Научная статья на тему 'Реализация принципов конструктивистского подхода при обучении английскому языку для специальных целей в современном университете'

Реализация принципов конструктивистского подхода при обучении английскому языку для специальных целей в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1204
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНСТРУКТИВИЗМ / КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ДИДАКТИКА / ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА / PROFESSIONAL FOCUSED TRAINING / TEACHING ESP / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCES / CONSTRUCTIVISM / CONSTRUCTIVIST DIDACTICS / COOPERATIVE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поленова Анна Юрьевна

В статье рассматриваются некоторые принципы философии конструктивизма и способы их реализации в обучении иностранному языку для профессиональных целей в высшей школе. Цель статьи состоит в том, чтобы описать каким образом конструктивистский подход способствует расширению использования учащимися спектра стратегий ESP обучения. Конструктивизм это теория, которая подчеркивает активную роль студентов в понимании и осмыслении информации. Конструктивистское учение является студент-ориентированным, где обучаемые активно участвуют в создании знаний, а не являются пассивными слушателями. Студенты создают знания путем трансформации, организации, реорганизации предыдущих знаний посредством социального взаимодействия в построении знаний и понимания. Статья представляет собой попытку изучения принципов конструктивистского обучения и обучения путем анализа особенностей конструктивистской теории и организации учебного процесса с позиций конструктивизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructivism in Teaching English for Special Purposes at Tertiary School

The article looks at some principles of constructivism philosophy and the ways they are realized in ESP teaching at tertiary school. The purpose of this article is to describe constructivist teaching approach in enhancing students’ use of appropriate ESP learning strategies. Constructivism is a theory that emphasizes the active role of students in building understanding and making sense of the information. The constructivist teaching is learner-centered where students are actively involved in knowledge construction rather than passive listeners. Students construct knowledge by transforming, organizing, reorganizing previous knowledge through social interaction in construction of knowledge and understanding. The paper is an attempt to examine the principles of constructivist teaching and learning by providing analysis of features of constructivist theory and the organization of a constructivist classroom.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов конструктивистского подхода при обучении английскому языку для специальных целей в современном университете»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.3.120-128

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

ПОЛЕНОВА АННА ЮРЬЕВНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка гуманитарных факультетов,

Южный федеральный университет, e-mail: polenova_a@list.ru

В статье рассматриваются некоторые принципы философии конструктивизма и способы их реализации в обучении иностранному языку для профессиональных целей в высшей школе. Цель статьи состоит в том, чтобы описать каким образом конструктивистский подход способствует расширению использования учащимися спектра стратегий ESP обучения. Конструктивизм - это теория, которая подчеркивает активную роль студентов в понимании и осмыслении информации. Конструктивистское учение является студент-ориентированным, где обучаемые активно участвуют в создании знаний, а не являются пассивными слушателями. Студенты создают знания путем трансформации, организации, реорганизации предыдущих знаний посредством социального взаимодействия в построении знаний и понимания. Статья представляет собой попытку изучения принципов конструктивистского обучения и обучения путем анализа особенностей конструктивистской теории и организации учебного процесса с позиций конструктивизма.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, обучение иностранному языку для профессиональных целей, иноязычная коммуникативная компетенция, конструктивизм, конструктивистская дидактика, принцип сотрудничества.

CONSTRUCTIVISM IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES AT TERTIARY SCHOOL

ANNA Y. POLENOVA,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of the English Language for Humanities,

Southern Federal University, e-mail: polenova_a@list.ru

The article looks at some principles of constructivism philosophy and the ways they are realized in ESP teaching at tertiary school. The purpose of this article is to describe constructivist teaching approach in enhancing students' use of appropriate ESP learning strategies. Constructivism is a theory that emphasizes the active role of students in building understanding and making sense of the information. The constructivist teaching is learner-centered where students are actively involved in knowledge construction rather than passive listeners. Students construct knowledge by transforming, organizing, reorganizing previous knowledge through social interaction in construction of knowledge and understanding. The paper is an

© Поленова А. Ю., 2017

■н о

2

го

оо 5

о

о н

§ т

а в о

s

л b е

CL

О

о

С

о

m

о

<5

о ш ее о

о о ш

Ll_

о <

ее

3

о

attempt to examine the principles of constructivist teaching and learning by providing analysis of features of constructivist theory and the organization of a constructivist classroom.

