ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА
В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Р.Р. Бикбулатов, В.Г. Иванов, Г.Р. Еремеева
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о преимуществе использования конструктивистского подхода в обучении по сравнению с традиционным. Акцент сделан на активное вовлечение обучающихся в процесс получения новых знаний и использования этих знаний на практике. Дан вывод по необходимому вызову преподавателя и навыку обучающегося для развития одаренности.
Ключевые слова: конструктивистский подход, одаренные обучающиеся, ассимиляция, аккомодация, метапознание, саморегуляция.
THE USE OF THE CONSTRUCTIVIST APPROACH
IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' GIFTEDNESS
R. Bikbulatov, V. Ivanov, G. Eremeeva
Abstract. The article covers the problem of the constructivist approach in education. Its advantages are considered and compared with those of the traditional approach. The emphasis is made on the process of active learning and practicing. The necessity of teachers' challenge and students' abilities to develop giftedness is justified.
Keywords: constructivist approach, gifted students, assimilation, accommodation, metacognition, self-adjustment.
Деятельность преподавателя в
организациях образования, в которых обучаются интеллектуально одаренные обучающиеся, имеет свою специфику. Преподавателю необходимо знать особенности развития и формы работы с данной категории обучающихся. Преподаватель, использующий в своей деятельности традиционные формы преподавания, не сможет развить интеллектуальную одаренность у
обучающихся. Такой преподаватель не справится с поставленной задачей, не сможет организовать образовательный процесс. Он не готов управлять процессом развития одаренности.
На курсах по наращиванию потенциала тренеров, обученных по программе «Развитие одаренности детей», проводимых Центром Талантливой Молодежи Университета Джона Хопкинса с участием тренера CTY Шилы Галагер (Shelagh Gallager) нами был проведен «мозговой штурм». На нем был проведен опрос «Чем должен обладать преподаватель, работая с одаренными обучающимися?». Участники курса высказали мнение о том, что такой преподаватель должен быть креативным, знать особенности и потребности одаренных обучающихся, знать методы работы с данной категорией обучающихся, быть
мотивированным, терпеливым, сам
«одаренным» (достаточно умным), знать настроение учеников, поощрять тех, кто хочет использовать необходимые методы, должен быть «на одной волне» с обучающимися.
В современном учебном заведении уже невозможно преподавать традиционно. Необходимо, чтобы обучающиеся активно вовлекались в процесс получения новых знаний путем формирования понятий, восприятия, развития мышления. Данные познавательные процессы отображают объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Обучающийся должен стать активным участником образовательного процесса.
Для развития одаренности у обучающихся мы предлагаем использовать
конструктивистский подход в обучении.
Идеи конструктивистского подхода в образовании впервые отразились в трудах Л.С. Выготского [1], Ж. Пиаже [5], Дж. Брунера [8], Дж. Дьюи [3], Г. Гарднера [2]. Современные основные положения данного подхода в образовании в виде основных принципов конструктивизма показаны Е.С. Полат [4], М.А. Чошановым [6].
Ж. Пиаже рассматривал два основных процесса. Первым процессом является ассимиляция, в результате которой обучающийся воспринимает окружающую информацию и преобразует ее в соответствии со своими уже приобретенными знаниями и опытом. Вторым процессом является аккомодация. На основе противоречий и недостатка собственных знаний обучающийся получает новый опыт, тем самым у него происходит развитие [5].
Одно из положений конструктивизма гласит, что знание не дается обучающимся, а
создается ими. Данный подход нами выбран потому, что развитие мышления у обучающихся может происходить за счет сочетания уже имеющихся знаний с приобретаемыми. Знания приобретаются от преподавателя, сверстников, научной и учебной литературы, средств массовой информации, информационных сайтов и т.д. При использовании в педагогической практике традиционных занятий обучающиеся могут механически запомнить информацию, хорошо сдать экзамены, но не смогут применить полученные таким способом знания в дальнейшем, в каких-либо жизненных ситуациях. При использовании
конструктивистского подхода у обучающегося должно развиться понимание изучаемого материала, у него должны сформироваться навыки дальнейшего применения полученных знаний. Преподаватель должен создать условия для возможности подтверждения знаний интеллектуально одаренных обучающихся, переосмысления их
предположений, коррекции убеждений. При выборе стиля работы с данной категорией обучающихся имеет большое значение, как преподаватель будет осуществлять процесс преподавания учебного предмета. Ему необходимо предоставить возможность для получения знаний, предложить материал, инструменты и научить обучающихся самостоятельно добывать информацию и развить желание действовать в направлении собственного понимания предмета.
Преподавателю, прежде чем начать работать с интеллектуально одаренными обучающимися, требуется установить их способности, выявить потенциальные достижения, определить систему оценивания. Необходимо определить зону ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) [1]. Для этого обучающимся предоставляются задания, по которым определяется уровень развития: актуальный уровень (решены задания самостоятельно) или уровень возможного развития (задания решены при помощи преподавателя или в сотрудничестве с более способными сверстниками). Зона ближайшего развития позволяет скорректировать действия преподавателя по улучшению качества приобретаемых знаний.
