Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиапространство / интерактивные формы обучения / синхронное взаимодействие / асинхронное взаимодействие / медиа технологии / мотивация / media space / interactive forms of learning / synchronous interaction / asynchronous interaction / media technologies / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л А. Плахотнюк

В статье представлены результаты исследования возможностей использования интерактивных и неинтерактивных форм асинхронного и синхронного общения преподавателя с обучающимися в медиапространстве при обучении иностранным языкам в образовательных организациях МВД России. Исследуются приоритеты учебной информации в системе медиатехнологий и возможностей Интернета при внедрении в учебный процесс вузов правоохранительной направленности электронных систем «Апекс. Вуз» и «ЭИОС» для повышения мотивации к изучению иностранного языка и результативности его преподавания. Изучены возможности применения интерактивных невербальных форм в системе иноязычной коммуникации в рамках медиапространства при обучении профессионально ориентированному иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л А. Плахотнюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE MEDIA SPACE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article presents results of a study of possibilities of using interactive and non-interactive forms of asynchronous and synchronous communication between a teacher and students in the media space when teaching foreign languages in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The priorities of educational information in the system of media technologies and the possibilities of the Internet are investigated when introducing electronic systems of “Apex. University” and “EIOS” into the educational process of law enforcement universities to increase motivation to learn a foreign language and the effectiveness of its teaching. Ways of using interactive nonverbal forms in the system of foreign language communication within the media space in teaching a professionally oriented foreign language are studied.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

20. Popov H.I., Yakovleva E.V. Ispol'zovanie metoda shematizacii pri obuchenii studentov i shkol'nikov matematike. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya 1: Matematika. Mehanika. Informatika. 2020; № 4 (37): 74-87.

21. Popov N.I., Yakovleva E.V. Aktual'nye problemy obucheniya matematike inostrannyh studentov v vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2019; № 3: 144-153.

22. Barrett J. Aptitude, personality and motivation tests: analyse your talents and personality and plan your career. London and Philadelphia: Kogan page, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 378

Plakhotnyuk L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Siberian Law Institute of the Interior of Russia (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: dmasheya@yandex.ru

THE USE OF INTERACTIVE MEDIA SPACE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article presents results of a study of possibilities of using interactive and non-interactive forms of asynchronous and synchronous communication between a teacher and students in the media space when teaching foreign languages in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The priorities of educational information in the system of media technologies and the possibilities of the Internet are investigated when introducing electronic systems of "Apex. University" and "EIOS" into the educational process of law enforcement universities to increase motivation to learn a foreign language and the effectiveness of its teaching. Ways of using interactive nonverbal forms in the system of foreign language communication within the media space in teaching a professionally oriented foreign language are studied.

Key words: media space, interactive forms of learning, synchronous interaction, asynchronous interaction, media technologies, motivation.

Л.А. Плахотнюк, канд. филол. наук, доц., Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск, Е-mail: dmasheya@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

В статье представлены результаты исследования возможностей использования интерактивных и неинтерактивных форм асинхронного и синхронного общения преподавателя с обучающимися в медиапространстве при обучении иностранным языкам в образовательных организациях МВД России. Исследуются приоритеты учебной информации в системе медиатехнологий и возможностей Интернета при внедрении в учебный процесс вузов правоохранительной направленности электронных систем «Апекс. Вуз» и «ЭИОС» для повышения мотивации к изучению иностранного языка и результативности его преподавания. Изучены возможности применения интерактивных невербальных форм в системе иноязычной коммуникации в рамках медиапространства при обучении профессионально ориентированному иностранному языку

Ключевые слова: медиапространство, интерактивные формы обучения, синхронное взаимодействие, асинхронное взаимодействие, медиа технологии, мотивация.

Самые грандиозные перемены происходят сегодня в сфере информационных технологий. Информационные технологии расширяют пространство современного общества, его возможности осуществлять коммуникацию в рамках обмена информацией. Сегодня мы имеем дело с «сетевым» обществом, работающим в едином пространстве в режиме реального времени [1, с. 92].

