Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SECONDARY SCHOOL / COMPETENCES / FOREIGN LANGUAGE / INTERACTIVE TEACHING METHODS / COMMUNICATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова С.Ш.

В статье рассмотрены теоретические основы проблемы развития коммуникативной компетентности школьников в средней школе при помощи интерактивных методов обучения иностранному языку. Раскрыты следующие понятия: коммуникативная компетентность, межкультурная коммуникативная компетентность, социокультурная компетенция, интерактивные методы обучения. А также рассмотрена структура коммуникативной компетентности, изучены классификации интерактивных методов обучения и выявлена их роль в развитии детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Керимова С.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN SECONDARY SCHOOL USING INTERACTIVE METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the theoretical foundations of the problem of developing the communicative competence of schoolchildren in secondary school using interactive methods of teaching a foreign language. The following concepts are revealed: communicative competence, intercultural communicative competence, sociocultural competence, interactive teaching methods. The structure of communicative competence is also considered, classifications of interactive teaching methods are studied and their role in the development of primary school children is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Проблемные аспекты развития коммуникативной компетенции в средней школе при помощи интерактивных методов обучения иностранному языку

Problematic aspects of the development of communicative competence in secondary school using interactive methods of teaching a foreign language

Керимова С. Ш.

лингвист-преподаватель английского языка 214 лицей, Центрального р-на Россия, Санкт-Петербург e-mail: _ fransis@bk.ru

Kerimova S. Sh.

linguist-teacher of English 214 lyceum, Central district Russia, Saint Petersburg e-mail: _ fransis@bk.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены теоретические основы проблемы развития коммуникативной компетентности школьников в средней школе при помощи интерактивных методов обучения иностранному языку. Раскрыты следующие понятия: коммуникативная компетентность, межкультурная коммуникативная компетентность, социокультурная компетенция, интерактивные методы обучения. А также рассмотрена структура коммуникативной компетентности, изучены классификации интерактивных методов обучения и выявлена их роль в развитии детей младшего школьного возраста.

Annotation.

The article deals with the theoretical foundations of the problem of developing the communicative competence of schoolchildren in secondary school using interactive methods of teaching a foreign language. The following concepts are revealed: communicative competence, intercultural communicative competence, sociocultural competence, interactive teaching methods. The structure of communicative competence is also considered, classifications of interactive teaching methods are studied and their role in the development of primary school children is revealed.

Ключевые слова: средняя школа, компетенции, иностранный язык, интерактивные методы обучения, коммуникативные компетенции.

Key words: secondary school, competences, foreign language, interactive teaching methods, communicative competences.

Развитие образования в России является одним из приоритетных направлений модернизации нашей страны. Новый вектор развития вносит свои коррективы в систему образования, внедряя новые профессиональные и образовательные стандарты; совершенствуя программы обучения и воспитания; устанавливая все большие требования к уровню образования как самих учителей, так и, в большей степени, учащихся всех ступеней обучения. Каждая сфера жизни требует от человека наличия определенных компетенций, но фундаментальной является коммуникативная компетентность, позволяющая устанавливать взаимодействие с другими людьми, что является основой развития общества.

Основой современного информационного общества является способность человека к коммуникации, т.е. способность воспринимать, хранить, передавать и использовать различную информацию. Развитие коммуникативных способностей начинается в семье: с рождения ребенок учится сначала воспринимать и понимать поступающую к нему информацию, затем усваивает нормы общения в семье, запоминает речевые образцы и стратегии общения, учится передавать свои мысли и чувства другим людям. В детском саду ребенок впервые самостоятельно осваивает коммуникацию с другими людьми. Но фундаментальные знания, необходимые для успешной и продуктивной коммуникации, закладываются в стенах школы.

Основу данной работы составляют теоретические и практические труды в области изучения и организации процесса общения таких исследователей, как Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Изучением вопросов, связанных с природой общения, коммуникативными способностями и умениями, коммуникативной компетентностью занимались следующие исследователи М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.А. КанКалик, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова и др. Особенности развития детей младшего школьного возраста изучали Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Д. Забрамная, Л.В. Занков, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Г.И. Щукина и др.

