Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ MIRO НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. П. АСТАФЬЕВА)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ MIRO НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. П. АСТАФЬЕВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ДОСКА MIRO / В. П. АСТАФЬЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова А.В.

В статье уделено внимание применению информационных технологий на уроках литературы. Дан краткий обзор некоторых функций доски Miro. Показаны возможности практического применения доски Miro на примере изучения рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в рамках дистанционного обучения. Представленный пример включает в себя порядок проведения урока и иллюстрирует активные формы работы в онлайн формате. Данный способ изучения художественного произведения на платформе удовлетворяет потребности современного школьника в визуализации учебного материала. Сделаны выводы об эффективном использовании платформы Miro на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE MIRO INTERACTIVE WHITEBOARD IN LITERATURE CLASSES (BY EXAMINING THE WORK OF V.P. ASTAFYEV)

This article focuses on the use of information technology in literature classes. It gives a brief overview of some functions of the Miro board. The possibilities of practical application of Miro board are shown on the example of studying V. P. Astafiev's story «The Horse with a Pink Mane» in distance learning. The presented example includes the order of a lesson and illustrates active forms of work online. This way of studying a work of fiction on the platform satisfies the needs of a modern schoolchild for visualization of the educational material. Conclusions on the effective use of the Miro platform in literature classes are made.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ MIRO НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. П. АСТАФЬЕВА)»

УДК 372.882 О Москва, Россия

Moscow, Russia

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ MIRO НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. П. АСТАФЬЕВА)

Фирсова Анастасия Викторовна,

аспирант кафедры методики преподавания литературы МПГУ, учитель русского языка и литературы Школы №1550 firsova.anastasi@yandex.ru

Аннотация. В статье уделено внимание применению информационных технологий на уроках литературы. Дан краткий обзор некоторых функций доски Miro. Показаны возможности практического применения доски Miro на примере изучения рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в рамках дистанционного обучения. Представленный пример включает в себя порядок проведения урока и иллюстрирует активные формы работы в онлайн формате. Данный способ изучения художественного произведения на платформе удовлетворяет потребности современного школьника в визуализации учебного материала. Сделаны выводы об эффективном использовании платформы Miro на уроках литературы.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные задания, дистанционное обучение, онлайн доска miro, В. П. Астафьев.

Firsova Anastasia Viktorovna,

postgraduate student of the Department of Methods of Teaching Literature,

Moscow Pedagogical University (MPGU), teacher of Russian language and literature,

School No. 1550, Moscow

USING THE MIRO INTERACTIVE WHITEBOARD IN LITERATURE CLASSES (BY EXAMINING THE WORK OF V.P. ASTAFYEV)

Abstract. This article focuses on the use of information technology in literature classes. It gives a brief overview of some functions of the Miro board. The possibilities of practical application of Miro board are shown on the example of studying V. P. Astafiev's story «The Horse with a Pink Mane» in distance learning. The presented example includes the order of a lesson and illustrates active forms of work online. This way of studying a work of fiction on the platform satisfies the needs of a modern schoolchild for visualization of the educational material. Conclusions on the effective use of the Miro platform in literature classes are made.

%

Дата поступления: 19.09.2022 Прошла рецензирование: 25.09.2022 Дата публикации: 30.09.2022 Для цитирования: Фирсова А.В. Использование интерактивной доски Miro на уроках литературы (на примере изучения творчества В. П. Астафьева) // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №3 - с. 38-42 - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ (30.09.2022).

Keywords: information technology, interactive exercises, distance learning, online board, miro, V. P. Astafiev.

За последние пару лет по всем известным нам причинам произошел «визуальный поворот», т.е. переход от текстуальности к визуальности, что стало основным источником получения новой информации. Разработка новых подходов в методике обучения литературе в настоящее время является одной из наиболее актуальных задач. Сегодня невозможно представить себе образовательный процесс без использования информационных технологий в обучении. Интерактивные методы обучения все чаще встречаются на уроках литературы. Современные учителя имеют огромные возможности создания уроков, используя медиапространство - это и мультимедийные презентации, видеолекции, виртуальные туры по литературным музеям, мобильные приложения («Живые страницы»), различные блоги, каналы, геймофикации и т.д. «Все это дает множество методических возможностей для решения задач литературного образования» [2, с. 99]. Они позволяют преподавателю выбрать наиболее подходящий формат работы с учениками, а также способны увлечь их в мир художественной литературы. Так, авторы статьи «Об углубленном изучении литературы в контексте современного медиапростран-ства» В. Ф. Чертов, А. А. Маныкина, А. А. Соколова отмечают, что «мультимедийный формат представления информации является для учащихся более привычным и легко воспринимаемым» [4, с. 72]. Следовательно, создание различных тестов, интерактивных заданий, интеллект-карт, таблиц в онлайн-режиме способствует росту мотивации чтения (эмоциональной, развлекательной, познавательной эстетической) [3, с.7], а также появлению большей увлеченности со стороны современных школьников.

Своеобразие методики изучения литературы в условиях современного меди-

Received: 19 September 2022

Reviewed: 25 September 2022

Date of publication: 30 September 2022

For citation: Firsova A.V. Using the Miro interactive whiteboard in literature classes (by examining the work of V.P. Astafyev) // Scientific and practical journal «Magister» -2022. - №3. - p. 38-42 - [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (09/30/2022)

апространства можно также показать на примере работы с онлайн доской Miro. Мы считаем, что эта платформа имеет большой потенциал для реализации познавательных задач (по классификации А.Ф. Лукаш):

• задачи, обращенные на форму повествования в произведении;

• задачи, позволяющие проникнуть в языковой слой произведения;

• задачи, раскрывающие детальный пласт произведения и др. [1, с. 121].

