Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии и средства в подготовке будущих специалистов-криминалистов в ведомственном вузе'

Информационно-коммуникационные технологии и средства в подготовке будущих специалистов-криминалистов в ведомственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ / ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА / СПЕЦИАЛИСТ-КРИМИНАЛИСТ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE INSTITUTE OF LAW / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / CRIMINAL LAW EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булысова Татьяна Валентиновна

В статье рассматриваются возможности ведомственного вуза по использованию информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов-криминалистов, раскрыты основные уровни дидактического процесса в вузе, охарактеризованы информационно-коммуникационные средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булысова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHOLOGIES AND MEANS USED TO TRAIN SOON-TO-BE CRIMINAL LAW EXPERTS AT THE INSTITUTE OF LAW

The article considers the opportunities of the Institute of Law to use information and communication technologies for the training of soon-to-be criminal law experts. It also discovers the main stages of the didactic process at a higher educational institution and characterizes the information and communication training aids.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии и средства в подготовке будущих специалистов-криминалистов в ведомственном вузе»

18. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М. : Педагогика, 1972. — 184 с.

19. Пичкова Л. С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности : коллектив. моногр. / под общ. ред. А. В. Холопова. — М. : МГИМО-Университет, 2009. — С. 662-668.

20. Психология и педагогика высшей школы / Л. Д. Столя-ренко [и др.]. — Ростов н/Д. : Феникс, 2014. — 620 с.

21. Федорова М. А. Теория и методическое обеспечение фор-

мирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе : дис. ... д-ра. пед. наук. — Орел, 2011.—457 с.

22. Федотова В. С. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студентов в праксиологическом контексте // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2010. — №1. — С.109-119.

23. Хамитова А. И., Иванов В. Г. Формы организации обучения общей и неорганической химии в химико-технологическом вузе через призму самостоятельной работы студентов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 48. — С. 115-131.

УДК/UDC 378.14

Т. В. Булысова T. Bulysova

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ

В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHOLOGIES AND MEANS USED TO TRAIN SOON-TO-BE CRIMINAL LAW EXPERTS AT THE INSTITUTE OF LAW

В статье рассматриваются возможности ведомственного вуза по использованию информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов-криминалистов, раскрыты основные уровни дидактического процесса в вузе, охарактеризованы информационно-коммуникационные средства обучения.

The article considers the opportunities of the Institute of Law to use information and communication technologies for the training of soon-to-be criminal law experts. It also discovers the main stages of the didactic process at a higher educational institution and characterizes the information and communication training aids.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация образовательного процесса в ведомственном вузе, технологии мультимедиа, специалист-криминалист.

Keywords: information and communication technologies, informatization of the educational process at the Institute of Law, multimedia technologies, criminal law expert.

В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г актуализируется содержание высшего образования с учетом современного мирового уровня

научных и технологических знаний, на основе анализа современных тенденций в развитии науки и техники.

Модернизация ведомственных вузов и специальных ведомств тесно связана и во многом зависит от информационного обеспечения учебного процесса. Это предопределено информатизацией общества и основными задачами развития образования в стране (Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.). Задачи реформирования и развития образования в России заключаются в следующем: развитие информационных технологий в образовании; подготовка компетентных и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью в условиях профессиональной среды; методическое обеспечение применения информационно-дидактических программ, педагогических технологий, сетей и баз данных.

Решение одной из важных задач — реализация информатизации образовательного процесса в ведомственном вузе — требует повышения качества обучения и воспитания специалистов, внедрения новых педагогических технологий [1]. Используя термин «информатизация образовательного процесса», автор статьи склонен к его следующей трактовке применительно к ведом-

ственным вузам: информатизация образовательного пространства в ведомственном вузе — это целенаправленный процесс эффективного внедрения информационно-дидактического обеспечения в подготовку будущих специалистов, предполагающий повышение качества обучения.

Хотелось бы поразмышлять относительно преподавания дисциплин в вузе, например цикла дисциплин в подготовке специалистов-криминалистов. В современное время подобного рода специалистам необходимо в своей деятельности уметь широко и эффективно использовать самые разнообразные информационные технологии в целях решения важных специфических задач. Рассуждая о дидактическом процессе ведомственного вуза, следует отметить, что, несмотря на особенности преподавания дисциплин, преподавательский состав так же, как и в других вузах, сосредоточен на внедрении в обучение новых технологий и подходов, инновационных методов, информационных средств. Одной из таких особенностей является междисциплинарный характер преподавания специальных дисциплин в ведомственном вузе.

Современные ученые (М. А. Архипенко, А. О. Кошелева, В. Н. Карташова, Д. В. Шепетько и др.) выделяют междисциплинарный характер содержания образования, построение его на основе изучения и учета личностных потребностей и познавательных интересов будущих специалистов, профессионально значимых качеств и способностей.

