONOMY OF ENGLISH LANGUAGE LEARNERS IN NON-LINGUISTIC HIGHER VOCATIONAL
EDUCATION
УДК 378.147
Л.К. СТРЕЛЕЦ
(Академия внутренних войск МВД Украины) e-mail: [email protected];
С.М. КУМПАН
(Академия внутренних войск МВД Украины) [email protected]
L.K. STRELETS
(Academy of Inner Forces of the Ministry of the
Interior of Ukraine);
S.M. KUMPAN
(Academy of Inner Forces of the Ministry of the Interior
of Ukraine)
Аннотация: рассматриваются возможности использования и методика работы с интерактивными ресурсами интернет-пространства как способа развития и закрепления навыков автономности студентов, изучающих английский язык в неязыковом вузе.
Ключевые слова: автономность, интерактивные ресурсы, интернет-пространство, английский язык.
Abstract: the potential of the interactive Internet resources use and the methodology to develop and consolidate autonomous English language learners’ skills on their basis in nonlinguistic higher vocational education are considered.
Keywords: autonomy, interactive resources, Internet, English.
86
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
Качество высшего образования является приоритетным направлением развития педагогической науки XXI-го века в Украине. В этом контексте подготовка дипломированных специалистов невозможна без интеграции интерактивных технологий в образовательное пространство вуза. Цель данной статьи - проанализировать возможности интерактивных ресурсов интернетпространства с точки зрения их использования для развития и консолидации навыков автономности изучающих английский язык в неязыковых вузах. Актуальность статьи подтверждается главной задачей преподавания английского языка в высшей школе - подготовить независимого пользователя иностранным языком, способного эффективно совершать коммуникацию в устном и письменном виде в профессиональной среде [1].
Уточним термины, которые составляют основу данной статьи. Под автономностью субъекта учебного процесса подразумевается способность «взять на себя и нести ответственность за все решения, связанные со всеми аспектами обучения», что относится, главным образом, к умению поставить конкретные задачи, определить поле применения, проследить прогресс, выбрать подходящие собственному стилю обучения методы работы [3, с. 249]. Одним из первых концепцию автономного обучения взрослых предложил Х. Холек как способ вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность [2, с. 5].
Вопрос объединения различных форм работы в методике преподавания иностранных языков всегда вызывал интерес у исследователей, но с проникновением гаджетов в аудиторию (планшеты, телефоны, ноутбуки) и при упрощении доступа в интернет-пространство возникла острая необходимость интегрировать мобильные средства в учебный процесс и максимально эффективно использовать новые возможности технологий. В рамках данной статьи мы предлагаем рассмотреть методику работы с интерактивными ресурсами интернет-пространства при обучении английскому языку в неязыковом вузе.
Интерактивные учебные материалы можно объединить по двум принципам: создаваемые непосредственно преподавателем и те, которые можно найти в интернет-пространстве. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Интерактивные материалы, которые создаёт сам препо-
даватель, требуют определённых навыков работы с технологиями, но в результате преподаватель получает учебные материалы, отвечающие конкретным задачам каждой обучаемой группы и целям занятия. Главная проблема для большинства преподавателей - это большая загруженность и физическая невозможность выделить достаточное количество времени для этой работы. В этом случае можно обратиться к уже существующим материалам. Всемирная сеть предлагает огромное множество тестов и квизов, достаточно простых и понятных для пользователей. На сегодняшний день существует более 2 млрд страниц информации в сети Интернет, почти 80 миллионов веб-сайтов. Эта цифра постоянно меняется, удваиваясь практически каждый год. Очень важно помочь студентам разобраться и сориентироваться во всём этом веб-разнообразии, научить, как найти нужные интернет-ресурсы для решения профессиональных задач.
Рассмотрим преимущества, которые получает студент при работе с интерактивными материалами интернет-пространства во внеурочное время:
1. Индивидуальный подход - студенты могут работать с материалами столько времени, сколько потребуется в зависимости от индивидуального стиля обучения и скорости восприятия учебного материала.
2. При работе с интерактивными интернетресурсами студенты узнают свои
результаты сразу по завершении задания, причём в некоторых случаях даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию отрабатываемого материала, или анализ ошибок. Оценивание проводится объективно.
