Научная статья на тему 'Методика проведения практических занятий по тактике отдельных следственных действий с применением технологии контекстного обучения'

Методика проведения практических занятий по тактике отдельных следственных действий с применением технологии контекстного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTEXT / PROFESSIONAL THINKING / LAW / PROFESSIONAL CULTURE / CONTEXTUAL LEARNING / EXPERTS IN LAW / STUDENT / LISTENER / INVESTIGATIVE ACTIONS / QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейнова Ольга Сергеевна, Светличный Евгений Григорьевич

В статье раскрываются принципы контекстного обучения при проведении занятий по тактике отдельных следственных действий, реализация которых является стратегическим условием внедрения в практику подготовки будущих специалистов юриспруденции его основных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейнова Ольга Сергеевна, Светличный Евгений Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of practical training on the tactics of certain investigative actions with the use of a contextual approach

The article discovers the necessity of integration practices in education and science, discoversthe principles of contextual learning on certain investigative actions tactics, the implementation of which is a strategic condition for the implementation in practice of future specialists of law training of its main provisions.

Текст научной работы на тему «Методика проведения практических занятий по тактике отдельных следственных действий с применением технологии контекстного обучения»

Лейнова О. С., Светличный Е. Г. Методика проведения практических занятий..

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/%П0%Б4%П0%БЕ%П0%БЛ%П1% 83%П0%БС%П0%Б5%П0%БП%П1%82%П1%8Б/5242 (дата обращения 19.05.2017).

4. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений : Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15. [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1591292/ (дата обращения 19.05.2017).

5. Гривенная, Е. Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий : дис. ... докт. педагог. наук: 13.00.08. - Краснодар, 2014. - 404 с.

6. Ларина, Т. В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов : дис. ... докт. педагог. наук: 13.00.08 - Воронеж, 2015. - 342 с.

7. Евгеньев, Д. Н. Реализация педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей военных вузов : дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. - М., 2014. - 244 с.

8. Екимов, И. А. Особенности деятельности преподавательского состава при обучении курсантов в ВВУЗах внутренних войск МВД России : дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. - СПб., 2014. - 177 с.

9. Мониторинг деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций дополнительного профессионального образования МВД России на звание «Лучший преподаватель» : методические рекомендации / Ю.П. Груненков, Ю. Н. Демидов, С. А. Яковцов. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. - 23 с.

10. Организация самостоятельной работы студентов : методические рекомендации / Г. Ф. Глебова, О. Б. Даутова, О. Н. Крылова; Минобрнауки РФ, СмолГУ - Смоленск: СмолГУ 2007. - 44 с.

11. Типовая модель рейтинговой оценки научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения МВД России : учебное пособие / И. О. Ганченко, Е. Н. Гривенная, А. Н. Ильяшенко, В. А. Котляров. - Краснодар: КрУ МВД России, 2013. - 106 с.

© Кустов П. В., Локнов А. И., 2017

УДК 371

О. С. Лейнова, Е. Г. Светличный

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р *

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

а tt

р

о о г s

S

ЛЕЙНОВА Ольга Сергеевна

Доцент кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук Адрес: 190121, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 730-23-07; 8 (911) 283-98-72 Email: vinolia@mail.ru

LEINOVA Olga Sergeevna

Associate professor of the Department of criminalistics of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences

Address: 190121, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 730-23-07; +7 (911) 283-98-72 Email: vinolia@mail.ru

СВЕТЛИЧНЫЙ Евгений Григорьевич

Врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Крымского филиала Краснодарского университета МВД России Адрес: Россия, 295053, Симферополь, ул. академика Х.Х. Стевена, д. 14 Тел.: 8 (978) 076-48-77 E-mail: svetlichniyeg@yandex.ru

SVETLICHNIY Evgeniy Grigorievich

The acting head of the Department of tactical and fire training of the Crimean branch

of the Krasnodar University of the MIA of Russia

Address: Russia, 295053, Simferopol, academician H.H. Steven, 14

Ph.: +7 (978) 076-48-77 E-mail: svetlichniyeg@yandex.ru

Методика проведения практических занятий по тактике отдельных следственных действий с применением технологии контекстного обучения The technique of practical training on the tactics of certain investigative actions with the use of a contextual approach

В статье раскрываются принципы контекстного обучения при проведении занятий по тактике отдельных следственных действий, реализация которых является стратегическим условием внедрения в практику подготовки будущих специалистов юриспруденции его основных положений.

