Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения математике / когнитивно-визуальный подход / метод схематизации / полилингвальное обучение / педагогический эксперимент / methods of teaching mathematics / cognitive-visual approach / method of schematization / polylingual education / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Яковлева

В статье обсуждаются некоторые проблемы совершенствования системы подготовки медицинских кадров в условиях трансформации сферы образования. В работе раскрыты инновационные подходы при обучении математике студентов специальности «Лечебное дело» в классическом университете. Описаны результаты исследований по определению уровня специальных способностей обучающихся медицинского института вуза. Для выявления профессионально значимых качеств будущих врачей в исследовании применялись зарекомендовавшие себя методики практической психодиагностики. Анализ экспериментальной работы позволил установить, что используемые в образовательном процессе вуза методические приемы и подходы эффективно влияют на повышение качества знаний и формирование специальных способностей обучаемых. Результаты проведенных исследований представляют интерес для преподавателей вузов, участвующих в проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по медицинским специальностям для российских и иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHING MATHEMATICS FUTURE DOCTORS AT THE REGIONAL UNIVERSITY

The article discusses some problems of improving the system of training of medical personnel in the conditions of transformation of the sphere of education. The paper reveals innovative approaches to teaching mathematics to students of specialty “General Medicine” at a university. The results of research on determining the level of special abilities of medical university students are described. To identify professionally significant qualities of future doctors in the study, the proven methods of practical psychodiagnostics are used. The analysis of experimental work has allowed to establish that the methodical techniques and approaches used in the educational process of higher educational institution effectively influence improvement of quality of knowledge and formation of special abilities of trainees. The results of the research are of interest for university teachers involved in the design and implementation of basic professional educational programs of higher education in medical specialties for Russian and foreign students.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Referenses

1. Vajsgerber J.L. Rodnojyazyk i formirovanie duha. Perevod s nemeckogo O.A. Radchenko. Moskva, 1993.

2. Vinogradov V.V. O hudozhestvennoj proze. Moskva - Leningrad, 1930.

3. Vinogradov V.V. O yazyke hudozhestvennoj literatury. Moskva, 1959.

4. Karaulov Yu.N. Russkij yazyk i yazykovaya lichnost'. Moskva, 2002.

5. Lyapon M.V. Yazykovaya lichnost': poisk dominanty. Yazyk - sistema. Yazyk - tekst. Yazyk - sposobnost'. Moskva, 1995.

6. Zalevskaya A.A. Vvedenie v psiholingvistiku. Moskva, 2000.

7. Karasik V.I. Yazykovojkrug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd, 2002.

8. Krasnyh V.V. «Svoj» sredi «chuzhih»: mif ilireal'nost'? Moskva, 2003.

9. Bogin G.I. Model'yazykovoj lichnosti v ee otnosheniikraznovidnostyam tekstov. Kalinin, 1984.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon «» ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Languages programmes of study: key stage 3. National curriculum in England. Available at: //https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/239083/SEC0NDARY_national_curriculum_-_Languages.pdf / Crown copyright 2013

12. Vysshee obrazovanie v Germanii 2022. Available at: https://www2.daad.de/medien/deutschland/nach-deutschland/publikationen/ elternbroschuere_ru.pdf

13. Johnson D.C. Language Policy: Research and Practice in Applied Linguistics. Palgrave Macmillan, 2013.

14. Agnes S.L. Lam Language Education in China: Policy and Experience from 1949. Hong Kong University Press, 2005.

15. Zav'yalova O.I. Yazykovaya situaciya iyazykovaya politika v KNR 2015. Available at: http://www.ifes-ras.ru/attaches/books_textsZZavyalova._Language_situation_in_PRC.pdf

16. Spolsky B., Shohami E. The Languages of Israel Policy, Ideology and Practice. Clevedon: Multilingual matters. Bilingual Education and Bilingualism. 1999.

17. Kotik-Fridgut B. Dinamika yazykovoj situacii i yazykovojpolitiki v Izraile. Available at: https://pandia.ru/text/80/546/50819.php

18. Lagodenko D.V. Nekotorye aspekty yazykovoj situacii v Novoj Zelandii. Edinstvo sistemnogo i funkcional'nogo analiza yazykovyh edinic. Belgorod, 1999; Vypusk IV: 235-238.

19. Petrischev P. Osobennosti obrazovaniya v Novoj Zelandii. Forbes Education 2021. Available at: //https://education.forbes.ru/authors/new-zealand

20. Bagana Zh., Trescheva N.V. Yazykovaya politika v Kanade. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2008; № 2: 126-128.

21. Dzhordzhevich K. Sociopoliticheskaya i yazykovaya situaciya v stranah byvshej Yugoslavii. Available at: //http://www.my-luni.ru/journal/clauses/88/

Статья поступила в редакцию 26.09.22

УДК 378.14

Yakovleva E.V., senior teacher, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: akovleva@gmail.com

INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHING MATHEMATICS FUTURE DOCTORS AT THE REGIONAL UNIVERSITY. The article discusses some problems of improving the system of training of medical personnel in the conditions of transformation of the sphere of education. The paper reveals innovative approaches to teaching mathematics to students of specialty "General Medicine" at a university. The results of research on determining the level of special abilities of medical university students are described. To identify professionally significant qualities of future doctors in the study, the proven methods of practical psychodiagnostics are used. The analysis of experimental work has allowed to establish that the methodical techniques and approaches used in the educational process of higher educational institution effectively influence improvement of quality of knowledge and formation of special abilities of trainees. The results of the research are of interest for university teachers involved in the design and implementation of basic professional educational programs of higher education in medical specialties for Russian and foreign students.

Key words: methods of teaching mathematics, cognitive-visual approach, method of schematization, polylingual education, pedagogical experiment.

