Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРВИСА GOOGLE MEET В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРВИСА GOOGLE MEET В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Google Meet / ИКТ / Интернет / онлайн-обучение / Google Meet / ICT / Internet / online-learning

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Сабурова Диана Сергеевна

в настоящей статье дается обзор дидактических возможностей сервиса видеосвязи Google Meet для обучения старшеклассников иностранному языку, приведены методические и практические рекомендации для работы над речевыми умениями и лексико-грамматическими навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF GOOGLE MEET SERVICE IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

the article provides an overview of the didactic possibilities of using the video communication platform Google Meet to teach high school students a foreign language, as well as methodological and practical recommendations for working on speech skills and lexico-grammatical skills.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРВИСА GOOGLE MEET В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРВИСА GOOGLE MEET В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Сабурова Диана Сергеевна

студентка Z751 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: saburovadiana2011@yandex.ru

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF GOOGLE MEET SERVICE IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

Elena Panina, Ph.D.

Associate Professor, Methods of teaching foreign languages department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Diana Saburova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group Z751 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: saburovadiana2011@yandex.ru

Аннотация: в настоящей статье дается обзор дидактических возможностей сервиса видеосвязи Google Meet для обучения старшеклассников иностранному языку, приведены методические и практические рекомендации для работы над речевыми умениями и лексико-грамматическими навыками.

Ключевые слова: Google Meet, ИКТ, Интернет, онлайн-обучение.

Abstract: the article provides an overview of the didactic possibilities of using the video communication platform Google Meet to teach high school students a foreign language, as well as methodological and practical recommendations for working on speech skills and lexico-grammatical skills.

Key words: Google Meet, ICT, Internet, online-learning.

В связи с появлением и распространением коронавирусной инфекции весной 2020 г., по рекомендациям Министерства науки и высшего образования РФ, а также Министерства просвещения, все учебные заведения от школ до вузов начали переход на дистанционный формат работы. Это был новый этап в развитии образовательной системы. Все участники образовательного процесса столкнулись с рядом трудностей. Согласно докладу Министерства просвещения, до пандемии 60 % преподавателей вузов не пользовались платформами для проведения занятий в дистанционном формате или делали это редко. После событий весны 2020 г. 96 % педагогического состава пришлось перейти в режим работы онлайн [2]. Такой «стресс-тест» позволил увидеть,

насколько уязвима традиционная система образования и насколько важной может оказаться модернизация процесса получения знаний. Справедливым окажется предположение о том, что на уровне среднего общего образования, трудности, с которыми столкнулись преподаватели школ, оказались в разы серьезнее и масштабнее. Это связано с меньшей мотивацией обучающихся на данной ступени образовательной системы, с меньшим материальным обеспечением по сравнению с вузами и более острой нехваткой квалифицированных кадров.

Тем не менее, по данным Министерства просвещения, часть преподавателей отмечают, что дистанционный формат оказался для них более удобным - как при планировании собственного рабочего времени, так и при организации обучения. 15 % преподавателей отмечают значительные улучшения в качестве образования. Более того, за время работы в дистанционном режиме, доля преподавателей, видящих в цифровых технологиях возможности для повышения доступности качественного образования, выросла более чем в два раза: с 30 до 70 % [2]. У участников образовательного процесса растет запрос на гибкость и вариативность форм обучения, и система должна двигаться в сторону реализации этого запроса.

В настоящей статье дается обзор дидактических возможностей сервиса видеосвязи Google Meet для обучения старшеклассников иностранному языку, а также приведены методические и практические рекомендации.

Согласно данным РБК, одна из проблем состоит в отсутствии универсальной единой платформы для государственных школ, которая могла бы решить все задачи одновременно: организацию совместной, групповой и индивидуальной работы, загрузку - выгрузку домашнего задания, предоставление доступа к дидактическому материалу, поддержку видео-и аудиосвязи и т. д. Школьным педагогам приходится пользоваться несколькими сервисами одновременно. Особую популярность приобрел Zoom, многократно выросло количество обращений к Google Classroom, Яндекс.Учебнику [1]. В этой связи имеет смысл обратить внимание на платформы с максимально широким и легким в освоении и использовании функционалом.