Ключевые слова: контекст, профессиональное мышление, юриспруденция, профессиональная культура, контекстное обучение, специалисты в области юриспруденции, курсант, слушатель, следственные действия, квазипрофессиональная деятельность.

The article discovers the necessity of integration practices in education and science, discoversthe principles of contextual learning on certain investigative actions tactics, the implementation of which is a strategic condition for the implementation in practice of future specialists of law training of its main provisions.

Keywords: context, professional thinking, law, professional culture, contextual learning, experts in law, student, listener, investigative actions, quasi-professional activity.

о

В настоящее время весьма актуальным продолжает оставаться вопрос об активных и интерактивных методах обучения, поскольку в федеральных государственных стандартах высшего образования отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать в образовательном процессе применение именно таких методов (деловых и ролевых игр, компьютерных симуляций,

тренингов, «мозговых штурмов» и пр.), причём в учебном процессе они должны занимать 20-40 % аудиторных занятий.

Перед педагогическим работником ставится следующая задача: от пассивной формы обучения, т.е. передачи информации обучающимся, функцией которых является слушание, перейти к многосторонней форме коммуникации - специально организованному способу, который пред-

Педагогика

^ полагает активность каждого субъекта образовательного о процесса.

^ Для полноценной подготовки будущих специалистов

^ одной из наиболее эффективных является технология кон-^ текстного обучения [1, с. 127]. В основе данной технологии & лежит изменение модели традиционного обучения в про-8 фессиональную деятельность путём моделирования содержания образовательной структуры. Концепция разработана и А. А. Вербицким в 1991 г. Контекст, по его мнению, является Рм смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень ёз; личностного включения обучающегося в процессы позна-Э ния, овладения профессиональной деятельностью [3, с. 115].

Контекстный подход отличается интерактивными методами, н формами и технологиями обучения, направленными на ^ развитие личности, формирование профессиональной куль-^ туры участника процесса обучения и воспитания [1, с.128]. ^ При проведении практических занятий по тактике от-

3 дельных следственных действий применение контекстного ^ подхода позволит обучающимся - курсантам и слушателям 2 - получить свой собственный «жизненный» (или касаю-§ щийся дисциплины обучения) опыт в процессе достижения ^ определённой цели.

^ Основой практического занятия по криминалисти-

^ ческой тактике, проводимого в форме деловой игры, являем ется создание следственно-оперативной группы, которая в большинстве случаев предполагает участие следователя, ^ его помощников, оперативных уполномоченных, специ-^ алистов-криминалистов, понятых, и других участников в ^ зависимости от вида отдельного следственного действия. ^ Следователь в учебном взводе (группе) избирается исходя Я из личностных и волевых качеств обучающихся (курсан-н тов, слушателей, студентов). Так, в некоторых случаях ^ целесообразно назначить следователем командира взвода или командира отделения (старосту) и предоставить ему возможность самостоятельно подобрать участников следственно-оперативной группы. В других случаях имеет смысл назначить следователя из числа отстающих обучающихся и таким образом дать им возможность проявить свои деловые и лидерские качества, организаторские способности, коммуникативные навыки, что поможет в дальнейшем выступить мощным мотиватором и вызвать интерес к изучению дисциплины. В любом случае это решение остается на усмотрение педагогического работника, исходя из длительного наблюдения за психологическим микроклиматом в учебном взводе (группе) при проведении других занятий.

Следующим этапом является формирование участников следственно-оперативной группы из числа оставшихся курсантов учебного взвода. Аналогично назначению «следователя», преподаватель может назначить участников сам либо предоставить такую возможность «следователю» и таким образом приблизить ситуацию к реальной, при которой на практике следователь сам подбирает участников следственно-оперативной группы для проведения следственного действия. Однако следует отметить, что в некоторых ситуациях следователь может быть скован данным выбором, поскольку в его группу могут входить сотрудники дежурных следственно-оперативных групп отделов полиции.

Если участников назначает педагогический работник, также целесообразно их выбрать из числа отстающих или не проявляющих интереса к дисциплине обучающихся. Остальных курсантов (слушателей, студентов) можно привлечь в качестве помощников следователя, общественных помощников, сотрудников других служб полиции. В зависимости от вида следственного действия, они также могут быть статистами (при предъявлении для опознания), ассистентами (при следственном эксперименте, проверке показаний на месте) и т.д.

