Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов на уроке иностранного языка в старшей школе'

Использование интерактивных методов на уроке иностранного языка в старшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ВОЛОНТЕРСТВО / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТРЕНИНГ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНО-ТРЕНИНГОВЫЕ СИТУАЦИИ / INTERACTIVE METHODS / VOLUNTEERING / ELECTIVE / MAJOR SUBJECT / INTERCULTURAL COMMUNICATION / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / TRAINING / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PROBLEMATIC TRAINING SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаурова Е.М.

Целью данной статьи является рассмотрение и обоснование актуальности создания элективного курса для старших классов филологического профиля, направленного на подготовку старших школьников к участию в волонтерской деятельности. В силу того, что в старшем школьном возрасте значительно возрастает степень профессиональной готовности обучаемых, предполагаемый элективный курс нацелен на развитие умений решать разнообразные организационные и деловые задачи, которые в будущем могут быть перенесены в реальные ситуации деловой коммуникации. Структура курса представляет собой серию обучающих тренингов, завершающуюся Skype-интервью, по итогам которого кандидатура того или иного учащегося может быть отобрана для последующего осуществления волонтерской деятельности. В статье предлагаются некоторые варианты возможных тренинговых ситуаций. Курс подготовки к добровольческой деятельности базируется на опыте, полученном при обучении молодежи для осуществления волонтерских функций на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Актуальность курса объясняется популярностью волонтерства как новой формы активной международной молодежной деятельности. Методической базой курса являются приемы и методы интерактивного обучения, содержащие в себе огромный потенциал для интеллектуального развития и усвоения основ межличностной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаурова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of interactive methods at English lessons for high school students

The article aims at creating and proving actuality and appropriateness of creating a special elective course for high school students, which is aim at further making-ready for future successful volunteering activity. Due to the fact that high school students are mostly interested in gaining new job-oriented professional skills and competences, the course under consideration would be designed to develop corresponding skills for both organizational and business tasks. Such skills can be easily transferred into real situations of job communication in future. The course consists of two parts: series of training activities and final Skype-interview. The author of the article offers several possible training situations. IOC and NOC function duties of Sochi-2014 Olympic Games were chosen as the core of the elective course. Relevance of the course is explained by the growth of popularity of volunteer movement among young people. Interactive learning is planned to become a methodical basis for the elective due to its intellectual and intercultural potential.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов на уроке иностранного языка в старшей школе»

Е. М. Татаурова, аспирант, кафедра лингводидактики и методики преподавания иностранных языков, Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Нижний Новгород, Россия, kate_tataurova@yahoo.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Целью данной статьи является рассмотрение и обоснование актуальности создания элективного курса для старших классов филологического профиля, направленного на подготовку старших школьников к участию в волонтерской деятельности. В силу того, что в старшем школьном возрасте значительно возрастает степень профессиональной готовности обучаемых, предполагаемый элективный курс нацелен на развитие умений решать разнообразные организационные и деловые задачи, которые в будущем могут быть перенесены в реальные ситуации деловой коммуникации. Структура курса представляет собой серию обучающих тренингов, завершающуюся Бкурв-интервью, по итогам которого кандидатура того или иного учащегося может быть отобрана для последующего осуществления волонтерской деятельности. В статье предлагаются некоторые варианты возможных тренинговых ситуаций. Курс подготовки к добровольческой деятельности базируется на опыте, полученном при обучении молодежи для осуществления волонтерских функций на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Актуальность курса объясняется популярностью волон-терства как новой формы активной международной молодежной деятельности. Методической базой курса являются приемы и методы интерактивного обучения, содержащие в себе огромный потенциал для интеллектуального развития и усвоения основ межличностной коммуникации.

Ключевые слова: интерактивные методы, волонтерство, элективный курс, профильное обучение, межкультурное взаимодействие, иноязычное общение, тренинг, системно-дея-тельностный подход, проблемно-тренинговые ситуации.

В рамках современной парадигмы методической науки целью уроков иностранного языка в школе является не только развитие отдельных навыков и умений речевой и языковой деятельности, но и общее комплексное развитие коммуникативной компетенции учащихся. Необходимость достижения поставленных учебных целей и задач обуславливает потребность в разработке и использовании новых методов обучения, направленных на повышение эффективности учебного процесса.

В этой связи в процесс обучения иностранным языкам активно внедряются ин-

терактивные методы, которые направлены на развитие «интеллектуальных способностей, критического мышления и межличностной коммуникации»1.

