Научная статья на тему 'РАБОТА НАУЧНОГО СОВЕТА ПО ГИГИЕНЕ АМН СССР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ'

РАБОТА НАУЧНОГО СОВЕТА ПО ГИГИЕНЕ АМН СССР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.И. Сидоренко, О.В. Филиппов, С.А. Шиган

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА НАУЧНОГО СОВЕТА ПО ГИГИЕНЕ АМН СССР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ»

а также пневмосклероз III степени, как и злокачественные новообразования, не являются основной причиной, приводящей к гибели. Наибольшей радиочувствительностью обладают, вероятно, си-стемы, ответственные за развитие воспалительных процессов. Очевидно, принятый МКРЗ предел доз для нестохастических эффектов, равный 50 бэр в год [7], следует пересмотреть.

Представленные данные позволяют думать о необходимости выделения группы риска с пониженной иммунологической реактивностью. Профилактические мероприятия в этом плане, возможно, повлияют на частоту опухолей и развитие склеротических процессов (в сторону уменьшения). Однако прежде всего можно предвидеть увеличение СПЖ за счет предотвращения тяжелых воспалительных процессов и увеличения сроков до появления злокачественных новообразований.

Расчет дефицита СПЖ погибших животных с разной патологией на 1 сГр СД (табл. 2) свидетельствует о значительно большей (в среднем в 8 раз) эффективности плутония по сравнению с Y-излучением при раздельном их применении. Оценка дефицита СПЖ на единицу дозы при со-четанных воздействиях с учетом выявленного коэффициента качества в каждом конкретном случае позволяет отметить более чем аддитивное lf действие при больших дозах или аддитивное при малых (табл. 3).

Выводы. 1. При раздельном и сочетанном воздействиях внешнего у-излучения и инкорпорированного 239Ри в наиболее ранние сроки (на 40—236 дней раньше СПЖ) погибают в среднем 20 % животных с тяжелыми воспалительными процессами, а со злокачественными опухолями и склеротическими процессами — в сроки, равные СПЖ или более поздние.

2. Максимально неэффективные поглощенные

дозы для изученных нестохастических эффектов ниже регламентируемых МКРЗ (50 бэр в год).

3. Для условий, в которых возможно сочетан-ное действие у-излучения и 239Ри, нестохастические эффекты могут прогнозироваться с учетом их возможной суммации.

Литература

1. Булдаков Л. А., Нифатов А. П., Филиппова Л. Г. и др. — В кн.: Биологическое действие внешних и внутренних источников радиации. М., 1972, с. 241—247.

2. Бухтоярова 3. М., Лемберг В. К. — Вопр. олкол., 1959, № 8. с. 140.

3. Ерохин Р. А.. Кошурникова Н. А.. Лемберг В. К. и др. — В кн.: Отдаленные последствия лучевых поражений /Под ред. Ю. И. Москалева. М., 1971, с. 315— 333.

4. Кошурникова Н. А., Лемберг В. К., Любчанский Э. Р. — Там же, с. 305—314.

5. Левдик Т. И., Любчанский Э. Р.. Нифатов А. П. — Мед. радиол., 1979, № 11, с. 66—71.

6. Левдик Т. И., Ишунский В. Г., Самойлова О. И. — Там же, >976, № 8, с. 39—44.

7. Радиационная защита. М., 1978, с. 43.

8. Стрельцова В. Н., Москалев Ю. И. Бластомогенное действие ионизирующей радиации. М., 1964.

9. Шиходыров В. В., Евсеева Н. К., Лебедева Т. А. и др. — В кн.: Отдаленные последствия лучевых поражений /Под ред. Ю. И. Москалева. М., 1971, с. 173— 176.

10. Шубик В. М. Ионизирующие излучения и иммунитет. Л., 1977.

W.Clarke W. J.. Bair W. J. — Hlth Phys., 1964, v. 10, p. 391—399.

Поступила 01.11 M

Summary. An experimental study of nonstochastic late effects of separate and combined exposure to external -у-га-diation and incorporated plutonium (in a wide dose range) demonstrated a high radiosensitivity of the systems responsible for development of inflammatory processes. Besides, combined low-level exposures resulted in additive effects per 1 cGy of the weighted mean dose calculated on the basis of comparing the effectiveness of separate exposures to v-radiation and plutonium; this fact can be used tH norm-setting.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК «13:001.5:061.24: |061.12:611(47+57)

Г. И. Сидоренко, О. В. Филиппов, С. А. Шиган

РАБОТА НАУЧНОГО СОВЕТА ПО ГИГИЕНЕ АМН СССР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Развитие каждой научной медицинской проблемы зависит прежде всего от ее потенциала. Одним из наиболее значимых компонентов последнего является количество научных кадров. В этом

отношении гигиена как комплекс ряда научных проблем занимает одно из ведущих мест в медицинской науке. В стране работают 29 НИИ гигиенического профиля (в том числе 15 НИИ ги-

гнены труда и профзаболеваний), что составляет примерно 9 % всех НИИ системы Минздрава СССР.