Keywords: professional focused training, teaching ESP, foreign language communicative competences, constructivism, constructivist didactics, cooperative principle.

JEL: A22, I20.

Введение

Современное образование претерпевает значительные изменения в силу своего инновационного характера. Новая образовательная парадигма, при которой «знания формируются в сознании учащихся» (Жилин, 2011), становится доминирующей поскольку способствует формированию как профессиональных, так и коммуникативных компетенций. XXI век характеризуется развитием интернет технологий, которые являются необходимым инструментом для доступа к знаниям. Освоение навыков работы с передовыми технологиями и интеграция технологий в процесс преподавания и обучения оказываются крайне важными для преподавателя в создании новой культуры в эпоху глобализации. Глобализация заметно расширила образовательные горизонты, содействуя идеям выбора индивидуальных образовательных траекторий, обучения через всю жизнь и стимулируя переход к совместным научным исследованиям n. с коллегами и экспертами во всем мире. о

Использование Интернета, СМИ и мобильной связи стало настолько распространенным ^ среди учащихся, что преподаватели вынуждены искать педагогические и методические о приемы интеграции этих технологий в академическую среду. оз

В современной отечественной и зарубежной науке происходит активное развитие -5 методов и приемов обучения, основанных на конструктивистских взглядах на > обучение (Fosnot,1996). Цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать, ® что представляет собой конструктивистская теория и рассмотреть ее принципиальные особенности, а также выяснить каким образом идеи конструктивизма могут быть | интегрированы в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе. х

Конструктивизм как подход при обучении

х

иностранному языку для специальных целей пз

о

CL

Конструктивизм — это направление педагогической философии, основная идея

которой основана на представлении о том, что нельзя передать обучаемому готовые < знания, а можно лишь создать педагогические условия для самостоятельного

конструирования собственной картины мира через активное взаимодействие. 2 Согласно теории конструктивизма каждый из нас конструирует свое собственное

понимание окружающего мира. Каждый из нас уникален своим видением мира, своими о

убеждениями, своим мировоззрением. "

Конструктивистские взгляды на процесс обучения нашли отражение в работах о

Дж. Дьюи, Д. Брунера, Л. Выготского и Ж. Пиаже, которые утверждали, что люди ^

способны четко понимать только то, что они самостоятельно сконструировали. ^

Суть идей состоит в том, что обучаемые самостоятельно «конструируют» свои ¡=jJ

знания, умения и навыки. Важно отметить, что преподаватели не просто У

передают знания студентам, а студенты сами активно строят их в собственном о

сознании, т.е. обнаруживают и преобразовывают информацию, проверяют новую о

относительно старой, пересматривают правила, которые больше не применяются. ш

Конструктивистский взгляд на обучение рассматривает обучаемого как активного о

агента в процессе приобретения знаний. За последние 30 лет конструктивизм <

сформировался в уникальную концепцию преподавания, в центре внимания которой ее

всестороннее развитие творческой составляющей обучаемого (Wang, 2014). о

Анализ работ М. Дрисколла (Driscoll, 2000), Д. Йонассена (Jonassen, 1994), Э. фон Глазерсфельда (Von Glasersfeld, 1995), посвященных использованию конструктивизма в обучении иностранному языку, позволил четко сформулировать, что представляет собой конструктивистский подход к обучению иностранным языкам, обозначить основные характеристики обучения и рассмотреть модели проектирования конструктивистских учебных сред.

Мы разделяем определение, представленное О. Тарнапольским (Тарнапольский, 2012, 2016), который трактует такой подход как специфическое построение профессионально-ориентированного курса иностранного языка в неязыковом вузе, которое предоставляет студентам возможности непроизвольно овладевать навыками и умениями иноязычного профессионального общения через виды учебной деятельности, моделирующие профессиональную деятельность, причем последняя осуществляется средствами изучаемого языка.

