Научная статья на тему 'Формы суггестии как средство оптимизации учебного процесса'

Формы суггестии как средство оптимизации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / СИСТЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SYSTEM-SITUATIONAL TEACHING / ВНУШЕНИЕ / SUGGESTION / СУГГЕСТОПЕДИЯ / SUGGESTOPEDIA / СУГГЕСТОЛОГИЯ / SUGGESTOLOGY / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / LINGUISTIC MANIPULATION / ТЕСТИРОВАНИЯ / TESTING / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOCORRECTION / ИГРЫ-РЕЛАКСАЦИИ / RELAXATION GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торсуков Е.Г., Авуза А.А.

В основу обучения и воспитания студентов положены достижения педагогической науки и новых информационных технологий. Основная цель учебного процесса заключается в том, чтобы, используя передовые методики обучения отечественных и зарубежных филологических и лингвистических школ, дать студентам максимум знаний теории перевода, привить устойчивые умения и навыки письменного, устного и синхронного переводов, необходимых в профессиональной деятельности специалиста. Главным направлением обучения в ходе достижения данной цели является использование психолингвистических способностей студентов, которые должны действовать в созданных языковых ситуациях, приближённых к объективной реальности. Для этого применяются новейшие дидактические материалы и совершенные медийные средства обучения. В качестве медийных средств обучения используются ситуационные классы, в которых оборудование позволяет создать языковые ситуации, где обучаемый смог бы самостоятельно использовать накопленные знания и умения для достижения цели, поставленной преподавателем. В статье рассматривается системно-ситуативное обучение с использованием суггестии, как одного из методов повышения эффективности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Suggestion as a Means of Optimizing the Learning Process

The teaching and educating of students are founded on the achievements of pedagogical sciences and new information technologies. The main goal of the educational process is to use the advanced methods of teaching generated by Russian and foreign philological and linguistic schools to provide students with the maximum level of knowledge of various translation theories so that they can develop sustainable abilities and obtain necessary professional skills in the field of translation and interpretation. The main direction of such education is the use of psycholinguistic abilities of all students who must act in language situations that are close to objective reality; therefore, the latest didactic materials and media training facilities are utilized. Situational classrooms are used as media training facilities in which the equipment makes it possible to create various language situations where the students could use the accumulated knowledge and skills to achieve the goal set by their teacher. The article focuses on the system-situational teaching with the use of suggestion as one of the methods aimed at increasing teaching efficiency.

Текст научной работы на тему «Формы суггестии как средство оптимизации учебного процесса»

Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2018. № 2

ЛИНГВОДИДАКТИКА И ДИДАКТИКА ПЕРЕВОДА Е.Г. Торсуков,

кандидат филологических наук, доцент Высшей школы перевода

МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: mitina.v2014@yandex.ru

А.А. Авуза,

кандидат педагогических наук, докторант Военного университета; e-mail:

avuza@yandex.ru

ФОРМЫ СУГГЕСТИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В основу обучения и воспитания студентов положены достижения педагогической науки и новых информационных технологий. Основная цель учебного процесса заключается в том, чтобы, используя передовые методики обучения отечественных и зарубежных филологических и лингвистических школ, дать студентам максимум знаний теории перевода, привить устойчивые умения и навыки письменного, устного и синхронного переводов, необходимых в профессиональной деятельности специалиста.

Главным направлением обучения в ходе достижения данной цели является использование психолингвистических способностей студентов, которые должны действовать в созданных языковых ситуациях, приближённых к объективной реальности. Для этого применяются новейшие дидактические материалы и совершенные медийные средства обучения. В качестве медийных средств обучения используются ситуационные классы, в которых оборудование позволяет создать языковые ситуации, где обучаемый смог бы самостоятельно использовать накопленные знания и умения для достижения цели, поставленной преподавателем.

В статье рассматривается системно-ситуативное обучение с использованием суггестии, как одного из методов повышения эффективности обучения.