В школе круг общения ребенка расширяется, возникают новые ситуации общения, нередко приходится искать выход из конфликтных ситуаций, находить общий язык с учителями и со сверстниками, поэтому главная задача учителя как начальных классов так и в средней школе - создать необходимые условия для развития коммуникативной деятельности. Автор концепции формирования коммуникативной успешности школьников И.А. Гришанова отмечает, что обучение играет ведущую роль в коммуникативном развитии, поэтому только в период школьного обучения коммуникативная деятельность становится управляемой [3, с.15].

Все большие требования к результатам образования в мире способствовали появлению такого понятия, как компетентность. Современное общество требует от человека умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания. Освоить эти навыки человек должен еще в школе, поэтому одна из первоочередных задач учителей - формирование основных необходимых компетенций. К числу таких компетенций относятся: ценностно -смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования и, конечно, коммуникативная компетенция.

Однако, в свете современных процессов глобализации и интенсивной миграции речь идет также о межкультурной коммуникативной компетентности. Остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства неприятия к членам других культур. Многие педагоги говорят о том, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции должно происходить во время обучения в высших учебных заведениях, в то время как знакомство с иностранной культурой начинается уже со второго класса, когда появляется дисциплина «Английский язык». Соответственно изначально главенствующую роль в вопросах становления межкультурной коммуникативной компетентности имеют учителя английского языка.

Важным условием современного качественного образования является компетентностный подход в преподавании. Введение компетентностного подхода в образовательный процесс ориентирует на подготовку не только высокопрофессионального конкурентоспособного ученика, но и личности, имеющей в своей ценностной картине мира необходимый набор этических концептов, которая предполагает адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях и готового взять на себя ответственность, в первую очередь, в управлении политическими, экономическими, социально-культурными процессами.

Введение в систему образования компетентностного подхода вызвало появление противоречия между требуемым уровнем образования и традиционным подходом в обучении. Достижение качественно новых результатов невозможно без изменения методов преподавания. Именно поэтому учителя стремятся апробировать новые авторские методики, создают свои методики; комбинируют или модифицируют уже известные методы и приемы обучения. Наиболее эффективными на данном этапе являются интерактивные методы обучения. Они позволяют вовлекать в учебный процесс всех учащихся, создают мотивацию к получению новых знаний, учат взаимодействию для достижения поставленных задач. Однако применение данных методов еще не получило

широкого распространения не только среди учителей начальных классов, но и среди учителей- предметников. Исходя из вышесказанного, проблема формирования коммуникативной компетенции, как фундаментальной, с помощью интерактивных методов имеет особую актуальность и важность.

Понятие «компетентность» широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Прежде всего, его определяют, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления какой-либо деятельности [1].

Все компоненты коммуникативной компетентности в равной степени играют важную роль в осуществлении эффективного взаимодействия между людьми. Однако, когда речь идет о взаимодействии между представителями из разных стран, особую важность приобретает социокультурный компонент коммуникативной компетентности, или социокультурная компетенция. Для эффективного общения с людьми другой культуры человеку важно быть компетентностным в трех основных направлениях: знать социокультурные особенности носителей другого языка, знать и понимать свои национальные особенности и осознавать межкультурные различия.

Расширение международных контактов в образовательной среде, научных исследованиях, в творческой деятельности предполагает соприкосновение с чужой культурой и предъявляет особенные требования к выпускникам образовательных учреждений. Необходимо развитие самосознания обучаемого как культурно -исторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик, и его роли как субъекта диалога культур, общекультурных и коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство межкультурного общения, потребностей в социокультурном освоении мира, развитие многоязычия и многокультурности. Соответственно социокультурное образование является обязательным компонентом языковой подготовки человека 21 века.

Современная модель обучения иностранным языкам представляется как процесс взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития учащихся. В данном контексте основная цель обучения иностранным языкам, являясь интегративным целым, имеет выход на личность обучаемого и заключается в формировании у обучающегося готовности, способностей и личностных качеств, позволяющих осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвосоциумов и их культурой, иного образа мира [2].