Цель данной статьи - показать практическое применение доски Miro на примере изучения рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Урок был реализован в рамках дистанционного обучения в 6 классе Школы №1550 г. Москвы. Мы сделали краткий обзор инструментов доски Miro, которые помогут активизировать деятельность учеников на уроке, и проиллюстрировали их применении на уроках литературы.

Регистрация на данной платформе достаточно простая, интерфейс и блоки задач понятны и просты в использовании (рис.1). Есть один небольшой минус - платформа на английском языке. Создатели платформы -стартап из города Пермь, но они ориентировали свой продукт для западного рынка. Большой плюс этой платформы мы находим в том, что есть возможность, так же как и на многих других, приглашать учеников в режиме видеоконференции, но при этом мы находимся все на одном большом поле и одновременно можем вместе выполнять разные задания.

Далее мы представим инструменты Miro, используемые на данном уроке:

Рис. 1. Интерфейс онлайн доски Miro https://miro.com/app/board

1. Инструмент КапЬап (рис. 2) - изначально это система планирования задач в компаниях, но мы приспособили ее для уроков. Можно использовать для планирования, на уроке-знакомстве или на уроке-повторении, а также в качестве рефлексии. В начале урока, посмотрев на этот план, ребенок может осознать масштаб того материала, который предстоит пройти на уроке. В конце урока темы перекочуют в раздел «Изученное». На стадии рефлексии можно предложить ученикам самим передвинуть темы, тем самым восстановив в памяти ход урока, вспомнив его ключевые моменты.

2. Инструменты Frame и sticky note (рис. 3). При изучении биографии писателя мы использовали Frame (это такой шаблон, на котором можно размещать абсолютно любой материал) в виде мобильного телефона. Это сразу привлекает внимание детей. Итак, мы вспоминаем биографию В.П. Астафьева, учитель задает вопросы, дополняет биографию писателя. Происходит совместное обсуждение эпиграфа Кайсына Кулиева и обязательное обращение учеников к своим «страницам детства». Следующим этапом мы предлагаем детям восстановить фабулу рассказа, используя sticky note. Их

Рис.2. Инструмент Kanban. Интерактивный урок литературы в 6 классе по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» https://miro.com/app/board

Рис. 3. Инструменты Frame и sticky note.

нужно выложить в хронологическом порядке. Дети работают все вместе, расставляют sticky note, выделяя главное.

3. При анализе языковых особенностей рассказа (сибирского диалекта) мы выбрали инструмент Mind map (рис. 4) или интеллект-карту, где в центре выделяется проблема (что такое диалектные слова?), а справа - ответвления к словам из рассказа. Детям надо поработать со словарем (ссылка на словарь также помещена на доске): определения каждого слова и найти употребление этих слов в тексте. Miro предлагает огромное разнообразие интеллект-карт, которые являются эффективным способом думать, запоминать, вспоминать, решать творче-

ские задачи, восстанавливать логику, обрабатывать информацию, преобразовывать текст в графический объект.

И последнее, что нам особенно нравится, - это домашнее задание на доске Miro. Мы предложили детям написать характеристику Вити от первого лица. Ученики могут прикреплять работы на специальном фрэй-ме, а учителю очень удобно будет их проверять. Каждый ребенкок может оставить комментарий, поставить оценку, отправить смайлик (что они очень любят). Этот комментарий будет видеть только тот ученик, кому он адресован. На слайде проверенные работы с комментариями в правом нижнем углу (рис.5).

Рис. 4. Инструмент Mind map.

Возможности использования доски Miro на уроках литературы безграничны.

• Можно вставить любой мультимедийный комментарий: ссылку, видеоролик, аудиофайл, фрагмент текста и др.

• Особенное преимущество данной платформы мы видим в том, что есть возможность работать прямо там с текстом.

сти школьников, вовлекающий в учебный диалог, позволяющий ученикам наглядно и легче усваивать материал, дающий возможность более эффективно достигать поставленные цели и задачи в рамках дистанционного обучения, а также полностью удовлетворяет потребность современного ученика в визуализации материала.

Рис. 5. Инструмент Frame.

• Нет необходимости переключать вкладку на компьютере или прибегать к помощи других платформ.

• Инструментарий доски позволяет классифицировать, систематизировать материал и многое другое.

Как показал практический опыт работы с учениками разных возрастов, интерактивная доска Miro - это платформа, на которой есть множество инструментов, активно воздействующих на восприятие, открывающих новые возможности для творческого осмысления художественного произведения.

Это еще один инструмент, способствующий активизации учебной деятельно-

Список источников:

1. Лукаш А. Ф. Использование познавательных задач при анализе литературного произведения/ Современные вопросы анализа литературного произведения в школе: Межвузовский сборник научных трудов. - МГПИ им. В. И. Ленина 1986. - С. 121.

2. Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования: Монография/Н.А. Миронова. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. - С.99

3. Сосновская И. В. Живая методика: Литературное развитие шестиклассника: Книга для учите-ля//Иркутск. - 2018. С. 7

4. Чертов В. Ф., Маныкина А. А., Соколова А. А. Об углубленном изучении литературы в контексте современного медиапространства // Наука и школа. - 2021. - № 3. - С. 70-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.