Ключевые слова: педагогическая психология, системно-ситуативное обучение, внушение, суггестопедия, суггестология, речевое воздействие, тестирования, психокоррекция, игры-релаксации.

Под системно-ситуативным обучением следует понимать создание языковых ситуаций в сложившейся системе обучения в соответствии с программой и тематическим планом изучаемой дисциплины. Речь идёт об интенсификации учебного процесса с максимальным напряжением возможностей обучающихся. Применение суггестии требует высокого профессионализма профессорско-преподавательского состава и инженерно-технического персонала. Системно-ситуативное обучение с использованием суггестии позволяет применять компьютерную технику, интерактивные ЖК-экраны с предложенными заданиями для организации медийного диалога в рамках данного урока. Соединение персональных компьютеров в ситуа-

ционном классе со спутниковым телевидением и системой Интернет позволяет обучаемым присоединиться к трансграничным информационным сетям. С помощью этого преподаватель и студент получают полную и достоверную информацию любого вида и назначения на иностранным языке любого государства. Это важно, как при изучении страноведения, так и для развития навыков перевода по практическому курсу и практикуму речевой культуры. Такое обучение позволяет создать широкую информационную базу по различным темам изучаемых дисциплин, обеспечивает фактическое удовлетворение любых потребностей преподавателя в информационных продуктах. В системно-ситуационном обучении с использованием суггестии важную роль играет педагогическая психология, рассматривающая психологические вопросы управления процессом обучения, формирования познавательных процессов (прежде всего теоретического мышления). В современных условиях учёные всё большее внимание в педагогической психологии уделяют суггестопедии и суггестологии (Г.К. Лозанов), методу активизации резервных возможностей личности (Г. А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамике в процессе такого обучения (А В. Петровский, Л.А. Карпенко).

Под суггестивным воздействием понимают внушение. Просто слово «суггестия» (от латинского «suggestion» — намёк, совет, предложение) используют в научных работах практические психологи, а внушение более общеизвестный эквивалент.

В настоящее время у педагогов появилась возможность проникать в подсознание человека с помощью специальных технических разработок. Возможности, которые могут открыться перед психологами в случае внедрения и практического использования современных психотехнологий, могут оказаться на порядок выше ныне существующих. Цель данной работы — проанализировать возможности и направления использования различных форм суггестии в процессе обучения.

В 1908 г. вышла первая в России книга о внушении. Её написал замечательный русский учёный В.М. Бехтерев. Он понимал внушение как «искусственное прививание путём слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, настроения, внешнего впечатления, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения». Бехтерев писал: «внушение есть один из способов воздействия одних людей на других, которое производится намеренно и ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица или даже с его ведома».

В отличие от убеждения, где требуется критическое осмысление предъявленных аргументов, внушение означает некритическое восприятие и усвоение информации, что особенно важно при воздействии на обучаемых. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на её основе формируются мотивы и установки определённого поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтези-рующая) активность сознания либо отсутствует, либо она ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания [Андреев, 2005].

Некритичному восприятию информации способствует прежде всего рост её объема и дефицит времени для осмысления полученной информации. Это приводит к возникновению «клипового» сознания — то есть восприятие готовых оценок того или иного явления действительности, внедряемых в индивидуальное и общественное сознание. Такая тенденция в большей степени наблюдается у молодого поколения, у которого отсутствует готовность проверить увиденное, услышанное, прочитанное.

Применение суггестии в педагогической практике появилось впервые в Болгарии в 1966 г. Началом развития послужила разработанная Г. Лозановым суггестопедическая система в области интенсификации обучения иностранным языкам.

Технология суггестивного обучения Лозанова строится на следующих пяти принципах:

1) никакой зубрёжки;

2) учебный процесс без утомления;

3) в основе обучения лежит интерес, мотивация;

4) обучать укрупнёнными единицами (блоками);

5) возможно комплексно решать задачу.

