Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в подготовке будущих специалистов-криминалистов в подведомственных образовательных организациях'

Интерактивные технологии в подготовке будущих специалистов-криминалистов в подведомственных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ-КРИМИНАЛИСТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булысова Т.В.

В данной статье говорится о том, что в подготовку будущих специалистов-криминалистов в подведомственных образовательных организациях внедряются интерактивные технологии, обеспечивающие эффективное применение в образовательном процессе обучающих, тренировочных, контролирующих и поисковых систем. Востребованы моделирующие программы и инструментальные средства обеспечения коммуникации между преподавателями и обучающимися в условиях электронного обучения. Обучение специалистов-криминалистов осуществляется на основе интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий, с учетом технического совершенствования классической модели подготовки специалистов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в подготовке будущих специалистов-криминалистов в подведомственных образовательных организациях»

УДК 378

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2019 Т. В. Булысова

аспирант e-mail: tbulysovaamail.ru

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

В данной статье говорится о том, что в подготовку будущих специалистов-криминалистов в подведомственных образовательных организациях внедряются интерактивные технологии, обеспечивающие эффективное применение в образовательном процессе обучающих, тренировочных, контролирующих и поисковых систем. Востребованы моделирующие программы и инструментальные средства обеспечения коммуникации между преподавателями и обучающимися в условиях электронного обучения. Обучение специалистов-криминалистов осуществляется на основе интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий, с учетом технического совершенствования классической модели подготовки специалистов в высшей школе.

Ключевые слова: интерактивные технологии, специалисты-криминалисты, педагогическая модель, дидактические условия, поисковые системы, электронное обучение.

Глубокие взаимопроникающие изменения в различных сферах жизни общества требуют переосмысления подходов к подготовке специалистов в высшей школе, деятельность которых будет проходить в соответствии с реалиями современного социокультурного и информационного пространства. В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед подведомственными образовательными организациями страны, является приведение содержания и структуры подготовки будущих профессионалов в соответствие с динамично изменяющимися потребностями различных ведомств, обеспечение инновационного характера профессионального образования. Эти и ряд других задач были определены Концепцией кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 г.). Вузы МВД России должны ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Как результат -подготовка компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста. Реализация требований в сфере подготовки будущих сотрудников полиции предполагает переход на современные инновационные педагогические технологии обучения, в том числе интерактивные. В современном образовательном процессе высшей школы можно выделить тенденцию, позволяющую явно обнаружить активизацию внедрения интерактивных технологий в обучение будущих специалистов, в частности в обучение специалистов-криминалистов, в подведомственных вузах. Приведем несколько образовательных моделей с использованием интерактивных технологий, обеспечивающих сформированность информационной компетенции у будущих специалистов-криминалистов. Но для начала заметим, что электронное обучение позволило поднять самостоятельную работу обучающихся в вузе на новый, высокий, ранее недостижимый уровень. Это использование электронных учебных, учебно-методических, практических пособий, выполнение профессионально

ориентированных заданий, прохождение тестов самопроверки, кейс-технологии и др. Моделирование будущей профессиональной деятельности на занятиях у специалистов-криминалистов может быть осуществлено в результате применения интранет-технологии, интерактивного взаимодействия обучающихся. Такая модель обучения, как правило, включает дискуссии и профессионально ориентированные проекты, конференции, а также видеолекции и видеоконференции. Модель контекста профессиональной деятельности обучающегося может включать тренинги, практические задания, упражнения, профессиональные ситуации, подготовленные для анализа обучающимися и выработки ими правильного решения [Ветров, Игропуло 2012; Кошелева, Степаненков 2018].

Если рассматривать модели обучения будущих специалистов, применяемые преподавателями в высшей школе, то можно выделить то общее, что они в себе сочетают, а именно: самостоятельную познавательную деятельность обучающихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по изучаемым в высшей школе дисциплинам; оперативное и систематическое взаимодействие с ведущими преподавателями, научными консультантами; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, с использованием всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями программы курса той или иной дисциплины [Булысова 2016, 2018].

