Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-ДОСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намычкина Елизавета Валентиновна, Шейко Анна Антоновна

В статье анализируются возможности наиболее популярных интернет-платформ, использующихся при проведении занятий в вузе. Рассматриваются широко применяемые сегодня платформы Zoom, Discord, Skype, «Прометей», TrueConf, онлайн- доски Idroo, Miro, Ziteboard, а также Kahoot! - игровая обучающая платформа. Перечислены достоинства и недостатки всех платформ, выявленные в процессе занятий в дистанционном формате (на примере занятий по иностранному языку), предложены оптимальные варианты использования и сочетания указанных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOME PLATFORMS AND TOOLS FOR DISTANCE LEARNING AT UNIVERSITY

The article analyzes capabilities of popular Internet platforms usedat conducting classes at university. Most widely used modern platforms such as Zoom, Discord, Skype, “Prometheus”, TrueConf, online boards Idroo, Miro, Ziteboard, as well as Kahoot! - a gaming training platform - are considered. The advantages and disadvantages of all platforms identified during classes in the distance format (taking foreign language classes as an example) are listed, optimal options for using and combining these servicesare proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.144

DOI 10.25257/KB.2022.3.31-37

Анализ некоторых платформ и инструментов для дистанционного обучения в вузе

Analysis of some platforms and tools for distance learning at university

Е. В. НАМЫЧКИНА1, А. А. ШЕЙКО1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E.V. NAMYCHKINA1, A.A. SHEYKO1

'State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье анализируются возможности наиболее популярных интернет-платформ, использующихся при проведении занятий в вузе. Рассматриваются широко применяемые сегодня платформы Zoom, Discord, Skype, «Прометей», TrueConf, онлайн-доски Idroo, Miro, Ziteboard, а также Kahoot! -игровая обучающая платформа. Перечислены достоинства и недостатки всех платформ, выявленные в процессе занятий в дистанционном формате (на примере занятий по иностранному языку), предложены оптимальные варианты использования и сочетания указанных сервисов.

Ключевые слова: онлайн-обучение, интернет-ресурсы, дистанционное обучение, технологии активного обучения, интернет-платформы, онлайн-доски

Abstract: The article analyzes capabilities of popular Internet platforms used at conducting classes at university. Most widely used modern platforms such as Zoom, Discord, Skype, "Prometheus", TrueConf, online boards Idroo, Miro, Ziteboard, as well as Kahoot! - a gaming training platform - are considered. The advantages and disadvantages of all platforms identified during classes in the distance format (taking foreign language classes as an example) are listed, optimal options for using and combining these services are proposed.

Key words: online learning, Internet resources, distance learning, active learning technologies, Internet platforms, online boards

Информационные технологии являются неотъемлемой частью всех сфер жизни современного человека, а особенно - обучения. Сегодня преподавание в высшей школе не представляется возможным без опоры на информационные технологии, все более широко внедряется в данный процесс Интернет, а также различные обучающие онлайн-ре-сурсы и приложения. Пандемия СОУГО-19 стала значимым стимулом для внедрения интернет-технологий в процесс преподавания [1]. В условиях самоизоляции обучение было переведено в онлайн-формат, а преподаватели были вынуждены оперативно адаптироваться к новым условиям, стараясь не только не потерять качество работы, но и по возможности усовершенствовать его, внеся новые, недоступные в офлайн-режи-ме элементы. Кроме того, стремление образовательной среды к переходу в онлайн вследствие общей тенденции к повышению доступности и эффективности образования сделало использование интернет-платформ особенно актуальным [2].

В связи с переходом в онлайн-сферу вопрос онлайн-обучения регулярно поднимается в отечественной науке. Специалисты в области образования изучают возможности совершенствования дистанционного процесса обучения, разрабатывают новые методики преподавания онлайн. Среди современных исследователей данного вопроса можно выделить С. В. Титову, А. А. Оксюту, О. В. Ору-сову, О. А. Воскрекасенко, Н. С. Мендову, Н. В. Кузнецова и др.

В условиях огромного выбора интернет-ресурсов для онлайн-занятий перед преподавателем встает ряд вопросов: какие приложения для обучения выбрать, как их применять, какие цели необходимо достичь при их использовании [3]. В данной статье мы проанализируем собственный опыт применения различных платформ и онлайн-до-сок при обучении иностранному языку, сравнив выявленные нами положительные и отрицательные стороны в процессе работы с ними. Результаты данного анализа применимы также к процессу преподаваниия других дисциплин.

