Научная статья на тему 'МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев Андрей Вячеславович, Макеева Ирина Александровна, Медведев Виталий Александрович, Платонов Андрей Владимирович, Савченко Анна Александровна

В статье рассматривается вопрос применения новых компьютерных технологий в процессе преподавания иностранного языка (английского) на кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Целью является доказательство эффективности внедрения информационных технологий (таких как, к примеру, обучающие платформы с интерактивными упражнениями и встроенными видеофайлами, дополнительные аутентичные Интернет-ресурсы) для повышения качества профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (английскому) в контексте многоас-пектности последнего. На примере профессионально-ориентированной темы “Types of crime”, изучаемой в рамках учебной дисциплины “Иностранный язык в сфере юриспруденции”, приводятся способы использования возможностей информационных технологий, направленного на интенсификацию потоков информации в учебных целях, повышение информативности и иллюстративности предлагаемого профессионально-ориентированного тематического материала, а также на внедрение большей роли интерактивности в процесс преподавания дисциплины и активизацию обучаемых. Предлагаемые примеры иллюстрируют также тот факт, что в ходе преподавания иностранного языка необходимо учитывать многоаспектность последнего, обращать внимание на грамотное сочетание лексики и грамматики, интегрировать основные знания и умения в профессиональноориентированную тематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуев Андрей Вячеславович, Макеева Ирина Александровна, Медведев Виталий Александрович, Платонов Андрей Владимирович, Савченко Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONAL NATURE OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article discusses the use of new computer technologies in the process of English language teaching at the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Leningrad Regional branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The goal is to prove the effectiveness of the information technologies introduction (such as, for example, training platforms with interactive exercises and embedded video files, additional authentic Internet resources) in order to improve the quality of professionally-oriented foreign language teaching in the context of multidimensional language nature. Using the example of the professionally-oriented topic "Types of crime", studied within the framework of the academic discipline "Legal English”, we study the ways of using the possibilities of information technologies aimed at intensifying the flow of information for educational purposes, increasing the informativeness and illustrativeness of the material, as well as the introduction of a greater role of interactivity in the teaching process. The examples also underline that it is necessary to take into account the multidimensional language nature, paying attention to a competent combination of vocabulary and grammar and integrating basic knowledge and skills into teaching professionally-oriented topics.

Текст научной работы на тему «МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Группа Первичный результат (балл) Повторный результат (балл) р

Экспериментальная 4,94±1,10 6,88±1,02 <0,05

ВЫВОД

Таким образом, методика развития зрительной памяти у горнолыжников 14-15 лет для соревновательной деятельности в скоростных дисциплинах показала свою эффективность. Результаты достоверно подтверждены (р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Тренировка зрительной памяти в тренировочном процессе горнолыжников / Н.Д. Алексеева, А.Н. Зиновьев, М.В. Купреев, М.В. Давыдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 14-16.

2. Мысленная репетиция как метод ментального тренинга у юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, А.А. Ивачев, А.С. Смирнов, С.В. Кобелева // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 2021. - С. 22-23.

3. Павленкович С.С. Особенности функционального состояния сенсорных систем и познавательных процессов подростков различных спортивных специализаций / С.С. Павленкович // XXV Страховские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ Под редакцией М.С. Ткачевой. - Саратов, 2017. - С. 205-210.

4. Чайников, П.Н. Когнитивные функции и умственная работоспособность спортсменов игровых видов спорта / П.Н. Чайников, В.Г. Черкасова, А.М. Кулеш // Спортивная медицина: наука и практика. - 2017. - Т. 7, № 1. - С. 79-85.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, A.N., Kupreev, M.V. and Davydov, M.V. (2018), "Training of visual memory in the training process of skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 14-16.

2. Alekseeva, N.D., Ivachev, A.A., Smirnov, A.S. and Kobeleva, S.V. (2021), "Mental rehearsal as a method of mental training for young skiers", Socio-economic and humanitarian sciences. collection of selected articles based on the materials of the International Scientific Conference, St. Petersburg, pp. 22-23.

3. Pavlenkovich, S.S. (2017), "Features of the functional state of sensory systems and cognitive processes of adolescents of various sports specializations", XXV Strahov readings. Materials of the All-Russian Scientific Conference within the framework of the International Scientific Symposium dedicated to the 100th anniversary of humanitarian education at SSU, Saratov, pp. 205-210.