Необходимо стремиться к задействованию всего учебного взвода (группы) в участии в следственном действии. В противном случае следует разделить взвод на две подгруппы и проводить следственные действия одновременно под контролем двух преподавателей, либо поочередно. При этом одна подгруппа может наблюдать за проведением следственного действия второй подгруппой при наличии технической возможности видеонаблюдения.

После окончательного формирования состава участников следственно-оперативной группы педагогический работник доводит «фабулу уголовного дела» - ту следственную ситуацию, в которой оказывается следователь при получении сообщения о происшествии, - максимально приближенную к реальным условиям. Производится инструктаж участников.

Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. Как правило, такое следственное действие проводится на криминалистических полигонах. Педагогический работник заранее готовит рабочие места для обучающихся, располагает объекты (вещественные доказательства), которые необходимо будет обнаружить, зафиксировать и изъять с места происшествия, т.е., по сути, «преступное событие» не совершается, и искомые следы в обстановке разбрасываются в случайном порядке. В таком случае задача обучающихся будет сводиться только к их обнаружению, фиксации и изъятию. Это цель проводимого практического занятия в интерактивной форме - в форме деловой игры. Нам же представляется целесообразным провести реконструкцию преступного события. Суть данного предложения заключается в том, чтобы заранее подобрать 2-3 курсантов (слушателей, студентов), озвучить какое именно «преступление» необходимо совершить на полигоне, предложить орудия преступления и другие предметы, необходимые для воссоздания обстановки. Причём данную реконструкцию преступления целесообразно зафиксировать при помощи видеосъемки.

По окончании следственного осмотра учебный взвод (группа) просматривает видеозапись и получает ответы на вопросы: все ли вещественные доказательства были обнаружены. Сколько в действительности было преступников? Как они действовали? Какие пути прихода на место преступления и ухода с него. Таким образом выдвинутые в ходе осмотра места происшествия версии либо получат своё подтверждение, либо будут отвергнуты, а обучающиеся наглядно увидят свои ошибки и недочёты.

После реконструкции преступного события и формирования следственно-оперативной группы подготовительный этап любого следственного действия заканчивается, происходит инструктаж участников, и группа приступает к рабочему (основному) этапу. Эта стадия различается в зависимости от вида проводимого следственного действия. Так, при осмотре места происшествия происходит изучение импровизированной обстановки, обусловленной только что «совершённым преступлением». При проверке показаний на месте ранее допрошенное лицо приводит группу к месту происшествия (преступления), показывает определённые предметы, имеющие отношение к делу, демонстрирует действия, дает показания. При предъявлении для опознания происходит предъявление свидетелю, потерпевшему, подозреваемому какого-либо объекта (его отображения) для установления тождества или различия с ранее им воспринимаемым объектом в связи с расследуемым событием.

При проведении деловой игры по тактике производства обыска можно предложить интересный сценарий, когда учебный взвод делится также на две подгруппы, но перед одной подгруппой ставится задача в помещении спрятать определенное количество искомых предметов, вторая же подгруппа должна их отыскать. Затем они меняются местами. Соответственно, вторая подгруппа эти же предметы должна спрятать, заранее зная, в каких именно местах первая подгруппа может начать их искать, и потому им предстоит задача найти более укромные места для сокрытия. В любом случае целью практического занятия по данной теме является постановка участников следственно-оперативной группы на место преступника и попытка предположить места возможного нахождения спрятанных предметов в данном помещении, а также обратить особое внимание на так называемые «негативные обстоятельства» - такие фактические данные, которые противоречат обычному ходу вещей, т.е. такие данные, которых, судя по обстановке места происшествия и информации, полученной от свидетелей, не должно быть, но они оказались, или же наоборот, определённые фактические данные должны были быть, но их не обнаружили на месте происшествия.