Многие отечественные ученые (Н. В. Карева, Г Н. Пантюхин и др.) рассматривают содержание дисциплин в вузе с точки зрения нескольких уровней. Например, уровень теоретического осмысления дисциплины выражается результатом теоретического и методологического понимания ее содержания. Сюда входят: дидактические и методологические принципы, закономерные связи с содержанием других дисциплин, личностные и общественные функции передаваемого социокультурного и социопрофессиональ-ного опыта в рамках изучаемой дисциплины.

Еще один уровень, выделяемый учеными, — уровень структуры учебной дисциплины. Особенность данного уровня в том, что здесь обосновываются цели, задачи, роль и место учебной дисциплины, ее функциональное назначение в освоении специальности. Вместе с этим определяются структура и состав основных элементов содержания конкретной учебной дисциплины.

Третий уровень — уровень учебного материала дисциплины — характеризуется обо-

значением ключевых профессиональных и общекультурных компетенций специалиста, подлежащих развитию в период его обучения в вузе. Ученые-педагоги выделяют и уровень профессионально-личностной рефлексии, необходимый при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов или при оценке накопленного личностью опыта в квазипрофессиональной деятельности (С. С. Жигулин, А. К. Маркова и др.).

Все вышесказанное предполагает внедрение в подготовку будущих специалистов в ведомственных вузах информационно-коммуникационных технологий, без которых невозможно организовать процесс обучения [2].

Проблемы профессионального образования и эффективного использования средств обучения в высшей школе рассматривались педагогами в разные исторические периоды (Л. И. Божович, Э. Ф. Зеер, И. А. Сухомлинский, С. Д. Сластенин и др.). Эти проблемы перекликались с философскими идеями личностно-ори-ентированного и личностно развивающего образования (В. Г. Алексеев, Л. П. Буев, Л.. Коган, В. В. Столин и др.), а также с идеями создания специальных дидактических условий для эффективного внедрения современных информационно-коммуникационных средств в вузе (Е. Ю. Васильева, А. Р. Камалеева, А. О. Кошелева и др.).

В условиях развития современного общества у ученых возникает немало прогнозов и споров о том, каким быть образованию в информационном веке. Современные информационно-коммуникационные средства (ИКС), используемые в обучении, за последнее десятилетие получили разные векторы развития. Педагогов вузов интересуют инновации в дидактике высшей школы с применением ИКС. Новые тенденции в образовании, документы в сфере образования, требования, предъявляемые различными ведомствами к подготовке специалистов, обусловливают необходимость разработки инновационных методов обучения на основе информационно-коммуникационных технологий. Каковы же задачи, стоящие перед преподавателями по эффективному использованию ИКС в преподавании вузовских дисциплин?

Необходимо сформировать конструктивное отношение преподавателей к нововведениям в преподавании как особо значимой личной и общественной ценности. Для этого нужно сделать очень многое. Например, углубить теоретические представления у преподавателей о современных возможностях применения ИКС в учебном процессе, а уже затем выявить

факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его. Преподаватели современного вуза должны обладать инновационной культурой, уметь разрабатывать инновационные методы, внедрять их в учебный процесс, делать выводы о влиянии информационно-коммуникационных средств на качество обучения. В свою очередь специальные знания в области применения ИКС дополнят индивидуальный профессиональный стиль проведения занятий, позволят повысить уровень творчества. Основой для этого является мотивация преподавателя, его гибкость ума, воля, трудолюбие, а также стремление к самостоятельному мышлению, к любознательности, оригинальности в деятельности, к изобретательности, активности, настойчивости в достижении поставленных перед собой целей. Следует уделить внимание положительным и отрицательным явлениям, наблюдаемым при использовании ИКС в вузовском обучении. К положительным явлениям относится то, что в современное время возникают уникальные возможности доступа к информации — мгновенного ее получения обучающимся. Интерактивный характер взаимодействия с информацией обеспечивает возможность построения индивидуального сценария нахождения в информационном пространстве [2]. Виртуальная реальность способна сделать процесс образования увлекательным и интересным. К отрицательным явлениям можно отнести: психологическую зависимость пользователей сети, ведущую к ослаблению социальных связей; изменение отношений в традиционной системе «преподаватель — обучающийся», в которой преподаватель выступает в роли консультанта.

В условиях стремительного развития информационных систем актуализируются проблемы их эффективного внедрения в подготовку специалистов-криминалистов. В ведомственных вузах за последние годы много внимания было уделено созданию инновационных разработок, нацеленных на формирование профессиональной компетентности специалистов-криминалистов. Учеными-педагогами разработаны обучающие, тренировочные и контролирующие модели, основанные на применении автоматизированных систем и применяемые непосредственно в процессе подготовки будущих криминалистов. В ведомственных вузах в учебно-методические комплексы дисциплин включены методические рекомендации по эффективному применению автоматизированных обучающих и контролирующих уровень знаний программ для элек-

тронных вычислительных машин (ЭВМ).