Использование интерактивных методов особенно актуально на старшей ступени средней школы филологического профиля. Прежде всего, это обусловлено некоторыми психолого-педагогическими особенностями старшеклассников. Мыслительная деятельность в подростковом возрасте связана с процессами обобщения и осмысления полученной информации, а также с расши-

рением и углублением полученного ранее дующей рефлексией, что в конечном итоге учебного, жизненного и социального опыта. способствует самореализации и самоопреде-Принимая во внимание направленность ин- лению старшего школьника. терактивных методов на развитие критиче- Учитывая общеразвивающие и ком-

ского мышления и выработку собственного отношения к предмету деятельности, можно сделать вывод о том, что использование интерактивных методов в обучении на старшем этапе средней школы будет способствовать достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, обозначенных в ФГОСе2.

Другой особенностью

Особенно эффективными при обучении старшеклассников общению на иностранном языке представляются тренинговые методы, которые подразумевают активное взаимодействие участников образовательного процесса, а также приобретение нового опыта с последующей рефлексией, что способствует самореализации и самоопределению старшего школьника.

подросткового возраста является становление учебно-профессиональной деятельности как ведущего типа деятельности, направленного на дальнейшее профессиональное самоопределение старшеклассников. Данная особенность соотносится с основной направленностью профильного обучения, а именно профессионально-ориентированным изучением иностранного языка3. В рамках интерактивного обучения филологический профиль позволяет преподавателю отбирать более разнообразный и объемный учебный и речевой материал, создавать условия для последующей успешной профессиональной деятельности обучающихся.

Т. С. Панина и Л.Н. Вавилова подразделяют интерактивные методы на три категории: дискуссионные (групповая дискуссия, диалог, разбор ситуаций из практического опыта); игровые (творческие и дидактические игры, деловые и ролевые игры, органи-зационно-деятельностные игры); тренинго-вые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности)4.

Особенно эффективными при обучении старшеклассников общению на иностранном языке нам представляются тренинговые методы, которые подразумевают активное взаимодействие участников образовательного процесса при пассивной роли учителя, а также приобретение нового опыта с после-

муникативные возможности тренинговых методов, а также возрастающий интерес к волонтерскому движению среди молодежи, нам представляется необходимым создать элективный курс в рамках филологического профиля, нацеленный на подготовку старших школьников к последующей волонтерской деятельности.

Актуальность создания данного курса обусловлена возросшей потребностью общества в лицах, способных грамотно осуществлять волонтерскую деятельность. На данный момент у многих кандидатов в волонтеры наблюдаются не только отсутствие необходимых специальных языковых и культурных знаний, необходимых для успешного осуществления волонтерской деятельности, но и недостаточная осведомленность о специфике осуществления успешной межкультурной коммуникации, связанной с национальными особенностями речевого поведения того или иного этноса. У большинства молодых людей также отмечается некомпетентность в вопросах общения с людьми с ограниченными возможностями. Кроме того, актуальность разработанного элективного курса обусловлена приближающимся Чемпионатом мира по футболу в 2018 году.

По условиям нормативных документов, регламентирующих добровольную деятельность на спортивных мероприятиях5, волонтером может стать любой желающий, которому на момент начала игр уже исполнится 18 лет6. Непосредственная регистрация для участия в международных спортивных соревнованиях в качестве волонтера начинается за два года до начала мероприятия. Таким образом, пройдя данный курс, старшие школьники смогут принять участие в волон-

терском отборе сразу после окончания школы.

При разработке элективного курса особое внимание уделено моделированию ситуаций социального взаимодействия, так как в ходе спортивного мероприятия волонтер постоянно взаимодействует с другими лицами - спортсменами, тим-лидерами и др. -для решения различных коммуникативных задач. При составлении заданий очень важно отобрать максимум потенциально возможных социальных условий, чтобы помочь волонтеру научиться быстро принимать наиболее приемлемые решения в рамках той или иной ситуации общения. Данный курс видится нам как система социально-психологических факторов, в которых учащемуся предоставлена свобода в выборе способов и средств решения той или иной проблемной ситуации.

Особенностями моделируемого авторского курса являются его максимальная ау -

Проблемно-тренинговые ситуации призваны сформировать умение реально оценивать сложившуюся ситуацию, умение выделять из множества факторов

основные, необходимые для принятия верного решения, которое может быть впоследствии претворено в жизнь.

на Универсиаде-2013 в Казани и Зимних Олимпийских играх Сочи-2014.

Так, по условиям любых международных спортивных мероприятий после тестирования каждый волонтер назначается на ту или иную функцию (должность). С учетом профильной направленности обучаемых нам представляется наиболее актуальным смоделировать элективный курс для подготовки к функциям IOC (взаимодействие с Международным олимпийским комитетом) и NOC (взаимодействие с Национальным олимпийским комитетом). Данные функции предполагают постоянное иноязычное общение c одним VIP-гостем (членом Международного олимпийского комитета) или с целой командой спортсменов (национальной сборной). Волонтер осуществляет координацию транспорта (взаимодействует с личными водителями VIP-гостей), помогает с расписанием, выполняет перевод.

