Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов в учебном процессе'

Использование интерактивных методов в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СПОСОБ ПОЗНАНИЯ / ИНИЦИАТИВА / ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВКЛАД / ОБМЕН ИДЕЯМИ / СОВМЕСТНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турсунбоева Мухлиса Анвар Кизи

В статье даётся понятие об интерактивных методах. Также говорится о внедрении и применении интерактивных методов в процессе обучения в вузах. Предлагается описание их особенностей и использование в учебном процессе. Раскрывается опыт применения интерактивных методов взаимодействия и взаимообучения, создающих условия для созидательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов в учебном процессе»

friend - друг friends [frends]; bag - сумка bags [bsqz]; writer - писатель writes [raitaz]; [iz] - после шипящих и свистящих звуков:

branch - ветвь, отрасль branches [bra:ntsiz]; box - ящик boxes [boksiz]; pause - пауза pauses [po:ziz] [1, с. 62].

Имена существительные, оканчивающиеся в форме единственного числа на - у с предшествующей согласной, принимают во множественном числе окончание - es, у меняются на i:

factory - фабрика factories [fektariz]; city - город sities [sitiz].

Если букве «у» предшествует гласная, то прибавляется окончание "s", и "y" не изменяется: way - дорога, путь ways; key - ключ keys; boy - начальник boys.

Имена существительные, оканчивающиеся в форме единственного числа на " o" предшествующей согласной, принимают во множественном числе окончание -"es", которое произносится [z]: hero - герой heroes [hiarous], cargo - груз cargoes [ka:qouz] [4, с. 45].

В английском языке некоторые существительные сохранили до настоящего времени древние формы образование множественного числа путём прибавления окончания - "en" или путём изменения корневого гласного: man [msn] - человек, мужчина men [men]; woman [wu:man], женщина women [wiman]; child [tsaild] ребёнок children [tsildran]; ox [oks] бык oxsen [oksan]; foot [fu:t] ступня, нога feet [fi:t]; goose [qu:s] гусь geese [qi:s]; tooth [tu:e] дуб tooth [ti:e]; mouse [maus] мышь mice [mais] [2, с. 10]. Некоторые имена существительные по своему значению могут употребляться только в форме множественного числа. К ним относится существительные, которые обозначают парные предметы, например: spectacles - очки, pincers, tongs - щипцы, trouses брюки и т.д.

Список литературы

1. Абдуазизов А.А. English, 2001. C. 62.

2. БеляеваМ.А. Грамматика английского языка, 1984. C. 8-10.

3. ВладиславоваА.В. Самоучитель английского языка. Москва, 1970. С. 49.

4. Курашвили Е.И., Михайлова Е.С. Английский язык. М.: Высшая школа, 1982. С. 45.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Турсунбоева М.А.

Турсунбоева Мухлиса Анвар кизи - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье даётся понятие об интерактивных методах. Также говорится о внедрении и применении интерактивных методов в процессе обучения в вузах. Предлагается описание их особенностей и использование в учебном процессе. Раскрывается опыт применения интерактивных методов взаимодействия и взаимообучения, создающих условия для созидательной деятельности обучающихся. Ключевые слова: интерактивные методы, способ познания, инициатива, процесс освоения, индивидуальный вклад, обмен идеями, совместный.

Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы

образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни. Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В связи с вышесказанным предлагается описание основных методов интерактивного обучения в вузе и особенностей их использования в учебном процессе.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция -это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой». «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» (Панина Т.С., 2007) [2]. Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя. По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует учебно -воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений [1]. К интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Интерактивные методы относятся к инновационным образовательным технологиям. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [3]. Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Список литературы

1. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика, 2000. № 7. С. 12-18.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2007. 176 с.

3. Хащенко Т.Г., Макарова Е.В. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Ульяновской ГСХА). Ульяновск, УГСХА, 2011. 46 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ВУЗЕ Нишонова Д.Ж.

Нишонова Дилнавоз Жонибековна - преподаватель немецкого языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: целью данной статьи является рассмотрение различных методик преподавания иностранного языка в вузах. Дается характеристика коммуникативного подхода в обучении студентов иностранному языку. Анализируются приемы и методы обучения с точки зрения коммуникативных аспектов. Определены цели и задачи коммуникативного подхода в обучении студентов иностранному языку с точки зрения современных требований, предъявляемых к будущим специалистам на современном рынке труда. Ключевые слова: эффективная методика преподавания, коммуникативный подход, обучение студентов, современные требования.

Сфера методологии преподавания иностранного языка претерпевает постоянные изменения. Специалисты постоянно спорят по поводу того, какая методика изучения иностранного языка является более эффективной. Сторонники классической методики предпочитают традиционный способ изучения языка, так как именно он тренирует все четыре основные языковые навыки: разговорная речь, аудирование, чтение и письмо. При этом происходит расширение лексического запаса и улучшается произношение. Сторонники коммуникативной методики указывают на недостатки этой методики. Во-первых, при всестороннем изучении языка не остается времени на чисто разговорную практику, а во-вторых, преподаватели, как правило, не являются носителями языка. Поэтому если цель человека - научиться общаться, то в этом случае коммуникативная методика ему подходит больше. «Сейчас преподавание языка стало более прикладным, в то время как раньше оно носило больше теоретический характер. Изменилась и роль преподавателя. Диктатор - преподаватель не в состоянии предоставить студентам свободу выбора, которая необходима в процессе изучения иностранного языка. На смену такому преподавателю пришел преподаватель-посредник, преподаватель-наблюдатель, просто руководитель. Хотя роль преподавателя в данном случае не является главной, его влияние на аудиторию, которая, в свою очередь, становится более камерной, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Именно преподаватель является организатором группового взаимодействия, побуждает студентов общаться между собой с максимальным эффектом, интересом и пользой. На занятиях студенты больше не ограничены в выборе языковых средств и речевом поведении» [2]. Самой первой специфической чертой коммуникативной методики является то, что целью обучения является не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.