На всех этапах развития советского государства гигиенисты решали важные задачи, связанные прежде всего с главным направлением советской медицинской науки — профилактикой заболеваний. Число и важность этих задач постоянно возрастают в связи с быстрыми темпами научно-технического прогресса, при этом увеличение потенциала гигиенической науки происходит значительно медленнее. Так, за последние 20 лет в области гигиены появились десятки новых научных направлений, гигиеническая наука участвует в решении многих народнохозяйственных задач страны. В то же время число гигиенических научно-исследовательских институтов увеличилось незначительно, что способствует существующему в настоящее время определенному разрыву между потребностью в гигиенических исследованиях и возможностью их обеспечения в достаточном объеме.

Поэтому Научный совет по гигиене АМН СССР, уделяя первостепенное внимание комплексным научным исследованиям, направленным на решение важнейших задач, выдвинутых постановлениями партии и правительства, изыскивает также резервы повышения эффективности деятельности исследовательских гигиенических коллективов, выявляя «узкие места» в системе организации научно-исследовательских работ (НИР) и определяя пути их устранения.

С этой целью наряду с ежегодным анализом деятельности курируемых советом проблемных комиссий в области планирования научных исследований, выполнения проблемно-тематических планов НИР и планов внедрения научных разработок в практику, подготовки кадров и т. д. с 1981 г. Научным советом по гигиене АМН СССР совместно с научно-координационным отделом АМН СССР по специальным методикам была проведена серия научных экспертиз, характеризующих проблемно-тематические планы НИР по гигиеническим проблемам, уровень развития научных направлений, некоторые организационные аспекты, касающиеся вопросов управления. Анализу результатов выполненных экспертных оценок и посвящена настоящая статья.

Прежде всего мы проанализировали тематическую направленность научных исследований по гигиене в рамках ежегодных планов, предлагаемых Научным советом. Изучению подвергли 1156 тем, вошедших в планы 1980, 1981 и 1982 гг. В качестве экспертов в этой работе и по другим, описываемым в дальнейшем экспертизам, выступали члены проблемных комиссий, кураторы направлений, руководители отделов и лабораторий головных по проблемам институтов.

Установлено, что 58 % НИР нацелены на поиск и изучение новых факторов, процессов,состояний, закономерностей, механизмов действия. Задачей

каждой 5-й темы являлась разработка новых классификаций, нормативов, критериев, стандартов. С созданием новых методов диагностики, реабилитации и т. д. связано 6,7% НИР.

Если тот же массив тем распределить на груп-пы по принципу связи с изучением вопросов нормы, этиологии, патогенеза, профилактики, организации лечебно-профилактической помощи и т. д., то картина будет следующей. 10% тем посвящены изучению показателей и условий жизнедеятельности здорового организма. Каждая 5-я НИР ставит своей целью решение вопросов этиологии и патогенеза различных патологических процессов и состояний. Больше всего гигиенических разработок (40,6 %) посвящено поиску новых методов и способов профилактики. Такой объем научных работ этого профиля подтверждает, что советская гигиеническая школа своим главным направлением считает предотвращение заболеваний населения, оздоровление условий труда, охрану окружающей среды.

Следует отметить, что по сравнению со всеми другими 40 научными советами АМН СССР Научный совет по гигиене по числу исследований профилактического профиля является ведущим и гигиенистами выполняется % всех тем, касающихся профилактики, содержащихся в общесоюзном плане развития медицинской науки. 20,5% посвящены совершенствованию организации ле- > чебно-профилактической помощи населению. Таким образом, анализ тематической направленности планов показывает, что она полностью соответствует целям и задачам, стоящим перед современной гигиеной.