Эксперименты Лозанова показали, что каждый способен запомнить в десятки, чуть ли не в сотни раз больше: за один час почти столько, сколько обычно за год. Известно, например, что средний ученик на уроке иностранного языка запоминает примерно 10 незнакомых ему слов. Да и они довольно быстро забываются, и за год в активе остаётся лишь сотня-полторы новых слов. У Лозанова за один урок ученик может выучить до 200 слов. Лозановская технология обучения основывается на использовании двух закономерностей человеческой памяти. Первая: запоминается всё, что попадает в человеческое сознание: люди, слова, события, но в активном состоянии остаётся только то, что важно человеку, интересно или нужно, что его волнует и связано с какими-то переживаниями; вторая закономерность связана со своеобразным механизмом, напоминаю-

щим ворота: интересно — ворота приоткрыты, очень интересно — ворота широко распахнуты, неинтересно — закрыты.

Сила лозановского обучения в том, что за 10 суток можно добиться колоссальных результатов, но слабость в том, что знания, быстро приходящие, быстро и улетучиваются, если не находят постоянного применения. Это подтвердилось как в Болгарии, так и в России. Американцы тоже взяли принципы лозановской технологии на вооружение, апробируя их как на обучении естественным дисциплинам, так и иностранным языкам. Польза в изучении иностранных языков на основе лозановской технологии обучения: преодолён страх общения, который в основном присущ всем, изучающим иностранный язык обычными способами. Система Лозанова использует возбуждение 1-й сигнальной системы, эмоциональный фактор на фоне общей релаксации обучаемого. Эта система требует значительных усилий со стороны преподавателя, максимальной мобилизации его интеллектуальных и эмоциональных ресурсов и определённых актёрских способностей обучающего. Кроме того, необходимы специально оборудованные учебные помещения (мягкие кресла, поставленные кругом, уютная обстановка, музыка и т.п.). Всё это, видимо, не позволило широко внедриться лозановской технологии в учебные заведения. Однако интенсивные курсы обучения иностранным языкам проводятся на основе лозановской тех-нологии1.

Разрабатываемые методы интенсивного обучения базируются на взаимодействии осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в процессе усвоения и переработки информации.

Суггестология — одно из научных направлений, теоретические и экспериментальные положения которой формируют суггестивную часть суггестивной педагогики. С каждым годом увеличивается накопленный практический и теоретический объём знаний и исследований в этой области. Основы суггестопедии также заложены в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе и Б.Д Парыгина. Эффективность и практическая значимость суггестивной технологии с успехом используется за рубежом: в Германии, Канаде, Италии, США и СНГ.

Для исследователей принципиально важным остаётся тот аспект проблемы, который касается рассмотрения суггестии как специального, произвольного воздействия. Именно в этом качестве суггестия впервые себя обнаруживает для научного понимания, когда речь идёт о сознательном использовании внушающего воздействия в обучении [Юрова, 2007].

1 https://studwood.ru/1065295/pedagogika/suggestivnoe_obuchenie

По мнению автора, формы суггестии, как совокупность приёмов и средств в обучении могут быть различными. Они включают: речевое воздействие; акустическое воздействие путём неосознанного внушения при прослушивании музыки, песен, радиотрансляций, фонограмм и т.п.; аудиовизуальное воздействие путём неосознанного внушения при работе обучаемого на компьютере при просмотре телепередач; психотехнические игры.

Наиболее распространённой и значительной формой суггестии является речевое воздействие, которое осуществляется практически в ходе всех занятий.

Б.Ф. Поршнев прямо называет исходным свойством человеческой речи, выполняемую словом суггестию. Исследования И.Ю. Черепановой, Е.В. Кузнецовой, Н. Петрова показывают, что человеческая речь обладает суггестивным воздействием, которое определяется как формой речи в целом, так и отдельными её элементами.