Инновационные средства, применяемые в обучении, обеспечивают освоение нового содержания изучаемых в вузе дисциплин, формирование профессиональных компетенций будущих профессионалов-криминалистов. Известно, что осмотр места происшествия — важное следственное действие, незаменимое в части собирания криминалистически значимой информации, а по количеству и ценности получаемых доказательств — одно из наиболее эффективных следственных мероприятий. Для того чтобы будущий криминалист умел грамотного применять технические средства и использовать научно обоснованные способы обнаружения, фиксации, изъятия следов преступления и вещественных доказательств, в обучении используется специальная компьютерная виртуальная среда, моделирующая профессиональные ситуации, которые требуют от обучающегося поиска правильного решения. Для проведения разных видов экспертиз (тра-сологической, баллистической, дактилоскопической, фоноскопической, графологической, автороведческой и др.) создаются программы для ЭВМ, помогающие воссоздать картину преступления, опознать преступника и его жертву, идентифицировать орудие преступления.

Программы для ЭВМ базируются на инструментальной среде, предоставляющей поль-зователям-обучающимся возможности неоднократного использования тестового материала, достижения более высоких результатов в тестировании, а также выполнения проектирования и моделирования различных процессов из области будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем преподаватель вуза может вводить дополнительную информацию, демонстрации, практические задания, вопросы для тестового контроля в базу данных, создавая автоматизированный программный комплекс преподаваемой в вузе дисциплины.

Особую роль в современном обучении играют интеллектуальные обучающие системы, реализующие гибкие вариативные сценарии, ориентированные на индивидуальные возможности и особенности.

ИКС постоянно совершенствуются. Все это дает творческому мышлению, интуиции, образному восприятию, воображению возможность развития. Расширяются образовательные возможности ИКС и за счет устройств для работы с компакт-дисками. Производительность и арсенал персональных компьютеров позволяют использовать технологии мультимедиа (англ.

multimedia — многокомпонентная среда), которые в комплексе воспроизводят текст, графику, звук, видео и мультипликацию в режиме диалога, что способствует целостному и эмоциональному восприятию материала. Широко используются в преподавании дисциплин демонстрация видеосюжетов, выявление динамики развития явлений и процессов с помощью компьютерного моделирования, при котором ситуация виртуальной (возможной) реальности, создающей иллюзию присутствия в реальном времени в стереотипически представленном мире, открывает новые возможности развития вариативного мышления и проективных способностей. С помощью аналитических моделей, лабораторного эксперимента, анимации можно определять возможные числовые показатели, проводить качественную оценку предполагаемых изменений, которые затем реально воплотить в действительном проектировании. Возможность наблюдать динамические процессы, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в аудитории, проигрывание различных ситуаций, параметры и условия которых можно изменять, конструируя модели виртуального характера, — все это можно успешно использовать для формирования аналитической и творческой деятельности будущих специалистов-криминалистов.

Информационно-поисковые системы в образовании претерпели существенные изменения в лучшую сторону за последние годы. Преподаватели и обучающиеся могут широко использовать поисковые системы в Интернете, системы поиска центров научно-технической информации, электронные каталоги библиотек и медиатек (собрание различных

носителей информации, в том числе на электронной основе), а также электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые системы.

Преподаватели должны знать и о том, что изучение предпочтений обучающихся и результатов их работы с моделирующими программами показывает, что для будущих криминалистов с выраженным вербальным типом восприятия и мышления даже при изучении динамических процессов предпочтительны статические изображения, сопровождаемые текстовым описанием. А обучающиеся с преобладанием образного мышления получают более адекватные представления при использовании анимированных динамических иллюстраций при условии, что они имеют достаточную предварительную подготовку.

В целом применение ИКС в обучении развивает инициативу, фантазию, воображение, творческую активность и профессиональное мышление будущих специалистов-криминалистов. Использование в ведомственном вузе современных технологий обучения и ИКС обусловлено высокими темпами интеллектуализации, предъявляющей новые требования к уровню профессиональной подготовки специалистов-криминалистов в ведомственных вузах, а также необходимостью формирования у них профессиональных компетенций.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2014. — 134 с.

2. Кошелева А. О. Становление личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях высшего профессионального образования : моногр. — Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 102 с.

УДК/UDC 378 Е. А. Исаев

E. Isaev

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

USE OF E-LEARNING IN IMPLEMENTING RETRAINING PROGRAMS

В статье описывается опыт реализации программы профессиональной переподготовки «Иноязычное образование» в формате электронного обучения. Раскрывается общая характеристика программы, ее объем, цели и задачи,

особенности формирования контингента слушателей, планируемые результаты обучения, содержание (модули программы), также отмечается возможность прохождения индивидуального образовательного маршрута. Реализация про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.