Научная статья на тему 'Использование интерактивных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров'

Использование интерактивных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Андрей Николаевич

В статье рассмотрено значение интерактивных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров в условиях интеграции науки, образования и культуры. Представлена психолого-педагогическая характеристика интерактивных образовательных технологий, возможности их применения при организации групповой работы. Охарактеризованы психолого-педагогические условия эффективного использования интерактивных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF FUTURE ENGINEERS

The article discusses the importance of interactive learning technologies in the training of future engineers upon the integration of science, education and culture. The psycho educational characteristics of interactive educational technologies and their application in the organization of group work are presented. Psychological and pedagogical conditions of the effective use of interactive educational technologies are characterized.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация. В статье рассмотрено значение интерактивных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров в условиях интеграции науки, образования и культуры. Представлена психолого-педагогическая характеристика интерактивных образовательных технологий, возможности их применения при организации групповой работы. Охарактеризованы психолого-педагогические условия эффективного использования интерактивных образовательных технологий.

Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии; профессиональная подготовка; интеграция образования, науки и культуры.

AMrey Morozov THE USE OF INTERACTIVE EDUCATIONAL

TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF FUTURE ENGINEERS

Annotation. The article discusses the importance of interactive learning technologies in the training offuture engineers upon the integration of science, education and culture. The psycho educational characteristics of interactive educational technologies and their application in the organization of group work are presented. Psychological and pedagogical conditions of the effective use of interactive educational technologies are characterized.

Keywords: interactive learning technologies; training; integration of education, science and culture; pedagogical characteristics of the technologies.

Усиление внимания к процессу превращения фундаментальных знаний в наукоемкие технологии, к созданию условий для появления прикладных научно-технических разработок, способных обеспечить создание и выпуск высокотехнологичной продукции, актуализируют новые задачи современного образования по формированию компетентного специалиста, готового к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В условиях формирования инновационной экономики, развития высокотехнологичных отраслей актуальной научной задачей является теоретико-методологическое обоснование новых подходов к подготовке специалистов на основе интеграции научного потенциала университетов, академической и отраслевой науки, предприятий производственной сферы и учреждений культуры [4; 5]. Бабикова А.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. рассматривают инновационное инженерное образование как собой процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующих методов и содержания обучения [1].

В настоящее время инновационная инженерная деятельность играет ключевую роль в обеспечении экономики страны передовых позиций на мировой арене, и отражает новые формы интеграции науки, техники и производства. Основными характеристиками инновационной деятельности являются:

- усиление творческого характера деятельности - умение творчески и нешаблонно решать профессиональные задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации;

- интеграция инженерных функций и видов деятельности - эффективное сочетание изобретательских и конструкторских функций при проектировании изделий и технологий и организации их производства, умение самостоятельно принимать решение;

УДК 378 А.Н. Морозов

© Морозов А.Н., 2015

— эффективная межпрофессиональная коммуникация - готовность к эффективной работе в команде с представителями других профессий для решения профессиональных задач;

— ориентация на потребности рынка - стремление непрерывно повышать качество товара и услуг, их конкурентоспособность, соответствовать требованиям рынка [4].

Причину недостаточной эффективности традиционного обучения нужно искать, по мнению А.А. Вербицкого, в методологии, в основаниях подхода к организации учебной деятельности обучающегося, в которой студент находится в «ответной» позиции, являясь объектом педагогических манипуляций (а не субъектом целеполагания и целереализации) под «патронажем» преподавателя. Соответственно, методика обучения строится как отражение «холодной» логики науки, а не субъективной, внутренне мотивированной, пристрастной, иногда ошибающейся логики познавательной деятельности человека. А.А. Вербицкий убедительно доказывает, что в образовательном процессе необходимо опираться именно на логику познавательной деятельности обучающегося. Через этот внутренний, личностный контекст преломляется любая новая для человека информация. Только в этом случае она усваивается на уровне личностных смыслов, собственно знаний, а не просто закрепленных в понятийном аппарате наук значений. И только в этом контексте можно говорить об образовании как присвоении знания [2].

Важным средством реализации современных требований к организации обучения в вузе выступают инновационные образовательные технологии, стимулирующие проявление активности и инициативности, формирование позиции студента как субъекта процесса личностного становления. По ряду психолого-педагогических характеристик наиболее подходящими для формирования современных компетенций будущих инженеров являются именно интерактивные технологии, поскольку они позволяют обеспечить:

— активное участие студентов в процессе обучения;

— высокую мотивацию студентов;

— личностно-эмоциональное включение всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность и общение;

— активное использование опыта студентов и преподавателей;

— актуализацию полученных знаний в решении учебно-профессиональных задач;

— взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и с учебным окружением.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на дискуссионные: диалог, проблемно-рефлексивный полилог, групповая дискуссия, позиционная дискуссия, разбор ситуаций из практики, кейс-метод и др.; игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры; тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Рассмотрим возможности интерактивных образовательных технологий в подготовке бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 — технология транспортных процессов. Оптимальной формой учебной деятельности студентов по профилю «Организация и безопасность движения» является групповая работа, в частности по разработке системы комплексных мер по совершенствованию организации дорожного движения на реальном участке улично-дорожной сети.