Е.В. Яковлева, ст. преп., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: akovleva@gmail.com

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье обсуждаются некоторые проблемы совершенствования системы подготовки медицинских кадров в условиях трансформации сферы образования. В работе раскрыты инновационные подходы при обучении математике студентов специальности «Лечебное дело» в классическом университете. Описаны результаты исследований по определению уровня специальных способностей обучающихся медицинского института вуза. Для выявления профессионально значимых качеств будущих врачей в исследовании применялись зарекомендовавшие себя методики практической психодиагностики. Анализ экспериментальной работы позволил установить, что используемые в образовательном процессе вуза методические приемы и подходы эффективно влияют на повышение качества знаний и формирование специальных способностей обучаемых. Результаты проведенных исследований представляют интерес для преподавателей вузов, участвующих в проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по медицинским специальностям для российских и иностранных студентов.

Ключевые слова: методика обучения математике, когнитивно-визуальный подход, метод схематизации, полилингвальное обучение, педагогический эксперимент.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изменений в технологиях обучения для обеспечения практико-ориентированного типа образования соответствующего современному этапу развития науки, технологий и общества. Цель работы - анализ эффективности использования в учебном процессе вуза когнитивно-визуального подхода и метода схематизации для формирования у студентов базовых знаний об основных математических методах, необходимых для применения в профессиональной деятельности и развития специальных способностей обучаемых. При проведении педагогического эксперимента в вузе использовалось обобщение отечественных и зарубежных исследований ученых по теории и методике обучения математике. Кроме того, применялись методы эмпирического исследования: экспериментальное обучение математике иностранных и российских студентов с использованием электронного курса и авторских дидактических материалов, представленных на русском и английском языках; проведение педагогических измерений; педагогический эксперимент.

Для достижения указанной цели в научной работе решаются следующие задачи: 1) оценка уровня предшествующей математической подготовки обучаемых и их индивидуальных особенностей восприятия информации; 2) определение возможностей использования когнитивно-визуального подхода и метода схематизации при обучении математике студентов медицинского института университета для развития их специальных способностей в сфере будущей профессиональной деятельности; 3) проведение диагностики профессиональных качеств и построение профиля способностей обучающихся медицинских специальностей вуза.

Научная новизна исследования заключается в выявлении влияния используемых методических подходов и приемов при обучении математике на развитие специальных способностей выпускников в сфере будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования, описанных методических приемов и подходов для проектирования и преподавании в вузе математических и естественно-научных дисциплин на нематематических специальностях и направлениях подготовки, в том числе на иностранном языке.

Обеспечение кадрами различных сфер экономики Республики Коми является приоритетной задачей регионального университета. В течение многих лет в регионе актуальной является проблема обеспечения отрасли «Здравоохранение» специалистами, особенно остро она проявляется в сельских и отдаленных районах республики. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года предусматривает как развитие ее кадрового потенциала, так и повышение доступности и качества медицинских услуг в соответствии с передовыми достижениями науки, оказываемых на обширной территории с низкой средней плотностью проживающего населения. Анализ обеспечения кадрами сферы здравоохранения и проблем медицинского образования показал, что подготовка врачей за пределами республики не сможет удовлетворить потребности региона в связи со сложностью привлечения большого количества специалистов с высшим медицинским образованием для постоянной работы на стратегически важных территориях Российской Арктики и Севера. Требовалась

модернизация и усиление собственной базы, а также построение системы подготовки врачей, позволяющей закрепить кадры в регионе, обеспечить доступность медицинской помощи и повысить эффективность оказания медицинских услуг населению. В рамках настоящей статьи рассмотрены реализованные подходы к формированию региональной системы подготовки врачей, а также инновационные подходы при обучении математике студентов медицинского института в классическом университете.

Формирование региональной системы подготовки врачей

Задача создания образовательной системы подготовки медицинских кадров, интегрированной с медицинскими организациями региона, поставленная перед университетом, являлась одной из приоритетных в программе его развития в 2017-2021 годах. В настоящее время университет осуществляет подготовку врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и направлению подготовки магистров «Общественное здравоохранение», кроме того, осуществлено лицензирование программ клинической ординатуры «Терапия», «Кардиология», «Хирургия» и «Анестезиология и реаниматология». Для отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов осуществляются как традиционные формы профориентационной работы (подготовительные курсы, подготовительное отделение, ознакомительные мероприятия), так и используются специализированные проекты, направленные на работу с одаренными школьниками. В 2020 году в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» была поддержана заявка университета «Наука под микроскопом». Одним из ее результатов является создание в субъекте современного центра дополнительного образования, развивающего естественно-научную направленность, ориентирующегося на возможные вызовы будущего, предусматривающего внедрение инновационных образовательных технологий и обновление материально-технической базы. Реализуемые центром программы «Химия», «Биология», «Анатомия» направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучаемых, формирование у них навыков проектной деятельности, использование современных технологий и оборудования для получения новых материалов и выполнения исследований при решении конкретных задач, популяризацию профессий, связанных с рассматриваемыми областями.

Гранты из федерального бюджета, средства региона и собственные средства университета позволили вузу за последние годы существенно обновить материально-техническую базу для подготовки будущих врачей; для проведения первичной аккредитации специалистов на базе университета создан центр аккредитации медицинских работников. Имеющиеся ресурсы целесообразно использовать и для подготовки другого медицинского персонала. В частности, в университете реализуются программы профессионального обучения «Медицинский регистратор», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Санитар (ка)», которые осваивают, в том числе, студенты младших курсов медицинского института для саморазвития, раннего приобщения к профессии и помощи медицинским организациям региона в укомплектовании штата соответствующими кадрами. Для обеспечения качества реализации программ и практической подготовки обучающихся выстроена система взаимодействия с партнерами, позволяющая проводить исследования по вопросам повышения качества жизни в Северных и Арктических регионах. В контексте формирования системы непрерывного медицинского образования вузом осуществляется подготовка и по программам дополнительного профессионального образования.