Любаков А. А. Специальная полоса препятствий: особенности применения в обучении сотрудников силовых структур

Следует отметить, что участие в работе следственно- Важным условием применения технологии контекст- щ

оперативной группы заставит обучающихся взаимодейство- ного обучения является организация процесса обучения С

вать, привьёт коммуникативные навыки, позволит получить таким образом, чтобы в действиях будущих юристов не Н

собственный практический опыт деятельности. было академического характера, а было максимальное при- к

Необходимо также отметить, что наибольшая ближение к особенностям их профессиональной деятель- ^

эффективность проведения практических занятий с ис- ности. [1, с. 133]. н

пользованием технологии контекстного обучения будет Использование технологии контекстного обучения т

достигнута в комплексе с другими дисциплинами - таки- путём моделирования профессиональных ситуаций спо- ^

ми, как уголовный процесс, предварительное следствие в собствует трансформации содержания образования в кон- т

органах внутренних дел, тактико-специальная подготовка, кретные практические навыки формирования способности р

юридическая психология и др. адаптироваться к изменяемым условиям и находить свои у

При использовании контекстного подхода к обучению (нестандартные) оптимальные решения в условиях конкрет- г

обучающиеся лучше овладевают определёнными умениями ной проблемной ситуации [2, с. 260]. Контекстное обучение к

и навыками, у них появляется возможность приблизиться учит использовать не только ранее изученные шаблонные о

к дисциплине через их собственный опыт, полученный в ситуации и порядок действия в таковых, а мыслить про- °

процессе квазипрофессиональной деятельности - в нашем фессионально, что позволит не зацикливаться на шаблонах, н

случае, работы в составе следственно-оперативной группы. а уметь действовать в ситуациях, ранее не происходивших. §

Список литературы и

1. Светличный, Е. Г. Концепция контекстного обучения как теоретическая основа подготовки специалиста в области е юриспруденции // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 2 (50). - С. 127-133. а

2. Светличный, Е. Г. Использование контекстного обучения в профессиональной подготовке курсантов и слушате- ^ лей ведомственных учебных заведений системы МВД // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - щ № 2 (54). - С. 260-265. »

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. - М.: Высшая о школа, 1991. - 207 с. с

© Лейнова О. С., Светличный О. Г., 2017

УДК 623.5 А. А. Любаков

ЛЮБАКОВ Александр Александрович

Преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств

Санкт-Петербургского университета МВД России

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Тел.: 8 (812) 417-59-70; 8 (960) 283-59-11 E-mail: partizan0013@yandex.ru

LYUBAKOV Alexander Alexandrovich

Lecturer of the Department of physical training and applied martial arts

Saint-Petersburg University of MIA of Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (812) 417-59-70; +7 (960) 283-59-11 E-mail: partizan0013@yandex.ru

Специальная полоса препятствий: особенности применения в обучении сотрудников силовых структур

A special obstacle course, the features of the application in the training of law enforcement officers

В данной статье рассматривается процесс обучения и совершенствования техники преодоления отдельных препятствий на специальной полосе сотрудников специальных структур. Раскрываются особенности формирования у них жизненно важных прикладных навыков.

Ключевые слова: сотрудники силовых структур, специальная полоса препятствий, физическая подготовка, обучение.

This article discusses the process of training and improving techniques of overcoming certain obstacles on a special zone by members of special structures. The peculiarities of the formation of their vital applied skills are presented. Keywords: law enforcement officers, special obstacle course, physical training, training.

s s

о

Преодоление препятствий - это раздел физической подготовки, включающий наиболее целесообразные слу-жебно-прикладные приёмы и действия в передвижении, преодолении препятствий, метании гранат и решающий задачу подготовки сотрудников силовых структур к быстрым, сноровистым действиям в ходе выполнения ими оперативных задач, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и других неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.

Физическая подготовка в подразделениях МВД России носит ярко выраженный служебно-прикладной характер, причём с каждым годом эта тенденция всё больше усиливается. Однако не все разделы физической подготовки в равной степени решают задачи служебной направленности - так же, как и конкретные физические упражнения имеют неодинаковое значение для различных

специальностей сотрудников силовых структур. Решающую роль в системе обучения и воспитания личного состава играют разделы физической подготовки, способствующие формированию служебно-прикладных навыков и развитию выносливости.

В настоящее время многие структурные подразделения МВД России имеют как стандартные (единая полоса препятствий) так и специальные полосы препятствий, где личный состав занимается физической подготовкой и совершенствует свои прикладные навыки, необходимые для конкретного вида деятельности. В то же время анализ состояния и оснащения спортивных объектов выявил некоторые недостатки, препятствующие полноценным занятиям физической подготовкой сотрудниками силовых структур, и не позволяющие добиться выполнения задач, поставленных перед сотрудниками руководством России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.