Внушаемость усиливают также такие ситуативные факторы, как телесное расслабление, сонливость, утомление (общее, органов чувств, мышления), сильная боль, сильное эмоциональное возбуждение, озабоченность, ощущение безысходности положения, скука, симпатия к субъекту, слабая воля, низкая критичность мышления, слабые монотонные раздражители, некомпетентность в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень значимости для людей, отсутствие опыта действий в сложной или незнакомой обстановке, дефицит времени для принятия решения, неожиданность внушения и др.

По мнению профессора, доктора филологических наук О.С. Ис-серс «речевое воздействие предполагает, что его субъект регулирует деятельность другого человека, в определённой мере свободного в выборе своих действий и поступающего в соответствии со своими потребностями» [Иссерс, 2013: 23]. В контексте нашей статьи это следует понимать, как воздействие педагога на студента с помощью лингвистических, паралингвистических и символических средств в процессе речевого общения, с целью изменения личностного восприятия учебного материала, перестройку категориальных структур, его сознания, изменения поведения и психического состояния. Достижение этой цели предполагает решение преподавателем ряда задач: преодоление защитного барьера студента (негативного отношения к материалу, личности преподавателя), «навязывание» ему тех или иных образов мыслей (способствующих положительному восприятию материала, личности преподавателя), эмоций и установок (эмоционально-установочное внушение). Речевое воздействие может изменить смысловые структуры оценок и поведенческие модели студента.

В.В. Петрусинский говорит о том, что «управлять состоянием можно с помощью суггестивных речевых сигналов» даже на расстоянии при дистанционном обучении.

Внушение достигается языковыми средствами — словами, и невербальными — интонацией, мимикой, жестами, действиями, внешней обстановкой.

Можно выделить три уровня суггестивного воздействия в речи: 1) содержательно-композиционный, 2) коммуникативно-стратегический и 3) уровень лингвистических средств.

Содержательно-композиционный:

Включение в речь «реалий» повседневной жизни, которые позволяют преподавателю сформировать у студента требуемое эмоциональное состояние и привести к мысли о необходимости совершить то или иное действие.

Коммуникативно-стратегический:

Тактика, целью которой является подстройка к состоянию студента: преподаватель фиксирует эмоциональное состояние обучаемого и использует коммуникативную тактику эмоционального присоединения (номинализация; пассивизация).

Грамматический:

Использование грамматических форм с целью вызова отрицательных (положительных) эмоций у студентов (суффиксов, преуменьшающих или преувеличивающих те или иные качества создаваемого образа; использование имён собственных в качестве нарицательных; использование междометий для усиления эмоциональности и т.п.).

Акустическое воздействие путём неосознанного внушения при прослушивании музыки, песен, фонограмм предполагает камуфлирование речевого сообщения. Например, введение новой лексики в ходе занятий по страноведению с помощью песен (рождественские, пасхальные и другие песни по теме «Нравы и обычаи страны изучаемого языка). Под специальную расслабляющую музыку преподаватель произносит текст, одновременно и успокаивающий, и активизирующий. То есть, суггестивное воздействие может быть одновременно тормозным и тонизирующим. Это позволяет на неосознаваемом уровне вводить информацию в подсознание студента, модифицируя при том память и, как следствие, увеличивать объём лексики. Причем суггестивное воздействие может оказываться на студента в процессе восприятия любой акустической информации.

Аудиовизуальное воздействие путём неосознанного внушения при работе обучаемого на компьютере, при просмотре телепередач. Посредством телесигнала телевидение кодирует психику индивида. Основано такое кодирование на законах психики, согласно которым любая информация сначала поступает в подсознание, и уже

оттуда оказывает воздействие на сознание. Таким образом, посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение индивида и масс.

В АНБ США на современном этапе разработана технология суггестивного воздействия под наименованием: «Применение подсознательного внедрения постгипнотического внушения с использованием акустического ввода и фонетического ускорения постгипнотических команд без сомнамбулической подготовки для целей разведки и контрразведки». Кратко эта программа называется: «компьютерное моделирование языка подсознательной речи».

