Научная статья на тему 'Интерактивные технологии как средство реализации личностно - ориентированного подхода в обучении'

Интерактивные технологии как средство реализации личностно - ориентированного подхода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭНЕРДЖАЙЗЕР / РОЛЕВАЯ ИГРА / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ДИСКУССИЯ / INTERACTIVE METHOD / INDIVIDUAL APPROACH / FOREIGN LANGUAGE / ENERGIZER / ROLE-PLAYING GAME / BRAINSTORMING / DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаманова Халимат Халитовна, Вишневская Екатерина Михайловна

В статье рассмотрены интерактивные технологии в процессе обучения иностранным языкам, а в частности метод применения энерджайзеров( небольших упражнений, которые снимают напряжение, создают комфортную, дружелюбную и творческую обстановку, сплачивают участников, помогают разделить их на группы); ролевых игр, мозгового штурма и обсуждений(дискуссий)и специфика их успешного и эффективного использования в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаманова Халимат Халитовна, Вишневская Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPLEMENTING A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO LEARNING

The article researches interactive technologies in the process of learning foreign languages, and in particular, the method of using energizers (small exercises that relieve tension, create a comfortable, friendly and creative environment, and help divide them into groups); role-playing games, brainstorming, discussions and conditions of their successful and effective use in the process of teaching English as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии как средство реализации личностно - ориентированного подхода в обучении»

4. Мефодьева М.А. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях глобализации / М.А. Мефодьева // Ученые записки КГАВМ. - 2014. - Т. 219. - С. 219-222

5. Фахрутдинова А.В. Кондратьева И.Г. Современные тенденции социо-ориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект / Ученые записки КГАВМ. - 2015. - Т. 221. - C. 228-235.

6. Хусаинова А.Т., Фахрутдинова А.В. Межпредметная интеграция при обучении студентов вузов на примере изучения иностранного языка. // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. 2014. № 3. С. 328-332.

7. Чумарова Л.Г., Галиулина И.Р., Мухаметзянова Р.И. Фольклорные жанры в обучении иностранному языку. // Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 56, Часть 8. - Ялта, 2017, с. 280-288.

8. http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/31798

9. https://studbooks.net/891157/psihologiya/osnovnye_podhody_psihologicheskomu_analizu_skazok

10. http://poslovica-pogovorka.ru/poslovicy-o-trudolyubii-russkie-narodnye.html

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук Шаманова Халимат Халитовна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск); кандидат педагогических наук Вишневская Екатерина Михайловна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО -ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные технологии в процессе обучения иностранным языкам, а в частности метод применения энерджайзеров( небольших упражнений, которые снимают напряжение, создают комфортную, дружелюбную и творческую обстановку, сплачивают участников, помогают разделить их на группы); ролевых игр, мозгового штурма и обсуждений(дискуссий)и специфика их успешного и эффективного использования в процессе обучения.

Ключевые слова: интерактивный метод,индивидуальный подход, иностранный язык, энерджайзер, ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия.

Annotation. The article researches interactive technologies in the process of learning foreign languages, and in particular, the method of using energizers (small exercises that relieve tension, create a comfortable, friendly and creative environment, and help divide them into groups); role-playing games, brainstorming, discussions and conditions of their successful and effective use in the process of teaching English as a foreign language.

Keywords: interactive method, individual approach, foreign language, energizer, role-playing game, brainstorming, discussion.

Введение. Образование является одним из важных элементов культурной системы общества. В настоящее время наша система образования претерпевает серьезные изменения благодаря интеграции в мировое сообщество, что способствует модернизации национальной системы образования [13]. На данный момент основные тенденции развития страны связаны с «космополитизмом», с созданием демократического общества, в котором человек будет обладать большей степенью свободы и ответственности. В последние годы все чаще рассматриваются проблемы, связанные с применением новых интерактивных методов и технологий в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы обучения и методики, новый подход к процессу обучения [6].

Первоочередная задача преподавателя при обучении иностранным языкам состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность своего студента.

Изложение основного материала статьи. Активное применение интерактивных методов обучения помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучающихся, их уровня обученности и интересов [1].

В статье будут рассмотрены несколько эффективных и значимых интерактивных методов закрепления материала.

Энерджайзеры. В процессе обучения преподаватели часто встречаются с проблемой спада энергии и низкого уровня концентрации внимания студентов на материале, что зачастую сопровождается сонливостью, скукой и плохим восприятием материала. Плохая концентрация является основной причиной плохого понимания и восприятия материала, в следствие чего, студенты становятся беспокойными, тем самым отвлекая и отвлекаясь от учебного процесса и создавая «суматоху» в учебном классе. И что же может помочь в этой ситуации? Короткие пятиминутные активные задания, называемые «энерджайзерами» помогут «вдохнуть энергию» в группу [8]. Энерджайзеры обладают рядом положительных черт, которые делают их активным интерактивным методом при обучении иностранным языкам, а именно:

> настрой участников на работу;

> снятие усталости или напряжения участников после упражнения;

> ввод участников в тематику следующего задания;

> восстановление я и повышение энергии и активности в группе;

> усиление чувства дружелюбного отношения и сплоченности между членами группы и даже всего сообщества;

> различные интеллектуальные способности могут быть развиты и вовлечены в процессе работы над энерджайзерами;

> добавляют позитив и веселье в процесс обучения;

> задействуются различные виды активности: физическая (кинестетическая), музыкальная(ритмическая), межличностная и визуальная [10].

