Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов обучения в аспекте требований контекстного обучения в профессиональной подготовке в учебных заведениях МВД России'

Использование интерактивных методов обучения в аспекте требований контекстного обучения в профессиональной подготовке в учебных заведениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марданов Дамир Рустамович, Карпеева Ольга Владимировна

В статье представлен опыт использования интерактивных методов обучения курсантов, контекстного типа обучения, участия практических работников органов внутренних дел в подготовке и проведении занятий с использованием технологии «деловая игра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марданов Дамир Рустамович, Карпеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Teaching Methods to Meet Requirements of Contextual Education in Vocational Training of Education Establishments of MIA of Russia

The article presents interactive teaching methods for cadets; contextual education, internal affairs bodies’ practitioners’ participation in preparation and carrying out lessons using the simulation exercise ‘‘Business Game’’.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов обучения в аспекте требований контекстного обучения в профессиональной подготовке в учебных заведениях МВД России»

УДК 378.147

Д.Р. Марданов

O.В. Карпеева

использование интерактивных методов обучения в аспекте

ТРЕБОВАНИЙ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

INTERACTIVE TEACHING METHODS ТО MEET REQUIREMENTS OF CONTEXTUAL EDUCATION IN VOCATIONAL TRAINING OF EDUCATION ESTABLISHMENTS OF MIA OF RUSSIA

Б статье представлен опыт использования интерактивных методов обучения курсантов, контекстного типа обучения, участия практических работников органов вну-140 тренних дел в подготовке и проведении занятий с использованием технологии «деловая игра».

Ключевые слова: образовательная парадигма, интерактивные методы обучения, контекстный подход к обучению, деловая игра, профессиональная подготовка

The article presents interactive teaching methods for cadets; contextual education, internal affairs bodies'practitioners'participation in preparation and carrying out lessons using the simulation exercise "Business Game".

Keywords: educational paradigm, interactive teaching methods, a contextual approach to learning, a business game, vocational training, quasi-professional activity

Для цитирования: Марданов Д.Р., Карпеева O.B. Использование интерактивных методов обучения в аспекте требований контекстного обучения в профессиональной подготовке в учебных заведениях МВД России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. T.4. № 2(8). С. 140-143.

For citation: Mardanov D.R., Karpeeva O.V. Interactive Teaching Methods to Meet Requirements of Contextual Education in Vocational Training ofEducation Establishments of MIA ofRussia //Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA ofRussia. 2019. V.4. No 2(8). Pp. 140-143.

140

Современная дидактика высшей школы ориентирует преподавателя на исследование и реализацию новых методик, приемов, технологий профессиональной подготовки. Дидактический исследовательский потенциал преподавателя вуза реализуется в обосновании способов деятельности выпускников вуза, направленных на решение проблемы в любой ситуации в нестандартных условиях. С учетом

тенденций развития экономической, социальной, профессиональной сферы концептуальные положения организации профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России основываются на целостном и всестороннем осмыслении социального смысла и сущности будущей профессиональной деятельности по охране правопорядка, открытости, публич-

ности в деятельности полиции, стремлении к обеспечению доверия и поддержки граждан, быстрой реакции на изменение нормативно-правовой базы. Это требует постоянного совершенствования знаний, умений, навыков, компетенций для успешного выполнения оперативно-служебных задач по обеспечению общественной и личной безопасности граждан.

В связи с этим актуализируется острая необходимость создания образовательной парадигмы, основанной на приоритете защиты прав, законных интересов граждан, которая позволит сориентироваться на формирование компетенций, направленных на выполнение конкретных профессиональных, служебных обязанностей, и качеств, формирование личности курсантов, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотруднику полиции.

Современный образовательный про-141 цесс должен опираться на использование интерактивных методов обучения, органи-зуемыхсучетомвключенности впроцесспо-знания всех обучающихся, без исключения.

Интерактивное обучение - это социальная форма организации познавательной деятельности курсантов и слушателей, позволяющая развить интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, глубокое проникновение в сущность явлений, самостоятельность поисковой деятельности [1, с. 144].

Анализируя содержание, методику и педагогические технологии подготовки специалистов для службы в полиции в учебных заведениях МВД России, мы выделили одну из существенных проблем подготовки полицейских, суть которой заключается в отрыве теории от практики [2, с. 85].

Для решения этой проблемы мы используем контекстный подход в обучении курсантов. Суть контекстного обучения заключается в отражении тенденции соединения обучения с будущей профессиональной деятельностью, интеграции обучения, науки и служебной деятельности. При этом основной единицей работы преподавателя и курсантов, слушателей

становится ситуация в ее предметной и социальной определенности. Методы обучения и воспитания, которые применяются в настоящее время, в большей мере некое воспроизведение уже хорошо известных педагогической науке методов, к числу которых относятся имитационные (моделирующие) методы обучения. Еще их называют «активными методами обучения» [3, с. 165]. Специфика имитационных методов обучения состоит в создании модели и внедрении в учебный процесс различного рода общественных отношений и условий реальной жизни. Положительным в данном методе обучения является то, что он позволяет интегрировать понимание теоретического материала через анализ конкретной практической, служебной ситуации или совокупности факторов и данных, которые определяют явления или процессы, имеющие место в практической, служебной деятельности 141 сотрудников полиции. В свою очередь, это позволяет развивать аналитическое мышление, возможность осуществлять эффективную работу с различной информацией, реализовывать самостоятельную поисковую деятельность и выработку конкретных решений.