Таким образом, развитие медицинского института в структуре классического университета как открытой, многоуровневой, динамичной образовательной системы, ориентированной на качественную подготовку специалистов с высшим медицинским образованием в интересах потребителей образовательных услуг, социальных партнёров, работодателей и региона осуществляется с учётом перспектив его социально-экономического развития.

Инновационные подходы при обучении математике студентов медицинских специальностей университета

Разработка и реализация образовательных программ высшего медицинского образования не может осуществляться в отрыве от процессов трансформации, происходящих во всех сферах жизни общества. Изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности, называют акронимом VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity - нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) [1]. Анализ изменений в технологиях обучения, переход к глобальной информатизации образования, появление признаков новой промышленной революции, возникающие при этом вызовы и риски для участников образовательного процесса активно обсуждаются в трудах ученых [2]. Технологизация и использование глобальных компьютерных сетей в образовательной сфере помимо положительных эффектов, как отмечает Роберт И.В. [3], приводят к отсутствию или ослаблению ряда функций, таких как осознание структурно-содержательной составляющей информации, ее системное восприятие, анализ и выделение структурно-логических связей и других, существенных для развития мышления. По мнению исследователей [4], на современном этапе развития науки, образования и технологий назрела необходимость принципиального поворота к практико-ориентированному типу образования на всех его уровнях, при этом должны быть сохранены основы его фундаментального содержания.

При проектировании учебной дисциплины «Математика» для студентов медицинского института были учтены конкретные педагогические условия ее после-

дующей реализации, соответствующие общим тенденциям, наблюдаемым в системе высшего образования: ограниченный объем учебного времени (зачетных единиц) для освоения дисциплины; низкий уровень предшествующей математической подготовки части обучающихся; слабая или отсутствующая у них мотивация к изучению дисциплины; преподавание дисциплины на английском языке иностранным студентам, обучающимся по билингвальной образовательной программе «Лечебное дело» (дисциплины 1-3 курсов реализуются на английском языке, последующих - на русском). Для учета указанных педагогических условий использованы следующие инновационные подходы:

- проектирование новой модели образовательного процесса;

- непрерывный мониторинг учебного процесса и развития обучающихся;

- использование инновационных технологий обучения математике.

При проектировании содержания дисциплины рассматривались следующие цели ее реализации: повышение качества математической подготовки студентов; освоение математических методов решения профессиональных задач; подготовка будущих специалистов к работе в информационном обществе. Разработка учебного курса основывалась на обобщении трудов ученых, которые внесли существенный вклад в развитие теории деятельности, в частности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, ГП. Щедровицкого, П.Я. Гальперина. Особое внимание уделено психологической теории учебной деятельности, разработанной российскими исследователями Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной. Обеспечение непрерывной цепочки связей: «педагогическая психология» ^ «дидактика» ^ «методика обучения математике» ^ «практическая деятельность», в условиях современного этапа развития общества рассматривалось с учетом работ в дидактике И.В. Роберт [3], А.А. Вербицкого [4], М.А. Чошанова [5, 6], И.А. Мендес и других [7]. Проектирование дисциплины осуществлялось на основе концепции контекстного обучения А.А. Вербицкого [4], которая предполагает моделирование в учебной деятельности студентов содержания и условий будущей профессиональной деятельности, вместе с тем в содержание дисциплины включаются и фундаментальные предметные знания, являющиеся теоретической базой проведения прикладных исследований. Важность указанного аспекта при обучении на медицинских специальностях вуза дополнительно обусловливается необходимостью обеспечения межпредметных связей при изучении естественно-научных дисциплин образовательных программ.

Применение при реализации дисциплин разнообразных моделей обучения, информационно-коммуникационных и педагогических технологий предоставляет целый спектр возможностей для педагогов. Наиболее соответствующей заданным изначально педагогическим условиям оказалась модель комбинированного обучения (blended learning), позволяющая сочетать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии с эффектом личного воздействия на обучающегося, присущие традиционному обучению [8]. Для обеспечения самостоятельной работы студентов был разработан электронный курс по дисциплине «Математика».

При реализации дисциплины «Математика» в медицинском институте университета применялись когнитивно-визуальный подход и метод схематизации, основанные на обобщении трудов российских и зарубежных исследователей по использованию новых методических подходов, визуализации и наглядных схем при обучении математике [5; 6; 7, 9-20]. В основе когнитивно-визуального подхода при обучении математике лежит целенаправленное использование познавательной функции наглядности. Проблеме реализации принципа наглядности и визуализации учебного материала посвящено большое количество научных исследований, тем не менее она остается актуальной. В настоящее время выделяют важные аспекты указанной проблемы, связанные с использованием компьютерных средств визуализации при обучении [6]. Объем информационного потока, в котором необходимо ориентироваться современным специалистам, постоянно возрастает, изменяются контингент обучающихся и их когнитивные возможности, все это требует от педагогов пересмотра используемых методик обучения. В частности, как показывает педагогический опыт, многие студенты отдают предпочтение визуально представленным компонентам информации, которые становятся приоритетными над ее содержательной составляющей, что приводит к преобладанию конкретно-образного вида мышления и к ослаблению аналитического и синтезирующего его типов. Обучающиеся используют средства информационных технологий для поиска в сети Интернет не только учебных материалов по изучаемой теме, но и готовых решений, не анализируя корректность предлагаемого варианта. Сложившаяся практика преподавания в высшей школе не всегда направлена на самостоятельный анализ студентами решения и оценку полученного результата, что ослабляет развивающую функцию обучения. Исследователями системы образования предлагаются различные подходы для разрешения такой проблемной ситуации, один из них -научить человека ориентироваться в возрастающем потоке информации, используя метод схематизации. В 30-х годах 20 века понятие «схема» приобрело значение, связанное с анализом процесса получения новых знаний, а позднее стало использоваться для описания обобщенного «пакета знаний». Схематизация использует визуальную информацию, а поскольку опыт работы с ней у человека существенно больше, чем с текстовой, то в процессе обучения за-действуются мощные ресурсы человека [12; 13]. Использование схематизированных изображений (СИ) для иллюстрации взаимосвязи компонентов учебной

Рис.1.Использованиесхематизированныхизображенийдля иллюстрации взаимосвязи процессов учебной деятельности

деятельности «понимание», «запоминание» и «воспроизведение» приведено на рис. 1.