В настоящее время интернет-технологии в области образования - технологии активного обучения [4] - предлагают разнообразные средства, способствующие реализации данного процесса: платформы «Прометей», Zoom, Discord, TrueConf, ставший уже традиционным Skype, появившаяся недавно платформа ЕИОС, интерактивные онлайн-доски, такие как Idroo, Miro, Ziteboard, игровые обучающие платформы, например, Kahoot!. Указанные сервисы можно применять как при проведении традиционных занятий в аудитории, так и при дистанционном формате обучения. Включение дополнительных интернет-ресурсов в работу на занятиях по иностранному языку позволяет стимулировать интерес обучающихся к предмету, так как использование современных гаджетов и интерактивных приложений стало неотъемлемой частью жизни современных студентов [5]. Внедрение интерактивных платформ в образовательный процесс позволяет разнообразить обучение, сделать процесс познания динамичным, творческим, наглядным и обеспечить эффект присутствия в аудитории при дистанционных занятиях. Использование функций различных платформ позволяет развивать практически все виды речевой деятельности во время занятий, а также во время самостоятельной работы. Интерактивная форма подачи материала способствует его запоминанию, развивает творческое мышление, помогает индивидуализировать обучение за счет составления

дифференцированных заданий для отдельных групп обучающихся [6].

Основными платформами онлайн-обуче-ния на данный момент являются система дистанционного обучения (СДО) «Прометей», Zoom, Discord, Skype, TrueConf. Указанные площадки позволяют общаться по видеосвязи и использовать различные обучающие инструменты. СДО «Прометей», разработанная московской компанией, является одной из самых распространенных обучающих платформ в российских вузах. Это комплексная система, созданная для обучения, анализа и контроля успеваемости студента. С помощью данной СДО можно проводить практические занятия, выдавать задания группе или отдельным студентам, обмениваться файлами, контролировать прогресс обучающегося, выставлять оценки в ведомость. Система имеет раздел для публикации объявлений для отдельных групп или целых потоков, а также форум для общения.

Вебинары на платформе проводятся с помощью сервиса OpenMeetings в формате лекции, конференции или интервью. В веби-нарной комнате доступен чат для общения, есть голосовая и видеосвязь, также доступна доска с определенным набором инструментов: можно печатать, рисовать, загружать документы и мультимедийные файлы. Несмотря на указанные преимущества использования сервиса, необходимо отметить и существенный недостаток платформы -медленную загрузку и работу системы. При работе с сервисом OpenMeetings наблюдается отставание в отображении на экранах студентов текста, который преподаватель печатает на доске; новая страница загруженного преподавателем документа отображается у студентов не всегда корректно. Кроме того, из-за нестабильной работы системы и частых акустических помех не всегда возможно использование микрофона обучающимися или одновременное подключение нескольких человек по видеосвязи. Еще одной значительной помехой в работе является возможность проведения вебинаров только для учебных групп, официально закрепленных

за преподавателем. В случае факультативных или дополнительных занятий выборочное подключение отдельных обучающихся не предусмотрено.

Интерфейс СДО «Прометей» также представляется не вполне удобным и интуитивно понятным. Например, дублирующие друг друга окна при написании сообщения группе и многоступенчатая процедура закрепления тестирования за группой для выдачи доступа значительно усложняют работу.

Zoom - сервис для проведения видеоконференций, групповых и индивидуальных занятий. Присоединиться к занятию можно по ссылке преподавателя, введя идентификатор конференции и пароль. Zoom позволяет включать демонстрацию экрана преподавателя, видеть и слышать всех участников конференции. Есть возможность передачи права демонстрации экрана любому участнику конференции. В платформу встроена интерактивная доска, есть чат для сообщений, который можно сохранить после занятия. В автоматическом режиме ведется видеозапись всего занятия. Одним из преимуществ использования Zoom является функция разделения студентов на пары или команды и создания отдельных вебинарных комнат для группы, что аналогично групповым заданиям на очных занятиях: преподаватель может зайти в любую вебинарную комнату с целью контроля процесса выполнения задания, а после - объединить участников для представления совместно выполненного задания всей группе. К недостаткам платформы можно отнести ограничение времени группового использования Zoom - сорок минут в бесплатной версии. Кроме того, в Zoom отсутствует возможность просмотра видеофайлов в режиме демонстрации экрана. Сервис можно использовать только для проведения вебинаров, аналитика обучающихся недоступна.