Конструктивистский подход представляется сегодня одним из наиболее эффективных в современной методике преподавания иностранного языка для профессиональных целей в силу ряда причин:

• студенты овладевают языком подсознательно в процессе общения в моделируемых профессиональных ситуациях;

• подобное общение дает студентам возможность не только подсознательно о развивать навыки английского языка для профессиональных целей, но и ¡г) приобретать профессиональные знания и навыки в процессе такой коммуникации 2 (Поленова и Постукян, 2014);

оо • он позволяет интегрировать изучение английского языка для профессиональных

0 целей в другие университетские курсы профессиональной направленности;

• такая интеграция повышает мотивацию студентов к изучению иностранного ® языка для профессиональных целей, потому что они осознают и реально ^ оценивают полезность знания языка для профессионального развития и будущей

1 карьеры (Поленова и Пшегусова,2015);

g •в основе конструктивистской модели преподавания и обучения лежит принцип

m учебной автономии (Holec, 1981), которая в ходе профессиональной коммуникации

S даже в смоделированных ситуациях превращается в творческий процесс, потому

го что профессиональное взаимодействие всегда связано с решением проблем;

о. • принципы проблемности обучения и учебной автономии делают студентов

^ постоянно вовлеченными в процесс поиска профессионально значимой

££ информации, что необходимо для выполнения их творческой профессиональной

задачи обучения. Поскольку такой поиск осуществляется с помощью профессиональных источников на английском языке, он становится крайне

о о с^

о важным в овладении языком профессионального общения.

о Основные положения конструктивистского подхода при обучении языку

Определим, что же составляет принципиальную основу такого подхода. Так как конструктивизм основан на предположении, что познание (обучение)

ш

ее является результатом «ментальной конструкции», то студенты учатся путем — поиска новой информации, наряду с той, которой уже владеют. Следовательно, о процесс обучения активно задействует имеющийся социально-культурный опыт о студента, его личностные потребности и интересы. Важной составляющей процесса ш обучения является активная познавательная деятельность — учащиеся будут о постоянно обновлять свои собственные ментальные модели, чтобы отразить новую < информацию, и следовательно, строить собственную интерпретацию реальности. Это даст возможность и проявить индивидуальные способности, и развивать собственную ° образовательную траекторию.

В целях стимулирования студентов необходимо создать такие условия обучения, при которых он напрямую взаимодействует с изучаемым материалом. Только непосредственный контакт даст возможность извлечь смысл из предоставляемой информации. Это дает основание утверждать, что конструктивистское обучение должно проходить в соответствующей среде, которая предоставит возможность для активного обучения.

В работах М. Тама (Тат, 2000) и П. Хонбейна (Honebein, 1996) представлены основные характеристики сред конструктивистского обучения, которые необходимо учитывать при реализации учебных стратегий конструктивизма:

• взаимоотношения между преподавателями и студентами строятся на принципах сотрудничества и возможности делегирования полномочий;

• роль преподавателя сводится к роли координатора-наставника;

• обучение проводится в реальных контекстах с использованием аутентичных материалов;

• доминирует студент-центрированное обучение;

• задействованы несколько форматов представления информации (видео, аудио, текст и т.д.)

• обучение проводится с учетом потребностей студентов и наличия альтернативных вариантов и форм для более гибкого и эффективного результата обучения.

По мнению исследователей, интегрирование обучения в реалистичные и значимые профессиональные контексты является одной из главных целей конструктивизма. Следовательно,аутентичное обучение выступаетключевымпонятиемконструктивистской теории, потому что аутентичные методы обучения помогают реализовать главную задачу — соединение нового знания с имеющимся, стимулируя студентов приобретать аутентичный образовательный опыт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На практике обучение иностранному языку для профессиональных целей в вузе строится с учетом уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции, который был достигнут на предыдущей ступени образования. По результатам сформированности языковых компетенций студентов ранжируют в учебные группы и рекомендуют аутентичные материалы различной степени сложности. Образовательная среда Южного m федерального университета при обучении иностранному языку представляется весьма разнообразной. Согласно Программе реализации языкового образования, которая предусматривает обучение языку в курсе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, и опираясь на потребности студентов, преподавательский состав активно задействует аутентичные курсы General English, профессионально-ориентированные курсы для экономистов, юристов и т.д., видеоматериалы, а также интернет-сайты. Образовательная g среда современного вуза в полной мере дает возможность задействовать разные виды о. и формы работы с языковым материалом, а также привлечь представителей других о культур к языковому взаимодействию. ^