Затем был разработан алгоритм, программно реализуемый на базе персонального компьютера и позволяющий получать и выводить неосознаваемую акустическую информацию. Суггестивные тексты вызывают заметные изменения в поведении уже через 15—20 минут после начала воздействия.

Эти программы лежат в основе не только компьютерных игр, но и специальных обучающих видеороликах.

Психотехнические игры полезны во многих случаях как игровая форма обучения. Основными типами психотехнических игр, цель которых снять психическую напряжённость, развить внутренние психические силы конкретного человека являются: игры — релаксации (шутки, юмор на иностранном языке), адаптационные игры (ситуационная, ролевая или деловая игры), игры-формулы.

Для использования предлагаемых форм суггестии необходимо хорошо понимать механизм внушения. В целом, по определениям разных авторов, занимавшихся проблемой изучения механизмов внушения, можно выделить следующие основные характеристики процесса внушения:

♦ воздействие со стороны суггеренда происходит при сниженной критичности его сознания;

♦ внушение со стороны суггестора рассматривается преимущественно как сознательное, хотя и не исключаются такие явления, как интуитивное внушение, взаимовнушение;

♦ внушение может осуществляться как с помощью вербальных, так и с помощью невербальных средств;

♦ внушение создаёт внутреннюю установку личности, которая потом реализуется в его деятельности.

По мнению отечественных авторов, эффективность суггестопедического метода заключается в следующих его особенностях:

♦ усвоение большого количества информационных единиц;

♦ выработка таких способностей учащихся, как:

— умение активно использовать информационных «запас»

в профессиональном общении,

— умение гибко варьировать своё общение,

— умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации;

♦ создание мощной мотивации обучения.

Д.А. Зарайским была предложена следующая формула внушения:

воображение подражание установка

эмоция —> внушение

доверие заражение конформность

Согласно данной формуле, внушение образуется на основе доверия путём стимуляции воображения и эмоций, развитых с помощью механизмов заражения и подражания, с использованием сложившихся установок суггерента и, частично, конформности.

Для М.Л. Линецкого, как и для целого ряда исследователей, главным условием в принятии внушения выступает все-таки установка:

установка

воображение —> внушение

конформность

Установка играет одну из ключевых ролей во внушении. Это хорошо демонстрирует схема внушения, предложенная И.Е. Шварцем:

В — П1 — П2 — У — О — ИП — Д,

где В — внушение; П1 — первичная потребность, например, потребность в питье; П2 — новая потребность, усиленная внушением, например, жажда; У — установка; О — прошлый опыт; ИП — импульсивное действие; Д — действие, реализующее установку, — глоток воды.

Использование форм и механизма суггестии предполагают определённые требования к преподавателю и студентам, а также создание определённых условий.

М.Г. Каспарова отмечает, что: «Преподаватель, работающий в интенсиве, должен быть хорошим суггестором: уметь быть авторитетным и обаятельным, эмоциональным и выразительным, обладать волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством над учениками, быть непосредственным и свободным в действиях, спокойным внешне и внутренне». Н.Б. Мухорина, исследуя проблему формирования суггестивных умений у будущих педагогов, подчёркивает, что «одним из условий, определяющих процесс формирова-

ния суггестивных умений, будет развитие определённых личностных качеств, таких как воля и уверенность в себе, а также совершенствование педагогической техники, в частности, техники речи». Развитые волевые качества создают ситуацию психологического превосходства над суггерендом.

Для преподавателя это означает:

♦ высокий авторитет: широкая известность, впечатляющие успехи в обучении, выдающиеся личные качества, сила убеждения и др.;

♦ инфантилизация — установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя преподавателю;

♦ двуплановость при введении нового материала: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.

Наряду с требованиями, предъявляемых преподавателю, для обучаемого необходимо:

♦ формирование веры в осуществимость задач обучения;

♦ постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счёт эстетических и комфортных условий; внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых, демонстрации быстрого продвижения вперёд в изучении дисциплины и др.;

♦ «погружение» в учебную дисциплину, концентрированное изучение материала: каждый день только одна учебная дисциплина по 4—6 часов в течение 2—3 месяцев и др.