Существует два основных имитационных метода:

1. Анализ конкретной ситуации, т.е. создается реальная ситуация, в которой имеются положительные и отрицательные последствия осуществляемых действий и принятых решений (при этом обучающиеся определяют проблему, формулируют ее, выявляют условия, средства, методы решения проблем) [3, с. 165].

2. Решение ситуаций - суть данной имитационной методики - заключается в моделировании неразрешенной ситуации, при которой обучающиеся не только формулируют проблему, но, разделившись на группы, предлагают различные варианты ее решения (по итогам обосновываются и защищаются решения, осуществляется обсуждение) [3, с. 165].

К активным методам обучения можно отнести и игры: организационно-деятельные, ситуационно-ролевые, деловые и др.

Деловая игра - одна из форм воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания конкретной служебной, профессиональной деятельности. «Процесс контекстного образования разворачивается на базовых формах деятельности обучающихся - академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной, а также множества промежуточных форм» [4, с. 195]. Деловая игра является квазипрофессиональной деятельностью обучающихся. Если рассматривать структуру деловой игры, то необходимо отметить, что она представляет собой имитационную и игровую модели, задающие предметный и социальный контексты усваиваемой обучающимися реальной профессиональной деятельно-142 сти. Основными источниками деловой игры являются содержание науки (учебных дисциплин); содержание практической деятельности специалистов, система профессиональных компетенций, модель деятельности по направлению подготовки; требований соответствующих принятым нормам морали и нравственности [4, с. 198].

Современное обучение в образовательных организациях МВД России обеспечивает практическую направленность знаний обучающихся. Вместе с тем в условиях динамично меняющегося законодательства, увеличения нагрузки на преподавательский состав, отсутствия качественной учебно-методической, научной литературы, недостаточного количества стажировок появляются затруднения в своевременном реагировании на изменения, происходящие в деятельности органов внутренних дел, следственных подразделениях [5, с. 83].

По нашему мнению, одним из способов решения этой проблемы является организация взаимодействия с органами внутренних дел и привлечение сотрудников, имеющих богатый опыт практической работы, для участия в учебном процессе.

В настоящее время, как никогда, возникает необходимость создания сетевой формы обучения при реализации образовательных программ. Так, согласно статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных1. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спор-тивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осущест- 142 вления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В соответствии с данной нормой и опытом организации учебного процесса мы привлекаем практических работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов как на этапах подготовки деловых игр (определение цели, предмета игры, структуры ролевого взаимодействия участников, сценария, правил игры), так и на этапе системы оценивания процесса и результатов. Активное участие практических работников органов внутренних дел в подготовке и реализации имитационной модели, задающей предметно-технологический контекст профессиональной деятельности, позволяет интегрировать практику с игровой моделью обучения, задающей социальный контекст профессиональной деятельности специалиста [6, с. 204]. Использование деловой игры в обучении с активным участием практических работ-

1Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3.

ников может применяться по дисциплинам уголовно-процессуального права при изучении таких тем, как меры процессуального принуждения, возбуждение уголовного дела, общие условия предварительного расследования, привлечение в качестве обвиняемого, следственные действия, окончание предварительного обследования, а также в стадии судебного разбирательства и пересмотра судебных решений в апелляционной, кассационной инстанциях, в надзорном порядке и возобновлении производства

ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. При изучении подобных тем целесообразно проводить деловые и ситуационно-ролевые игры с участием судей, работников прокуратуры, адвокатуры, других работников правоохранительных органов. По нашему мнению, проведение занятий с использованием деловых игр и активным участием практических работников повышает качество образования и позволяет усиливать практико-ориенти-рованный характер обучения в образовательных организациях МВД России.

список литературы

1. Ахметгалеев Э.Д. Особенности преподавания дисциплин с использованием интерактивных форм обучения // Роль высшего образования в подготовке компетентного бакалавра: материалы итоговой научно-практической конференции (7 февраля 2014 г., г. Казань) / под. ред. Ф.Г. Мухаметзяновой, РР Фахрутдинова, А.З. Гильманова. Казань: Академия социального образования, 2014. 230 с.

2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

143 3. Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. 456 с.

4. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.

5. Гетман И.Б., Стаурский Е.С. Проведение семинара с привлечением практических работников ОВД // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО: материалы межвузовской учебно-методической конференции / под ред. В.А. Гусева, В.В. Омельяновича, Л.В. Леоновича. Омск: Омская академия МВД России, 2018. Вып. 2. 136 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1990.

143

Марданов Дамир рустамович, кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры уголовного процесса Казанского юридического института МВД России email: mardanov1992@mail.ru

карпеева ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Казанского юридического института МВД России email: ol.karpeeva@yandex.ru ©Карпеева О.В., 2019 ©Марданов Д.Р, 2019

Статья получена: 29.10.2019. Статья принята к публикации: 10.09.2019. Статья опубликована онлайн: 31.10.2019.

Заявленный вклад авторов:

Марданов Дамир Рустамович - осуществление критического анализа текста, формулирование выводов, доработка статьи,

Карпеева Ольга Владимировна - инициация исследования, определение основной его концепции, подготовка первоначального варианта текста статьи.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.