4. Chaynikov, P.N., Cherkasova, V.G. and Kulesh, A.M. (2017), "Cognitive functions and mental performance of athletes of game sports", Sports medicine: science and practice, Vol. 7, No. 1, pp. 79-85.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 378.147:004

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Анна Александровна Савченко, кандидат филологических наук, доцент, Анна Валентиновна Троц, кандидат технических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос применения новых компьютерных технологий в процессе преподавания иностранного языка (английского) на кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Целью является доказательство эффективности внедрения информационных технологий (таких как, к примеру, обучающие платформы с интерактивными упражнениями и встроенными видеофайлами, дополнительные аутентичные Интернет-ресурсы) для повышения качества профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (английскому) в контексте многоас-пектности последнего. На примере профессионально-ориентированной темы "Types of crime", изучаемой в рамках учебной дисциплины "Иностранный язык в сфере юриспруденции", приводятся способы использования возможностей информационных технологий, направленного на интенсификацию потоков информации в учебных целях, повышение информативности и иллюстративности предлагаемого профессионально-ориентированного тематического материала, а также на внедрение большей роли интерактивности в процесс преподавания дисциплины и активизацию обучаемых. Предлагаемые примеры иллюстрируют также тот факт, что в ходе преподавания иностранного языка необходимо учитывать многоаспектность последнего, обращать внимание на грамотное сочетание лексики и грамматики, интегрировать основные знания и умения в профессионально-ориентированную тематику.

Ключевые слова: информационные технологии, профессионально-ориентированное обучение, качество обучения, многоаспектность языка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p167-173

MULTIDIMENSIONAL NATURE OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, docent, Irina Aleksan-drovna Makeeva, the candidate of law sciences, head of the department, Vitaly Aleksandrovich Medvedev, the teacher, Andrey Vladimirovich Platonov, the candidate of philosophy sciences, docent, Anna Aleksandrovna Savchenko, the candidate of philology sciences, docent, Anna Valentinovna Trots, the candidate of technical sciences, docent, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Abstract

The article discusses the use of new computer technologies in the process of English language teaching at the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Leningrad Regional branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The goal is to prove the effectiveness of the information technologies introduction (such as, for example, training platforms with interactive exercises and embedded video files, additional authentic Internet resources) in order to improve the quality of professionally-oriented foreign language teaching in the context of multidimensional language nature. Using the example of the professionally-oriented topic "Types of crime", studied within the framework of the academic discipline "Legal English", we study the ways of using the possibilities of information technologies aimed at intensifying the flow of information for educational purposes, increasing the informativeness and illustrativeness of the material, as well as the introduction of a greater role of interactivity in the teaching process. The examples also underline that it is necessary to take into account the multidimensional language nature, paying attention to a competent combination of vocabulary and grammar and integrating basic knowledge and skills into teaching professionally-oriented topics.

Keywords: information technologies, professionally-oriented education, quality of education, multidimensional nature of language.

ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов. Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании связываются с созданием новых (ранее отсутствовавших) возможностей в образовательных си-

стемах для всех ее участников (тех, кто получает образование; тех, кто обучает и воспитывает; тех, кто организует и управляет образованием) и их взаимодействия [1].

Необходимость внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс продиктована общими изменениями системы овладения образовательными компетенциям и всё возрастающей ролью компьютерных систем и программ на новой ступени развития общества.

Благодаря использованию современных технологий в образовательной среде повышается общая осведомлённость обучаемых и преподавателей в сфере функционирования программ нового поколения, возрастает степень наглядности и интерактивности занятий по дисциплине, роль обучающихся становится более активной, а учебное время используется более эффективно и разнообразно. Не стоит забывать и о возможности осуществления непрерывного образовательного процесса в условиях удалённого обучения (если это действительно необходимо).

Применение новейших технологий способствуют также интенсификации потоков информации в учебных целях. Возросло количество организуемых форумов, телеконференций (в режиме реального времени), появилась возможность компьютерного ситуативного моделирования, коллективной «виртуальной» работы, и т. д.

Всё возрастающие возможности современных информационных технологий позволяют применять более творческий подход к процессу освоения новой информации, закреплению полученных знаний и умений на материале визуальных средств, тем самым мобилизуя потенциал обучаемых и расширяя традиционные рамки процесса преподавания.

Таким образом, применение информационных технологий ведёт к модернизации образовательного процесса, всестороннему приобщению к современным возможностям (причём как обучаемого, так и преподавателя) и несомненно способствует повышению качества образовательного процесса и педагогического мастерства. Так, разнообразие и доступность предлагаемых информационных продуктов расширяют возможности преподавателя в подборе тематического материала и его наглядности, в контроле успеваемости, а также в формировании и повышении интереса обучаемых к преподаваемой дисциплине.

Наступившая эпоха характеризуется, впрочем, не только бурным развитием информационных и образовательных технологий, но и всё возрастающим интересом к межкультурной коммуникации. В этой связи представляется очевидным, что преподавание иностранных языков должно быть сопряжено с задействованием в образовательном процессе всех доступных новейших средств для гармонизации и систематизации профессионально-ориентированного обучения в современных условиях информационного развития.