В свете происходящих преобразований в подготовке будущих специалистов-криминалистов в ведомственных образовательных организациях актуальной является проблема разработки педагогической модели эффективного использования интерактивных технологий в процессе подготовки будущих специалистов. Безусловно, модель должна отражать взаимосвязь традиционных и инновационных методов в обучении (см. рис.).

Модель, представленная на рисунке, была разработана в рамках проведения автором диссертационного исследования, нацеленного на выявление эффективных дидактических условий применения интерактивных технологий в обучении специалистов-криминалистов в ведомственной образовательной организации. Отметим, что интерактивные технологии интересовали нас и с точки зрения проектирования оценочных средств по изучаемым в высшей школе дисциплинам, успешно внедряющихся в подготовку будущих специалистов-криминалистов. Для этого были использованы:

- структурные матрицы формирования универсальных и профессиональных компетенций у будущих специалистов (в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+; 3++) по направлению подготовки;

- структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и рубежного контроля, а также итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с профилем подготовки и др. [Купавцев 2011].

О педагогическом моделировании и создании педагогических условий для достижения качества в обучении будущих специалистов-криминалистов пишут в научных трудах отечественные ученые (Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, Г.А. Густов, В.В. Клевцов, В.П. Лавров, Д.А. Турчин, А.Н. Яблоков, С.И. Цветков и др.).

Многие педагоги считают, что интерактивные технологии играют большую роль в обеспечении профессиональной направленности обучающегося, указывают на расширение дидактических возможностей практических занятий в высшей школе, формирование информационной компетенции у будущего специалиста.

Модель дидактических условий применения интерактивных технологий в обучении специалистов-криминалистов в ведомственной образовательной организации

Информационная техника, как известно, составляет материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляются сбор, хранение, передача и обработка информации. Но технический прогресс информационного века стремительно изменяет эту технику, реализуя все новые и новые функции, которые она должна выполнять. Именно поэтому информационные технологии, без которых нельзя применить интерактивные технологии в обучении, продолжают являться предметом изучения многих отечественных ученых в разных областях знаний. Преподаватели высшей школы вправе рассматривать информационные технологии как компонент

системы педагогического управления и как средство научно-педагогической деятельности (Ю.П. Ветров, Ю.М. Горвиц, М.Т. Громкова, Д.В. Степаненков, О.И. Шевченко и др.).

Вместе с тем интерактивные технологии, с их многочисленными функциями в обучении, позволяют решить задачи дифференцированно-группового обучения и индивидуализации учебного процесса (А.О. Кошелева, Н.В. Карева и др.), обеспечить компетентностный и контекстный подход в подготовке специалистов (В.Ф. Тенищева и др.) [Кошелева, Степаненков 2018; Тенищева, Аванесова 2012].

Разработанная автором модель, представленная в данной статье, на практике позволила проверить эффективность обучающих, тренировочных, контролирующих, поисковых систем, используемых при подготовке будущих специалистов-криминалистов. Не будем забывать, что, как правило, инструментальная компьютерная среда предоставляет преподавателям возможность варьирования, дополнения содержания задач, вариантов, упражнений, схем и т.д. Это очень много значит, если помнить о требованиях к качеству обучения будущих профессионалов. Использование интерактивных технологий в обучении позволило автору статьи при проведении педагогического исследования осуществить оперативный контроль за выполнением обучающимися профессионально ориентированных заданий по дисциплине «Криминалистика», выявить уровень сформированности информационной компетенции у будущих специалистов-криминалистов. При работе преподавателя и обучающегося в рамках интерактивной технологии широко использовался педагогом-исследователем гипертекст - совокупность разнообразной информации, которая может быть расположена в разных файлах вместе с графическим изображением, сопровождаться звуком, видео, анимацией. Известно, что гипертекст позволяет быстро переходить от одного текста (сайта, документа) к другому, а гипертекстовая технология является основой создания электронных словарей и энциклопедий. Проведенная экспериментальная работа показала, что интерактивные технологии обеспечивают управление познавательной деятельностью будущих специалистов-криминалистов, а авторская модель эффективна и актуальна в условиях реализации ФГОС ВО (3+, 3++).