Уточним смысл предложенного подхода (рис. 1) применительно к различ-

- хезуеьтэтсмрабаиыебухаемогосйеистхмзаэтапе понимения;

- хредетвом

- ммгеуиаломдлмйрсбрби звеу^^н^^^^ эттоте Е^аа^[Зйие^^оениб.

Основная функция схематизации в образовании связана с развитием

хорнмнея.бакжвонао^^зри^ог^с^еойствие формированию важных умений современного специалиста: способности к поиску необходимой информации, ос-мысреенеН изваиизсвазей.Жспооьзование

когнитивно-визуального подхода и метода схематизации при обучении математи-кд ^асеотрисйетоя иами не томьзо 1^иос^б^(^г^оч^^сиогабоносси и^пз>ещ^1^ир изу-^ж^я в^х^^жисв^^, еж и кхк изр"MУилбмоЮ^l^яроваоиоиатемдтийесиого мыхм лмойя, повнoежющ«и иадейхтнлвртьoбмоолмяаримголоинсго дoзжoеyчаеыхlы вхи^охслючент к пхецыкдд постдомсия сермхюичееох излPрбжeний.

Один из инструментов реализации когнитивно-визуального подхода при мр^^г^^оз^Ры применмноeзизyaиlнныy образовхри абшeнзизaдaн. В учебном процессе для формирования необходимых умений и навыков работы емоеерями иоxycaмибамжоыи(гпoеизoвыиьпл йок незроaажPб«иизйaлозвыр-ванные» задачи, в которых «образ явно или не явно задействован в условии, ^^вхм, ^^лж^^оетад [Эбренеязадаии , coпдеетoпжсскжжеадy этоиу р^ьи^снжл задахи лиPелвнмозlииeявно са«жртвует нюпхрделенныиэтaпжс ее решенихн [9, сXбЛ]з<мззхмлиз^f^oваннр1б»зрра«и явжyмзcрхpедсрвим фороирования сон етнетптвующено с^Идлпайр^к^с пpлиoеaнегкея oЛpюгимю

связь с особенностями умственной деятельности обучаемых и их учебными воз-lм0жйyмгеlcиl

При реализации дисциплины в медицинском институте университета иpиыeзялрcьмoбмль зжмеимноавемнoме^с^п^'^ен^ярамосеоб-тельной работы обучающихся был разработан электронный курс по дисциплине «Мй—^"^и^^». Iоpииoжгытенпeпчнонoгc бм^-алм пpимeзжлcязoгнитноуo-ли-зyельны:озеенoд,йбивcляещиИ сфодрироиаюь скедм кзо

условий обучения, использующих резервы визуального мышления человека. Для улучшения понимания студентами учебного материала в зависимости от рассма-

электронн ы и курс

ИССЛЕДОВАНИЯ! результаты, статистика, ситуационные задачи

ФУН дам ентал ЬН ы е знания

ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

Рис. 2. Иллюстрация использования инновационного подхода при обучении математике студентов медицинских специальностей университета

триваемой темы использовались следующие виды схематизированных изображений: схема, опорный конспект, алгоритм, граф, майнд-карта, график, чертеж, рисунок. При решении задач применялась схематическая модель для обучения студентов решению математических задач [20], при этом акцентировалось внимание обучающихся на ее важные аспекты: проверку полученного результата, анализ этапов решения, определение взаимосвязей с ранее изученными темами, применение в сфере будущей профессиональной деятельности. Исследователи констатируют, что организация хода мыслительной деятельности и контроль за ней в соответствии с условиями задачи не являются способностью, этому можно научиться, например, на занятиях по математике. Результатами обучения будут не только знания, умения и навыки, но и обобщенное умение (качество личности) отслеживать и анализировать правильность своих действий, как умственных, так и практических. Рефлексивность - качество, которое способствует успешности личности в любом виде деятельности, в том числе в профессиональной, поскольку она содействует организации мышления и управлению решением задач.

Иллюстрация комплексного инновационного подхода при обучении студентов математике представлена на рис. 2.

Для улучшения понимания содержания дисциплины «Математика» в образовательном процессе иностранных студентов дополнительно использовались методики полилингвального обучения: проведение лекционных и практических занятий осуществлялось на английском языке, при работе в малых группах во время аудиторных учебных занятий допускалось использование обучающимися родного языка; дидактические материалы представлялись на русском и английском языках в формах, допускающих их перевод на любой другой язык [21].

Мониторинг образовательного процесса и развития студентов проводился как в традиционных формах текущей (устные опросы, контрольные работы, тесты) и промежуточной аттестации обучающихся (итоговая письменная работа), так и с использованием зарекомендовавшей себя методики психодиагностики известного психолога Дж. Барретта [22], применяемой для измерения уровня развития способностей студентов относительно сферы будущей профессиональной деятельности. Личностные качества студентов медицинского института определялись на основе специальных тестов и базы данных о профессиях, помогающих оценить потенциал респондента в той или иной профессиональной сфере. Для определения способностей врача используются следующие виды тестов: числовой, измеряющий математический потенциал, способности к анализу количественных данных; фигурный, оценивающий аналитические способности к исследованию информации; три проекции, определяющий способности обучаемых представлять невидимые глазу стороны объемного объекта и измеряющий творческий потенциал; системный, показывающий способности к идентификации и систематизации информации. Содержание приведенных тестов коррелирует с рабочей программой дисциплины, а их совокупность, по мнению автора работы, позволяет на первом этапе обучения в определенной степени оценить уровень общих компетенций обучающихся.

