Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСКИ MIRO В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСКИ MIRO В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий проект / интерактивная доска Miro / обучение английскому языку / учебно-методический комплекс / creative project / Miro interactive whiteboard / English language training / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Мельникова Анастасия Васильевна

в данной статье рассматривается проблема внедрения творческих проектов на основе использования информационных технологий в процесс обучения. Предлагаются технология и методические рекомендации по использованию доски Miro в проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Мельникова Анастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE MIRO BOARD IN THE ORGANIZATION OF CREATIVE PROJECTS IN ENGLISH LESSONS IN HIGH SCHOOL

the paper investigates the problem of introducing creative projects based on the use of information technology in the learning process. The article provides technology and methodological recommendations on the use of the Miro board in project activities in English lessons in high school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСКИ MIRO В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСКИ MIRO В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ

КЛАССАХ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Мельникова Анастасия Васильевна

студентка гр. 752 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: anastasia.vasilievna7@mail.ru

THE USE OF THE MIRO BOARD IN THE ORGANIZATION OF CREATIVE PROJECTS IN ENGLISH LESSONS IN HIGH SCHOOL

Elena Panina, Ph.D.

Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Anastasia Melnikova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 752, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: anastasia.vasilievna7@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема внедрения творческих проектов на основе использования информационных технологий в процесс обучения. Предлагаются технология и методические рекомендации по использованию доски Miro в проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах.

Ключевые слова: творческий проект, интерактивная доска Miro, обучение английскому языку, учебно-методический комплекс.

Abstract: the paper investigates the problem of introducing creative projects based on the use of information technology in the learning process. The article provides technology and methodological recommendations on the use of the Miro board in project activities in English lessons in high school.

Key words: creative project, Miro interactive whiteboard, English language training, teaching methods.

Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов. Одним из них является перемещение акцента с внеурочной и факультативной проектной деятельности в классно-урочную. Другой фактор указывает на резкое увеличение учителей, имеющих представление о возможностях компьютеров в обучении, что оказывается благоприятным условием активного внедрения в образовательные учреждения России инновационной методики обучения -

проектного метода. Работа над выполнением творческого проекта способствует реализации творческих способностей учащихся, развитию логического и аналитического мышления, организационных навыков, закреплению технических знаний и умений. Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, пункт 45.3, предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и должны обеспечивать приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов и применением ИКТ [4].

Метод проектов является одним из наиболее обсуждаемых методов обучения. В исследованиях Е.С. Полат основное место отводится разработке творческой основы проектного метода, поэтому данное понятие трактуется с точки зрения его творческой составляющей. Так, методист определяет проектный метод как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не только достижение определенного результата, оформленного как конкретный практический результат, но и организацию процесса достижения этого результата» [3].

Цель творческого проекта на уроке иностранного языка - это решение какой-либо проблемы и визуализация желаемого конечного результата (продукта), который учащийся должен достичь в ходе проведения творческой работы по предмету [5].

Задачи творческого проекта на уроке иностранного языка - это все последовательные этапы организации и изготовления продукта с начала до конца. Задачи помогают ответить на вопрос «Что нужно сделать для достижения обозначенной цели»? Задачи проекта предполагают организацию и проведение определенной работы для поиска способа, или способов, решения проблемы. Задачи формулируются достаточно кратко и конкретно, и эту конкретизацию должны произвести сами учащиеся. В этом случае включается творческое мышление обучающихся, направленное на выполнение работы [2].

Традиционно работа над проектом предполагает несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие [3]:

1. Подготовка - определение темы и целей, и формирование групп проекта;

2. Постановка проблемы - продумывание возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

3. Планирование - поиск источников информации, определение способов сбора и анализа информации, способа представления результатов,

установление критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности;

4. Исследование - сбор информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив методом «brainstorm», выбор оптимального варианта;

5. Формулирование результатов или выводов - реализация проекта, анализ информации, формулирование выводов;

6. Защита проекта - подготовка выступления: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов;

7. Оценка результатов и процесса проектной деятельности - анализ выполнения проекта, достигнутых или не достигнутых результатов и их причин.