Опыт автора данной статьи в подготовке будущих специалистов в высшей школе позволяет заключить, что за последние десять лет по многим дисциплинам используются обучающие и контролирующие, иллюстрирующие и консультирующие компьютерные программы, программы-тренажеры, операционные среды. Появились и используются в подготовке будущих специалистов-криминалистов такие программы, которые позволяют усвоить новые понятия, методы анализа информации и даже стать непосредственными участниками тех или иных профессиональных ситуаций, требующих разрешения и принятия ответственных решений. В подведомственных образовательных организациях идет апробация интерактивных технологий, позволяющих моделировать и анализировать профессиональные ситуации, взятые из реальной практики, контролировать процесс принятия решений в различных обстоятельствах, осуществлять функции проблемного обучения.

Разрабатываются и интерактивные программы, нацеленные на повышение мотивации будущих специалистов-криминалистов к развитию творческого мышления, приобретению знаний в смежных с профессиональной деятельностью областях [Купавцев 2011; Фурс 2011]. К сожалению, пока их не так много, в том числе и в подготовке специалистов-криминалистов в ведомственных вузах. Но есть эффективные, повышающие познавательную мотивацию обучающихся интерактивные программы, которые содержат элементы конструирования, творческих заданий с поиском решений в профессиональной сфере в ограниченное время, которые успешно применяются в образовательном процессе. При их правильном, дидактически верном

использовании в обучении повышается роль индивидуального выполнения того или иного задания и коллективного отслеживания стадий решения проблемы, если участники процесса обучения работают в сети.

Практика показала, что внедрение интерактивных технологий обеспечивает высокий уровень мотивации, как у преподавателей, так и обучающихся при выполнении задач научно-исследовательской деятельности. Вероятно, учитывая современное стремительное развитие техники и технологий, в скором времени можно широко использовать в обучении видеоконференцсвязь, осуществляемую в синхронном режиме, воссоздающую ситуацию реального присутствия в профессиональной ситуации и дающую возможность решения проблемных задач с использованием эвристических методов в режиме реального времени.

Итак, интерактивные технологии используются для передачи информации, ее переработки в знания и универсальные и профессиональные компетенции, развития личности и оценки качества обучения будущих специалистов-криминалистов. Они играют ведущую роль в процессе проблемного обучения в целях формирования информационной компетенции у будущих специалистов, которым предстоит выполнять свои должностные обязанности в условиях информационного века [Булысова 2018; Мотунова 2010].

Если учесть, что при применении преподавателем интерактивной технологии на занятии с будущими криминалистами ведущими являются дидактические принципы, то понятно, что основное внимание преподавателю высшей школы следует уделять наглядности, индивидуальной направленности, доступности, структурированности учебного материала, соответствию его требованиям ФГОС ВО (3+, 3++). Это обеспечит активизацию познавательной деятельности будущих специалистов и повышение мотивации к обучению с использованием интерактивных технологий, создаст оптимальные (комфортные) условия самообразования для обучающихся, обеспечит для них многовариативность профессиональных заданий, используемых на практических занятиях, и самоконтроль с обратной связью. В целом с помощью интерактивных технологий, применяемых в подготовке будущих криминалистов, будет обеспечено формирование информационной культуры личности, что требует целенаправленной научно-исследовательской работы со стороны преподавателей подведомственной организации. Немаловажное значение имеет создание преподавателем специализированного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся (например, по дисциплине «Криминалистика»). Оно включает в себя практические рекомендации по применению алгоритма различных форм выполнения самостоятельной работы, разработку разноуровневых заданий (на основе дифференцированно-группового обучения) и др.