3. Работа с интернет-ресурсами побуждает обучаемых к саморефлексии, ведь именно они сами должны решить приоритетность работы с материалами: по степени важности для подготовки к академической программе, по степени неусвоенности материала, либо исходя из личной заинтересованности.
4. Мотивация - многие интерактивные материалы построены в виде игры, вызывают интерес и желание продолжать дальше.
5. Очень трудно удовлетворить все индивидуальные стили обучения студентов в рамках аудиторного занятия. И здесь тоже можно обратиться к интернет-ресурсам и рекомендовать различные сайты разным типам обучаемых.
Всё это активно способствует развитию и консолидации навыков автономности сту-
87
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
дентов.
Среди недостатков можно выделить один - студентов нельзя непосредственно проконтролировать, когда они работают с интернет-ресурсами. Но в этом и есть смысл, чтобы студенты разделяли ответственность за результаты процесса обучения с преподавателями. Именно в этом случае можно говорить о появлении автономности обучаемого.
Интерактивные ресурсы интернет-пространства можно использовать следующим образом:
- активизировать пройденный лексический или грамматический материал;
- дать студентам предварительно ознакомиться с новым лексическим материалом;
- отрабатывать навыки чтения, аудирования, письма и даже устной речи.
Прежде чем начать активно внедрять интерактивные ресурсы Интернета в самостоятельную работу студентов, преподаватель должен предоставить обучаемым перечень доступных сайтов и объяснить их функции. Студентам необходимо завести журнал работы с интернет-материалами, в котором они могли бы фиксировать, что именно они сделали. Визуализация результатов работы организует студентов и помогает им анализировать, насколько хорошо у них получаются различные задания. Вмешательство преподавателя должно быть минимальным, но обязателен факт конечной проверки результатов в той или иной форме - комментариев, отчётов или соревнования. При обучении английскому языку студентам можно предложить следующий список бесплатных сайтов:
1) http://edunet.com/ - это сайт, на котором можно получить доступ к огромному количеству грамматических тестов с множественным выбором. Здесь предлагается:
Learn English Grammar. Learn English online.
2) http://abceda.com/ - сайт, который могут использовать не только студенты, но и преподаватели. Они предлагают: English Language Quizzes. English Reading. English Classes.
3) http://www.esl-lab.com/ - сайт, предназначенный для тех, кто хочет отработать навыки аудирования. Он предлагает множество текстов различной тематики, различного формата и уровня - от начального общего до очень сложного профессионально ориентированного. Здесь разработан ряд упражнений и даются чёткие инструкции, что должен делать студент.
4) http://writeordie.com - обучение письму. Многие преподаватели жалуются на то, что студенты пишут не очень охотно. Программа Write or Die стимулирует письмо в игровой форме - нужно успеть написать текст за заданное время, которое изначально устанавливается самим обучаемым, а иначе в уже написанном тексте начинают исчезать буквы.
5) http://englishinteractive.net/ - сайт, который предлагает широкие возможности для изучения английского языка: пополнение словарного запаса, произношение, грамматика, аудирование, чтение, устная речь - от начального до продвинутого уровня.
6) http://www.bbc.co.uk/worldservice/ learningenglish/ - учебный сайт телерадиокомпании БиБиСи, на котором можно найти видео и аудио материал, как общего, так и бизнес-английского, информацию для преподавателей, тексты для чтения, грамматику, задания для обсуждения.
Выводы. Эффективно используемые технологии делают учебный процесс более подвижным, индивидуально ориентированным, интерактивным и конструктивным. Это безопасная учебная среда, повышающая мотивацию, уверенность в своих силах, да-
Литература
1. English for Specific Purposes (ESP) National Curriculum for Universities / Г. G. Бакаева, О. А. Бори-
сенко, i. i. Зуенок [та rnmi] - К. : Ленва, 2005. - 119 с.
2. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning / H. Holec. - Oxford: Pergamon, 1981. - 156 p.
3. Spratt, M., Humphreys, G., Chan, V. Autonomy and motivation: which comes first? // Language Teaching
Research. - 2002. - Vol. 6, No. 3. P. 245-266.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
88