Результат социокультурного образования - социокультурная компетенция, обеспечивающая возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения, социокультурного познания стран и народов, социокультурного самообразования в любых других сферах.

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «социокультурная компетенция». Рассмотрим некоторые из них. По мнению В.В. Шишкановой социокультурная компетенция - это умение осуществлять своё речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения [8].

В работах В. В. Сафоновой, П. В. Сысоева, Г. В. Елизаровой, Г. А. Воробьева, социокультурная компетенция рассматривается как один из компонентов коммуникативной компетенции и представляет собой совокупность определённых знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе языковой подготовки к межкультурному общению. Упомянутые выше авторы отмечают важность социокультурной компетенции для личностного развития обучаемого. Сформированность указанной компетенции выражается не только в том, что обучаемый владеет определёнными знаниями и умениями, но

способен ориентироваться в разных культурах, соотносить с ними коммуникативные нормы общения, адекватно интерпретировать явления культуры и использовать все это в качестве ориентиров при выборе стратегий взаимодействия в процессе решения разнообразных задач, личностно и профессионально значимых, в ситуациях межкультурного общения [7]

Во многих современных учебниках английского языка преобладает лингвистический подход в отборе содержания. Учебники насыщенны заданиями коммуникативной направленности, для развития диалогической и монологической речи; задания фонетического характера способствуют формированию правильной артикуляции и произношения; задания для аудирования и чтения формируют необходимые навыки слушания и воспроизведения информации; множество иллюстраций помогают учителю замотивировать учащихся на выполнение различных заданий; сквозь все это многообразие тем и заданий довольно редко появляются для изучения темы, где бы освещалась все многообразие и богатство иноязычной культуры и людей.

Изучив структурные элементы и уровни сформированности изучаемого понятия, мы пришли к выводу, что социокультурная компетенция занимает далеко не последнее место в современном языковом образовании. Для формирования коммуникативной компетентности учащихся очень важно уделять внимание развитию всех ее компонентов. Учителю английского языка необходимо компенсировать отсутствие достаточного социокультурного материала в учебниках, включая в учебный процесс различные задания, мероприятия, пробуя при этом новые методы обучения.

Интерактивное обучение является феноменом для педагогической науки, так как изучение и применение интерактивных методов обучения началось сравнительно недавно. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» употребляется в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернет, работой с электронными учебниками и справочниками, работой в режиме он-лайн и т. д [6]. Но современные требования к уровню образования подталкивают учителей искать более эффективные методы взаимодействия и воздействия на учеников, поэтому интерактивные методы начинают активно использоваться в образовательных организациях.

Интерактивное обучение, являясь отдельной педагогической технологией, включает определенные формы и методы. Наиболее часто встречающимися в школе являются следующие методы: диалог, эвристическая беседа, дидактические игры.

Часто моделирование ситуаций можно увидеть на уроках английского языка, однако далеко не всегда они несут в себе социокультурную основу и подвергаются более глубокому ситуационному анализу. Что, на наш взгляд, является существенным упущением, потому что ситуационный анализ дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения [4]. То есть детям, в силу своих возрастных особенностей, гораздо проще освоить социальные нормы общения через анализ различных возможных ситуаций общения. Нельзя недооценивать языковую и культурную среду, которая, несомненно, сильно воздействует на развитие коммуникативной компетентности, но лишь в том случае, когда основа развития уже заложена.

Так, Е. В. Коротаева в свою очередь утверждает, что интерактивное обучение решает одновременно три задачи, во-первых, способствует получению конкретных знаний; во-вторых, способствует коммуникативному развитию и поддержанию эмоционально-интеллектуального фона процесса познания; в-третьих, социально ориентирует учащихся, закладывая основу знаний и умений, которые найдут проявление в будущем [5].

Таким образом, изучив и проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что пока интерактивные методы обучения только начинают внедряться в образовательную систему школы. Чаще всего

они используются для обучения взрослых. С другой стороны, они помогают эффективно развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и самостоятельность. Самым подходящим интерактивным методом для использования на уроках английского языка в начальной школе является метод анализа конкретных ситуаций, который позволяет приобщаться и узнавать культуру другой страны параллельно с освоением образовательной программы по предмету.