Результаты экспериментальной работы

Для подтверждения эффективности разработанных методических подходов при обучении студентов математике в 2018-2021 годах на подготовительном отделении и в медицинском институте вуза проводился педагогический эксперимент, в том числе с обучающимися - иностранными гражданами. Охарактеризуем отдельные аспекты проведенного комплексного исследования.

Успешность любого обучения зависит от ряда факторов, в частности от мотивации обучаемых. В 2019 году оценка мотивации обучающихся проводилась с участием 29 иностранных граждан - слушателей медико-биологического профиля подготовительного отделения, планировавших поступление в университет на специальность «Лечебное дело». Исследование проводилось по методике психодиагностики Дж. Баррета [22] на основе профориентационного теста, затрагивающего различные виды профессиональных занятий, которые необходимо было выбрать в порядке предпочтения. Отметим, что предлагаемые обучаемым на выбор профессии сгруппированы в тесте таким образом, чтобы можно было построить для каждого испытуемого диаграмму мотивации при профессиональном самоопределении и определить уровень привлекательности различных сфер жизнедеятельности человека. Полученные сведения позволяют определить перечень профессий, к которым респондент мотивирован в наибольшей степени, и учесть в дальнейшем уровень развития специальных способностей в выбранной сфере профессиональной деятельности в период освоения образовательной программы высшего образования (см. табл. 1).

Выделяющейся областью интересов обучающихся исследуемой группы является «Экспериментальная деятельность». В соответствии с примерами из прилагаемого к профориентационному тесту руководства по профессиям (отнесения респондентов их к той или иной сфере деятельности) следует отметить, что такие специалисты, как практикующий врач, остеопат, физиотерапевт, отнесены к сфере «Социальная работа», а офтальмолог, рентгенолог, хирург - к «Экспериментальной деятельности». Отметим, что респонденты, участвующие в исследовании, планировали поступление в университет на специальность «Лечебное дело» для дальнейшей работы врачами общей практики. Вместе с тем в современном мире медицина является одной из самых развивающихся отраслей, поэтому многие врачи широкого профиля в дальнейшем получают дополнительную специальность. Результаты тестирования студентов демонстрируют наличие возможностей для дальнейшего саморазвития обучаемых в более узких областях.

Таблица 1

Анализ результатов тестирования слушателей медико-биологического профиля подготовительного отделения для определения уровня мотивации

Сфера деятельности Процентный показатель

Слово 52,8

Искусство 51,7

Физический труд 39,0

Экспериментальная деятельность 66,0

Организация 45,9

Бизнес 51,0

Социальная работа 46,7

В 2019-2020 учебном году на 1 курсе медицинского института обучалось по специальности «Лечебное дело» несколько групп студентов, в том числе состоящих только из иностранных граждан. Абитуриенты 2019 года (медицинских специальностей вуза) проходили вступительные испытания по дисциплинам «Русский язык», «Химия», «Биология», при этом средний балл ЕГЭ поступающих в вуз граждан Российской Федерации составил 61,4. Для определения уровня предшествующей математической подготовки обучаемых до начала изучения дисциплины было проведено диагностическое тестирование. Студентам было предложено 10 заданий базового уровня ЕГЭ по темам, которые необходимы для изучения дисциплины «Математика» в университете. По итогам тестирования у 90 респондентов специальности «Лечебное дело» (граждан РФ) и 69 иностранных граждан средний процент правильно решенных задач составил 86,8 и 45,4 соответственно. Результаты диагностики указали на различия в уровне предшествующей математической подготовки российских и иностранных студентов. Вместе с тем в процессе изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть на заданном уровне основными математическими методами, значимыми в будущей профессиональной деятельности и при освоении других дисциплин образовательной программы. Определение соответствующих технологий обучения для достижения необходимого результата является важной методической проблемой для преподавателя.

Для использования инновационных подходов при обучении математике и учета индивидуальных особенностей студентов на первом этапе экспериментальной работы было проведено специальное исследование ведущих типов восприятия информации обучаемыми. Известны пять основных каналов восприятия человеком информации: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой и обонятельный. Выделяют следующие основные типы модальностей восприятия информации: визуальную (сосредоточение преимущественно на зрительных образах), аудиальную (концентрация на слуховых образах), кинестетическую (сосредоточение на физических ощущениях). В академических группах студентов в различных долях могут присутствовать обучающиеся с разным ведущим типом восприятия информации, что, несомненно, должно учитываться преподавателем при подготовке и воспроизведении учебного материала. Исследователи системы образования утверждают, что в Российской Федерации у обучаемых рассматриваемой возрастной группы доминирует визуальный тип восприятия информации, по другим странам такими данными преподаватели не располагают. Специальный анализ особенностей восприятия обучаемыми информации был проведен с помощью теста диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Еф-

ремцева. В нашем исследовании приняли участие 69 иностранных студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» (см. табл. 2).

Проведенная экспериментальная работа позволила определить в процентном соотношении число студентов 1 курса по рассматриваемому фактору. Получены практически равные показатели по всем рассматриваемым каналам восприятия информации (табл. 2). На наш взгляд, это объясняется спецификой специальности, на которой обучаются респонденты, поскольку в основе перцептивно-рефлексивных способностей врачей при работе с пациентами (профессиональных умений видеть, слышать пациента и проводить исследование посредством пальпации) лежит соответствующее восприятие информации.