Другим важным принципом конструктивизма является междисциплинарность о при проектировании содержания обучения иностранному языку. Известно, что ^ профессионально-ориентированное обучение в неязыковом вузе происходит либо £3 одновременно с изучением базового курса иностранного языка, либо в виде отдельных ¡г профильных курсов по выбору. Ранняя языковая профессионализация имеет — ряд очевидных преимуществ, а именно: она восполняет потребность студентов в о межкультурной коммуникации как с носителями языка, так и с владеющими языком как о средством общения, закладывает основы профессиональной идентичности, способствует ш развитию профессионального кругозора и бизнес-мышления. о

Образовательный контент в рамках конструктивистского подхода основывается < на аутентичном материале, который тематически значим для студентов и может Q^ быть использован в профессионально-ориентированной ситуации. Работа с таким о

о

контентом предусматривает разные форматы его использования, а именно групповые и индивидуальные виды деятельности, которые способствуют конструированию нового самостоятельного знания.

Значимым постулатом конструктивизма является то, что взаимоотношения между преподавателями и студентами строятся на принципах сотрудничества, при котором преподаватель не является инструктором, транслирующим готовые знания, а выступает скорее координатором-наставником в совместной образовательной деятельности. Его роль сводится к созданию ситуаций, стимулирующих познавательную деятельность. При этом качественно меняется роль обучаемого, который преследует свои профессиональные интересы через изучение иностранного языка. Особые требования предъявляются и к преподавателю, работающему в рамках конструктивистского подхода, а именно его умения организовать проектную деятельность, обсудить ситуации на основе кейсов, поучаствовать в дебатах и дискуссиях профессионально-ориентированного характера, создать условия для выражения разных точек зрения на проблему, с целью реализации определенной коммуникативной задачи.

Мощным мотивационным стимулом для обучающихся в вузе при освоении профессионального языка является участие в конференциях на иностранном языке, творческих конкурсах, олимпиадах и прочих проектах, нацеленных на исследование конкретной проблемы и связанных с активной поисковой деятельностью. Таким о образом, для студента иностранный язык выходит в практическую профессионально-¡т) ориентированную плоскость и становится инструментом междисциплинарной 2 интеграции. Результаты учебных достижений в реализации положений конструктивизма оо складываются из целого спектра составляющих, в основе которых лежат самоконтроль, о взаимоконтроль, навыки обратной связи. Поэтому мониторинг знаний включает решение практических коммуникативных задач, а не механическое запоминание информации.

^ Принципы практической реализации конструктивистского подхода

к обучению иностранному языку для специальных целей в высшей школе

Конструктивистская методика преподавания английского языка для профессиональных целей основывается на ряде принципов, которые необходимо учитывать при реализации данной методики в учебном процессе. Они представляют собой практико-ориентированные рекомендации относительно того, что и как необходимо сделать в процессе обучения, чтобы обеспечить высокоэффективные результаты обучения. К ним относятся:

• принцип систематизации профессионально значимой информации в рамках ££ курса английского языка для специальных целей (например, для экономистов,

о

х

§

т

CD ш

о <

з финансистов, НК, специалистов);

о. • принцип аутентичности форм и видов учебной деятельности и учебной

а О

т

коммуникации;

• принцип аутентичности учебных материалов;

о • принцип интеграции всех видов речевой деятельности в учебный процесс;

• принцип развития информационной компетенции студентов на иностранном ^ языке.