Популярной платформой для проведения дистанционных занятий является Skype -программа для голосовых или видеозвонков. Skype одной из первых стала использоваться для дистанционного обучения.

Ученикам не нужно создавать аккаунт при использовании веб-версии, одновременно в видеозвонке может присутствовать до 50 студентов, время звонка не ограничено. В Skype можно включить демонстрацию экрана, есть функция чата, можно сделать запись конференции и отправить обучающимся, пропустившим занятие; также есть возможность прикрепить в чат различные файлы, в том числе аудио и видео. Очевидный недостаток системы - отсутствие встроенной доски и инструментов создания пометок.

Еще одним сервисом, который можно использовать для дистанционных занятий, является бесплатная платформа Discord. Изначально сервис создавался для обмена сообщениями между геймерами, однако в последнее время стал активно применяться и в обучающих целях. Для каждой группы обучающихся на платформе создается отдельный сервер и доступная постоянная ссылка, которую преподаватель отправляет студентам. С помощью функции GoLive можно проводить занятия в группах до 25 студентов, использование режима «рации» позволяет избежать лишних шумов, однако необходимость постоянно нажимать на кнопку при голосовом общении (при использовании данного режима) рассеивает внимание преподавателя. Преимуществами сервиса являются широкие функции администрирования для преподавателя - можно выбирать отображение присутствия для студентов, делать закрытые группы обучающихся, назначать каждому определенную функцию, ограничивать право подключения к микрофону. Неоспоримым преимуществом является неограниченное время конференции. Среди недостатков платформы можно отметить чрезмерное количество функций, что усложняет процесс знакомства с сервисом и его использования: многочисленные режимы работы, опция push-to-talk, необходимость создавать разные комнаты на сервере, чат-боты, и т. п. Указанные недостатки могут снижать мотивацию к обучению из-за сложностей с пониманием логики работы платформы. Кроме того, интерфейс Discord рассчитан на любителей

онлайн-игр, оформлен в вольном стиле, что препятствует созданию рабочей атмосферы во время занятия.

В условиях сложных внешнеполитических реалий все достоинства платформ Skype, Zoom и Discord нивелируются вероятностью ограничения их работы в нашей стране, а также их потенциальной угрозой информационной безопасности. В связи с этим очевидна необходимость внедрения в дистанционный образовательный процесс отечественных платформ. Кроме описанной выше СДО «Прометей» в Академии ГПС МЧС России для проведения онлайн-занятий используется платформа видеоконференцсвязи и совместной работы TrueConf российской компании-разработчика. С ее помощью можно осуществлять персональные видеозвонки друг другу, а также организовывать конференции трех типов: групповые, видеовещания и селекторные совещания. В групповой конференции каждый пользователь видит и слышит остальных. Максимальное количество собеседников при этом составляет 16 человек, однако могут быть дополнительные ограничения, накладываемые лицензией. В видеовещании также могут участвовать до 16 пользователей, однако 15 из них видят только одного ведущего, а он может наблюдать за всеми. Данный вариант конференции оптимален для дистанционного формата лекций и решения других подобных задач. Третий тип видеоконференций - селекторное совещание. Принимать участие в нем могут до 100 пользователей. В таких видеоконференциях есть ведущий, докладчик и выступающий, остальные являются зрителями. Ведущий является администратором данного занятия, а докладчик и выступающий могут меняться (они выбираются ведущим из участников). В TrueConf существует функция записи видеозвонков, прямой передачи файлов, электронной доски для совместного рисования, ввода графических и текстовых данных, функция демонстрации рабочего стола.

Наш опыт проведения онлайн-занятий на данной платформе показал следующие

преимущества TrueConf: свободный доступ по ссылке для любого пользователя, зарегистрированного в данной организации, возможность подключения видеосвязи всех участников конференции без ухудшения качества соединения, возможность демонстрации экрана преподавателем. Однако процесс демонстрации экрана создавал неудобства: при полноразмерном включении экрана преподавателем обучающиеся изображения не видели, приходилось переключаться на окно конференции, и экран презентации при этом был очень маленьким. Кроме того, часто изображение теряло резкость у всех участников. В число недостатков также входит невозможность использования инструментов электронной доски (рисования, печатания и т. д.) на демонстрируемом файле.