Целью исследования являются инструменты, используемые при интерактивном обучении иностранному языку.

При проведении исследования ставились следующие задачи:

1. Изучить инструменты, используемые в онлайн-коммуникации и позволяющие передавать учебную иноязычную информацию вербальными и невербальными средствами.

2. Изучить инструменты иноязычного неинтерактивного (асинхронного) и интерактивного (синхронного) общения при обучении иностранному языку.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в настоящее время интернет-коммуникация в учебном процессе позволяет добиться больших результатов при изучении иностранного языка, т. к. ускоряет обмен информацией между преподавателем и студентами. В настоящее время в образовательных организациях МВД России активно внедряются электронные системы, позволяющие оптимизировать процесс обучения. Достаточно активно используются «Апекс. Вуз» и «ЭИОС». Инструменты, используемые в онлайн-коммуникации, позволяют преподавателю общаться со студентами.

- неинтерактивно (асинхронно), т. е. используя электронную почту, электронный журнал и т. д.;

- интерактивно, синхронно (видеоконференции по Skype, в сетях Facebook, Twitter и т. д.).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении возможностей использования онлайн-средств коммуникации при изучении иностранного языка в медиасреде.

Учебная информация по предмету может передаваться как вербальными средствами, так и невербальными. При изучении иностранного языка приоритетными являются вербальные средства общения - речь и голос, устная и письменная речь, при этом устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Активное использование невербальных форм общения в меди-апространстве, т е. коммуникационное взаимодействие без использования речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, становится актуальным в современных условиях обучения иностранным языкам.

Приоритет учебной информации в медиасреде определяется тем фактором, что в учебной деятельности у обучающихся есть доступ к информации, ее получению, обработке, распространению, хранению и т. д. Объективным факто-

ром необходимости знать и уметь, как работать с информацией, является то, что у современных обучающихся в качестве одной из основных компетенций должна быть сформирована способность эффективно использовать информацию в целях самообразования.

Практическая значимость результатов исследования определяется интерактивными возможностями, которые обучающиеся получают при изучении иностранного языка аудиторно и самостоятельно. Самостоятельная работа обучающихся в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» в вузах МВД России включает их умение осуществлять поиск необходимой информации, работать с полученной информацией, анализировать ее и синтезировать в новые знания. На завершающем этапе работы с информацией обучающиеся должны уметь оценивать результаты, которые они получают от этой деятельности.

Интеграция традиционных и современных методик обучения иностранному языку с применением компьютерных технологий в рамках организации самостоятельной работы обучающихся позволяет корректировать образовательный процесс, добиваться более высоких результатов обучения. При этом учитываются такие важные критерии свойств информации, как степень ее компетентности, надежность, эффективность, объем, оптимальность, точность [2, с. 127].

Поиск информации начинается с определения проблемы, ее корректировки. Обучающийся знает, что и где искать, чтобы правильно сформулировать запрос и область поиска. Умение критически оценивать полученную информацию позволяет обучающимся расширить и уточнить задачу (цель, методику, тематические, хронологические, лингвистические ограничения и т. д.). Необходимо уметь оценивать информацию с точки зрения ее валидности и релевантности. В этом случае полученную информацию необходимо сравнить с несколькими источниками. На завершающей стадии формулируется вывод (или выводы), суммируется результат поиска. Документооборот в мировом пространстве формирует поток, т. е. большое количество документов разного типа и жанра: книги, диссертации, инструкции и т. д. Поток документов аккумулирует знания о мире вокруг нас на данный момент - факты, гипотезы, теории о строении, структуры и взаимодействие специфических артефактов, созданных человеком, и природных объектов, известных ему. Очень важно, что информационная рабочая программа включает предварительную оценку всех источников информации, необходимую конкретизацию и ограничения, а также четкое определение цели поиска.

