Научная статья на тему 'Образовательные технологии интерактивного обучения в высшем профессиональном образовании'

Образовательные технологии интерактивного обучения в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова О. А.

Одним из важнейших условий модернизации и повышения качества высшего профессионального образования является переход на новые инновационные образовательные технологии. В статье рассматривается содержание и опыт внедрения в процесс обучения интерактивных форм и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE LEARNING IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

One of the most important conditions of modernization and improvement of quality of higher professional education is the transition to a new innovative educational technologies. The article considers the content and implementation experience in the process of learning interactive forms and methods of training in the Belgorod state Institute of arts and culture.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии интерактивного обучения в высшем профессиональном образовании»

УДК 37.017.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.А. Соколова

Белгородский государственный институт культуры и искусств e-mail: [email protected]

Одним из важнейших условий модернизации и повышения качества высшего профессионального образования является переход на новые инновационные образовательные технологии. В статье рассматривается содержание и опыт внедрения в процесс обучения интерактивных форм и методов обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, инновационная образовательная

деятельность, образовательные технологии, интерактивное обучение.

Система образования XXI века предполагает опору на новые инновационные образовательные технологии, соответствующие реалиям информационного общества. Изменения, произошедшие в развитии современной молодежи, требуют нового подхода к разработке технологий обучения и к выработке новых критериев оценки качества образовательного процесса. Высшее профессиональное образование в новых условиях становится достоянием личности, средством ее самореализации и построения личной карьеры. Специалист с высшим образованием в постиндустриальном обществе - это человек, способный общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить1.

Педагогическая наука в последнее время пополнялась целым рядом научных трудов по инновационной педагогике, образовательным технологиям (Н.В. Бордовская, Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Кондаков, В.В. Краевский, В.С. Кукушин, А.М. Новиков, А.В. Хуторской и др.).

«Изменения концептуальных оснований государственного образовательного стандарта, как известно, заключаются в смещении акцента с минимума содержания образования на результаты образования в компетентностном формате, что является отражением общемировой тенденции возрастания «студентоцентрированности» в организации высшего образования»2. Инновационный путь модернизации и реформирования образования обусловлен объективными требованиями, вытекающими из специфики развития российского общества на постиндустриальном, информационном этапе. «Естественно, что в новых условиях не может работать прежняя система образования. И не потому что плохая, а потому что не соответствует реалиям современности. Объективно возникла жесткая необходимость построения качественно новой системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые

1 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес. 2011. С. 49.

2 Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 116.

раньше не приходилось решать»3. Современное образование ориентировано на формирование личности деятельностного, толерантного типа, на создание условий для развития творческой активности преподавателей, на инновационное обучение. Переход к инновационному обучению представляет собой сложную, интегративную задачу коренного, качественного изменения высшего образования, основанного на обновленной педагогической методологии.

В педагогической науке существует множество определений феномена педагогической технологии (Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, В.П. Беспалько,

И.П. Волков, В.М. Монахов, М.В. Кларин, В.В. Краевский, В.С. Кукушин, Г.К. Селевко, Н. Осипов, А.В. Хуторской и др.). В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. В технологии обучения В.С. Кукушин отмечает взаимосвязь и взаимообусловленность содержания, средств и методов обучения, а задача педагога состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, применить оптимальные и наиболее эффективные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными

4

целями и задачами .

В условиях реализации ФГОС одной из эффективных технологий, рассчитанных на повышение качества обучения, является проектная технология. Проектная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование обобщенных компетенций обучающихся, универсальных, информационных и познавательных (исследовательских) умений. В информационном образовательном пространстве актуальной для реализации инновационного обучения является и технология ситуационного анализа (case study). Она позволяет непосредственно осуществлять связь с практикой и опираться в образовательном процессе на объективный опыт студентов. Ситуационный анализ способствует формированию критического мышления, активизирует теоретические знания студентов, их практический опыт, раскрывает и развивает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушивать различные точки зрения и аргументировать свою. В результате использования указанных выше и других технологий в теоретический и технологический процесс обучения органично вливаются все компоненты модели вузовского образовательного процесса, нацеленного на инновационное обучение на основе реализации компетентностного подхода.

В условиях объективной необходимости интенсификации процесса обучения в педагогической науке появился новый термин - интерактивное обучение. Если интеракция в переводе с английского означает «деятельный», то интерактивность в обучении рассматривается как взаимодействие, взаимное влияние людей, как непрерывный диалог, взаимодействие воздействия друг на друга. «В педагогической теории и практике интерактивное обучение связывается с активным участием обучающегося в процессе обучения, с высокой мотивацией, полным личностноэмоциональным включением всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность и общение, с опорой обучения на опыт обучающегося,

3

Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. 2012. № 1. С. 3.

4

Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2011. С. 49.

актуализацией полученных знаний, взаимодействием учащихся с преподавателем, друг другом и учебным окружением»5.