Ни одна из перечисленных выше платформ не содержит функционал традиционной доски, которая является важным элементом взаимодействия преподавателя и обучающегося. В платформах Skype, Zoom, TrueConf и Discord доска как таковая отсутствует, но эту проблему позволяет решить использование виртуальных досок Miro, Ziteboard, Idroo.

Рассмотрим работу, на наш взгляд, самой простой и удобной - Idroo. Программа не требует установки дополнительных приложений, регистрация заключается в вводе электронного адреса пользователя и пароля, доступ обучающиеся получают по ссылке, высылаемой преподавателем, а бесплатная версия обладает всем необходимым функционалом. Преподавателю доступно пять бесплатных досок, информация с которых хранится в облаке, к каждой из них можно вернуться и после занятия. В платной версии количество досок не ограничено. На ней можно печатать, стирать, рисовать графики и формулы (при проведении занятий по иностранному языку удобно рисовать транскрипционные значки или схемы образования времен), выделять цветом необходимую информацию, загружать картинки, причем использовать доску можно одновременно преподавателю и обучающимся.

В платной версии доступна функция голосового присутствия без ограничения по времени, что делает онлайн-доску удобной платформой для занятий. Из недостатков платформы Idroo можно отметить недоступность интерфейса на русском языке и невозможность прикрепления видеофайлов для развития навыка аудирования.

Доски Miro и Ziteboard работают по схожему принципу, однако имеют свои особенности. Преимуществом онлайн-доски Miro является возможность создания интерактивного учебника-презентации. На ней можно прикрепить различные материалы - страницы учебника, картинки, упражнения, ссылки, видео; обучающийся может прикрепить фотографии домашнего задания, а преподаватель - проверить в режиме реального времени и дать соответствующие комментарии. На доске есть панель инструментов, с помощью которой можно писать, рисовать, добавлять комментарии. Среди особенностей доски Miro выделим возможность установить таймер при выполнении заданий, а также скачать все записи на доске в формате jpg или pdf. С помощью доски Miro удобнее проводить индивидуальные занятия, например, ее можно использовать для дополнительного занятия с отстающими или внеаудиторного чтения по иностранному языку, поскольку ресурс рассчитан на использование в качестве презентационной платформы, а не просто онлайн-доски. Несмотря на то, что Miro была разработана командой из России, интерфейс доски недоступен на русском языке, а делиться доской с обучающимися несколько сложнее, чем в Idroo - нужно вводить электронные адреса обучающихся, что может вызвать неудобство при работе с многочисленной группой. При отправке ссылки на доску преподаватель должен вручную проставить опцию "can edit", в противном случае студенты не смогут писать на доске. К недостаткам также можно отнести невозможность использования опции «видеоконференция» в бесплатной версии, что приводит к необходимости применения дополнительного

приложения для голосового или видеообщения, например, Skype.

Ziteboard - виртуальная доска c интерфейсом на русском языке, с которой можно работать в режиме реального времени через браузер. Поделиться доской с обучающимися можно по постоянной ссылке преподавателя. Одной из особенностей Ziteboard является открытый доступ к доскам для всех посетителей сайта. Она будет удобна преподавателям технических дисциплин, так как имеет функцию автоматического распознавания фигур - мышкой можно нарисовать любую геометрическую фигуру, а доска выровняет все стороны и углы. Как и в сервисе Miro, конечный вариант доски можно сохранить в pdf-файл, чтобы, например, отправить обучающимся, не присутствовавшим на занятии. Недостатком функционала доски является отсутствие инструмента печати текста: напечатать что-то можно только прикрепив заметку, что не всегда удобно на занятии. Кроме того, заметка занимает много места.

Использование виртуальных досок на занятиях создает эффект присутствия в реальном классе, позволяет обучающимся работать совместно и исправлять друг друга; за счет интерактивности и наглядности подает материал в доступной форме, а также способствует быстрому усвоению информации [7]. К общему недостатку онлайн-досок можно отнести невозможность объединения или выбора необходимых преподавателю функций, а также отсутствие опции «видеосвязь» в бесплатных версиях.