се Принцип системности означает, что ESP учебник или курс, организованный на

— основе этого учебника, должен быть разработан таким образом, чтобы не быть просто о коллекцией профессионально-ориентированных тем, разрозненных материалов и о упражнений для обучения. Это должен быть емкий информативный обзор на английском ш языке фундаментального и систематизированного представления о будущей профессии/ о специальности студента, охватывающий основные вопросы профессиональной < деятельности будущего специалиста. Понятие системности является при этом ключевым, QC иначе профессиональные знания, приобретаемые студентом через иностранный язык, о будут фрагментарными и разрозненными. Отсутствие в сознании студента целостной

профессионально-систематизированной картины профессиональной коммуникации будет препятствовать эффективному развитию навыков профессиональной коммуникации на иностранном языке. Это отчасти является причиной того, почему развитие навыков беглой профессиональной коммуникации занимает так много времени и является наиболее сложным в курсе ESP, нежели это могло быть, если бы изначально эти навыки развивались на основе систематизированного профессионального знания. Поэтому ESP курс для экономистов или бизнесменов целесообразнее представить как упрощенную версию Economics или Business. Принцип системности регулирует отбор информации для содержания учебного контента путем выбора учебных модулей и тем для организации этого массива в учебные пособия с профессионально релевантным содержанием и логичной структурой. С профессиональной точки зрения он дает возможность формирования профессионально значимых основ для курса ESP.

Принцип аутентичности форм и видов учебной деятельности означает, что процесс обучения должен быть разработан как коммуникация студентов на английском языке в рамках определенного профессионального дискурса, которая будет разворачиваться в рамках таких форм и видов учебной деятельности, которые точно моделируют подлинную профессиональную деятельность и аутентичную профессиональную коммуникацию будущего специалиста. Профессиональное общение в этом случае призвано отражать профессиональные ситуации, в которых будущий специалист может с большой вероятностью обмениваться информацией на английском языке для решения ° профессиональных задач. со

Принцип аутентичности учебных материалов подразумевает, что все учебные материалы ° и в первую очередь речевые образцы и модели должны быть аутентичными. Подлинность оо материалов считается абсолютно необходимой предпосылкой успешного обучения ESP, потому что в противном случае студенты утрачивают возможность учиться на аутентичных образцах профессионально-ориентированной тематики. Учебные материалы считаются аутентичными, если они подготовлены носителями языка для носителей языка и изначально i не предназначались для целей обучения иностранному языку. Поэтому профессионально- I ориентированные материалы для курса ESP можно считать аутентичными, если они были подготовлены носителями языка или специалистами в данной области для других носителей языка, а также специалистов в этой области.

Наряду с принципом аутентичности всех видов учебной деятельности и форм

о

х го ш

коммуникации принцип интеграции всех видов речевой деятельности выступает важной о.

<

платформой для обеспечения адекватной практической реализации интерактивного обучения как основополагающий признак конструктивистского подхода. Значимость ^ этого принципа гораздо выше, нежели при обучении общему английскому языку, так как в профессиональной деятельности специалиста четыре основных вида речевой

О О О.

деятельности естественным образом интегрированы в профессиональный контекст. о Например, составление контракта (его написание) возможно потребует ознакомления ^ с дополнительной документацией (чтение), консультаций с деловыми партнерами в о ходе переговоров, телефонных бесед (говорение и аудирование) и обмена электронной <5 корреспонденцией (написание). Придерживаясь положений конструктивистского £3 подхода, можно утверждать, что именно практическое интерактивное обучение требует ¡г максимально точного моделирования профессиональной деятельности в ходе освоения — ESP. Поэтому принцип интеграции говорения, аудирования, чтения и письма в процессе о обучения, давая возможность более точного и полного моделирования профессиональной о деятельности, выполняет одно из основных требований — организации процесса ш эмпирического интерактивного обучения. о

Еще один важный принцип конструктивистского подхода — это принцип развития < информативной компетенции студентов, которая означает создание обязательных Q^ условий для использования интернет-технологий в учебном процессе. Данный принцип о

предполагает регулярное использование таких технологий в курсе ESP. Принцип информационной компетентности студентов состоит в обеспечении готовности студентов к работе в сети Интернет с целью решения задач, связанных с их профессиональной областью, на иностранном языке. Следует отметить, что задача конструктивистского смешанного обучения ESP — не развивать информационную компетентность учащихся в целом, а сосредоточиться на информационной компетентности в английском языке, который должен быть сформирован у студентов в результате регулярной работы на интернет-сайтах на английском языке в рамках их профессиональной тематики.