Следующим этапом нашей работы явилась оценка качества научных исследований гигиенического профиля. Она проводилась всеми проблемными комиссиями Научного совета по гигиене АМН СССР. Получаемые от них экспертные данные сводились воедино с целью получения обобщенных характеристик проблемно-тематического плана по гигиене, являющегося частью общесоюзного плана развития медицинской науки в СССР. Для оценки использовали критерии, которые в настоящее время одобрены Государственным комитетом по науке и технике прн Совете Министров СССР и утверждены Минздравом и СССР. щ

Одним из главных показателей ценности каждой научной работы является ее актуальность. Экспертная оценка НИР, входящих в проблемно-тематический план, формируемый Научным советом по гигиене АМН СССР, показала, что 90,4 % тем имеют достаточно высокую значимость в современных условиях; 9,3%—отнесены к категории НИР с невысокой значимостью и 0,3%—признаны неактуальными. Если учесть, что по многим другим научным советам гораздо больший процент (до 25) разработок классифицирован экспертами как неактуальные и малоактуальные НИР, то план исследований Научного

совета по гигиене АМН СССР выглядит репрезентативным. При этом следует отметить, что так называемая «мало актуальная тематика», по мнению экспертов, чаще всего связана с выполнением НИР медицинскими институтами или по заданиям различных организаций и имеет региональное значение.

Такой вывод подтверждается и распределением тематики по критерию новизны. Основная масса плановых гигиенических разработок (более 70%) проводится либо впервые в СССР, либо одновременно с учеными других стран, т. е. полученные результаты могут обладать определенным приоритетом. Вместе с тем 27% НИР оценены как работы, которые уже выполнялись в прошлые годы. Более глубокий анализ показал, что необходимость проведения аналогичных исследований чаще всего связана с необходимостью разработки ряда проблем применительно к местным условиям или получения результатов на новом научно-методическом уровне знаний.

Оценка по критериям актуальности и новизны НИР в основном совпадает с данными экспертизы по критерию перспективности. Здесь 91,6% исследований отнесены к разряду способствующих появлению новых концепций, подходов, принципов, лучшему пониманию сути известных явлений и процессов; 8,4 % НИР, по мнению экспертов, в перспективе мало что дадут для развития гигиенической науки. Таким образом, анализ планируемых исследований по трем критериям показывает, что подавляющее большинство тем по гигиене (около 90%) —эти исследования, которые имеют достаточно высокую актуальность. В то же время примерно '/ю тем оценивается экспертами по низким градациям используемых критериев.

Такое положение дел объясняется также недостаточной материально-технической оснащенностью гигиенических исследований. Об этом говорит тот факт, что для 28,3 % НИР эксперты отметили необходимость повышения научно-методического уровня (приборы, реактивы,оборудование и др.). В то же время, как уже отмечалось, имеет место включение во всесоюзные проблемно-те-матические планы тематики НИИ и вузов сугубо прикладного значения. При этом следует также отметить, что проблемные комиссии Научного совета по гигиене АМН СССР не всегда достаточно требовательно относятся к рецензированию тематических карт, поступающих от субординированных учреждений. Установив, что та или иная планируемая тема неактуальна или в определенной степени повторяет уже сделанное ранее, проблемные комиссии все же включают ее в свой план. Это неправильная позиция. Минздрав СССР предлагает повысить требования к качеству научных работ, включаемых в 5-летние и годовые планы развития медицинской науки, увеличить число приоритетных НИР, отличающихся актуальностью и новизной.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве (1983 г.)» требует от ученых-медиков, в том числе и от гигиенистов, резкой интенсификации исследовательского процесса, существенного повышения уровня и эффективности исследований и разработок. Конечным критерием эффективности являются прежде всего результаты деятельности научных коллективов. В 1983 г. Научный совет по гигиене провел по многим показателям экспертизу завершенных в 1982 г. плановых тем, выполненных в подчиненных совету НИИ и на профильных кафедрах медицинских институтов. Всего в проблемных комиссиях было оценено 384 отчета.

В большинстве этих научных работ (94,5 %) полученный результат полностью соответствовал цели, поставленной при планировании каждой НИР. И лишь в единичных исследованиях цель не была достигнута. Результаты гигиенических разработок имеют широкую сферу применения. 4/б из них должны быть использованы в лечебно-профилактических целях; 2,9%—при производстве новых веществ, различного оборудования; 6,3%—имеют различное социальное значение. Результаты ряда работ должны способствовать дальнейшему развитию гигиенических исследований.

Формы внедрения результатов также разнообразны. Данные 8,6% исследований найдут применение при подготовке приказов Минздрава СССР, а 4,4%—экспозиций на ВДНХ. Основная масса НИР (78%) завершается выработкой методических рекомендаций на республиканском и всесоюзном уровнях. Это характерная особенность гигиенических исследований. Ни по одной другой комплексной проблеме нет такого большого количества планируемых к выпуску материалов методического характера.