Таким образом, новый подход к профессионально-ориентированному обучению иностранному языку имеет целью не только удовлетворение академических или профессиональных потребностей учащихся, но и динамическое развитие такой необходимой на сегодняшний день компетенции как использования информации, являющейся важнейшим стратегическим ресурсом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время информационные технологии внедряются в образовательный процесс в следующих видах:

- электронные библиотеки и базы данных, к которым обучающиеся и преподаватели получают доступ, и которые служат источником необходимой научной и методической литературы, в том числе по иностранным языкам;

- мультимедийные технологии, которые позволяют значительно разнообразить учебный процесс и повысить его наглядность;

- обучающие платформы, позволяющие при необходимости частично и полностью переводить занятия в дистанционный формат;

- ресурсы для самостоятельного изучения дисциплины, которые можно задействовать в качестве дополнительного источника информации.

Необходимость задействования всего доступного набора новейших информационных средств в процессе профессионально-ориентированного обучения связана с много-аспектностью иностранного языка, которая понимается как совокупность знаний о нём как о системе, состоящей из взаимосвязанных уровней: фонетики, морфологии, лексики, грамматики, синтаксиса. Применение разнообразных обучающих средств тем самым способствует гармоничному и эффективному освоению учебного материала.

Так, изучение иностранного языка подразумевает особое внимание к тесной взаимосвязи лексического и грамматического уровней, поскольку лексика, с одной стороны, формирует основной словарь, а грамматика, с другой стороны, структурирует его в систему логических связей, придавая каждому высказыванию определённую категориаль-ность и связывая единицы смысла с той или иной грамматической конструкцией (временной, залоговой, модальной и т. д.). Таким образом, каждый тематический текст несёт в себе не только лексику, значение которой является ключевым в понимании смысла, но и набор грамматических категорий, позволяющих соотнести повествование с тем или иным моментом речи, обозначить логические связи между высказываниями, определить роли «субъект-объект» и т. д.

Учитывая вышесказанное, представляется логически верным в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку применять следующие виды практической деятельности.

При изучении определённой темы курсантам можно предложить не только текст для изучения и отработки навыков чтения, перевода и анализа, но и обучающие видео, в том числе фрагменты фильмов на иностранном языке, в которых на примере живого общения демонстрируются как тематический словарь, так и грамматика. После просмотра видеофрагментов обучающимся может быть предложено сформировать на их основе имитирующие диалоги или выполнить (в качестве дополнительного задания) синхронный или последовательный перевод.

Для формирования и закрепления профессионально-ориентированного тематического вокабуляра целесообразным представляется также предложить задания (в том числе интерактивные), включающие незаконченные фразы или фразы с одним или несколькими отсутствующими элементами, которые необходимо встроить по смыслу.

CRIME

Q Watch the video and fill in the gaps 0

Рисунок 1 - Образец видеофрагмента для выполнения заданий на образовательной платформе

Watch the video and fill in the gaps

O-

Watch the video and fill in the gaps

Перетащите слова в правильные поля

is setting fire to one's property on purpose, is killing somebody by intention.

is entering a building or other areas in order to steal something, is buying and selling drugs illegally is stealing from shops while acting as an ordinary customer, is stealing things from people's pockets, especially in a crowd, is making a false "document", is killing somebody for political reasons or a reward, is taking goods or people from one country to another illegally is attacking and robbing people in the street.

> Reuse о Вставить

Shoplifting Smuggling Mugging Pickpocketing

Forgery Assassination Drug dealing Murder Arson Burglary

Рисунок 2 - Образец задания по просмотренному тематическому видеофрагменту

Open the brackets using the Present Perfect Tense

Open the brackets using the Present Perfect Tense

(to brake) the law.

(to establish) the corpus delicti.

Заполните пропущенные слова 1 The criminal

2. Investigators

3. The court (to pronounce) the sentence.

4 The accused (to be punished) by a fine.

5 A person who | (to attain) a certain age and is compos mentis can be subject of a crime

6 He (to break) into a building by night, (to be convicted) of a felony

7. These persons 8 Police

9 This bank robbery

10. The preparation of the crime

(to detect) a burglary

(to involve) numerous participants and careful planning, (to consist) of several stages.

J Reuse о Вставить

Рисунок 3 - Пример интерактивного грамматического задания

Для закрепления изученного грамматического материала обучаемым могут быть предложены тестовые задания, в том числе интерактивные, позволяющие в режиме реального времени определить уровень освоения компетенций по изучаемой теме.