Поэтому информационную компетентность студентов в английском языке можно определить как умения и навыки будущих специалистов находить и использовать требуемую информацию профессионального характера через все доступные информационные каналы на английском языке благодаря современным информационным технологиям. Такая компетентность естественным образом неразрывно связана не только с приобретением целевого языка студентами в рамках курса ESP, но и с тем, что во всем мире большая часть профессиональной информации, особенно в World Wide Web, представлена на английском языке (Graddol, 2006); так что только специалисты, которые владеют информационной компетентностью в английском языке, могут получить доступ ко всему богатству самых последних и важных достижений в соответствующих профессиональных областях. о Все вышеописанные принципы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, они создают

rá систему основных постулатов для практической организации конструктивистского 2 смешанного обучения в рамках курса иностранного языка для профессиональных целей.

оо

5 ,о

о

X

§

т

Заключение

Таким образом, изложенные выше принципы и положения теории конструктивизма являются актуальными для современной методики преподавания иностранного языка для профессиональных целей. Многие инструктивистские подходы к обучению базируются на постулатах конструктивизма, которые лежат в основе новых методик, специализированных технологий организации учебного процесса при обучении ESP в вузе. К ним относятся следующие технологии: организация обучения в сотрудничестве, i при котором студенты работают в группах разных способностей (mixed-ability groups); tc проблемно-ориентированное обучение; обучение через практический опыт и другие о. стратегии.

< Применение конструктивистской методики при обучении иностранному языку

ю для профессиональных целей позволяет сделать вывод о том, что обучение языку интегрировано в процесс обучения специальности. Изучая иностранный язык, студенты параллельно овладевают будущей профессией через опытную учебную деятельность о профессионально-ориентированного содержания. Важно отметить тот факт, что " овладение языком и профессией происходит непроизвольно через моделирование о в учебном процессе профессиональной практической деятельности. Поэтому для максимизации результатов обучения ESP в рамках конструктивизма необходимо сосредоточить усилия на разработке вариантов подобных методик, которые бы отражали особенности разных специальностей студентов, а также соответствовали разным уровням языковой подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жилин Д. М. (2011). Инструктивизм и конструктивизм — диалектически противоположные стратегии обучения // Педагогика, № 5, с. 26—36.

о ш ее о

о о ш

LL

о

Si Поленова А. Ю. и Постукян М. М. (2014). К проблеме ранней языковой

з профессионализации бакалавров в сфере экономики // Journal of Economic Regulation, ° Т. 5, № 1, с. 128-133.

Поленова А. Ю. и Пшегусова Г. С. (2015). Иностранный язык как инструмент формирования профессиональной мобильности будущего экономиста // Journal of Economic Regulation, Т. 6, № 1, с. 129-136.

Тарнопольский О. Б. (2016). Диверсификация конструктивистского подхода в преподавании английского языка для профессиональных целей в неязыковом вузе // В^ник Дншропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя : Педагогша i психолоия, № 2, с. 312-319.

Driscoll, M. P. (2000). Psychology of learning for instruction. 2nd ed. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.

Fosnot, C. (1996). Constructivism: A Psychological theory of learning // C. Fosnot (Ed.) Constructivism: Theory, perspectives, and practice. New York: Teachers College Press, p. 8-33.

Gergen, K. (1995). Social construction and the educational process // L. Steffe & J. Gale (Eds.). Constructivism in education. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., p. 17-39.

Graddol, D. (2006). English Next. Why Global English May Mean the End of English as a Foreign Language. British Council.

Holec, H. (1981). Autonomy and Foreign Language Learning.Oxford: Pergamon.

Honebein P. (1996). Seven goals for the design of Constructivist learning environments // ^ Wilson B.(Ed). Constructivist learning environments. New Jersey: Educational Technology ° Publications, p.17-24. od

Jonassen, D. H. (1992). Evaluating constructivist learning. In T. M. Duffy, & D. H. Jonassen (eds), Constructivism and the technology of instruction: A conversation. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Association.

Jonassen, D. H. (1994). Toward a Constructivist Design Model. Educational Technology, April, p. 34-37.

Perkins, D. (1992). Technology meets constructivism: Do they make a marriage. In T. Duffy & D. Jonassen. Constructivism and the technology of instruction: A conversation. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, p. 45-56.

Tam, M. (2000). Constructivism, Instructional Design, and Technology: Implications for Transforming Distance Learning. Educational Technology and Society.