Для подтверждения поэтапного достижения результатов обучения по завершении изучения дисциплины «Математика» была проведена оценка уровня развития специальных способностей обучаемых для использования в сфере будущей профессиональной деятельности. На основе результатов тестирования построен профиль способностей студентов (рис. 3), выявлены их сильные и слабые стороны, определена траектория дальнейшего совершенствования. Указанные группы студентов изначально отличались по уровню предшествующей математической подготовки, вместе с тем в конце изучения дисциплины они продемонстрировали близкие результаты по развитию способностей к анализу числовой информации и выполнению работы в соответствии с заданной последовательностью (системный тест), что, на наш взгляд, соответствует современной практике применения протоколов (рекомендаций по диагностике и лечению) в медицине.

Особый интерес представляют результаты тестов, позволяющие выявить сильные и слабые стороны респондентов при работе со схематизированными изображениями: фигурный тест, три проекции, системный тест. Статистические сведения по итогам тестирования специальных способностей студентов 1 курса медицинского института представлены в табл. 3.

Рис. 3. Профиль специальных способностей студентов специальности «Лечебное дело»

Таблица 3

Результаты тестирования специальных способностей студентов 1 курса мед ицинскогоинститута(средний процентвыполнения те ста)

Таблица 2

Результаты тестирования обучающихся для определения ведущего канала восприятия информации (в процентах)

Ведущий канал восприятия информации Распределение иностранных студентов по ведущему каналу восприятия информации

Визуальный 33,8

Аудиальный 32,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кинестетический 33,8

Учебные группы Тесты

Числовой Фигурный Три проекции Системный

Граждане РФ 53,5 47,2 45 61,3

Иностранные граждан е 58,0 1Р,1 зт,е 67,4

Результаты тестирования уровня развития специальных способностей студентов специальности «Лечебное дело»

Таблица 4

Тест Числовой Фигурный

Уровень развития способностей ИС ЗВС ВС СР НС ИС ЗВС ВС СР НС

Граждане РФ 15,6 63,3 16,7 4,4 0 4,4 62,3 31,1 2,2 0

Иностранные граждане 29 49,3 11,6 8,7 1,4 0 36,2 50,7 13,1 0

Тест Три проекции Системный тест

Граждане РФ 2,2 22,2 35,6 33,3 6,7 13,4 31,1 44,4 11,1 0

Иностранные граждане 0 5,8 15,9 43,5 34,8 30,4 21,8 39,1 8,7 0

Лечебное дело (граждане РФ)

80 • 60 • 40 • 20 • 0

1 . 1 II 1 I

1 1 ■ _ _ 1 1 1 1 1 . 1 1 ■

ИС |звс| ВС 1 СР 1 НС ИС |ЗВС| ВС 1 СР 1 НС ИС |ЗВС| ВС 1 СР 1 НС ИС |ЗВС| ВС 1 СР 1 НС Числовой тест Фигурный тест Три проекции Системный тест

Лечебное дело (иностранные граждане)

80 60 40 ■ 20 0

I

1 1 -

■ - - ■ 1 . .1 lili

ИС |зВС| ВС 1 СР 1 НС ИС |ЗВС| ВС 1 СР 1 НС ИС |ЗВС| ВС 1 СР 1 НС ИС |ЗВС| ВС 1 СР 1 НС Числовой тест Фигурный тест Три проекции Системный тест

Рис. 4.Иллюстрация результатовтестирования уровней развития специальных способностейроссийских студентов

Все использованные тесты позволяют оценивать способности обучающихся дифференцированнопо уровням:ИС-исключительный,ЗВС- значительно выш е среднего, ВС - выше среднего, СР - средний, НС - ниже среднего. Уровни разв ития соответствующих способностей у респондентов в разрезе отдельных тестов представлены в табл. 4, на рис. 4 и 5.

Использование инновационных подходов при обучении математике буду-щ их врачей в региональном университете позволило повысить качество математической подготовки студентов, а обучаемым - целенаправленно освоить мате матические методы решения профессиональных задач. Анализ использования при реал и зац ии дисципл ины когнитивн о-визуапьного подхода и метода схематизации для формирования у обучаемых базовых знании об основных

Библиографический список

Рис. 5.Иллюстрация результатовтестирования уровня развития специальных способностейиностранныхстудентов

математических методах, необходимых для применения в профессиональной деятельности и дальнейшего освоения дисциплин образовательной программы, а также методики билингвального обучения математике иностранных студентов, показали свою эффективность в учебном процессе вуза. Отметим также, что по результатам проведенного тестирования обучающиеся продемонстрировали специальные способности для использования в сфере будущей профессиональной деятельности на уровнях преимущественно выше среднего и значительно выше среднего. Кроме того, итоги исследования позволили определить направления саморазвития студентов. В дальнейшем было бы интересно проследить за развитием способностей респондентов в сфере будущей профессиональной деятельности на разных ступенях обучения в вузе.

1. ОбуховаН.И.УиСД-мириобразовательнаясреда. Калининградский вестник образования. 2021; № 3: 11-22.

2. ГриншкунВ.В.,КрасноваГА.Развитиеобразования вэпоху четвертой промышленной революции. Информатика и образование. 2017; № 1: 42-45.

3. Роберт И.В.Дидактикаэпохицифровыхинформационныхтехнологий. Профессиональное образование. Столица. 2019; № 3: 16-26.

4. Психология и педагогикаконтекстного образования. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018.

5. Tchoshanov M.A. Digital age didactics: from teaching to engineering of learning (Part 1). Информатика и образование. 2018; № 9: 53-62.

6. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

7. Mendes I.A., Silva C.A.F.D. Problematization and Research as a Method of Teaching Mathematics. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2018; Vol. 13, № 2: 41-55.

8. Григорьев С.Г., Андрюшкова О.В. Критерии эффективного использования blended learning. Информатика и образование. 2016; № 8: 16-19.

