Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения иностранному языку'

Интерактивные методы обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / МУЛЬТИМЕДИЙ НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / МОЗГО ВОЙ ШТУРМ / РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ / РО ЛЕВЫЕ ИГРЫ / INTERACTIVE FORMS / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / CREATIVITY / BRAINSTORMING / WORK IN SMALL GROUPS / ROLE PLAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотнюк Л.А.

В статье автор рассматривает возможности использования интерактивных методик в процессе изучения иностранного языка в образовательных организациях системы МВД России. В качестве наиболее продуктивных приводятся такие формы интерактивного обучения, как мозговой штурм, работа в малых группах, ролевые игры, использование мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плахотнюк Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of teaching in foreign language

The article deals with the opportunities to use interactive forms of teaching in foreign languages in the educational organizations of the system of the Ministry of Internal affairs of Russia. Brainstorming, work in small groups, role plays, using multimedia are considered as the most effective forms of interactive teaching.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения иностранному языку»

УДК 372.8:81

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING IN FOREIGN LANGUAGE

Плахотнюк Людмила Алексеевна,

доцент кафедры иностранных и русского языков Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат филологических наук, доцент

dmasheya@yandex.ru

Ключевые слова:

интерактивные формы, мультимедий ные технологии, креативность, мозго вой штурм, работа в малых группах, ро левые игры.

В статье автор рассматривает возможности использования интерактивных методик в процессе изучения иностранного языка в образовательных организациях системы МВД России. В качестве наиболее продуктивных приводятся такие формы интерактивного обучения, как мозговой штурм, работа в малых группах, ролевые игры, использование мультимедийных технологий.

Keywords:

interactive forms, multimedia technologies, creativity, brainstorming, work in small groups, role plays.

The article deals with the opportunities to use interactive forms of teaching in foreign languages in the educational organizations of the system of the Ministry of Internal affairs of Russia. Brainstorming, work in small groups, role plays, using multimedia are considered as the most effective forms of interactive teaching.

В процессе преподавания иностранного языка в настоящее время используются различные инновационные методы. В качестве основных рассматриваются два вида деятельности: обучение языку (осуществляет обучающий) и изучение языка (осуществляет обучающийся). В первом случае учитель отравляет информацию, во втором - обучающийся принимает ее. Целью применения инновационных форм на занятиях по иностранному языку является оценивание деятельности учителя и обучающегося, включая технические сред-

ства как для обучения, так и для изучения иностранного языка. Описываемые методы подразделяются на три группы: пассивные, активные и интерактивные. Говоря о пассивных методах, необходимо отметить, что в центре процесса обучения находится учитель. Роль учителя сводится к отправлению информации, а обучающиеся пассивно принимают ее. Контроль осуществляется посредством выполнения системы заданий «вопрос-ответ», индивидуальной и/или контрольной работы, тестов и т.д. Использование активных форм позволяет повысить заинтересованность обучающихся в изучении иностранного языка, у обучающихся формируется внутренняя мотивация к активному участию в процессе обучения [2, 4].

Интерактивные методы в равной степени используются и в активной учебной деятельности, и в пассивных формах обучения. Обучающиеся могут задавать вопросы, высказывать свои мнения в форме дискуссии. Интерактивные подходы являются модернизированной формой активных методов обучения. Большинство преподавателей понимают под этим совместную деятельность учителя и обучающихся во время урока.

При использовании интерактивных форм обучения роль учителя состоит в умении направлять учебную деятельность обучающихся во время занятия, в эту деятельность входит выполнение интерактивных упражнений и заданий. Одним из часто применяемых видов интерактивной деятельности является мозговой штурм [3, 4].

Мозговой штурм - это создание возможностей генерировать новые идеи в процессе изучения темы. Этот метод стимулирует креативность обучающихся при решении проблемных ситуаций, при формулировании и высказывании своих мнений по предложенной ситуации на иностранном языке. Различные варианты решения разговорных ситуаций обычно активизируются именно в этой деятельности. В мозговом штурме имеет значение количество высказываний, а не их качество. Учитель слушает высказывания, но не критикует их. Задача учителя заключается в стимуляции всех попыток обучающихся высказываться по теме, предложенной для обсуждения. Отсутствие критики создает благоприятные возможности для свободного высказывания своих идей обучающимися, не испытывая затруднений и не опасаясь получить неудовлетворительную оценку.