Суггестивные умения предполагают навыки саморегуляции, уверенность в себе, способность к прогнозированию поведения суг-геренда, в том числе и его контрсуггестии, готовность к взаимодействию.

Следовательно, задачи преподавателя и воспитателя лежат, в первую очередь, в области роста личности учащегося, его самостоятельности, а значит и суггестивные приёмы, с необходимостью используемые в обучении, должны в принципе стать поэтапно раскрываемыми для суггеренда и этически ограниченными.

В целом, учитывая опыт, наработанный суггестопедагогами, можно выделить следующие функции конструктивного внушения:

1) улучшения: а) физического состояния, б) психологического состояния, в) группового взаимодействия;

2) увеличения: а) скорости запоминания, б) объёма усваиваемого материала;

3) мобилизации скрытых резервов: а) организма, б) психики;

4) создания дополнительной мотивации.

В ходе суггестии широко применяется метод релаксопедии. Ре-лаксопедическое обучение выгодно отличается доступностью и простотой. Его особенности:

♦ Релаксопедическое обучение даёт возможность точно ориентироваться на различные возрастные аудитории обучаемых, в том числе и школьников.

♦ Ускоренное обучение определяет организацию и методику занятий, которая требует отказа от традиционной системы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ Организация релаксопедического обучения не требует специального оборудования, занятия могут проходить в любых условиях школы или вуза. Это открывает возможности для его массового внедрения.

♦ В основе релаксопедического обучения лежит психическая саморегуляция, которая имеет большое профилактическое значение. Управление психическим состоянием происходит вначале через регуляцию психического состояния обучаемого с помощью и под руководством преподавателя, а по мере овладения аутотренингом переходит в саморегуляцию.

♦ Основным условием эффективности в ряде методов ускоренного обучения является специальная подготовка преподавателя, который должен обладать определёнными психическими качествами. Данный метод даёт возможность любому преподавателю овладеть приёмами психосаморегуляции.

Структура релаксопедического тренинга релаксации предполагает три этапа:

♦ Создание необходимого психологического настроя и ознакомление с теоретическим материалом (кратко) от 3 до 5 мин.

а) «Ввод» или «погружение» в релаксацию. Для этого необходимо удобно сесть, принять позу «кучера на дрожках», расслабиться, ни о чём постороннем не думать, сосредоточить своё внимание на словах преподавателя (звучит тихая, спокойная музыка, глаза закрыты). Вводятся формулы внушения «вы совершенно спокойны, вам хорошо и приятно... никаких волнений и неприятных мыслей нет»; б) Подаётся необходимая психотерапевтическая информация, в обучении — лексический материал (от 8 до 15 мин.).

♦ Заключительная стадия релаксопедического тренинга — вывод из релаксации. Важное значение приобретают формулы внушения (суггестии), направленные на формирование уверенности в своих силах, закреплении материала в памяти и активизации психических процессов (от 3 до 5 мин.) [Тарасова].

Групповая внушаемость обеспечивается взаимовнушением («заражением») между членами группы. Под психологическим «заражением» понимают процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. В процессе заражения на каждого члена группы действует

не только внушающий субъект, но и другие члены группы, что значительно увеличивает общий эффект внушения.

Психологическое воздействие в коммуникации имеет свои закономерности:

1) если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на силе побуждений, влечений и желаний;

2) когда акцент в воздействии делается на эмоциональную сферу психики, это отражается на внутренних переживаниях, а также на формировании отношения к происходящему;

3) сочетание приёмов убеждения и внушения позволяет влиять на волевую активность людей и управлять их поведением;

4) влияние на коммуникативно-поведенческую сферу, взаимоотношения и общение (производные приёмы воздействия) позволяет создавать социально-психологический комфорт или дискомфорт, побуждает аудиторию принимать информацию или вступать в противоречие с прочитанным;

5) в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются его представления, черты характера, особенности восприятия поступающей информации и, в итоге, его картина мира.