В ходе проведения нами экспериментальной работы с будущими специалистами-криминалистами анализу подвергалась самостоятельная работа обучающихся с использованием баз данных учебного назначения, электронных справочников, учебников и пособий, энциклопедий, научно-исследовательских изданий и т.д. Это позволило сделать вывод об эффективности применяемых интерактивных технологий в обучении. При решении задачи развития у будущего специалиста способностей к анализу профессиональных ситуаций, креативному и творческому мышлению, использованию современных способов обработки аудиовизуальной информации, выдвигались требования к умению обучающимся компетентно выполнять многие операции по работе с компьютером. Например: контаминация различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов; деформирование визуальной информации; дискретная подача аудиовизуальной информации; фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего

перемещения; многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст) и др.

В настоящее время в подведомственных вузах создаются мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям, разрабатываются игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием интерактивных технологий. Особые перспективы мультимедиа открывает для дистанционного образования. Экспериментальная работа, проведенная автором данной статьи, показала, что мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации.

Интерактивные технологии, применяемые на занятиях с будущими криминалистами, обеспечили обучающимся возможность изменения настроек при использовании конкретной компьютерной программы, изучение результатов тестирования, установление скорости подачи материала и числа повторений, удовлетворяющих их индивидуальные потребности. Они обеспечили гибкое дистанционное обучение в соответствии с уровнем сформированности информационной компетенции обучающихся, их индивидуальными стилями и темпом усвоения знаний, их интересами. Подчеркнем, что на эффективность применения интерактивных технологий в значительной степени влияет образовательная среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (библиотеки, мультимедийные ресурсы, лаборатории кафедр и т.п.).

Внедрение интерактивных технологий в обучение будущих специалистов -важный этап информатизации в подведомственном вузе. Меняются объективные условия интеллектуальной деятельности человека, трансформируются функции образования, у будущих специалистов, обучающихся в вузе, возникают новые образовательные потребности.

В подведомственных вузах страны функционируют локальные компьютерные сети, в учебно-методических кабинетах имеются мультимедиа-комплексы для реализации задач обучения с применением интерактивных технологий [Кошелева А.О. и соавт. 2016]. Педагогам предстоит большая работа по внедрению новых педагогических моделей в подготовку будущих специалистов-криминалистов и разработке качественных информационных ресурсов. Не вызывает сомнений то, что нужен хорошо организованный мониторинг сформированности информационной компетенции у будущих специалистов-криминалистов, результаты которого позволят определить в том числе и качество обучения.

Педагогические условия, создаваемые в подведомственных образовательных организациях МВД России для внедрения интерактивных технологий в подготовку будущих профессионалов, позволяют преподавательскому составу сосредоточиться на решении стратегических задач: средствами инновационных педагогических технологий повысить качество многоуровневой (бакалавриат, специалитет, магистратура) подготовки обучающихся; создать инновационную систему подготовки будущих специалистов-криминалистов, с использованием самых современных достижений специальной техники, позволяющей действовать в особых условиях по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Библиографический список

Булысова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии и средства в подготовке будущих специалистов - криминалистов в ведомственном вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. Кемерово: ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». 2016. № 1 (22). С. 124-127.

Булысова Т.В. Интерактивные технологии как средство внедрения в образовательную практику вузов цифровой педагогики // Российская академия образования: фундаментальные исследования и их интеграция в современную образовательную среду: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практич. конф. (Орел, 19-21 сентября 2018). Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2018.

Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 89-95.

Кошелева А.О. Степаненков Д.В. Профессиональные компетенции в высшей школе // Технология проблемного обучения будущих специалистов в высшей школе в условиях информационного общества: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 54-67.

Кошелева А.О., Шевченко О.И., Кошелева Е.А. Современные подходы к проблеме качества образования // Инновации в современной системе образования подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 220-233.

Купавцев А.В. Теоретические основы и практика интенсивно-деятельностного обучения // Педагогика. 2011. № 8. С. 69-76.

Мотунова Л.Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов // Высшее образование в России. 2010. № 8-9. С. 151-155.

Тенищева В.Ф., Аванесова Т.А. Компьютерная поддержка подготовки военного специалиста // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 116-119

Фурс М.В. Интерактивные формы обучения - средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов // "Alma mater". 2011. № 10. С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.