В учебно-методическом пособии С.Б. Ступиной дается следующая классификация инновационных интерактивных форм и методов обучения: дискуссионные (диалог, проблемно-рефлексивный полилог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, кейс-метод и др.); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые, организационно-деятельностные); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности)6.

Интерактивное обучение характеризуется использованием форм и методов, осуществляющих непрерывное взаимодействие и взаимопонимание преподавателя и студентов. Следует отметить то, что интерактивные формы и методы обучения студентов не означают только изобретение новых, они включают в себя и существующие формы и методы, наполненные инновационным содержанием и интерактивными приемами и средствами. Следует исходить из того, что интерактивные формы и методы обучения студентов не означают только изобретение новых, они включают в себя и уже применяемые формы и методы, наполненные инновационным содержанием и интерактивными приемами и средствами.

Так, в практике учебно-воспитательной деятельности, аспиранты и магистранты в своей опытно-экспериментальной работе весьма эффективно использовали интерактивные лекции. Это лекции, проводимые совместно преподавателями разных учебных дисциплин. Учитывая то, что на современном этапе модернизации высшего профессионального образования в условиях реализации ФГОС основным методом обучения становится диалоговый, часто проводятся лекции-диалоги, лекции-дискуссии, лекции-беседы, лекции-размышления. Диалогу в обучении всегда уделялось особое внимание, так как восприятие нового материала, его понимание возникает исключительно в процессе общения (диалога). В итоге проясняются вопросы, ранее казавшиеся запутанными. И не только потому, что участники общения узнают что-то новое, хотя это очень важно. Тут, прежде всего, играет важную роль то, что общение будит мысль, а истина рождается в споре между людьми. В диалоге происходит интеллектуальное взаимодействие между

7

учениками .

Наряду с инновационным подходом к содержанию и формам проведения лекций с учетом инвариативного, вариативного и личностного уровней содержания образования (Г.М. Мухаметзянова), огромную роль по внедрению интерактивных форм и методов обучения играют семинарские занятия. Используются семинары-беседы, семинары-конференции, семинары-дискуссии, семинары-игры (дидактические, сюжетные, деловые, ролевые), рефлексивные семинары и т.п. Особенно большое значение придается семинарам-тренингам, способствующим выработке умений и навыков овладения способами деятельности, применения знаний к решению проблем как в профессиональной, так и в личной сферах жизнедеятельности. Высокоэффективной формой обучения являются рефлексивные семинары, на которых студентами оцениваются плюсы и минусы овладения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности в своей будущей профессиональной работе.

Актуальной для реализации инновационного обучения является и технология ситуационного анализа (case study). Она позволяет непосредственно осуществлять связь с

5 Ветров Ю.П., Игропуло И,Ф. «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России. 2012. №5. С. 90.

6 Ступина С.Б. Технология интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2008. С. 6.

7 Тестов В. А. Информационное общество: переход к новой парадигме образования // Педагогика, 2011. №4. С. 6.

практикой и опираться в образовательном процессе на объективный опыт студентов. Ситуационный анализ способствует формированию критического мышления, активизирует теоретические знания студентов, их практический опыт, раскрывает и развивает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушивать различные точки зрения и аргументировать свою.

Методов, приемов и средств интерактивного обучения огромное количество - это применение в учебно-воспитательной работе тестовых заданий на семинарских занятиях, анкетирование, осмысление и анализ стандартных и нестандартных психологических, социальных и профессиональных ситуаций, использование упражнений, задач, кейсов; выполнение определенных заданий (оппонирование, рецензирование, экспертирование) и т.д. Успешность организации и проведения интерактивных форм, методов, приемов и средств обучения обусловливается высокой профессиональной компетентностью преподавателя, которая «представляет собой интегративное свойство личности, отражающее единство теоретической, практической и нравственно-психологической готовности педагога к профессиональной деятельности, включающее в себя совокупность психолого-педагогических, методических и специально-предметных знаний, общепедагогических и специально-профессионально-творческих, исполнительских умений, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность8.

В результате использования указанных выше и других технологий в теоретический и технологический процесс обучения органично вливаются все компоненты модели вузовского образовательного процесса, нацеленного на инновационное обучение на основе реализации компетентностного подхода.

Список литературы

1. Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ // Высшее образование в России, 2009. № 10.

2. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России. 2012. №5.

3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2011.

4. Строилова А.Я. «Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования» / Автореф.диссер...к. пед. н. Оренбург, 2007.

5. Ступина С.Б. Технология интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2008.

6. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме образования // Педагогика, 2011. №4.

7. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Педагогика. 2012. № 1.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE LEARNING IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

O.A. Sokolova

Belgorod state institute of arts and culture ________________________________e-mail: [email protected]______________________________

8 Строилова А.Я. «Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования» / Автореф.диссер... кан.пед.наук - Оренбург, 2007.

One of the most important conditions of modernization and improvement of quality of higher professional education is the transition to a new innovative educational technologies. The article considers the content and implementation experience in the process of learning interactive forms and methods of training in the Belgorod state Institute of arts and culture.

Keywords: professional education, innovative educational activities, education technologies, interactive

training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.