Энерджайзер может быть не только хорошим началом дня или задания в смысле повышения энергии в группе или снятия напряжения, но может послужить и короткой настройкой на определенную тему - вводом

в последующее задание. Если следующее упражнение - это принятие кодекса семинара, то можно, например, провести энерджайзер на сотрудничество, используя его в качестве перехода и настроя на следующее задание [7].

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что в зависимости от дисциплины и целей обучения, виды и способы использования энерджайзеров могут меняться. Одни могут требовать большей физической нагрузки, другие больше умственных способностей, концентрации внимания и тд.

Многое напрямую зависит от уровня доверия и работы с аудиторией, возраста и темы на которую направлены данные упражнения и энерджайзеры [10], [9]. Энерджайзеры также можно использовать как продолжение темы или содержания всего модуля или блока той или иной дисциплины или грамматики.

Ролевая игра. Наиболее популярными интерактивными методами описанными в образовательной литературе являются ролевые игры, мозговой штурм, обсуждения и дискуссии. Они развивают коммуникативные навыки, логическое мышление и различные виды интеллектуальной деятельности, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение [8]. Эти ориентированные на студента методы являются весьма эффективными, особенно для более активного вовлечения обучающихся в процесс получения знаний, навыков и стратегий [2].

Общеизвестно, что ролевые игры делают процесс обучения в образовательном учреждении более эффективным и профессиональным, улучшают междисциплинарные отношения, связывают теорию с реальными потребностями в профессиональной сфере и развивают навыки, необходимые для будущего специалиста. Ключевым элементом является ролевая игра, которая дает возможность сформировать навыки, которые трудно приобрести в обычных условиях обучения [7], [8]. Поскольку бизнес-симуляция является формой создания профессиональной деятельности и моделирования типичных отношений, она позволяет создать условия, необходимые для подготовки будущего специалиста, являющимися более эффективными и адекватными по сравнению с традиционным процессом обучения.

Специфика данного метода заключается в предоставлении студентам заранее разработанной ситуации, связанной с их будущей профессиональной деятельностью, в которой они принимают на себя роли и соответствующие обязательства. Основная задача состоит в максимально успешном завершении или разрешении ситуации [4].

К существенным достоинствам ролевых игр можно отнести следующие:

> Фиксация полученного опыта. Эмоции и переживания, полученные участниками упражнения, запоминаются на длительное время.

> Удовольствие. Как и любой другой интерактивный метод, ролевая игра способствует своеобразной встряске, возможности проявить индивидуальность, показать способности, что нравится большинству его участников [15].

> Развитие эмпатии. Ролевая игра помогает понять, что может явиться причиной тех или иных поступков у других при возникновении неординарных ситауций. Данное знание способствует развитию коммуникативных навыков, понимания и принятия других людей.

> Комфортные условия [3].

К проблемным аспектам использования ролевых игр можно отнести следующие:

> 1) Нереалистичность. Одним из важнейших факторов успешности реализации данного метода является проигрывание ситуации, максимально приближенной к действительности. Если группа не уверена в ее практической значимости, эффективность игры приблизится к минимуму.

> 2) Возможность несерьезного восприятия данного упражнения со стороны студентов.

> 3) Элемент риска. Как и в других упражнениях, требующих активной работы участников, результат зависит от готовности каждого взаимодействовать.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что ролевые игры основаны на принципах командной работы, практической полезности, конкурентоспособности, максимальной занятости каждого студента и перспективах творческой активности в игре. В процессе ролевой игры определяется степень участия в каждого из них, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, постановка речи, речевой этикет, умение общаться друг с другом [12].

Мозговой штурм. Еще одним интересным интерактивным методом, который позволяет формировать профессионально значимые качества будущих профессионалов и их мышление, является мозговой штурм. Мозговой штурм представляет собой совместный поиск идей, необходимых для решения любой проблемы или задачи. Метод мозгового штурма развивает креативное и ассоциативное мышление, инициативность, умение вырабатывать максимум идей в сжатые сроки, умение выражать личное мнение [5].

Мозговой штурм - это целенаправленный метод решения сложных проблем посредством коллективного обсуждения, ориентированный на поиск творческого решения, которое подбирается индивидуально на основе мнения каждого участника.

Важнейшим правилом мозгового штурма является отсутствие критики, в соответствии с понятиями морали и этики участия в игре, поскольку идеи могут быть спонтанными и не иметь ничего общего с объективным решением [6].