Дискуссия является интерактивным методом, который требует изучения учебного материала по теме до начала его обсуждения. После изучения лек-сико-грамматического материала по заданной тематике обучающиеся могут начать дискуссию. Дискуссия позволяет обучающимся последовательно и логично строить свои высказывания, предлагая необходимые обоснования. Обучающиеся работают в малых группах, что позволяет совершенствовать их учебную деятельность, поскольку каждый участник группы может свободно

высказывать свое мнение и участвовать в обсуждении предложенной темы. Организация групповой работы может иметь следующие этапы: а) выбор темы; б) предварительное ознакомление обучающихся с проблемой, предлагаемой для обсуждения; в) формирование малых групп; г) инструкции, которые учитель дает перед началом обсуждения, определение времени, необходимого для обсуждения проблемы; д) контроль со стороны учителя за деятельностью обучающихся и оказание им помощи при решении проблемных ситуаций по теме обсуждения; е) в завершении один из участников делает заключительное выступление, в котором подводятся итоги обсуждения [5, с. 32].

В рамках дисциплины «Иностранный язык» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» тематическим планом предусмотрено изучение темы «Высшее образование в России и за рубежом». В соответствии с требованиями программы при изучении указанной темы преподаватели кафедры иностранных и русского языков Сибирского юридического института МВД России используют на занятиях по иностранному языку следующие интерактивные формы: мозговой штурм, работа в микрогруппах, выполнение лексико-грамма-тических и коммуникативных упражнений. Целью таких видов деятельности на занятиях по иностранному (английскому) языку является формирование у обучающихся навыков иноязычной коммуникации в сфере профессионального общения на базе изученного лексико-грамматического материала.

Выполнение интерактивных заданий на занятиях по иностранному языку решает следующие задачи:

а) развивает умения иноязычной коммуникации в рамках предложенной темы;

б) совершенствует навыки монологической и диалогической речи через беседу по теме;

в) развивает умения использовать изученные лексические единицы и грамматические структуры для решения конкретных коммуникативных задач;

г) развивает понятийные формы мышления через освоение особенностей языкового сознания при работе с лексическим материалом;

д) развивает навыки логичности в построении иноязычных высказываний в ходе решения речевых задач;

е) совершенствует умения строить высказывания различных типов: сообщение, описание, согласие, несогласие;

ж) совершенствует умения работать в коллективе: внимательно слушать собеседника, вежливо реагировать на просьбы и вопросы собеседника, вступать в общение.

Решение указанных задач обеспечивает формирование общекультурной и общепрофессиональной компетенций: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК - 5); способность

владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК - 7).

Мозговой штурм представляет собой серию взаимосвязанных вопросов учителя к учащимся. В каждом таком вопросе заключена проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу поисковой деятельности. Серия взаимосвязанных проблемных вопросов приводит к усвоению нового материала [1, с. 12].

Например, по теме «Высшее образование в России и за рубежом» предлагается обсудить следующие ситуации:

- What associations come to you when you hear the word combination «Higher Education»?

- What is modern institute / university in your opinion?

- What is our Institute for you? Do you like to study here? Why did you choose to study at this Institute?

Проблемные речевые ситуации, являясь одним из видов проблемных задач, провоцируют продуктивную речь, так как в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как говорят в данном конкретном случае (способ действия).

Работа в малых группах предусматривает работу по указанной теме. Например, в рамках основной темы «Высшее образование в России и за рубежом» для обсуждения предлагается тема «Education and Money». Контроль усвоения материала проводится в форме «вопрос/ответ».

Answer the following questions and discuss your opinion in pairs or small groups:

- Do education and money go together? How is it possible?

- Do you think education must be free of charge?

- Are there any advantages for paid education?