Характерным для гигиены является и то, что полученные результаты в 69,5 % случаев можно внедрять сразу. В среднем по всему массиву тем, законченных в рамках 203 проблем союзного значения, этот показатель равен 54 %. Данный факт важен в том отношении, что 72,7 % результатов гигиенических разработок внедряются на союзном уровне. Кроме Научного совета по гигиене АМН СССР, такой высокий показатель НИР зарегистрирован только у некоторых других научных советов. По остальным комплексным проблемам он ниже, так как многие разработки внедряются в основном на уровне республик, областей и городов или несколько конкретных больниц и учреждений.

Ежегодно научные советы АМН СССР представляют в ее президиум перечень приоритетных результатов и других достижений, полученных в отчетном году. Это работы, связанные с решением важных народнохозяйственных и научных проблем, крупные изобретения и открытия, новые теории и концепции. Сводные данные по этим

материалам анализируются в президиуме АМН СССР, передаются в Государственный комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, в АН СССР. Научный совет по гигиене АМН СС£Р за 3 года одиннадцатой пятилетки представил свыше 70 результатов такого рода, что составило 30 % общего числа наиболее приоритетных данных, полученных научными советами, входящими в Отделение гигиены, микробиологии и эпидемиологии АМН СССР. Среди них такие разработки, как Методические указания по изучению состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды для функционирования государственной системы «АГИС— Здоровье»; система новых антидотов фосфорорганических пестицидов; методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков; комплексная физиолого-гигиеническая оценка условий и режимов труда при новой форме организации животноводческих предприятий; система ускоренных методов регламентации химических загрязнений воздуха и воды; определение неизвестных факторов воздействия пищевого рациона на структуры, обновление и биологические свойства биомембран; обоснование нормативов содержания естественных радионуклидов в окружающей среде; создание антимикробных материалов, изделия из которых применяются в качестве средства борьбы с гнойной инфекцией в лечебных учреждениях и для профилактики и лечения гнойничковых заболеваний кожи у рабочих промышленных объектов и др.

С 1980 по 1982 г. учеными-гигиенистами, согласно данным бюллетеня Государственного комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР и открытий, получено 137 авторских свидетельств на различные изобретения. Анализируя массив приоритетных результатов по гигиене и характер изобретений, следует отметить, что и те, и другие чаще всего связаны с профилактическим направлением медицины. Так, 22 % изобретений направлены на поиск новых методов диагностики, а 35 % — разработку новых методов и способов профилактики, 27 % — синтез или испытание новых веществ. Среди приоритетных результатов и достижений гигиенистов '/б связана с решением вопросов этиологии и патогенеза заболеваний, '/з— их профилактики, а 21%—с совершенствованием организации лечебно-профилактической помощи населению с гигиенических позиций.

Эти и другие приведенные данные научных экспертиз позволяют определить удельный вес НИР такого рода, — как правило, они составляют наиболее существенную часть планов, изобретений, приоритетных открытий и других достижений в области гигиены.

Гигиена — научная дисциплина, которая играет важнейшую роль в развитии народного хозяйства страны, 77% ее научных направлений (из числа ¿3 направлений союзного проблемно-темати-

ческого плана по гигиене) эксперты проблемных комиссий квалифицировали как имеющие высокое народнохозяйственное значение. Это означает, что разработка этих направлений связана с решением первоочередных задач по оздоровлению условий жизни, труда советских людей, охране окружающей среды. Однако эксперты сделали вывод, что еще значительное число гигиенических направлений не обеспечено необходимой материально-технической базой и в связи с этим не достигло того уровня развития, который позволяет достаточно полно решать стоящие перед учеными-гигиенистами важные народнохозяйственные задачи.

Этот факт подтверждается и другой экспертизой. Экспертам проблемных комиссий Научного совета по гигиене АМН СССР был задан вопрос: «Что нужно для того, чтобы по наиболее перспективным направлениям в области гигиены научные коллективы, их разрабатывающие, могли бы получить результаты самого высокого (мирового) класса?». Иными словами, за счет чего можно поднять «конкурентоспособность» коллективов в том соревновании, которое в области науки ведется между социалистической и капиталистической системами?

Для того, чтобы создать необходимый базис, на котором проводимые разработки могли бы дать результаты, обеспечивающие самые высокие темпы прогресса в данной научной области (в науковедении в связи с этим иногда применяют термины «скачок», «прорыв»), более чем для половины направлений научных исследований, по мнению экспертов, необходимо значительное усиление кадрового и материально-технического обеспечения.

Постоянный количественный и качественный рост задач, решение которых требует участия гигиенистов, необходимость развития фундаментальных, теоретических исследований и внедрения в научные исследования современных достижений медико-биологических наук ставят вопрос о создании Всесоюзного научного центра по гигиене.