Обучающихся при помощи наблюдений и слушания необходимо научить искать доказательства по тому или иному вопросу, принимать самостоятельные решения. Большая роль при этом отводится преподавателю. Он должен предоставить
возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации, предоставляя задания высокого порядка. Заданиями высокого порядка являются задания на анализ, синтез и оценивание (по таксономии Блума) [7]. При помощи заданий на анализ можно научить обучающихся проверять и классифицировать предоставленную информацию на
составляющие, что поможет делать формулировки выводов, определения доказательств. Задания на синтез помогут систематизировать информацию при помощи соединения различных компонентов в новую информацию или предоставления
альтернативного решения. При помощи подобных заданий обучающиеся смогут установить связи между различными процессами, законами, разработать план действий, набор операций, сделать выводы и т.д. Важно интеллектуально одаренных обучающихся научить аргументировать свое мнение, формулировать выводы, делать обоснования, согласно выдвинутой идее или предположению оценивать качество работы. Характеристики, по которым можно судить о наличии критического мышления у обучающегося: рациональность, суждение, самосознание, непредубежденность, дисциплина. Для того чтобы развить такое мышление преподавателям необходимо использовать в своей практике задания с использованием следующих глаголов: ознакомьтесь..., осознайте..., проанализируйте..., сравните.,
синтезируйте., оцените., примените., аргументируйте....
Понятие одаренности не является моноаспектным. Нельзя утверждать, что интеллектуально одаренный обучающийся имеет высокий интеллект, который можно определить на основании баллов Согласно Г. Гарднеру [2] одаренность можно определить по широкому спектру критериев, благодаря комплексному подходу (многоаспектность). Он определил интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей.
Для развития таких способностей необходимо использовать различные формы работы. К таким формам относятся углубленное исследование, интеллектуальные задания, экстернат. Подобные формы стали эффективным способом мотивации и развития обучающихся. Они могут развивать способность понимать, контролировать и отслеживать свои результаты, свой опыт
обучения через процессы метапознания. У обучающихся развивается саморегуляция. Преподаватель в процессе обучения должен помочь обучающимся понять, как проходит обучение, осознать необходимость
применения тех или иных методов для самообучения на протяжении всей жизни. Необходимо предоставлять задания, в которых приходится размышлять. Обучающийся должен понять необходимость высокой компетентности в области информационно-коммуникационных технологий, грамотного владения речью, владения пространственным мышлением. Необходимо проводить исследования и осознавать собственные способности, оптимально их используя. Успешность всего вышеперечисленного зависит от степени понимания обучающихся как учиться. Движущей силой является метапознание.
Если от преподавателя будет идти сильный вызов, а обучающийся со слабыми навыками, то у обучающегося будет страх невыполнения заданий, переживание за то, что он не справится с поставленной перед ним задачей;
если от преподавателя будет идти слабый вызов, а обучающийся с сильными навыками, то у обучающегося наступает скука, ему неинтересно находиться на занятиях; если от преподавателя будет идти слабый вызов, а обучающийся со слабыми навыками, то у обучающегося наступает апатия.
Для того чтобы происходило планирование деятельности и имелся успешный результат, от преподавателя должен идти сильный вызов, а от обучающихся - сильный навык. В этом случае обучающийся будет мотивирован, иметь стремление к получению новых знаний, достигать успеха.
В сотрудничестве обучающихся между собой и с преподавателем, который должен являться главным советчиком и экспертом, раскрывается суть конструктивистского подхода в образовании. Преподавателю необходимо иметь высокий уровень знаний своей дисциплины и уметь выходить за рамки своего предмета, чтобы развить интеллектуальную одаренность у
обучающихся.
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1996. - 479 с.
2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М.: Вильямс, 2007. - С. 373-374.
3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. и с предисл. Н.Д. Виноградова. - М.: Мир, 1915. -С. 202.
4. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
6. Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации / М.А. Чошанов // Директор школы. - 2000. - № 4. - С. 56-62.
7. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman,
1994.
8. Bruner J. S. Personality dynamics and the process of perceiving. In: R. R. Blake & G. V. Ramsey (eds.). Perception: an approach to personality. New York: Ronald, 1951. - Р. 121-147.
9. Glasersfeld, E. von. A Constructivist Approach to Teaching / E. von. Glasersfeld // Constructivism in education / ed. by L. Р. Steffe, J. Gale. - Hillsdale,
1995. - P. 3-15.
Сведения об авторах:
Бикбулатов Руслан Рафаильевич (г. Костанай, Казахстан), аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского Национального Исследовательского Технологического Университета (КНИТУ), преподаватель Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления г. Костанай, e-mail: ruslan97129@mail.ru
Иванов Василий Григорьевич (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Казанского Национального Исследовательского Технологического Университета (КНИТУ).
Еремеева Гузель Ринатовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка в сфере высоких технологий Казанского Приволжского Федерального Университета, e-mail: gizeliksanova@rambler.ru
Data about the authors:
R. Bikbulatov (Kostanay, Kazakhstan), postgraduate student at the Department of Engineering Pedagogy and Psychology at Kazan National Research Technological University, teacher at Nazarbaev Intellectual School of Physics and Mathematics in Kostanay, e-mail: ruslan97129@mail.ru
V. Ivanov (Kazan, Russia), doctor of education, full professor, vice-rector for education at Kazan National Research Technological University.
G. Eremeeva (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, e-mail: gizeliksanova@rambler.ru