Следует отметить, что ключевым моментом в данном случае является логическое сочетание грамматического и лексического аспектов. Например, представляется обоснованным дополнить лексическую тему «Crime» грамматическим материалом по теме «The Present Perfect Tense». В ходе выполнения грамматических упражнений происходит непрерывное усвоение тематической лексики, отработка произносительных навыков и практико-ориентированных коммуникативных компетенций, что в итоге позволяет подготовить обучающихся к эффективной работе в условиях профессионально-ориентированного речевого общения на иностранном языке.

В качестве дополнительной деятельности, в том числе для самостоятельной работы, обучающимся может быть предложено обратиться к существующим в достаточном количестве образовательным языковым платформам (в том числе аутентичным), позволяющим в режиме реального времени получить необходимую информацию и проверить полученные знания в ходе выполнения интерактивных заданий. Среди подобных образовательных платформ можно указать, к примеру, следующие: https://www.duolingo.com/, https://www.bbc.со.uk/learningenglish. https://learnenglish.britishcouncil.org/.__

Help Log in Sign up Newsletter

LearnEngish Kids LearnEnghsh ^ LearnEnghsh Teens ^

«british FIFI ra

COUNCIL МНЯ

TeachingEnglish

^ Professional development Publications Teaching resources News and events Training

Home » Activities » Intermediate B1

The crime scene

This activity practises describing people and events and asking questions

SiWIE SCENE DO ¡¿CROSS CM

Author: Nik Peachey

This is an activity that I've used with students of all levels. It's also good for getting students to really listen to each other ana to take notes or just tor some fun.

A - г Of Content

ABCDEFGHIMNPR S T V W

A class magazine

A perfect story

A shopping role play

Active listening activities

Activities for first lessons 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Activities for using magazines in the classroom

Algorithms

ARM exercises - speaking activity to wake up a sleepy dass

Ask and imagine the story

Bingo mingle

Popular

ELTons Innovation Awards 2021. Live online

IATEFL YLTSIG Emerald Amwersaiy web conference

Staff engagement ano motivation in tne language teaching organisation

Рисунок 4 - Фрагмент обучающего англоязычного сайта

ВЫВОДЫ

Поскольку «профессиональная направленность обучения требует интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами, тщательного отбора содержания учебных материалов», которые «должны быть ориентированы на последние достижения в той или иной сфере деятельности, своевременно отражать научные открытия, новшества, ка-

сающиеся профессиональных интересов обучающихся, давать им возможность для профессионального роста» [2], профессионально-интегрированное и взаимодополняемое осуществление описанных выше видов учебной деятельности способствует эффективному усвоению и персонификации полученных знаний в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Таким образом, опираясь на необходимость изучения иностранного языка в его многоаспектности и используя новейшие достижения информационных технологий, можно добиться гораздо более эффективного взаимодействия преподаватель-обучаемый, а логически систематизируя грамматический компонент и встраивая его в изучение профессионально-ориентированного лексического материала, получить в результате не только эффективное овладение обучающимися профессиональной лексикой, но и более адекватное восприятие ими грамматического материала, чёткое понимание языковых соответствий и более успешное формирование коммуникативных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе / Т.В. Бузецкая // 2014. - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html (дата обращения: 05.11.2021).

2. Кучерявая, Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Т.Л. Кучерявая // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 336-337.

REFERENCES

1. Buzetskaya T.V. (2014), Modern pedagogical technologies in a comprehensive school, available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html (date of accessed: 05.11.2021).

2. Kucheriavaia T.L. (2012), "Problems of professionally-oriented teaching of a foreign language to students of non-linguistic specialties ", Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the I International Scientific Conference, Renome, St. Petersburg, pp. 336-337

Контактная информация: univerandrey@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 796.89

СРАВНЕНИЕ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛЫ ПРЕДПЛЕЧИЙ У АРМРЕСТЛЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИРЬ В ТРЕНИРОВОЧНОМ

ПРОЦЕССЕ

Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Яна Сергеевна Петренко, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Илья Анатольевич Блужин, преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Ирина Сергеевна

Ворошилова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар

Аннотация

Одним из стандартов спортивного мастерства в армрестлинге является умение демонстрировать высокие значения силы для успешной реализации спортивной деятельности. Эти факторы включают в себя силу мышц предплечья спортсмена. Мышцы предплечья считаются «трудными», поэтому требуется большое разнообразие упражнений, проработка мышц под разными углами и правильно выбранная оптимальная нагрузка. Осуществив поиск практического решения проблемы укрепления рук в армрестлинге, мы остановились на тренировочном процессе, включающем в себя тренировку с гирями. Результатами исследования удалось установить значимость некоторых дви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.