УДК: 13.00.08
Исраилова М.Н., PhD доцент
заведующий кафедрой латинского и иностранных языков Абидова М.И. старший преподаватель Юлдашева Д.Ю. старший преподаватель кафедра латинского и иностранных языков
ТГСИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация: Статья об использовании интерактивных методов в обучении иностранному языку в контексте межкультурной коммуникации Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, межкультурная компетенция, межкультурная коммуникация.
Israilova M.N., PhD associate professor head of the department of latin and foreign languages
Abidova M.I. Yuldasheva D. Yu. senior lecturers department of latin and foreign languages
TSDI
THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS TO DEVELOP INTERCULTURAL COMMUNICATIVE
COMPETENCE IN STUDENTS
Annotation: An article about the use of interactive methods in teaching a foreign language in the context of intercultural communication
Keywords: Interactive learning, interactive teaching methods, intercultural competence, intercultural communication.
Глобализация как феномен современного мира затронула практически все сферы современного общества. Единое европейское экономическое пространство, открытость границ, рост международных отношений и общения, создание единого европейского образовательного
пространства - лишь немногие, но важные следствия интегративных глобальных процессов. Вместе с тем, рассматривая положительные стороны мировой интеграции, следует учитывать и прогнозировать возможные риски глобализации, связанные с попытками унификации экономических, образовательных систем и появлением такого феномена, как глобальная культура.
Одним из основных показателей сегодняшнего «многополярного мира», по мнению исследователей, является его конфликтность, «столкновения различных культур и цивилизаций». Так, несмотря на расширение международного сотрудничества в области культуры, процесс глобализации культуры сопровождается стремлением народов и наций к сохранению их национальной самобытности, что может проявляться в неприятии «чужих» социокультурных норм и утверждении «своих» как единственно правильных. В связи с этим, межкультурная коммуникация, оперирующая такими понятиями как «свой-чужой», «стереотипы-предрассудки», «язык-культура», и др., становится основой для межкультурного и межъязыкового взаимодействия и взаимопонимания.
В соответствии с новым образовательным стандартом основной целью обучения иностранному языку становится развитие необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции учащихся и одновременно формирование и совершенствование личности студента, способной не только к дальнейшему самостоятельному изучению иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
Общая цель обучения иностранному языку складывается из определенного набора связанных между собой целей-направлений, которыми являются:
- формирование у обучаемых специальных умений и навыков в составе речевых умений, а также речевых и технических навыков, обеспечивающих их основные коммуникативно-познавательные потребности;
- формирование, расширение и углубление у обучаемых содержательных знаний, позволяющих им более эффективно участвовать в иноязычном общении;
- приобретение обучаемыми определенных ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения английского языка, развитие их познавательных интересов.
Таким образом, реализуя основную цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции -учитель должен включать учащихся в реальную языковую коммуникацию, моделируя на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.
В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения являются особой формой организации
познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, ориентированной на воспитание социально мобильной личности со способностями к самообразованию, эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению решений, освоению новых типов деятельности.
Практический опыт реализации интерактивных форм и методов обучения, несомненно, актуален и перспективен, так как создает оптимальные условия для самореализации учащихся через максимальное использование ресурса коммуникации.
Среди интерактивных методов, применяемых при обучении иностранному языку, можно выделить: дискуссионные, игровые, рефлексивные и методы организации коллективной мыследеятельности.
Дискуссионные методики дают обучающимся возможность сформулировать свою точку зрения относительно поставленной проблемы, способствуют формированию уважительного отношения к мнению оппонентов. Благодаря использованию в учебном процессе различных дискуссионных методик (дебаты, круглый стол, дискуссии) у студентов развивается умение формулировать вопросы, аргументировать свои высказывания, повышается мотивация к изучению иностранного языка.
Игровые методики (ролевые и деловые игры, симуляции, интеллектуальные игры) помогают создать умственное напряжение у обучающегося, преодолеть стеснительность и снизить тревожность. Использование деловых игр на занятиях дает возможность максимально приблизить учебный процесс к практической деятельности, учит принимать решения в условиях конфликтных ситуаций, развивать у участников игры командные чувства.
Рефлексивные методы связаны с преобразование собственной мыслительной и практической деятельности через психологические механизмы рефлексии. Применение рефлексивных методик обеспечивает стабилизацию и гармонизацию эмоционального мира обучающегося.
Методы организации коллективной мыследеятельности направлены на развитие навыка самостоятельного поиска решений, формирование умения работать в группе и выступать публично, а также на подготовку учащихся к последующей научной деятельности («Шесть шляп мышления», метод «Ажурная пила», мозговой штурм).
Применение интерактивных методов при обучении иностранному языку способствует формированию у студентов способностей выражать и отстаивать свое мнение, вступать в спор, получать необходимую информацию, работать в команде, развивать лидерские качества, а также помогает сформировать коммуникативные навыки и умения.
Использованные источники:
1. Абзалова С.А., Нелюбина Е.А. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Казанского технологического университета. - 2014
2. Азизова С.М. Метод круглого стола в процессе обучения иностранному языку в вузе // Гуманитарные науки и образование. - 2017
3. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014
4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
5. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-kontekste-mezhkultumoy-kommunikatsii