Одним из таких инструментов является Google Meet, представленный к использованию в 2017 г. американской компанией Google. В 2020 г. в связи с пандемией COVID-19, корпорация предоставила бесплатный безлимитный доступ к программе Google Meet, в результате чего число уникальных пользователей данной платформы выросло до 100 миллионов в день (на тот момент количество пользователей Zoom достигало 200 миллионов в день) [4]. Однако в 2021 г. длительность бесплатных видеовстреч была ограничена 60 минутами. Этот лимит действует по сегодняшний день [5]. В 2022 г. Российская система образования столкнулась с новыми ограничениями, в частности, с предоставлением доступа к платным версиям онлайн-ресурсов ряда компаний, включая Zoom и Google Meet. В связи с этим, в настоящей статье были рассмотрены опции бесплатной версии Google Meet.

В первую очередь, целесообразным кажется вопрос о необходимости использования ИКТ и Интернета при обучении старшеклассников как таковых, вопрос об их актуальности для современного школьника и педагога. При обращении к ФГОС среднего общего образования, особое внимание мы обратили на следующие моменты:

1) Одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы является умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности [3].

2) Педагогический работник должен уметь пользоваться ИКТ, браузерами и мультимедийным оборудованием [3].

3) Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].

4) Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно -образовательной среде [3].

5) Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ [3].

Основываясь на вышеприведенных пунктах, можно сделать вывод, что интеграция ИКТ, онлайн-сервисов и применение Интернета для реализации образовательного процесса более не носит опционный характер и является важной как для школьников, так и для педагогов. Google Meet может быть использован для решения данной проблемы.

Основные технические характеристики: платформа совместима с такими операционными системами как macOS, Microsoft Windows, Android 5.0 (и более поздние версии), iOS 12.0 (и более поздние версии). Для участия в конференции необходимо наличие Google-аккаунта. Возможно подключение либо через приложение Google Meet, либо через сайт сервиса (для браузеров Chrome, Mozila Firefox, Microsoft Edge, Apple Safari). Минимальные требования для работы с Google Meet включают в себя наличие двухядерного процессора и 2 ГБ оперативной памяти [5]. Таким образом, пользоваться программой можно с любых устройств с выходом в Интернет, без скачивания приложения, что делает ее универсальной и простой в использовании.

Изначально данная платформа создавалась для проведения защищенных конференций в сфере бизнеса, однако ее часто используют и в образовательных целях. Бесплатная версия позволяет проводить индивидуальные сессии длительностью 24 часа и групповые занятия до 100 человек - 60 минут, в сравнении с 40 минутами в Zoom [5].

Рассмотрим дидактические возможности Google Meet для работы над речевыми умениями и лексико-грамматическими навыками, а также для организации контроля знаний, самопроверки и групповой работы в рамках урока по английскому языку в старших классах.

Основная функция Google Meet - осуществление коммуникации в реальном времени с сопровождением видеосвязи, идеально подходит для проведения лекций, а это значит, работы над таким видом речевой деятельности как аудирование. Более того, Google Meet актуален в использовании для развития умений говорения, как в формате диалога, так и монолога, проведения дебатов и дискуссий. Примечательной и отличительной особенностью Google Meet в этом отношении является наличие субтитров на английском языке (можно также выбрать испанский, немецкий, португальский и французский), где дублируется речь говорящего в режиме реального времени. Включить субтитры и выбрать язык можно, присоединившись ко встрече и нажав на значок «еще» в правом нижнем углу, далее - настройки и раздел «субтитры». Эта функция схожа с голосовым набором текста в Google Translator и носит вспомогательный характер. Если учащийся услышал новую для себя лексическую единицу или не понял формулировку говорящего, ему не обязательно задавать уточняющий вопрос -ответ можно найти в субтитрах. Это позволяет сэкономить время на уроке и преодолеть стеснение, которому подвержены многие школьники.

Другой важной опцией Google Meet является возможность демонстрации экрана, активировать которую можно через кнопку «начать показ» на рабочей панели. Эта функция позволяет использовать визуальное сопровождение на уроке и реализовать один из важнейших дидактических принципов обучения иностранному языку - принцип наглядности, играющий первостепенную роль в активизации внимания обучающихся. Сервисом предусмотрена возможность демонстрации всего экрана, выборочных документов с устройства и вкладок браузера. Предположительно можно использовать собственные дидактические разработки к уроку, например, презентации, файлы с текстом или онлайн-ресурсы: графические изображения для знакомства с лексическими единицами и грамматическими правилами, онлайн-тесты для совместной практики, видео с YouTube для работы над аудированием. Удобство этого инструмента состоит в том, что преподавателю не требуется подключать и настраивать мультимедийное и стереооборудование для интерактивной работы, что экономит время на подготовку.