9. Далингер В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: монография. Омск: Издательство ОмГПУ 2006.

10. Попов Н.И. Методика обучения тригонометрии на основе когнитивно-визуального подхода. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 11: 34-42.

11. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2021.

12. Розин В.М. Введение в схемологию: Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. Москва: Либроком, 2011.

13. Берникова И.К. Схемы как средства организации мышления в процессе обучения математике. Вестник ОмГУ. 2015; № 1 (75): 23-27.

14. Попов Н.И. Фундаментализация подготовки специалистов-математиков в условиях университетского образования. Высшее образование в России. 2008; № 9: 32-35.

15. Voskoglou M. Comparing Teaching Methods of Mathematics at University Level. Education Sciences. 2019; Vol. 9, № 3: 204.

16. Lassani Д., Yunus Д., Bakar K. Comparison of New Mathematics Teaching Methods with Traditional Method. PEOPLE: International Journal of Social Sciences. 2017; Vol. 3, Issue 2: 1285-1297.

17. Lahdenpera J., Postareff L., Ramo J. Supporting Quality of Learning in University Mathematics: a Comparison of Two Instructional Designs. International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education. 2019; Vol. 5, Issue 1: 75-96.

18. Boaler J., Selling S. K. Psychological Imprisonment or Intellectual Freedom? A Longitudinal Study of Contrasting School Mathematics Approaches and Their Impact on Adults' Lives. Journal for research in mathematics education. 2017; Vol. 48, № 1: 78-105.

19. Rahmawati D., Purwantoa, Subanji, Hidayanto E., Anwar R.B. Process of Mathematical Representation Translation from Verbal into Graphic. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2017; Vol. 12, № 3: 367-381.

20. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Использование метода схематизации при обучении студентов и школьников математике. Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2020; № 4 (37): 74-87.

21. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Актуальные проблемы обучения математике иностранных студентов в вузе. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019; № 3: 144-153.

22. Barrett J. Aptitude, personality and motivation tests: analyse your talents and personality and plan your career. London and Philadelphia: Kogan page, 2009.

References

1. Obuhova N.I. VUCA-mir i obrazovatel'naya sreda. Kaliningradskij vestnikobrazovaniya. 2021; № 3: 11-22.

2. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Razvitie obrazovaniya v 'epohu chetvertoj promyshlennoj revolyucii. Informatika i obrazovanie. 2017; № 1: 42-45.

3. Robert I.V. Didaktika 'epohi cifrovyh informacionnyh tehnologij. Professional'noeobrazovanie. Stolica. 2019; № 3: 16-26.

4. Psihologiya ipedagogika kontekstnogo obrazovaniya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2018.

5. Tchoshanov M.A. Digital age didactics: from teaching to engineering of learning (Part 1). Informatika i obrazovanie. 2018; № 9: 53-62.

6. Choshanov M.A. Inzheneriya obuchayuschih tehnologij. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2011.

7. Mendes I.A., Silva C.A.F.D. Problematization and Research as a Method of Teaching Mathematics. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2018; Vol. 13, № 2: 41-55.

8. Grigor'ev S.G., Andryushkova O.V. Kriterii 'effektivnogo ispol'zovaniya blended learning. Informatika i obrazovanie. 2016; № 8: 16-19.

9. Dalinger V.A. Teoreticheskie osnovy kognitivno-vizual'nogo podhoda k obucheniyu matematike: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2006.

10. Popov N.I. Metodika obucheniya trigonometrii na osnove kognitivno-vizual'nogo podhoda. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 11: 34-42.

11. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogomatematicheskogo obrazovaniya. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2021.

12. Rozin V.M. Vvedenie v shemologiyu: Shemy v filosofii, kul'ture, nauke, proekiirovanii. Moskva: Librokom, 2011.

13. Bernikova I.K. Shemy kak sredstva organizacii myshleniya v processe obucheniya matematike. Vestnik OmGU. 2015; № 1 (75): 23-27.

14. Popov N.I. Fundamentalizaciya podgotovki specialistov-matematikov v usloviyah universitetskogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 9: 32-35.

15. Voskoglou M. Comparing Teaching Methods of Mathematics at University Level. Education Sciences. 2019; Vol. 9, № 3: 204.

16. Lassani A., Yunus A., Bakar K. Comparison of New Mathematics Teaching Methods with Traditional Method. PEOPLE: International Journal of Social Sciences. 2017; Vol. 3, Issue 2: 1285-1297.

17. Lahdenpera J., Postareff L., Ramo J. Supporting Quality of Learning in University Mathematics: a Comparison of Two Instructional Designs. International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education. 2019; Vol. 5, Issue 1: 75-96.

18. Boaler J., Selling S. K. Psychological Imprisonment or Intellectual Freedom? A Longitudinal Study of Contrasting School Mathematics Approaches and Their Impact on Adults' Lives. Journal for research in mathematics education. 2017; Vol. 48, № 1: 78-105.

19. Rahmawati D., Purwantoa, Subanji, Hidayanto E., Anwar R.B. Process of Mathematical Representation Translation from Verbal into Graphic. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2017; Vol. 12, № 3: 367-381.

20. Popov H.I., Yakovleva E.V. Ispol'zovanie metoda shematizacii pri obuchenii studentov i shkol'nikov matematike. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya 1: Matematika. Mehanika. Informatika. 2020; № 4 (37): 74-87.

21. Popov N.I., Yakovleva E.V. Aktual'nye problemy obucheniya matematike inostrannyh studentov v vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2019; № 3: 144-153.

