Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

этом в равной мере необходимы систематическое обучение и подготовка экспертов, участвующих в этом виде деятельности научных советов. Кроме того, Научным советом по гигиене АМН СССР недостаточно разработаны формы сопоставления деятельности проблемных комиссий в отношении уровня развития научных исследований, не налажен действенный контакт с учеными медицинскими советами министерств здравоохранения союз-

ных республик и др. Все это позволит органам управления планировать организационные мероприятия по повышению эффективности НИР, исходя из полученного представления о существующем состоянии дел, что значительно повышает обоснованность и оперативность управленческих решений.

Поступила 27.08.iM

УДК 614:374

Р. 3. Позднякова, Н. Ф. Болдырева, И. А. Петрищева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Повышение эффективности гигиенического обучения в профилактике заболеваний и привитии навыков здорового образа жизни является одной из основных задач в охране здоровья населения. Решение этой задачи на современном этапе развития общества достаточно сложно. Большой объем информации при дефиците времени, высокий уровень образования и санитарной культуры населения требуют не только ^ совершенствования средств и методов гигиенического обучения, но и интенсификации самого процесса обучения различных групп иаг^чгппп В связи со сказанным в данную работу входили анализ существующих интенсивных методов обучения и изучение возможности использования их в санитарном просвещении.

Следует отметить, что определение «интенсивные методы обучения» предусматривает не только интенсификацию учебного процесса, т. е. сокращение сроков обучения при увеличении объема предъявляемой информации, но и применение новых принципов, основанных на двуплано-вости обучения на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.

В настоящее время все большее внимание уделяется перестройке процесса обучения, выявлению и активизации неиспользованных возможно-^ стей психической деятельности обучаемых. При этом используются резервы психики, заложенные в сфере неосознаваемого. На этой основе определяются оптимальные средства педагогического воздействия. Интенсивные методы обучения применительно к различным дисциплинам применяются и в нашей стране, и за рубежом. С целью интенсификации обучения предлагаются разные приемы и методы: суггесто- и релаксопе-дия, погружение, суггест-кибернетический, эмоционально-смысловой методы и др. [2].

Проведенный нами анализ показал, что все эти методы базируются на использовании принципа взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики обучаемого. Авто-

ры считают, что двуплановость обучения предполагает целенаправленное и систематическое использование возможностей сенсорного и субсенсорного путей передачи восприятия и усвоения информации. Интенсивный курс обучения проходит поэтапно. Первый этап — предъявление информации с целью ознакомления с материалом и усвоение на уровне неосознаваемого (например, запоминание в состоянии релаксации в релаксопедическом методе). Второй этап — активизация усвоения информации в процессе коммуникации. Важную роль в системе средств воздействия на психику человека в интенсивных методах занимает внушение (суггестия). Различные виды внушения (вербальное, невербальное, прямое, косвенное и др.) служат одной и той же цели: создать у обучаемых наиболее благоприятное для запоминания психическое и физичс-ческое состояние [4].

Многочисленными исследованиями, проведенными на различных контингентах, установлена большая эффективность интенсивных методов в обучении иностранным языкам, машинописи, скорочтению, стимуляции мнемической деятельности. Практика показала, что результативность интенсивного обучения обеспечивается использованием гипнопедии, суггесто- и релаксопедги, что позволяет наилучшим образом усвоить, переработать и запоминать информацию.

Рассматривая вопрос о возможности применения интенсивных методов обучения в санитарном просвещении, мы пришли к выводу о нецелесообразности использования какого-либо интенсивного метода. Для повышения эффективности гигиенического обучения представляется целесообразным разработать метод, включающий разные элементы интенсивного обучения.

Для гигиенического обучения нами была сделана попытка разработать «синтез-метод» с включением таких элементов интенсивного обучения, как ролевая игра, программированный аутотренинг, музыкально-цветовое оформление,

функциональная музыка и др. Использование этих элементов, на наш взгляд, будет способствовать лучшему восприятию, запоминанию и усвоению информации. «Синтез-метод» включает основные положения двух методов интенсивного обучения: суггесто-кибернетического и эмоционально-смыслового. На первом этапе предъявление гигиенической информации предлагается дать через динамическое чтение на основе суггесто-кибернетического метода. После предъявления учебного гигиенического материала обучающимся предлагается закрепить навыки динамического чтения на специально подобранных упражнениях по санитарному просвещению [1, 5]. На втором этапе гигиенического обучения предлагается активизация учебной деятельности, т.е. закрепление полученных знаний по санитарному просвещению. При этом используются элементы эмоционально-смыслового метода обучения, ведущим средством которого является ролевая игра. На заключительном этапе обучения предлагается использовать как приемы суггесто-кибернетического метода, так и эмоционально-смыслового. При этом обучающимся дается возможность раскрытия их творческих возможностей для использования полученных ими меднко-

УДК 613-07:619.24

В последние годы математическая статистика все более широко используется во всех отраслях гигиены. С ее помощью устанавливается статистическая достоверность полученных показателей, измеряются связи между явлениями и их динамика. В то же время при ее применении иногда обнаруживаются ошибки, отрицательно сказывающиеся на качестве выводов. Вот почему целесообразно рассмотреть некоторые из этих ошибок с целью их предупреждения.

Прежде всего коснемся применения непараметрической статистики. Этот вид статистики применяется в тех случаях, когда варианты обозначаются ранговыми (порядковыми) номерами или знаками ±, а оценка статистической достоверности сравниваемых совокупностей основывается на сопоставлении ранговых показателей и специальных таблиц. Техника вычисления здесь несложна. В связи с этим некоторые исследова-

гигиенических знаний при формировании навыков здорового образа жизни [3].

Мы полагаем, что «синтез-метод» может быть применен для гигиенического обучения различ-ных групп населения, при проведении циклов усовершенствования для работников санитарного просвещения и других медицинских специалистов по санитарному просвещению. Предполагается, что использование «синтез-метода» позволит предъявить и усвоить большой объем информации, а также повлиять на гигиеническое поведение людей.

Литература

1. Бородина В. А.— В кн.: Динамическое чтение н рациональная работа с книгой. Новокузнецк, 1982, с. 232— 235.

2. Китайгородская Г. А. — В кн.: Активизация учебной деятельности. М„ 1982, с. 5—15.

3. Петрусинский В. В. — В кн.: Опыт интенсификации по-лндисциплинарного обучения на основе СК-метода. Ярославль, 1981, с. 21—27.

4. Петрусинский В. В. — В кн.: Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 1982, с. 114—122.

5. Посталовский И. 3.. Семенов Е, — В кн.: Методика обучения навыкам динамического чтения. Одесса, 1979, с. 39.

Поступила 04.06.84

тели, прельстившись быстротой обработки материалов, начали использовать ее и в тех случаях, когда требуется реализовать параметрическую статистику, базирующуюся на абсолютных, т. е. непосредственных, значениях вариант и их д производных показателей, таких, как амплитуда ряда, его средняя арифметическая, мода и медиана, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, средняя ошибка и показатели связи (коэффициент корреляции и регрессии), динамические ряды и др. Всего этого теоретического баланса показатели непараметрической статистики лишены н заменить параметрическую статистику не могут. Что же касается трудоемкости вычисления указанных показателей, то с внедрением современной вычислительной техники эта работа значительно облегчается.

Методы исследования

£. Л. Ноткин

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Московский НИИ гигиены им. Ф Ф. Эрнсмана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.