Работу с документами можно организовать следующим образом: на этапе планирования встречи использовать Google календарь, в блоке «описание» прикрепить файлы с Google диска или непосредственно

с устройства и предоставить обучающимся доступ к просмотру, комментированию или редактированию документа, в зависимости от задачи. Во время конференции автоматически перенесенные файлы можно найти в разделе «информация о встрече» справа внизу рабочего экрана. Таким образом, как правило, организуется работа над чтением и письмом, а при совместном доступе к редактированию - даже проектная работа в группах. Удобство инструмента заключается в том, что список документов прикрепляется один раз к конкретной встрече, а необходимость их подготовки непосредственно перед уроком отпадает.

Те же дидактические задачи решаются через другую опцию -«Интерактивную доску» или, как ее еще называют, «Jamboard». Она находится в разделе «действия» и может быть использована для презентации вместо Power Point или в качестве инструмента совместной работы. Исходя из опыта, хотелось бы отметить, что многие преподаватели английского языка используют «Jamboard» как самостоятельный инструмент и альтернативу доске Miro, отмечая преимуществом доступность и простоту в использовании.

Более того, в описании встречи в Google календаре можно прикрепить ссылки на онлайн-тесты с ключами для организации тренировки и самопроверки, которые можно найти, например, на сайте test-english.com. Наряду с этим, преподаватель может самостоятельно составить тестовое задание в Google формах, прикрепить ссылку на него в описании встречи и провести контроль знаний с последующим выставлением оценки за усвоение материала.

Описанные выше примеры являются лишь одним из вариантов организации работы в Google Meet на уроках иностранного языка. В большинстве своем, возможности использования данной платформы ограничены лишь креативным потенциалом учителя. Тем не менее, обращая внимание на недостатки Google Meet, мы должны отметить отсутствие в бесплатной версии работы в подгруппах и встроенные опросы, которые могут быть необходимы при решении определенных дидактических задачах. Однако их можно заменить такими инструментами как Google документы или Jamboard, встроенный чат и Google формы.

Таким образом, рассмотренный в статье сервис Google Meet является одним из доступных и легких в использовании способов организовать дистанционную работу с учащимися старших классов. Он не требует обязательной установки дополнительного приложения, а технические требования к используемому устройству минимальны. Все, что нужно для стабильной работы - зарегистрированный Google аккаунт и доступ в Интернет. Сервис удобен для практики всех речевых видов деятельности, организации совместной, групповой, индивидуальной и фронтальной работы. Более того, работа над лексическим и грамматическим навыком практически не отличаются от традиционного обучения, а интерактивность и вариативность платформы при правильном подходе будет способствовать повышению мотивации обучающихся и эффективности образовательного процесса. За

последние годы подобные онлайн-сервисы набрали много полезных данных, которые помогут им стать еще эффективнее, Google Meet продолжит развиваться и трансформироваться, как и в последние 3 года. К сожалению, даже при наличии высокого запроса на доступность получения среднего общего образования, полная его реализация в дистанционной форме на данный момент не представляется возможным. Однако мы рекомендуем смешанный вариант обучения с привлечением Google Meet для оптимизации образовательного процесса и повышения мотивации обучающихся.

Список литературы

1. Зуйкова А. Онлайн-образование в пандемию: шоковая инновация, или Новые возможности? [Электронный ресурс]. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f997fa19a7947e46bc893cb (дата обращения: 13.05.2022).

2. Уроки «Стресс-теста» вузы в условиях пандемии и после нее [Электронный ресурс] / сост. докл.: Н.Ю. Анисимов, В.Н. Васильев, А.Е. Волков и др. - URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003 _%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf

(дата обращения: 13.05.2022).

3. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 13.05.2022).

4. Lerman R. Big Tech is coming for Zoom: Google makes video chatting service Meet free [Электронный ресурс]. - URL: https://www.washingtonpost.com/technology/2020/04/29/google-meet-zoom-competitor/ (дата обращения: 13.05.2022).

5. Google Meet [Электронный ресурс]. - URL: https://meet.google.com/ (дата обращения: 13.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.