Обобщив изученную информацию о сущности коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность - это система знаний о себе и других людях, умений и навыков эффективного взаимодействия с людьми для достижения целей общения при помощи различных поведенческих стратегий. Так как человек существо социальное, коммуникативная компетентность является основой существования, развивать которую необходимо с самого детства.

Одним из компонентов коммуникативной компетентности является социокультурная компетенция, формированию которой не уделяется должного внимания на уроках английского языка в школе. В то время как ее развитие является одной из важнейших задач в условиях стремительной глобализации и повышенных современных требованиях к уровню образования выпускников. Внедрение новых типов и методов обучения в систему образования происходит постоянно. Интерактивное обучение - это процесс познания нового через диалог между учителем и учениками. Одним из методов данного типа обучения является анализ конкретных ситуаций, который можно использовать на уроках английского языка для приобщения младших школьников к нормам, обычаям, традициям и особенностям иноязычной культуры.

Таким образом, компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков для осуществления какой-либо деятельности. Коммуникативная компетентность играет роль основополагающей компетентности в современном обществе, к развитию которой у учащихся образовательных учреждений предъявляются серьезные требования, отраженные в ФГОС всех ступеней обучения. Определяется она как совокупность знаний, умений и навыков, которые способствуют успешному протеканию коммуникативного процесса.

Одной из составляющих коммуникативной компетентности является социокультурная компетенция. Она позволяет сформировать умение осуществлять коммуникативный процесс в соответствии с национально-культурными особенностями той или иной страны; умение предотвращать и преодолевать конфликты и использовать уместные приемы речевого и неречевого поведения в другой стране. Для развития коммуникативной компетентности чрезвычайно важно развитие социокультурной компетенции. Интерактивное обучение - это процесс познания, эффективность которого заключается в активном взаимодействии друг с другом учащихся, а также самого учителя с учащимися. Интерактивные методы обучения способствуют более эффективному протеканию учебного процесса, лучшему освоению знаний, умений и навыков по различным дисциплинам.

Метод анализа конкретной ситуации относится к дискуссионным методам интерактивного обучения и способствует погружению учащихся в иноязычную среду, позволяет проанализировать ситуации речевого и социального взаимодействия на уроках английского языка.

Использование метода анализа конкретных ситуаций с включением социокультурного компонента на уроках английского языка способствует развитию социокультурной компетенции учащихся при условии включения фрагментов занятий в поурочное планирование данной дисциплины. При организации и проведении фрагментов занятий социокультурной направленности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, ориентироваться на начальный уровень развития коммуникативной компетентности.

Желательно проводить промежуточное диагностирование уровня развития изучаемой компетентности для определения эффективности используемых заданий.

Список используемой литературы:

1. Алексеева Ю.С. Формирование коммуникативной компетентности на основе методов

педагогической герменевтики [Текст]: дис.....на соиск. учен. степ. к кан. пед. наук: 20.01.2016, 44.04.01 /

Алексеева Юлия Сергеевна; [Место защиты: Тюм. гос. ун-т]. - Тюмень, 2016. - 71 с.

2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.

3. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, - 2006. - 41 с.

4. Деева Е. М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е. М. Деева. - Ульяновск, УлГТУ, - 2015. - 116 с.

5. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.

6. Панина Т.С. Интерактивное обучение [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова // Образование и наука. -2007. - №6. - с. 32-41

7. Сысоев П. В. Обучение культурному самоопределению и диалогу культур посредством иностранного языка (на материале курса по культуроведению сша для языковых вузов) - [Электронный ресурс]: статья / П.В. Сысоев. - Электрон. текстовые дан. - Омск: 2003. - с. 122-130.

8. Шишканова, В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку. [Текст] / В.В. Шишканова // Иностранные языки в школе. М.: «Иностранные языки в школе». - 2012. -№ 2. - с. 80-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.