Tarnopolsky, O. (2012). Constructivist blended learning approach to teaching English for Specific Purposes. London, Versita, 254 p.

Von Glasersfeld, E. (1987). Learning as a constructive activity. In C. Janvier. Problems of representation in the teaching and learning of mathematics. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., p. 3-17.

Von Glasersfeld, E. (1995). A constructivist approach to teaching. In L. P. Steffe

REFERENCES

Driscoll, M. P. (2000). Psychology of learning for instruction. 2nd ed. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.

Fosnot, C. (1996). Constructivism: A Psychological theory of learning. C. Fosnot (Ed.) Constructivism: Theory, perspectives, and practice. New York: Teachers College Press, p. 8-33.

о

O O

& J. Gale (Eds.), Constructivism in education (3-15). Hillsdale. New Jersey: Lawrence o Erlbaum Associates. ^

Wang, Z. (2014). Effective teaching in college English classroom under construction o theory vision. Foreign Language World, 4. §

Yager, R. (1991). The constructivist learning model, towards real reforms in science education. The Science Teachers, 58 (6), p. 52-57.

о ш cc о

о о ш

LL

о <

ее

3

о

128

noAeHOBa A. tö.

Gergen, K. (1995). Social construction and the educational process. L. Steffe & J. Gale (Eds.). Constructivism in education. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., p. 17-39.

Graddol, D. (2006). English Next. Why Global English May Mean the End of English as a Foreign Language. British Council.

Holec, H. (1981). Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon. Honebein, P. Seven goals for the design of Constructivist learning environments. Wilson B. (Ed). Constructivist learning environments. New Jersey: Educational Technology Publications, 1996, p. 17-24.

Jonassen, D. H. (1992). Evaluating constructivist learning. In T. M. Duffy & D. H. Jonassen (Eds), Constructivism and the technology of instruction: A conversation. Hillsdale. New Jersey: Lawrence Erlbaum Association.

Jonassen, D. H. (1994). Toward a Constructivist Design Model. Educational Technology, April, p. 34-37.

Perkins, D. (1992). Technology meets constructivism: Do they make a marriage. In T. Duffy & D. Jonassen. Constructivism and the technology of instruction: A conversation. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, p. 45-56.

Polenova, A. Y. and Postukyan, M. M. (2014). The Issue of Early Stage Language Professionalism for Bachelors Specialising in Economics. Journal of Economic Regulation, o 5(1), p. 128-133. (In Russian.)

(rj Polenova A. Y. and Pshegusova G. S. (2015). Foreign Language as a Tool for Professional

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Mobility Development for Students Specialising in Economics. Journal of Economic oo Regulation, 6(1), p. 129-136. (In Russian.)

o Tam, M. (2000). Constructivism, Instructional Design, and Technology: Implications for

Transforming Distance Learning. Educational Technology and Society,

Tarnopolsky, O. (2012). Constructivist blended learning approach to teaching English g for Specific Purposes. London, Versita, 254 p.

s Tarnopolsky O. B. (2016). Diversification of the constructivist approach in teaching

g English for professional purposes at non-linguistic University. Visnyk of Dnepropetrovsk m University of Alfred Nobel. Series: Pedagogics and psychology, no. 2, p. 312-319. (In Russian.) S Von Glasersfeld, E. (1987). Learning as a constructive activity. In C. Janvier. Problems

of representation in the teaching and learning of mathematics. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., p. 3-17.

Von Glasersfeld, E. (1995). A constructivist approach to teaching. In L. P. Steffe ^ & J. Gale (Eds.). Constructivism in education (3-15). Hillsdale, New Jersey: Lawrence

3 Erlbaum Associates. Wang, Z. (2014). Effective teaching in college English classroom under construction

o o

o theory vision. Foreign Language World, 4.

m

LU

cc o

o o

LU LL

o <

cc

3

o

Yager, R. (1991). The constructivist learning model, towards real reforms in science education. The Science Teachers, no. 58(6), p. 52-57.

Zhilin, D. M. (2011). Instructivism and constructivism — dialectical opposite strategies of learning. Pedagogika, no. 5, p. 26—36. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.