Текст для чтения и перевода определяет направление дискуссии, в нем формулируется тема для обсуждения:

Many people today choose education as their investment for their future. There are many discussions about the necessity of studying for higher education, especially studying abroad. Do the benefits outweigh the drawbacks?

Обучающиеся делятся на две группы. Задания для первой группы:

You speak about the advantages of getting higher education abroad.

Задания для второй группы: You speak about the disadvantages of getting higher abroad.

Группам дается 1 минута на обдумывание высказываний.

Необходимый лексический материал предлагается для изучения либо на предыдущем занятии, либо в виде карточек при выполнении заданий непосредственно на занятии.

Useful vocabulary: to meet new friends, to have new opportunities, to learn about new cultures, the international environment, a waste of time and money, to face some difficulties и так далее [3].

Работа в малых группах дает неограниченные возможности для совершенствования коммуникативных навыков при использовании речевых конструкций, изученных на предыдущих занятиях, в ситуациях, предложенных для обсуждения. При выполнении коммуникативных заданий активизируется речевая активность, которая рассматривает такие особенности речи, как:

- необратимость/обратимость процесса порождения и восприятия речи;

- синхронность/несинхронность мыслительной деятельности и ее вербального означивания;

- линейный/нелинейный тип порождения;

- многоканальный/одноканальный способ порождения;

- процессуальный/продуктивный характер речевой деятельности.

Тренировка навыков устной речи осуществляется с применением аудирования, понимания аутентичных устных записей. При подготовке устных сообщений монологического типа обучающиеся могут записывать тексты, использовать для подготовки устных сообщений план-конспект, запись ключевых слов и выражений в виде «облаков» (ментальные карты) и прочее. Но в процессе говорения необходимо создать у обучающихся слуховую модель спонтанного говорения на иностранном языке [5, с. 41].

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам расширяет возможности интерактивных форм. Комбинация различных мультимедиа (например, текст, аудио- и видеоматериалы), включение в образовательный процесс цифровых технологий формируют информационную образовательную среду, в которой преподаватель может мотивировать обучающихся к получению большего объема информации по изучаемому языку, чем в обычной учебной ситуации.

Преимущества в использовании мультимедийных методик заключаются в их положительном воздействии на формирование речевых навыков и умений у обучающихся, они позволяют отслеживать важные элементы урока, соотносить их с поставленными целями, они стимулируют обучающихся к изучению языка и сохранению полученных знаний.

К интерактивным формам обучения иностранным языкам относятся также ролевые игры. Обучающиеся посредством ролевых игр вовлекаются в учебный процесс, игры активизируют их внутренние стимулы, и это во многом обеспечивает положительные результаты обучения. В игре реализуются навыки и умения работать в группе, совместно решать поставленные задачи, искать ре-

шения, быть изобретательным, предприимчивым. В этом случае в игре реализуются не только образовательные цели, но и цели воспитания социально адаптированной личности [1, с. 80].

Интерактивные формы используются достаточно активно в учебном процессе при обучении иностранным языкам в образовательных организациях системы МВД России. Этот процесс связан с необходимостью освоения широких возможностей, которые предоставляют мультимедийные и информационные технологии.

Библиографический список

1. Азамжонова, Х.Н. Interactive methods of activities in teaching foreign languages / Х.Н. Азамжонова // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 79-81. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/i77/9583/ (дата обращения: 05.07.2019).

2. Арская, М.А. Коммуникативные задания в курсе обучения языку специальности (английский язык) : методические рекомендации / сост. М.А. Арская, Н.А. Шумакова, А.С. Старовойтова - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2010. - 56 с.

3. Арская, М.А. Career in Law : учебное пособие / М.А. Арская. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2012. - 45 с.

4. Организация самостоятельной работы курсантов по иностранному языку : методические рекомендации / сост. ОА Килина, А.С. Старовойтова. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2015. - 48 с.

5. Innovations in learning technologies for English language teaching. Edited by Gary Motteram. - URL: https://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/ C607%20Information%20and%20Communication_WEB%20ONLY_FINAL.pdf (дата обращения: 07.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.