Поэтому обучение

тентичность и приближенность к реальным старшеклассников будет направлено на ре-

условиям волонтерской деятельности, так шение потенциальных коммуникативных за-

как при разработке учитывается личный во- дач, возникающих на международных спор-

лонтерский опыт автора, приобретенный тивных соревнованиях. Заключительным

этапом станет Skype-собеседование, проводимое преподавателем, по итогам которого будет осуществляться отбор в потенциальную команду волонтеров.

Методической основой семинаров является метод интерактивного обучения, актуальность использования которого обуславливается следующим: 1) обеспечение возможности наиболее эффективного усвоения материала благодаря самостоятельному поиску учащимися путей и вариантов решения поставленной задачи; 2) опора на активное межличностное взаимодействие учащихся (обучение работе в команде, терпимости, уважению чужих прав, достоинства другого человека); 3) формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к предмету дискуссии.

В процессе обучения старших школьников иноязычному общению проблемно-тренинговые ситуации способны выполнять следующие функции: социально-развивающую, адаптивную, прогностическую.

Социально-развивающая функция заключается не только в обогащении учащихся новым социальным опытом путем освоения результатов коллективного опыта взаимодействия, но и в развитии коммуникативной самостоятельности учащихся.

Адаптивная функция заключается в помощи в преодолении боязни, страха, а также неуверенности в своих силах, характерных для ситуации общения на иностранном языке.

Реализация прогностической функции позволяет старшим школьникам представить и оценить возможные последствия верных или неверных действий и быстро спланировать свое поведение.

Проблемно-тренин-говые ситуации призваны сформировать умение реально оценивать сложившуюся ситуацию, умение выделять из множества факторов основные, необходимые для принятия верного решения, ко-

Вопросы межкультурной коммуникации и особенностей общения с людьми с ограниченными возможностями являются ключевыми в разрабатываемом элективном курсе, так как они определяют не только степень сформирован-ности социокультурной компетенции учащихся, но и уровень их профессионализма как волонтеров.

торое может быть впоследствии претворено в жизнь.

Таким образом, данный курс направлен на всестороннее развитие личности, осуществляемое в процессе совместной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

Далее обратимся к рассмотрению возможных вариантов заданий обучающих тренингов.

1. Задание типа «Мозговой штурм». Учащиеся делятся на несколько команд по 5-6 человек. Учитель предлагает различные проблемные ситуации, имеющие несколько решений. Побеждает команда, которая сформировала наибольшее количество верных решений.

Task № 1: Unexpectedly, the member of the International Olympic Committee, whom you are going to work with calls you and says that he or she is now standing at the airport waiting for the personal driver to come and take him to the hotel.

В данном задании реализуется прогностическая функция проблемно-тренинговых ситуаций. Учащимся необходимо максимально быстро адаптироваться к изменившейся обстановке и принять потенциально наиболее подходящее решение.

2. Задание типа «Работа в команде». Один учащийся выбирает роль лидера, ко -торый должен скоординировать работу нескольких позиций. Остальные учащиеся выполняют его действия. Затем все участники воспроизводят ситуацию, руководствуясь инструкциями лидера.

Task № 2: Your team leader calls you and asks you to help him with Flower ceremony. Your task is to give instructions to medal carriers, sound operators, photographers and journalists. How would you organize all that is order to avoid a huge mess.

В данном задании реализуются прогностическая и социально-развивающая функции, призванные помочь научиться грамотно ори-

ентироваться в изменяющейся ситуации общения и приобрести социальный опыт лидера.

3. Задание типа «Дискуссия». Задание строится вокруг проблемной дискуссии. Учащиеся делятся своим опытом, изучают представленные преподавателем материалы (тексты). В ходе дискуссии вырабатывают общее решение проблемы.

Task № 3: Communicating with disabled people. How should we deal with them? Which topics and questions are tabooed? Are we allowed to use such phrases as «Let's go», «I've heard», «I've seen». How should we call disabled people?

Task № 4: Dealing with intercultural communication. How should we behave in order not to look rude or impolite? Are there any universal international etiquette rules that we can follow?

Вопросы межкультурной коммуникации и особенностей общения с людьми с ограниченными возможностями являются ключевыми в разрабатываемом элективном курсе, так как они определяют не только степень сформированность социокультурной компетенции учащихся, но и уровень их профессионализма как волонтеров. Знание международных правил и социальных норм поведения является ключевым моментом в создании положительного образа волонтера.

На заключительном этапе курса, как уже было отмечено выше, преподаватель проводит Skype-собеседование, в ходе ко -торого задает участникам контрольные вопросы, выявляющие не только их языковой уровень, но и способность быстро ориентироваться в ситуации, разбираться в тонкостях межкультурного взаимодействия. Положительный результат собеседования означает готовность учащихся к осуществлению успешной волонтерской деятельности.