Эффективность суггестии возрастает, если преподаватель хорошо знает аудиторию. Познанию обучаемых способствует тестирование. Тестирование личности студента заключается в поиске скрытых очагов страха в объёме изучаемой дисциплины (предмета). Основная цель тестирования, это поиск очага страха (сложность воспринимаемого материала, отчётность о знаниях пройденного материала и т.п.). Следующим этапом в организации суггестивного воздействия является побуждение поделиться с преподавателем сложностями и переживаниями по поводу освоения материала. Затем ведётся работа педагога и студента по переоценке значимости материала, скрытого в очаге страха. На этом этапе большое значение имеет внимательное отношение педагога к студенту и изменение его системы установок к изучаемому материалу. Заключительная стадия предполагает эмоциональную окраску установки (положительная, спокойная) и ликвидация очага страха («перекидывание» ярлыков — «неприятное, непонятное, незнакомое» в «простое, понятное, доступное»). Этот подход работы со студентом основан на методе М. Балинта, помогающего анализировать отношения, складывающихся в диалоге «специалист — клиент» [Осипова, 2000: 269].

Группы тестов могут включать:

1. Тесты способности (интеллектуальная функция, знания, способы и т.д.).

2. Тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта).

3. Тесты на восприятие.

4. Опросники (анкетный вопрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.).

5. Мнения (выявления отношения к другим людям, нормам и т.д.).

6. Эстетические тесты (выявление предпочтений картин, рисунков и т.д.).

7. Ситуационные тесты (изучение выполнения задания в различных ситуациях — индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.).

8. Методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере.

9. Методика В. Стефансана. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.

10. Методика определения типа характера по К. Юнгу (см. прил. к статье) [Райгородский, 2015].

Суггестия, по мнению автора, полезна во всех случаях, когда нет необходимости логически объяснять передаваемую информацию и условия, создающие комфортную обстановку процесса обучения, способствуют его успешности. Она полезна во многих случаях в игровой форме обучения. Суггестивный способ обучения эффективен, когда преподаватель полностью управляет процессом усвоения информации и в определённой степени лишает ученика личностных качеств.

Е.Ю. Кривошеина считает, что при традиционном обучении превышение нагрузки сверх защитных барьеров вызывает стресс, а новая технология позволяет его избежать: «Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная информация предъявляется в необычной форме: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности и с использованием акмеологических методик управления состоянием».

По мнению автора, суггестия может быть эффективным средством обучения языку в сочетании с естественными формами в усвоении нового материала. Важно, чтобы педагог, объясняя урок, использовал при этом мягкое внушение, которому предшествуют определённые условия:

♦ создание языковой ситуации, приближенной к реальной действительности;

♦ высокий профессионализм и авторитет преподавателя;

♦ доброжелательная атмосфера в группе;

• включение в процесс обучения дополнительных резервов организма (эмоциональных состояний возбуждения обострения восприятия, активизацию работы органов чувств: зрения, слуха).

Список литературы

Авуза А.А., Алёхин И.А. Рационализаторское предложение «Обучающий Web-класс» // Удостоверение на рационализаторское предложение № 1118. Военный университет МО РФ, 2017. Андреев В.А. Современные суггестивные методы психологического воздействия и их возможное использование в психологических операциях. ГШ МО РФ, 2005. С. 35. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — URL: http://www.insai.ru/ slovar/trans

(дата обращения: 25.02.2017). Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие. М.: Флинта: Наука. 2013. С. 23.

Кривошеина Е.Ю. Технология интенсификации процесса обучения. — URL:

http://www.intensiv.narod.ru>obzor.doc (дата обращения: 24.02.2017). Лозанов Г.К. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1973. Вып. 1. С. 9—17. Осипова А.А. Введение в теорию психокореекции. Москва; Воронеж, 2000. С. 269.