Мозговой штурм успешно используется при изучении иностранных языков, поскольку он преодолевает языковой барьер и способствует комплексному развитию креативным творческим решениям.

Эта техника создает позитивное отношение к иностранному языку, поскольку она обеспечивает необходимую основу для творческого мышления, для развития способностей. Она активирует ряд психологических и психолого-подсознательных качеств: воображение, память, восприятие и т. д. [14].

Активизация общения на иностранном языке в процессе обучения языке становится возможной, если инструменты используются правильно. Мозговой штурм может стать одним из инструментов, который сделает изучение иностранного языка эффективным и интересным.

Обсуждения (дискуссии). Другим важным интерактивным методом, который следует применять для преподавания английского языка как иностранного, является дискуссионная практика. Участие в дискуссии является профессионально значимой ситуацией общения для лингвистов, что в большей степени требует более высокого уровня владения языком и определенного достигнутого уровня профессиональных знаний, поэтому желательно проводить такие дискуссии на заключительных этапах изучения словарного запаса или определенной темы [6], [7]. Данный тип интерактивного метода требует изучения учебного материала по теме перед началом обсуждения. Он помогает обучающимся последовательно и логически выражать свои

идеи. Здесь обучающиеся работают в небольших группах, и это улучшает свою активность, потому что каждый член группы может выразить свои идеи и принять участие в обсуждении. Формы организации групповой работы следующие:

> выбор темы;

> изучение обучающимися выбранной задачи;

> формирование групп;

> преподаватель дает инструкции и объявляет время;

> контроль активности обучающихся и, если это необходимо, помощь и стимулирование;

> в конце дискуссии выдвижение по одному представителю от каждой группы.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что интерактивные методы преподавания английского языка как иностранного обеспечивают активное взаимодействие сторон общения. Это приводит к активному обмену профессионально значимой информацией на иностранном языке, развивает профессиональные и деловые навыки общения. Они развивают коммуникативные навыки, логическое мышление и различные виды интеллектуальной деятельности, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение [11]. Эти ориентированные на обучающегося методы являются весьма эффективными, особенно для более активного вовлечения студентов в процесс получения знаний, навыков и стратегий.

Литература:

1. Азамжонова Х. Н. Интерактивные методы деятельности при обучении иностранным языкам / Х.Н. Азамжонова. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 79-81

2. Беляева Н.Г., Сизова Ю.С. Использование мозгового штурма на уроках иностранного языка в неязыковом вузе. / Н.Г. Беляева, Ю.С Сизова. - М., 2015. - 26 с.

3. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20

4. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с. 18

5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2009

6. Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009

7. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. -2005. - № 2. - с. 162-166

8. Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. - 2006. - № 2. - с. 43-44

9. Сухенко Н.В. Ролевая игра как метод обучения в вузе на примере дисциплины «Современная пресс-служба». / Н.В. Сухенко. - Нижний Новгород, 2013. - 67 с.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

11. Шаманова Х.Х. Энерджайзеры как интерактивные средства обучения иностранным языкам. / Х.Х.Шаманова. Известия Тульского государственного университета. Педагогика. Выпуск 1., Тула, 2018

12. Isakovich E.A., Kolobkova N.N., Continuity in foreign-language education: problems and prospects: monograph, Eds. / Volgograd, Volgograd scientific publishing house, 2016, pp. 123-133.

13. Kaminskaya E.V., "A variety of modern interactive methods of teaching a foreign language in a university," Language and the world of the language, No. 7, pp. 159-165, 2016.

14. Stupina S.B., "Technologies of interactive learning in higher education: the teaching method," allowance, Saratov: Science, 2009.

15. Westwood P., "What teachers need to know about teaching methods". Camberwell, Vic.: ACER Press, 2008, 105 p.

Педагогика

УДК: 376.6

кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение московской области государственный

гуманитарно-технологический университет (г.Орехово-Зуево);

кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение московской области государственный гуманитарно-технологический университет (г.Орехово-Зуево)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ПО ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростка, которая является одним из ключевых видов социально-педагогической деятельности в условиях интернатных учреждений. Необходимость социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях интернатных учреждений обусловлена тем, что работа с подростками девиантного поведения должна быть направлена на замещение асоциальных ценностей, установок и норм поведения просоциальными. Этот процесс нами трактовался как ресоциализация.

Ключевые слова: социальное воспитание, социально-педагогическая поддержка, ресоциализация, педагог-фасилитатор, коррекция, интернатные учреждения, социальный педагог, девиантное поведение.

Annotation. The article presents issues of social-pedagogical support for adolescent resocialization, which is the main activity in residential institutions. Its necessity is posed by the need to replace anti-social values, attitudes, norms and behaviours by pro-social ones. We meant resocialization.

Keywords: social education, social-pedagogical support, resocialization, facilitator, adjustment, residential institutions, social pedagogue, deviant behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.