22. Barrett J. Aptitude, personality and motivation tests: analyse your talents and personality and plan your career. London and Philadelphia: Kogan page, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 378

Plakhotnyuk L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Siberian Law Institute of the Interior of Russia (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: dmasheya@yandex.ru

THE USE OF INTERACTIVE MEDIA SPACE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article presents results of a study of possibilities of using interactive and non-interactive forms of asynchronous and synchronous communication between a teacher and students in the media space when teaching foreign languages in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The priorities of educational information in the system of media technologies and the possibilities of the Internet are investigated when introducing electronic systems of "Apex. University" and "EIOS" into the educational process of law enforcement universities to increase motivation to learn a foreign language and the effectiveness of its teaching. Ways of using interactive nonverbal forms in the system of foreign language communication within the media space in teaching a professionally oriented foreign language are studied.

Key words: media space, interactive forms of learning, synchronous interaction, asynchronous interaction, media technologies, motivation.

Л.А. Плахотнюк, канд. филол. наук, доц., Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск, Е-mail: dmasheya@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

В статье представлены результаты исследования возможностей использования интерактивных и неинтерактивных форм асинхронного и синхронного общения преподавателя с обучающимися в медиапространстве при обучении иностранным языкам в образовательных организациях МВД России. Исследуются приоритеты учебной информации в системе медиатехнологий и возможностей Интернета при внедрении в учебный процесс вузов правоохранительной направленности электронных систем «Апекс. Вуз» и «ЭИОС» для повышения мотивации к изучению иностранного языка и результативности его преподавания. Изучены возможности применения интерактивных невербальных форм в системе иноязычной коммуникации в рамках медиапространства при обучении профессионально ориентированному иностранному языку

Ключевые слова: медиапространство, интерактивные формы обучения, синхронное взаимодействие, асинхронное взаимодействие, медиа технологии, мотивация.

Самые грандиозные перемены происходят сегодня в сфере информационных технологий. Информационные технологии расширяют пространство современного общества, его возможности осуществлять коммуникацию в рамках обмена информацией. Сегодня мы имеем дело с «сетевым» обществом, работающим в едином пространстве в режиме реального времени [1, с. 92].

Целью исследования являются инструменты, используемые при интерактивном обучении иностранному языку.

При проведении исследования ставились следующие задачи:

1. Изучить инструменты, используемые в онлайн-коммуникации и позволяющие передавать учебную иноязычную информацию вербальными и невербальными средствами.

2. Изучить инструменты иноязычного неинтерактивного (асинхронного) и интерактивного (синхронного) общения при обучении иностранному языку.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в настоящее время интернет-коммуникация в учебном процессе позволяет добиться больших результатов при изучении иностранного языка, т. к. ускоряет обмен информацией между преподавателем и студентами. В настоящее время в образовательных организациях МВД России активно внедряются электронные системы, позволяющие оптимизировать процесс обучения. Достаточно активно используются «Апекс. Вуз» и «ЭИОС». Инструменты, используемые в онлайн-коммуникации, позволяют преподавателю общаться со студентами.

- неинтерактивно (асинхронно), т. е. используя электронную почту, электронный журнал и т. д.;

- интерактивно, синхронно (видеоконференции по Skype, в сетях Facebook, Twitter и т. д.).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении возможностей использования онлайн-средств коммуникации при изучении иностранного языка в медиасреде.

Учебная информация по предмету может передаваться как вербальными средствами, так и невербальными. При изучении иностранного языка приоритетными являются вербальные средства общения - речь и голос, устная и письменная речь, при этом устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Активное использование невербальных форм общения в меди-апространстве, т е. коммуникационное взаимодействие без использования речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, становится актуальным в современных условиях обучения иностранным языкам.

Приоритет учебной информации в медиасреде определяется тем фактором, что в учебной деятельности у обучающихся есть доступ к информации, ее получению, обработке, распространению, хранению и т. д. Объективным факто-

ром необходимости знать и уметь, как работать с информацией, является то, что у современных обучающихся в качестве одной из основных компетенций должна быть сформирована способность эффективно использовать информацию в целях самообразования.

Практическая значимость результатов исследования определяется интерактивными возможностями, которые обучающиеся получают при изучении иностранного языка аудиторно и самостоятельно. Самостоятельная работа обучающихся в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» в вузах МВД России включает их умение осуществлять поиск необходимой информации, работать с полученной информацией, анализировать ее и синтезировать в новые знания. На завершающем этапе работы с информацией обучающиеся должны уметь оценивать результаты, которые они получают от этой деятельности.

Интеграция традиционных и современных методик обучения иностранному языку с применением компьютерных технологий в рамках организации самостоятельной работы обучающихся позволяет корректировать образовательный процесс, добиваться более высоких результатов обучения. При этом учитываются такие важные критерии свойств информации, как степень ее компетентности, надежность, эффективность, объем, оптимальность, точность [2, с. 127].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск информации начинается с определения проблемы, ее корректировки. Обучающийся знает, что и где искать, чтобы правильно сформулировать запрос и область поиска. Умение критически оценивать полученную информацию позволяет обучающимся расширить и уточнить задачу (цель, методику тематические, хронологические, лингвистические ограничения и т. д.). Необходимо уметь оценивать информацию с точки зрения ее валидности и релевантности. В этом случае полученную информацию необходимо сравнить с несколькими источниками. На завершающей стадии формулируется вывод (или выводы), суммируется результат поиска. Документооборот в мировом пространстве формирует поток, т. е. большое количество документов разного типа и жанра: книги, диссертации, инструкции и т. д. Поток документов аккумулирует знания о мире вокруг нас на данный момент - факты, гипотезы, теории о строении, структуры и взаимодействие специфических артефактов, созданных человеком, и природных объектов, известных ему Очень важно, что информационная рабочая программа включает предварительную оценку всех источников информации, необходимую конкретизацию и ограничения, а также четкое определение цели поиска.

Компоненты стратегии поиска информации включают ряд особенностей:

1. Цель - тематический поиск фактуальной информации.

2. Поиск по видам документов.

3. Хронологические характеристики поиска - ретроспективный, текущий или поиск в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.