Следуя данной структуре этапов работы над проектом, на каждом этапе учителю отводится своя роль: на первом - мотиватор, на втором и третьем -инициатор, на четвертом - наблюдатель, а далее роль учителя уходит на второй план, давая больше самостоятельности учащимся в ходе работы над проектом.

Анализ предметно-тематического содержания основных учебно-методических комплектов для 9, 10 и 11 классов, используемых в российских школах: "Spotlight", "Enjoy English", "Starlight", "Rainbow English", "Solutions", показал, что творческие проекты могу вписаться в контекст любого из них.

Рассматривая принципы и средства организации творческой проектной деятельности, необходимо использовать средства, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей, удовлетворяющие их интересы, мотивирующие к творческой деятельности, и такими средствами являются ИКТ.

Из многочисленных современных инструментов ИКТ хотелось бы обратить внимание на функциональные и дидактические возможности доски Miro.

Виртуальная доска Miro (прежнее название Realtime Board) была основана россиянином из Перми Андреем Хусидом и является одним из самых современных инструментов для совместной удаленной, и не только, работы в сфере образования.

Интерактивная доска Miro представляет целый набор инструментов [6]:

• Схематические иконки. Базовое обеспечение при работе с доской: курсор, карандаш, добавление текста, стикеры, загрузка файлов с компьютера или по ссылке и т. д.

• Панель инструментов для взаимодействия с участниками: просмотр комментариев, голосование, таймер, режим презентации.

• Обширная библиотека шаблонов. Легко фиксировать и структурировать идеи, используя один из многочисленных шаблонов приложений (мозговой штурм, планирование проектов).

• Интеграция с веб-приложениями. Google-сервисы, Dropbox и другие - централизовать все важные части проекта.

• Безопасность и скорость. Mira работает молниеносно, что облегчает совместную работу в режиме онлайн. Конфиденциальность и безопасность встроены в структуру платформы.

Интерактивную доску Miro отличает от обычной школьной доски возможность сохранять информацию на долгое время, добавлять файлы различного формата и просматривать их в любое время из любой точки мира, а также смешивать онлайн- и офлайн-обучение.

Рассмотрим последовательность включения доски Miro в процесс работы над творческим проектом.

Шаг 1 - Знакомство

Перед началом работы на интерактивной доске Miro необходимо зарегистрироваться. Заходим на сайт miro.com и нажимаем на кнопку «Sign up free» (рис. 1). Вводим имя, e-mail и придумываем подходящий пароль. Можно зарегистрироваться, кроме того, с помощью Google-почты, Microsoft, Apple и других сервисов.

Get started free today

No credit card required

X Name

В Work email

Й Password 8+ characters

I agree to Miro Terms and Privacy Poiicy.

О I agree to receive Miro news and updates.

or sign up with:

^ Sign up with Google Q ^

Рис. 1. Регистрация на платформе Miro

Для создания доски нажимаем на кнопку «New board» (рис. 2) и программа автоматически создает область для создания проекта.

Рис. 2. Создание доски на платформе Miro

В бесплатной версии сайта нам предоставляется возможность создать только 3 доски. Как правило, этого достаточно для работы со многими классами в школе, так как рабочая область каждой доски бесконечна.

Шаг 2 - Рабочее пространство

Кнопка "Share" (рис. 3) позволяет отправить ссылку ученикам для предоставления онлайн-просмотра, а также добавить учеников на доску с возможность редактирования, но для этого необходима регистрация на платформе.

Рис 3. Кнопка "Share" на платформе Miro

Панель инструментов (рис. 4) позволяет нам преобразовать рабочее пространство, используя разные ее возможности.