Компоненты стратегии поиска информации включают ряд особенностей:

1. Цель - тематический поиск фактуальной информации.

2. Поиск по видам документов.

3. Хронологические характеристики поиска - ретроспективный, текущий или поиск в перспективе.

4. Предмет поиска - отрасль науки, производства, культуры, права, явления, юридическое или физическое лицо.

5. Полнота завершенности поиска - содержание, географические или другие ограничения;

6. Избирательный поиск - наиболее полные публикации, описывающие объект поиска, или вся информация, имеющаяся о нем на данный момент

7. Интенсивность поиска одномоментная, в течение определенного периода, постоянный мониторинг информации.

Интерактивная и неинтерактивная формы коммуникации могут осуществляться на веб-страницах, где преподаватель публикует свои лекции или презентации (тезисно, чтобы дать студентам возможность доработать самостоятельно те или иные положения по изучаемой теме), требования к промежуточной или к итоговой аттестации, варианты заданий, темы рефератов, расписание занятий и аттестаций, результаты тестов. Можно организовать групповую дискуссию, используя веб-приложения, предложить для просмотра учебное видео, проанализировать содержание учебного текста, ответить на вопросы и т. д. [3, с. 134].

Блоги Интернета обеспечивают преподавателя информацией для проведения занятий по иностранному языку, где предполагается изучение профессиональной терминологии в рамках профессионально ориентированной коммуникации. При изучении темы «Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью» (International Cooperation in the Sphere of Fighting Crime) при работе с видеофрагментом "Interpol" (https://yandex.ru/video/preview?text) реализуются возможности формирования навыка аудирования и обучения лексическим навыкам по изучаемой теме. Для этого возможно использование заданий следующего типа: Before watching:

Read and translate the word combinations from the fragment you are going to watch: crime is increasingly international; terrorists plot and train; traffickers smuggle drugs across border; hackers steal personal data. Make up sentences with the phrasal verbs:

to stand one step ahead,

to bring to the world's police together,

to solve international crimes,

to analyze and share information on crime.

Fill in the gaps with the correct words derived from the words in bold:

1. International law enforcement agencies ... information on the crime. ANALASYS.

2. Police bodies throughout the world make ... to track down criminals. CONNECT.

3. Crime is ... international. INCREASE. After watching:

Answer the questions:

1. What are the main problems Interpol has to deal with?

2. What are the strategies international law enforcement agencies use to solve international crime?

Видеофрагмент "Crime Scene Investigation" (https://yotu.be/Ds_yoYofukw) по теме «Осмотр места происшествия» (Crime Scene observation) предоставляет обучающимся информацию, связанную с оперативно-розыскной деятельностью. Профессионально ориентированная лексика, процессуальная терминология затрудняют процесс восприятия иноязычного материала на слух. Поэтому при просмотре видеофрагмента акцент делается на выполнении следующих заданий: Read and translate the word combinations: Traces of the crime left in the environment, Physical evidence, Link the crime to the criminal, Indoors crime scene,

Библиографический список

Outdoors's crime scene,

Read and translate the sentences:

1. The full crime scene suit - bunny suit consists of boot covers, gloves, the hood, mouth guard.

2. The temporary high powered lighting rigs and powerful torches can be used to process the indoors observation of a crime scene.

3. The vehicle crime scene is processed as following: police focus the efforts on the broken window as the point of entry, the car is fully stripped, carpets are lifted, upholstery is taken, and the lists for trace forensic evidence are analyzed.

Use these word combinations and make up sentences of your own:

To contaminate evidence,

To disturb the crime scene,

To set up cordon to protect evidence at the crime scene,

To preserve evidence.