Основными задачами групповой работы являются:

— разработка и обоснование вариантов новых решений организации дорожного движения на рассматриваемом объекте;

— выбор и размещение на объекте необходимых технических средств организации дорожного движения, обеспечивающих реализацию предложенного варианта организации дорожного движения;

— выполнение необходимых расчетных и графических работ;

— представление и защита разработанных студентами новых схем организации дорожного движения и др.

Выявление и систематизация группами студентов недостатков существующих схем организации дорожного движения (наличие остаточных очередей, когда транспортное средство не может пересечь стоп-линию на разрешающий сигнал в течение одного цикла; нарушение допустимости конфликтов «транспорт-транспорт», «транспорт-пешеход», предусмотренной рекомендациями по проектированию пофазного разъезда; стоянка автомобилей вне предусмотренных для этих целей местах; отсутствие обустроенных пешеходных переходов в местах притяжения пешеходов и др.) позволяют рассмотреть предложения по разработке новой схемы организации дорожного движения. Это может быть сделано с использованием методики «мозгового штурма», методики 635, эвристической беседы. Из выявленных студентами недостатков выделяются главные, требующие первоочередного устранения. В зависимости от полученных студентами результатов наблюдений предлагаемые мероприятия могут быть разными, но начинать разработку новой схемы организации дорожного движения необходимо с решения, как правило, самой трудной, но главной задачи, вытекающей из материалов натурных обследований.

Достаточно типичной задачей является ликвидация заторов и опасных конфликтных точек. Обычно заторы возникают на подходах к перекресткам, расположенным на магистральных улицах. В первую очередь студенты, как правило, предлагают традиционные методы их ликвидации: уменьшение числа фаз регулирования или пропуск интенсивного потока в две и более фазы, частичный отвод потока от перекрестка (например, грузовое движение или изменение маршрута общественного транспорта), увеличение потока насыщения на подходе к перекрестку. В крайнем случае студенты предлагают рассматривать возможность ликвидации в этом месте светофорного объекта.

Дальнейшее групповое обсуждение приводит студентов к противоположным предложениям. Ликвидация опасных конфликтных точек, наоборот, требует увеличения числа фаз, перехода на регулирование по направлениям (при наличии достаточного числа полос), запрещения движения некоторых поворотных потоков. Обеспечение безопасности движения пешеходов достигается, прежде всего, ликвидацией «просачивания» через пешеходные потоки транспортных средств, поворачивающих налево или направо. При интенсивном движении пешеходов по всем направлениям перекрестка обычно вводят полностью пешеходную фазу.

Сравнительный анализ и обсуждение предложений студентов позволяет сформулировать вывод о том, что новая схема организации дорожного движения должна носить комплексный характер: разработка одного из направлений должна сочетаться с решением попутных вопросов. Например, организация остановочных пунктов маршрутного общественного транспорта должна предусматривать и мероприятия по обеспечению безопасности движения пешеходов - организация движения автотранспорта на перекрестке или площади с решением вопросов стоянок транспортных средств и расположением остановочных пунктов общественного транспорта. Групповая работа способствует развитию навыков конструктивного взаимодействия и бесконфликтного общения; формированию ценностного единства, разделяемых всеми членами группы профессиональных и личных целей; освоению нового опыта учебного взаимодействия; развитию рефлексивных, аналитических и прогностических компетенций.

Исследователи выделяют условия эффективного использования интерактивных образовательных технологий в вузе:

— доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между студентами и преподавателем;

— демократический стиль;

— сотрудничество в процессе общения между студентами и преподавателем и обучающихся между собой;

— опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

— многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

— включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [3].

Таким образом, интерактивные образовательные технологии позволяют одновременно решать три основные задачи:

— учебно-познавательную: овладение студентами системой междисциплинарных знаний и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО;

— личностно-развивающую: формирование благоприятного эмоционально-интеллектуального фона процесса познания; развитие ответственности, самостоятельности студентов;

— социально-ориентационную: развитие коммуникативных компетенций студентов, готовность и способность к конструктивным социальным взаимодействиям.

Библиографический список

1. Бабикова, А. В. Проблемы и перспективы инженерного образования в инновационной экономике / А. В. Бабикова, А. Ю. Федотова, И. К. Шевченко // Инженерный вестник Дона. — 2011. — № 6. — т. 16. — с. 194—204.

2. Ветров, Ю. П. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения / Ю. П. Ветров, И. Ф. Игропуло // Высшее образование в России. — 2012. — № 5. — С. 89—96.

3. Игропуло, И. Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования / И. Ф. Игропуло // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2012. — № 3 (32). — С. 155—158.

4. Игропуло, И. Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях / И. Ф. Игропуло // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2011. — № 5. — С. 116.

5. Игропуло, И. Ф. Структура методической деятельности преподавателя вуза при переходе к новым образовательным стандартам / И. Ф. Игропуло, А. В. Уманская // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2012. — № 3 (32). — С. 158—162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.