^ - Основной курсор, позволяющий выбирать объекты

0 - Выбор шаблона. При нажатии откроется окно с различными шаблонами лосок f - Вставить стрелку или соединительную линию

Рис. 4. Панель инструментов доски Miro

Шаг 3 - Планирование творческого проекта

Для создания проекта необходимо подготовить поле (рис. 5), в котором учащиеся смогут изучать и анализировать информацию, необходимую для создания проекта и его исходного продукта. В нашем случае, в рамках обширной темы «Massmedia», за основу мы взяли создание электронной газеты.

Рис. 5. Рабочая область по теме «Mass media» на доске Miro

Перед работой над творческим проектом, необходимо было ознакомиться с газетами в других англоязычных странах и сравнить их с российскими. Далее мы изучили виды газет, а также основные секции, которые можно встретить в той или иной газете. Чтобы подготовить учащихся к защите своего проекта, мы также выполнили ряд коммуникативных заданий и проанализировали примеры статей (рис. 6). Итак, учащиеся готовы к самостоятельной работе над проектом.

Рис. 6. Рабочая область по теме «Do the British love newspapers?»

Шаг 4 - Работа над творческим проектом

Целью нашего творческого проекта с использованием доски Miro являлось повышение заинтересованности у подростков к чтению информационных порталов, взяв во внимание экологический фактор. Переходя от цели к задачам, мы выяснили, что нам предстоит создать электронную газету, наполненную информацией, которая привлечет внимание читателей образовательным содержанием и актуальными подростковыми темами.

Группа поделилась на пары, и каждая выбрала для себя секцию, по теме которой создавались статьи. Таким образом, у нас получилась газета (рис. 7).

Рис. 7. Содержание электронной газеты «E-PAPER News»

Подводя итоги проектной деятельности, учащиеся оценили удобство и полезность использования доски Miro как инструмента в работе над творческим проектом

При оценке результатов творческого проекта, учащиеся предложили корректировки к созданной газете и инициировали регулярный выпуск электронных газет на английском языке для старших классов.

Использование интерактивной доски Miro позволило выделить следующие ее особенности, которые, несомненно, можно трактовать как достоинства [1]:

• платформа не требует установки на компьютер, работать можно непосредственно через браузер, но также есть приложение для Mac, Windows, iOS и Android;

• англоязычный интерфейс, но всплывающие подсказки помогают разобраться, как работать с доской, также есть обучающие видео на YouTube;

• существуют бесплатная и платная версии приложения. В бесплатной версии один пользователь может создать до трех досок - чем больше аккаунтов, тем больше досок;

• возможность подключения участников по ссылке (для них все доски будут доступны, и участие также будет бесплатным);

• организатор может ограничивать права участников - разрешить редактирование, копирование или только просмотр;

• все изменения на доске подсвечиваются, поэтому их легко заметить;

• готовые проекты можно сохранять на Google-диск и скачивать в форматах jpg, pdf.

Таким образом, использование доски Miro в организации творческих проектов и знание учителем широкого спектра возможностей этой платформы позволяют разнообразить иллюстративный материал и способы выполнения коммуникативных заданий, а также повышают вовлеченность учащихся в учебный процесс и мотивируют к творческой проектной деятельности.

Список литературы

1. Виртуальная доска Miro: плюсы и минусы программы в работе при онлайн-обучении [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/38649 (дата обращения: 18.05.2022).

2. Задачи творческого проекта [Электронный ресурс]. - URL: https://tvorcheskie-proekty.ru/zadachi-proekta (дата обращения: 26.06.2021).

3. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / ИОСО РАО. -1998. - URL: https://refdb.ru/look/2917205.html (дата обращения: 24.04.2022).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ от 31 мая 2021 г. № 287 / М-во просвещения Российской Федерации.

5. Цель творческого проекта и работы [Электронный ресурс]. - URL: https://tvorcheskie-proekty.ru/cel-proekta (дата обращения: 26.06.2021).

6. Miro - remote collaboration tools [Электронный ресурс]. - URL: https://miro.com/remote-collaboration-tools/ (Дата обращения: 26.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.