Научная статья на тему 'Формирование математических знаний при помощи ИКТ у учащихся со сниженным интеллектом'

Формирование математических знаний при помощи ИКТ у учащихся со сниженным интеллектом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРЫ / УЧАЩИЕСЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTERS / SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грешникова М. А.

Данная статья адресована учителям математики, работающим в коррекционных учреждениях и специалистам общеобразовательных школ с инклюзивными классами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грешникова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование математических знаний при помощи ИКТ у учащихся со сниженным интеллектом»

Грешникова М.А. ©

Соискатель, Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №442 ВОУО ДО города Москвы

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ИКТ У УЧАЩИХСЯ СО СНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

Аннотация

Данная статья адресована учителям математики, работающим в коррекционных учреждениях и специалистам общеобразовательных школ с инклюзивными классами.

Ключевые слова: информационно - коммуникационные технологии, компьютеры, учащиеся.

Keywords: information and communication technologies, computers, school student.

Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время -это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей. Люди все чаще используют такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии».

Перед современной педагогической наукой стоит очень важная задача— воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества.

Дети с интеллектуальными нарушениями, учащиеся школ VIII вида живут рядом с нами, в современном мире. После окончания школы ребята на каждом шагу будут сталкиваться с современной техникой, в том числе и с компьютерами. Они также должны обладать основными навыками пользователя, элементарными знаниями об информационных технологиях. В базовом учебном плане для школ VIII вида, к сожалению, нет уроков информатики. Каждое учреждение решает эту проблему по-своему. Английская пословица гласит «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». А по данным научных исследований, в памяти человека остается лишь четверть услышанной информации, треть - увиденной, половина от увиденного и услышанного. Самая большая доля информации, три четверти, сохраняется в памяти при условии, если ученик вовлекается в активные действия в процессе обучения. Руководствуясь, всем выше сказанным, и учитывая, уровень возможностей восприятия учащихся со сниженным интеллектом на своих уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь, как можно чаще использовать ИКТ.

Необходимость использования ИКТ на уроках математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Цель работы с ИКТ: создание благоприятных условий для изучения и усвоения материала, коррекции и дальнейшему развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Отмечу несколько наиболее важных задач при применении ИКТ на уроках: организовать процесс обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей; расширить возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования - от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций; развивать зрительное восприятие и память; учить учащихся элементарным пользовательским навыкам работы с компьютером; повысить мотивацию обучения. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит,

© Грешникова М.А., 2013 г.

прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечение индивидуальной помощи.

Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного возраста. Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему обучения, а не осуществляется изолированно от решения основных коррекционных задач. Отбор коррекционных задач осуществляется исходя из следующих принципов: отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения; достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки; индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий. Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является: выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей; формирование коммуникативной деятельности; формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.

Программированные задания составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задания, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями записей в компьютере. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.

Наблюдения показали, что учащиеся коррекционной школы с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе.

Характерная особенность моего урока - активная учебная деятельность обучающихся. И в большей степени помогают мне это осуществить применение мультимедийной системы и компьютеров.

Информационные технологии я использую на всех этапах урока: актуализации знаний; сообщении темы урока; объяснении нового материала; закреплении.

Одним из любимых видов работы у детей является работа на тренажерах. Тренажеры я использую разработанные для общеобразовательных школ, но использую их дозировано и с учетом умственных и физических возможностей каждого ребенка. Учащиеся охотно решают предложенные в них задания, так как компьютер сразу указывает на допущенную ошибку, которую тут же можно исправить, не боясь выглядеть смешным в глазах одноклассников. У многих учащихся занижена самооценка, поэтому к доске выходят не все. Работа на компьютере в этом случае позволяет учителю применить индивидуальный подход и при необходимости оказать своевременную помощь учащимся.

Ещё один вид деятельности, использование программы «Живая геометрия», позволяет самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывать знания. В программе дан алгоритм пошагового выполнения действий. На каждом этапе проводится контроль правильности выполнения. Когда все действия выполнены правильно, ребенку предлагается сделать логичный вывод и опять его проверить. Эта работа повышает у учащихся веру в свои возможности, упорство, развивают навыки самостоятельной работы.

На своих уроках я также использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической

привлекательностью. Урок- презентация также обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Презентации использую, как выполненные мною, так и взятые на образовательных сайтах. Презентации к урокам охотно выполняют и сами учащиеся. Особенно им нравятся исторические сведения, презентации о жизни учёных. Этот материал можно использовать на этапе усвоения новых знаний. На этом же этапе можно показывать на экране образцы выполнения заданий, в то время как учащиеся работают на доске и в тетрадях.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знания у обучающихся. Данные тесты относятся к тестам закрытого типа. Среди них есть задания альтернативных ответов, где нужно ответить «да» или «нет», «правильно» или «неправильно». Большинство тестов - это задания множественного выбора. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Ученики должны выбрать один из предложенных вариантов, который он считает правильным. Одновременно с этим у учащихся формируются элементарные пользовательские навыки при работе с компьютером, т.к. тесты помимо основного задания содержат задания типа «Измени шрифт», «Выдели курсивом», «Выдели цветом». Для проверки правильности выполнения тестов, на большой экран выводится рисунок с правильным образцом выполнения задания.

В успешности усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья новых знаний, умений и навыков огромное значение приобретают настрой ребенка, его желание узнать что-то новое и интересное для себя. Именно поэтому при разработке уроков я широко использую занимательный материал. Это различные ребусы, кроссворды, игровые задания. Они помогают снять напряжение от урока, повысить эмоциональный настрой, а вследствие этого, улучшается внимание, усидчивость, восприятие нового материала.

Использую мультимедийную систему и при проведении динамических пауз. Значение динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Они необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить кро- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка. Снять статическое напряжение.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что применение компьютера в обучении школьников в коррекционной школе представляется целесообразным, а опыт -востребованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.