Петрусинский В.В. Интенсивное дистанционное обучение (акмеологиче-ский подход к совершенствованию системы электронного обучения). — URL: http://www. intensive.ucoz.ru/art1.htm (дата обращения: 25.02.2017). Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты.

Учебное пособие. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2015. Тарасова Л.В. НГПИ. Суггестивная технология.

Yevgeny G. Torsukov,

Cand. Sc. (Philology), Associate Professor at the Higher School of Translation and Interpretation, Lomonosov Moscow State University, Russia; e-mail: mitina.v2014@yandex.ru

Alexey A. Avuza,

Cand. Sc. (Pedagogy), Doctoral candidate at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; e-mail: avuza@yandex.ru

FORMS OF SUGGESTION AS A MEANS OF OPTIMIZING THE LEARNING PROCESS

The teaching and educating of students are founded on the achievements of pedagogical sciences and new information technologies. The main goal of the educational process is to use the advanced methods of teaching generated by Russian and foreign philological and linguistic schools to provide students with the maximum level of knowledge of various translation theories so that they can develop sustainable abilities and obtain necessary professional skills in the field of translation and interpretation.

The main direction of such education is the use of psycholinguistic abilities of all students who must act in language situations that are close to objective reality; therefore, the latest didactic materials and media training facilities are utilized. Situational classrooms are used as media training facilities in which the equipment makes it possible to create various language situations where the students could use the accumulated knowledge and skills to achieve the goal set by their teacher.

The article focuses on the system-situational teaching with the use of suggestion as one of the methods aimed at increasing teaching efficiency.

Key words: pedagogical psychology, system-situational teaching, suggestion, suggesto-pedia, suggestology, linguistic manipulation, testing, psychocorrection, relaxation games.

References

Avuza A.A., Alekhin I.A. Racionalizatorskoe predlozhenie "Obuchayushhij Web-klass" [Rationalization proposal "Training Web class"]. Udostoverenie na racionalizatorskoe predlozhenie No. 1118. Voenny'j universitet MO RF. 2017 (In Russian).

Andreev V.A. Sovremenny'e suggestivny'e metody' psixologicheskogo vozdej-stviya i ix vozmozhnoe ispol'zovanie v psixologicheskix operaciyax [Modern suggestive methods of psychological influence and their possible use in psychological operations]. GSH MO RF, 2005, pp. 35 (In Russian). Burlachuk L.F. Psihodiagnostika [Psychodiagnostics]. Available at: http://www.

insai.ru/ slovar/trans (February 25.2017) (In Russian). Issers O.S. Rechevoe vozdejstvie: uchebnoe posobie [Vocal effect: tutorial].

Moskow: Flinta: Nauka. 2013, pp. 23 (In Russian). Krivosheina E.Ju. Texnologiya intensifikacii processa obucheniya [Technology of intensification of the learning process]. Available at: http://www.intensiv. narod.ru>obzor.doc (February 24.2017) (In Russian). Lozanov GK. Suggestopediya pri obuchenii inostranny'm yazy'kam [Suggesto-pedia in teaching foreign languages]. Metody' intensivnogo obucheniya inostranny'm yazy'kam. Moskow, 1973. Ussue 1, pp. 9—17 (In Russian). Osipova A.A. Vvedenie v teoriyu psixokorrekcii [Introduction to the theory of

psychocorrection]. Moskow — Voronezh, 2000, pp. 269 (In Russian). Petrusinskij V.V. Intensivnoe distancionnoe obuchenie (akmeologicheskij podxod k sovershenstvovaniyu sistemy' e'lektronnogo obucheniya) [Intensive distance learning (acmeological approach to e-learning system improvement)]. Available at: http://www. intensive.ucoz.ru/art1.htm (February 25.2017) (In Russian).

Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaya psixodiagnostika [Practical psychodiagnosis]. Metodika i testy. Uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'skij dom "Bahrah-M", 2015 (In Russian).

Tarasova L.V. NGPI. Suggestivnaja tehnologija [NSTTI. Suggestive technology]. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.