Таким образом, наукометрический анализ планируемых и законченных гигиенических исследований в рамках союзного проблемно-тематиче-ского плана, их экспертная оценка позволили получить количественные и качественные характеристики научных гигиенических исследований на этапе как формирования планов, так их выполнения. Научные экспертизы определяют целевую направленность НИР, их практическую значимость, скорость и возможности внедрения. Данные экспертных оценок, соотнесенные с имеющимся потенциалом, в некоторой степени дают возможность «диагностировать» уровень развития гигиенических разработок. Вместе с тем опыт использования экспертных методов для анализа научных исследований показывает, что эти методы должны постоянно совершенствоваться, при

этом в равной мере необходимы систематическое обучение и подготовка экспертов, участвующих в этом виде деятельности научных советов. Кроме того, Научным советом по гигиене АМН СССР недостаточно разработаны формы сопоставления деятельности проблемных комиссий в отношении уровня развития научных исследований, не налажен действенный контакт с учеными медицинскими советами министерств здравоохранения союз-

ных республик и др. Все это позволит органам управления планировать организационные мероприятия по повышению эффективности НИР, исходя из полученного представления о существующем состоянии дел, что значительно повышает обоснованность и оперативность управленческих решений.

Поступила 27.08.iM

УДК 614:374

Р. 3. Позднякова, Н. Ф. Болдырева, И. А. Петрищева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Повышение эффективности гигиенического обучения в профилактике заболеваний и привитии навыков здорового образа жизни является одной из основных задач в охране здоровья населения. Решение этой задачи на современном этапе развития общества достаточно сложно. Большой объем информации при дефиците времени, высокий уровень образования и санитарной культуры населения требуют не только ^ совершенствования средств и методов гигиенического обучения, но и интенсификации самого процесса обучения различных групп иаг^чгннп В связи со сказанным в данную работу входили анализ существующих интенсивных методов обучения и изучение возможности использования их в санитарном просвещении.

Следует отметить, что определение «интенсивные методы обучения» предусматривает не только интенсификацию учебного процесса, т. е. сокращение сроков обучения при увеличении объема предъявляемой информации, но и применение новых принципов, основанных на двуплано-вости обучения на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.

В настоящее время все большее внимание уделяется перестройке процесса обучения, выявлению и активизации неиспользованных возможно-^ стей психической деятельности обучаемых. При этом используются резервы психики, заложенные в сфере неосознаваемого. На этой основе определяются оптимальные средства педагогического воздействия. Интенсивные методы обучения применительно к различным дисциплинам применяются и в нашей стране, и за рубежом. С целью интенсификации обучения предлагаются разные приемы и методы: суггесто- и релаксопе-дия, погружение, суггест-кибернетический, эмоционально-смысловой методы и др. [2].

Проведенный нами анализ показал, что все эти методы базируются на использовании принципа взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики обучаемого. Авто-

ры считают, что двуплановость обучения предполагает целенаправленное и систематическое использование возможностей сенсорного и субсенсорного путей передачи восприятия и усвоения информации. Интенсивный курс обучения проходит поэтапно. Первый этап — предъявление информации с целью ознакомления с материалом и усвоение на уровне неосознаваемого (например, запоминание в состоянии релаксации в релаксопедическом методе). Второй этап — активизация усвоения информации в процессе коммуникации. Важную роль в системе средств воздействия на психику человека в интенсивных методах занимает внушение (суггестия). Различные виды внушения (вербальное, невербальное, прямое, косвенное и др.) служат одной и тон же цели: создать у обучаемых наиболее благоприятное для запоминания психическое и физичс-ческое состояние [4].

Многочисленными исследованиями, проведенными на различных контингентах, установлена большая эффективность интенсивных методов в обучении иностранным языкам, машинописи, скорочтению, стимуляции мнемической деятельности. Практика показала, что результативность интенсивного обучения обеспечивается использованием гипнопедии, суггесто- и релаксопедги, что позволяет наилучшим образом усвоить, переработать и запоминать информацию.

Рассматривая вопрос о возможности применения интенсивных методов обучения в санитарном просвещении, мы пришли к выводу о нецелесообразности использования какого-либо интенсивного метода. Для повышения эффективности гигиенического обучения представляется целесообразным разработать метод, включающий разные элементы интенсивного обучения.

Для гигиенического обучения нами была сделана попытка разработать «синтез-метод» с включением таких элементов интенсивного обучения, как ролевая игра, программированный аутотренинг, музыкально-цветовое оформление,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.