Общеизвестно, что максимальное время концентрации студента на одном вопросе, как правило, не превышает 15-20 минут, в связи с чем преподаватель иностранного языка должен регулярно менять аспекты занятия: фонетические задания чередовать с лексическими и грамматическими, сочетать отработку навыков чтения, говорения, аудирования и письма. Однако в рамках онлайн-занятия удержать внимание обучающихся сложно из-за отсутствия прямого контакта, помех в аудио/видеосвязи, студент может отвлекаться на другие

интернет-ресурсы или внешние раздражители - все это усложняет задачу удержания фокуса внимания обучающегося на материале занятия [8]. Здесь на помощь преподавателю приходят различные обучающие игровые сервисы. Разберем подобный популярный сервис - игровую обучающую платформу Kahoot!, разработанную для групповых занятий. Принцип работы сервиса состоит в одновременных ответах обучающихся на своих устройствах на вопросы викторины. Время на ответ ограничено, за каждый правильный ответ студенты получают баллы. После завершения викторины участники видят количество баллов всех игроков. Викторины можно как проводить на офлайн- и онлайн-занятиях, так и выдавать в качестве задания для самостоятельной работы. С помощью данного сервиса преподаватель может также включить в работу немотивированных обучающихся, дав им задание составить викторину по пройденной лексической или грамматической теме. Студентов можно объединять в пары или команды, что способствует развитию

коммуникативных навыков обучающихся, развивает их адаптивность, навык сотрудничества, умение обсуждать и дискутировать, а также быстро принимать решения в условиях ограниченного времени. Кроме того, игровая форма обучения является одной из форм социализации и включения обучающегося в систему общественных отношений [9].

Проведенный анализ наглядно показал, что, несмотря на существующие трудности и недостатки онлайн-занятий, дистанционное обучение имеет много преимуществ. Такие занятия позволяют расширить традиционный формат, добавить в него дополнительные, актуальные материалы, сделать занятие интерактивным, а также получить весьма востребованный опыт общения на иностранном языке в формате видеоконференции. Общемировая тенденция к переводу обучения в онлайн-формат не оставляет сомнений в том, что использование различных онлайн-сервисов при дистанционных занятиях будет неотъемлемым компонентом процесса обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Орусова О. В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 184-195. DOI: 10.26653/2076-46502020-3-17

2. Макарова М. В. Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. 2020. № 2. С. 59-70. DOI: 10.25136/24098736.2020.2.29088

3. Григоренко С. Е, Сагалаева И. В., Фисунова Н. В. Online-занятие

как одна из форм дистанционного обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://www.srience-education.ru/ru/artide/view?id=28088 (дата обращения: 03.04.2022).

4. Оксюта А. А. Использование цифровых ресурсов при обучении иностранному языку // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам четвертой международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М. В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019. С. 103-110.

5. Абрамовский А. Л., Ребышева Л. В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии Covid-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 2. С. 43-52.

6. Дождиков А. В. Онлайн-обучение как e-leaming: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России, 2020, т. 29.

№ 12. С. 21-32. DOI: https://d0i.0rg/l0.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32

7. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика [Электронный ресурс] // URL: https://www.litmir.me/ br/?b=579043 (дата обращения: 31.03.2022).

8. Пожидаева В. С. К вопросу о функциях игры в образовательном процессе // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе

и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам четвертой международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М. В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019. С. 120-125.

9. Кузин А. А., Щербакова М. В. Игровые образовательные технологии

в обучении иностранным языкам // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам четвертой международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М. В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019. С. 69-78.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Елизавета Валентиновна НАМЫЧКИНА н

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных и русского языков,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР!Ч-код: 5685-7150

Ди^огЮ: 774796

ИE.Namychk¡na@academygps.ru

Анна Антоновна ШЕЙКО

Преподаватель кафедры иностранных и русского языков,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР!Ч-код: 4218-0019

Ди^огЮ: 885092

Поступила в редакцию 29.04.2022 Принята к публикации 13.06.2022

Для цитирования:

Намычкина Е. В., Шейко А. А. Анализ некоторых платформ и инструментов для дистанционного обучения в вузе // Культура и безопасность. 2022. № 3. С. 31-37. 00!:10.25257/КВ.2022.3.31-37

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elizaveta V. NAMYCHKINA H

PhD in Philology,

Associate Professor of Foreign

and Russian Languages Department,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 5685-7150

AuthorlD: 774796

HE.Namychkina@academygps.ru

Anna A. SHEYKO

Lecturer at Foreign and Russian Languages Department State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-Kog: 4218-0019 AuthorlD: 885092

Received 29.04.2022 Accepted 13.06.2022

For citation:

Namychkina E.V., Sheyko A.A. Analysis of some platforms and tools for distance learning at university. Kultura i bezopasnost - Culture and safety, 2022, no. 3, pp. 31-37. D0I:10.25257/KB.2022.3.31-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.