Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приемов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации'

Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приемов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE BOARD / SOCIAL ADAPTATION / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самосват Ю. Н.

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки, как один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитиидля социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приемов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации»

Самосват Ю.Н. ©

Соискатель, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №442

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-

БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ - ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЕТЯМ С

ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЛЯ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки, как один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации.

Ключевые слова: интерактивная доска, социальная адаптация, методы обучения Keywords: interactive board, social adaptation, training methods

Целью специального образования детей школ VIII вида является: подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Проработав в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида №442 13 лет учителем социально-бытовой ориентировки, я могу с точностью сказать, что социально-бытовая ориентировка детей с отклонениями в умственном и физическом развитии существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно. Дети с отклонениями в умственном и физическом развитии не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности ребёнка с отклонениями в умственном и физическом развитии социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни и труду после окончания школы.

К большому сожалению, для занятий по социально-бытовой ориентировке нет учебников и наглядных пособий. Что в свою очередь затрудняет усвоение изучаемого материала детьми. Нельзя забывать, что принцип наглядности для таких детей является одним из главных. Ведь наглядный метод делает более доступным овладение абстрактных понятий. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

Чтобы занятия были интересными и дети их легко усваивали, я использую интерактивную доску. Но так как для интерактивной доски не разработаны виды работы для учащихся школ VIII вида для занятий по социально-бытовой ориентировке, я сама составляю различные задания.

Использование интерактивной доски для меня открыло новые возможности в преподавании моего предмета.

В процессе обучения психологи рекомендуют задействовать все основные сенсорные системы человека, но именно кинестетическая имеет особое значение. Именно она связана с моторной памятью, и возможностью довести навыки до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания. Появление таких устройств, как интерактивные доски решают многие проблемы в процессе обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Цель работы с интерактивной доской заключается в создании условий, способствующих изучению, лучшему усвоению материала, коррекции и дальнейшему

© Самосват Ю.Н., 2013 г.

развитию ребёнка с отклонениями в умственном и физическом развитии, в условиях школы VIII вида, с целью успешной адаптации его в социуме.

Из выше поставленной цели вытекают следующие задачи работы с интерактивной доской: повысить эффективности подачи материала; повысить мотивации к учению; развивать зрительное восприятие и память; развивать и совершенствовать мелкую моторику рук; сделать занятия интересными и увлекательными.

Обучение мною на занятиях по социально-бытовой ориентировке осуществляется с помощью разных видов работы, применяемых в соответствии с решаемыми задачами.

Ребусы - это головоломки, в которых зашифрованы слова, фразы или целые высказывания, при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Такой вид работы целесообразнее проводить на этапе сообщения темы и цели урока. Отгадав ребус, дети сами могут назвать тему занятия. Задача: - работать над развитием мышления, пространственного восприятия, произвольного внимания, наблюдательности;

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. При работе с кроссвордами учащиеся словно соревнуются "сами с собой": работоспособность с ленью; охота с нежеланием; любознательность с безразличием. К кроссворду тянутся все учащиеся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом, актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес. Отгадывание кроссвордов целесообразно проводить на этапе актуализации знаний обучающихся или на повторении пройденного материала. Кроссворды, составленные мною для интерактивной доски очень удобны, так как не занимаю много времени при подготовке к занятию. Их не надо каждый раз чертить на доске. Достаточно просто включить интерактивную доску и открыть нужный документ с кроссвордом в компьютере.

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, текста, графики, видео, иллюстраций, фотографий, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для обучающихся современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Это прекрасный материал при работе над объяснением нового материала. Данные презентации помогают повысить эффективность подачи материала ребятам и сделать занятия интересными и увлекательными.

Перфокарта представляет собой однородную карточку с заданием, в которой находятся пустые «окошки» или строчки, в которые дети записывают ответы. Все перфокарты легки в применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от творчества учителя. Функциональная значимость перфокарт: чем чаще ученик отвечает на уроке, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. Умелое использование перфокарт является одним из проверенных источников повышения эффективности урока, это: активизация мыслительной деятельности, памяти, внимания; развития инициативности, сообразительности и находчивости; повышения познавательного интереса. Детям нравится работать с перфокартами. Они воспринимают работу с ними как игру, которую можно быстро выполнить, да еще и обязательно получить качественную оценку учителя.

Смекалочка - игры на развитие мыслительных процессов. Так же развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Такие игры на развитие мышления включают: игры на классификацию и на сериацию. Такой вид работы

целесообразно проводить на этапе закрепление знаний. Задания такого вида как «Смекалочка» могут быть разнообразны.

Все выше перечисленные виды работы так же способствуют развитию и укрепление мелкой моторики.

Результат моей работы по использованию интерактивной доски на занятиях социально-бытовой ориентировки можно увидеть в процессе наблюдения за ними в учебной и внеурочной деятельности. Моя работа направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал себя адаптированным к жизни. Я работаю в тесном контакте с родителями своих учеников и знаю учебные успехи своих учащихся. Выпускники стали помощниками для родителей. Помогают им по дому, самостоятельно ходят в магазины, в сбербанк, на почту и т.п. Ребята участвовали в окружных конкурсах по социально-бытовой ориентировке, где стали победителями в разных номинациях. Так же результат моей работы можно увидеть в графике сведений о качестве обученности до использования интерактивной доски и во время её использования.

Я считаю, что все методические разработки к перечисленным выше видам работы, которые я составила и использую при работе с интерактивной доской, помогут учителям сделать занятия по социально-бытовой ориентировке более увлекательными и разнообразными, что в свою очередь приведёт к повышению успеваемости по данной дисциплине. Тем самым основная цель школы: - создание условий, способствующих изучению, лучшему усвоению материала, коррекции и дальнейшему развитию ребёнка с отклонениями в умственном и физическом развитии, в условиях школы VIII вида, с целью успешной адаптации его в социуме будет достигнута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.