Answer the questions:

1. What does the full crime scene suit - bunny suit - consist of?

2. What is the path an investigator uses to enter the crime scene?

3. What is a stepping place?

4. What does the documenting the crime scenes consist of?

Все формы коммуникации в учебном процессе имеют свои положительные и негативные стороны. Блоги, как учебный инструмент при обучении иностранным языкам, помогают совершенствовать письменную коммуникацию на иностранном языке, особенно когда есть доступ к учебным видеофрагментам и Podcasts (оцифрованные записи или радиопередачи). В этом случае обучение может происходить как аудиторно, так и внеаудиторно. Медиасреда позволяет каждому найти собственный способ изучения материала, понять, как рационально использовать свое время и свои возможности [4].

В результате исследования возможностей использования медиапростран-ства в преподавании иностранных языков в образовательных организациях МВД России были изучены основные вербальные и невербальные средства коммуникации, способы синхронного и асинхронного взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В этой связи можно сделать выводы. В преподавании иностранных языков использование интернет-ресурсов расширяет возможности обучения лексике, грамматике, устной и письменной коммуникации, чтению профессионально ориентированной литературы на иностранном языке. Обучающиеся обращаются к различным мобильным технологиям в поиске нужной информации, это стало неотъемлемой частью учебного процесса. Преподавателю необходимо правильно регулировать и направлять этот процесс в целях освоения преподаваемой дисциплины. Размещение необходимых для изучения материалов на веб-страницах, планирование работы по составлению графиков, схем, диаграмм, таблиц, написанию эссе по изученной теме, составлению словарей, выполнению проектной работы - все это возможно и нужно делать для того, чтобы освоение дисциплины проходило в полном объеме [5].

Медиатехнологии в настоящее время не везде используются достаточно активно. Преподаватели акцентируют внимание на практической работе в аудитории и использовании видео- или аудиоматериалов, предпочитая такие интерактивные методы, как работа в малых группах, мозговой штурм, групповая дискуссия и т. д.

По всей видимости, необходимо время, чтобы осознать, какие преимущества имеют медиатехнологии для осуществления качественного преподавания иностранного языка в вузах МВД России и какие факторы влияют на использование этих технологий обучающимися в образовательной среде. Сложно планировать учебную работу, определять строгие рамки педагогической деятельности, когда целый мир становится аудиторией в круглосуточном доступе, а формальный учебный процесс превращается в достаточно гибкую систему взаимоотношений преподавателя и студентов.

1. Кошелева Н.И. Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа. Молодой ученый. 2011; Т. 1, № 4: 91-93. Available at: https://moluch.ru/ archive/27/2986/

2. Жеребятникова Г.В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XX Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2012: 126-128. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8572/

3. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике и методология проектирования. Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2007.

4. Николаева Е.В. Элементы ТРИЗ в курсе английского языка для специальных целей в нелингвистическом вузе. Наука и образование: новое время. 2017; № 5. Available at: http://www.articulus-info.ru

5. Павленко В.Г. Ассоциативный метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Современные научные исследования и инновации. 2016; № 8. Available at: http:// web.snauka.ru/issues/2016/08/70504

References

1. Kosheleva N.I. Mediaobrazovatel'naya sreda kak vazhnaya sostavlyayuschaya sovremennogo VUZa. Molodoj uchenyj. 2011; T. 1, № 4: 91-93. Available at: https://moluch.ru/ archive/27/2986/

2. Zherebyatnikova G.V. Obrazovatel'noe prostranstvo vuza: sovremennoe osmyslenie ponyatiya. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: materialy XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2012: 126-128. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8572/

3. Bordovskaya N.V. Gumanitarnye tehnologii v vuzovskoj obrazovatel'nojpraktike i metodologiya proektirovaniya. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2007.

4. Nikolaeva E.V. 'Elementy TRIZ v kurse anglijskogo yazyka dlya special'nyh celej v nelingvisticheskom vuze. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2017; № 5. Available at: http:// www.articulus-info.ru

5. Pavlenko V.G. Associativnyj metod obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; № 8. Available at: http://web. snauka.ru/issues/2016/08/70504

^атья поступила в редакцию 05.09.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.