Важно отметить, что разработка элективного курса с использованием интерактивных методов будет способствовать развитию у учащихся не только коммуникативной и социокультурной компетенции, но и аналитических способностей и саморефлексии. Учебный курс, подготавливающий школьников к последующей волон-

терской деятельности, призван не только развить профессиональные навыки и умения, но и способствовать усвоению международных норм речевого поведения и основ гуманизма.

Таким образом, вовлечение старшеклассников в речевую деятельность на иностранном языке позволяет создать оптимальные условия для комплексного развития у них коммуникативной компетенции с помощью формирования условий для активной межличностной коммуникации и развития критического мышления. Особенно актуальным является использование интерактивных тренинговых технологий на уроках иностранного языка в профильной школе, так как они способствуют профессионально-ориентированному обучению иностранному языку и позволяют отбирать речевой материал, необходимый старшеклассникам для осуществления успешной профессиональной деятельности в будущем, -'jjjj

Литература

1. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы): учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: ВК, 2012. 336 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (1011 кл.) [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки. рф/документы/2365 (дата обращения: 04.04.2016).

3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2007. 168 с.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 176 с.

5. Всеобщая декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий -International Association for Volunteer Effort (Амстердам, январь, 2001 г., международный год добровольцев) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.iave.org/advocacy/the-universal-declaration-on-volunteering/ (дата обращения: 04.04.2016); Рекомендации о поддержке добровольчества [Электронный ресурс]: резолюция ООН A/RES/56/38. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m= A/RES/56/38 (дата обращения: 04.04.2016).

6. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [Элек- ments/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата тронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/docu- обращения: 04.04.2016).

INTERACTION OF INTERACTIVE METHODS AT ENGLISH LESSONS FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

E.M. Tataurova, postgraduate, The department of linguodidactics and methods of teaching foreign languages, Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, kate_tataurova@yahoo.com

The article aims at creating and proving actuality and appropriateness of creating a special elective course for high school students, which is aim at further making-ready for future successful volunteering activity. Due to the fact that high school students are mostly interested in gaining new job-oriented professional skills and competences, the course under consideration would be designed to develop corresponding skills for both organizational and business tasks. Such skills can be easily transferred into real situations of job communication in future. The course consists of two parts: series of training activities and final Skype-interview. The author of the article offers several possible training situations. IOC and NOC function duties of Sochi-2014 Olympic Games were chosen as the core of the elective course. Relevance of the course is explained by the growth of popularity of volunteer movement among young people. Interactive learning is planned to become a methodical basis for the elective due to its intellectual and intercultural potential.

Key words: interactive methods, volunteering, elective, major subject, intercultural communication, foreign language communication, training, system-activity approach, problematic training situation.

References

1. Shchukin A.N. Teoriia obucheniia inostrannym iazykam (lingvodidakticheskie osnovy): uchebnoe posobie dlia prepodavatelei i studentov iazykovykh vuzov [Theory of teaching foreign languages (linguo-didactic basics): training manual for teachers and students of language schools]. Moscow, VK Publ., 2012. 336 p.

2. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniia (10-11 kl.) [Federal state educational standard of General secondary education (10-11 class)]. Availble at: mino-brnauki.rf/dokumenty/2365 (accessed 04.04.2016).

3. Bim I.L. Profil'noe obuchenie inostrannym iazykam na starshei stupeni obshcheobrazovatel'noi shkoly: problemy i perspektivy [Specialized foreign language training at the senior step of the secondary school: problems and prospects]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2007. 168 p.

4. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniia: uchebnoe posobie [Modern ways of enhancing learning: a tutorial]. Moscow, Akademiia Publ., 2008. 176 p.

5. Vseobshchaia deklaratsiia dobrovol 'chestva, priniataia na XVI Vsemirnoi konferentsii Mezhdunarodnoi assotsiatsii dobrovol 'cheskikh usilii - International Association for Volunteer Effort (Amsterdam, ianvar ', 2001 g., mezhdunarodnyi god dobrovol 'tsev) [The universal Declaration on volunteering, adopted at the XVI world conference of the International Association for volunteer effort International Association for Volunteer Effort (Amsterdam, January, 2001, the international year of volunteers)]. Available at: https://www.iave.org/ advocacy/the-universal-declaration-on-volunteering/ (accessed 04.04.2016); Rekomendatsii o podderzhke dobrovol 'chestva rezoliutsiia OON A/RES/56/38. [Recommendations on support for volunteering the UN resolution A/RES/56/38.]. Available at: http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/56/38 (accessed 04.04.2016).

6. Konventsiia o pravakh rebenka (1989 g.) [The Convention on the rights of the child (1989)]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decla-rations/childdec.shtml (accessed 04.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.