Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии обучения / цифровизация / образовательная деятельность. / innovative learning technologies / digitalization / educational activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарзуллаев Искандар Сафарович

в статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных технологий, методов и форм в процесс обучения. Сделан анализ передового, инновационного инструментария, применяемого в современном педагогическом процессе. Обоснованы преимущества инновационного подхода в сравнении с традиционными формами обучения. Сделан вывод о многообразии форм инновационного обучения и важности внедрения интерактивных, проективных, дистанционных и других инновационных технологий в процесс обучения для достижения целей, стоящих перед системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарзуллаев Искандар Сафарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

the article deals with the introduction of innovative technologies, methods and forms in the learning process. An analysis of the advanced, innovative tools used in the modern pedagogical process is made. The advantages of the innovative approach in comparison with traditional forms of education are substantiated. The conclusion is made about the variety of forms of innovative education and the importance of introducing interactive, projective, distance and other innovative technologies in the learning process to achieve the goals of the education system.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ Нарзуллаев И.С.

Нарзуллаев Искандар Сафарович - преподаватель цикла тылового и финансового обеспечения,

Центр военной подготовки Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных технологий, методов и форм в процесс обучения. Сделан анализ передового, инновационного инструментария, применяемого в современном педагогическом процессе. Обоснованы преимущества инновационного подхода в сравнении с традиционными формами обучения. Сделан вывод о многообразии форм инновационного обучения и важности внедрения интерактивных, проективных, дистанционных и других инновационных технологий в процесс обучения для достижения целей, стоящих перед системой образования.

Ключевые слова: инновационные технологии обучения, цифровизация, образовательная деятельность.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Narzullaev I.S.

Narzullaev Iskandar Safarovich - Teacher of the logistic and financial support cycle, MILITARY TRAINING CENTER NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the introduction of innovative technologies, methods and forms in the learning process. An analysis of the advanced, innovative tools used in the modern pedagogical process is made. The advantages of the innovative approach in comparison with traditional forms of education are substantiated. The conclusion is made about the variety offorms of innovative education and the importance of introducing interactive, projective, distance and other innovative technologies in the learning process to achieve the goals of the education system.

Keywords: innovative learning technologies, digitalization, educational activities.

УДК 378.147

В последние годы в Республике Узбекистан проведены серьезные реформационные изменения, направленные на построение системы непрерывного образования, создание широких возможностей для получения качественного образования каждым гражданином страны. Стремительное развитие инновационных технологий, IT-сферы и цифровизация всех процессов производственно-экономической деятельности оказывает прямое воздействие на трансформацию методических приемов обучения, успешно консолидируя инновационные технологии в сфере образовательной деятельности и решая проблемы актуальности образовательных процессов на фоне динамично меняющихся реалий.

В современном педагогическом процессе достаточно широко используются эффективные инновационные формы обучения: проективные, дистанционные, деятельностные, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного образования, креативные, этнопедагогические технологии, тренинги, вебинары, семинары, коучинг и многое другое. Такое разнообразие педагогических практик требует от современного преподавателя высокого уровня подготовки и обладания специальными навыками [1]. Например, применение техники коучинга в отличие от наставничества или консультирования ставит перед педагогом не только достижение образовательной цели, но и обязывает активно применять психологические методики в процессе работы, направленные на формирование активной жизненной позиции студента, его самостоятельности и ответственности за результат. Коучинг в образовании, в зависимости от особенностей применения, можно разделить по видам на: управленческий; групповой; индивидуальный; системный. Общей чертой в любых коучинг-системах является стремление к повышению инициативности, предприимчивости, уверенности в собственных силах [2].

К нестандартной образовательной технологии также относятся игровые формы обучения: игровые дисскусии, деловые игры, игровые упражнения и т.д. В процессе игрового обучения будущие специалисты приобретают навыки применения теоретических знаний, в том числе для решения производственных вопросов. Игровые формы обучения способствуют повышению мотивации обучаемых, росту их коммуникативных навыков, дают возможность реализации индивидуальных способностей, способствуют самоанализу уровня своей подготовки [3].

В настоящее время обучение все реже строится на изложении преподавателем теоретического материала. Цель современного инновационного обучения - задействовать все возможные коммуникационные каналы, максимально вовлечь студента в процесс обучения, сделать его не только активным участником, но и, по возможности, координатором образовательного процесса. Сегодня преподаватель, стремясь к

совершенствованию учебного процесса, лучшему усвоению аудиторией учебного материала, использует в своей работе широкий спектр педагогических инструментов, задействуя возможности зрительной, аудиальной, кинестетической памяти обучаемых, активно используя с этой целью мультимедийные, компьютерные технологии, деятельностные техники обучения: моделирование ситуаций, работу в команде, индивидуальные проекты и др. [4].

Высокую эффективность показывает применение интерактивных технологий обучения, в основе построения которых лежат методики, стимулирующие проявление инициативности и мотивации у студентов: мозговой штурм, дебаты, различные ролевые и деловые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное, обучение, сократический диалог и т.п. В процессе применения интерактивных методик обучения студенты приобретают как навыки самостоятельной работы: поиска, анализа информации и принятия необходимых действий по решению поставленных задач, так и навыки работы в команде: учатся принимать иное мнение и другую точку зрения. Еще одним важным достижением становится умение студента формировать и презентовать аудитории свои предложения в решении поставленных задач, тем самым приобретая опыт публичных выступлений [5].

Стремительная цифровизация позволяет значительно обогатить технологические возможности, методы и подходы в сфере образования, улучшить его качество. С развитием цифровизации процесс обучения во многих странах стал неразрывно связан с применением электронных технологий обучения, применением компьютерных обучающих программ, электронных библиотек, справочников и тренажеров-симуляторов [6], использовании чат-ботов, тьюторов, разнообразных тестовых платформ, обучающих мультимедийных платформ, коммуникативных электронных средств (электронная почта, форумы, вебинары и т.д.).

Мировыми лидерами по внедрению инновационных образовательных технологий являются США, Япония, Норвегия, Сингапур, Германия, Эстония, Южная Корея. Высокий уровень цифровизации образования в этих странах позволяет широко использовать в сфере обучения передовые возможности IT-технологий, например, активно применять технологии виртуальной реальности. Зарубежный опыт показывает, что использование виртуальных технологий в образовательном процессе имеет большой потенциал, позволяет существенно улучшить качество дистанционного образования, расширить возможности обучения путем проведения виртуальных лабораторных работ, тренингов, исследований, применения симуляторов, тренажеров и др. В Норвегии получен положительный опыт применения виртуальных технологий в организации профессиональных стажировок. Норвежским университетом естественных и технических наук разработана программа Immersive Job Taste, дающая возможность участникам обучения пройти разнообразные профессиональные практические тренинги. В Колумбийском университете виртуальные технологии успешно применяют в изучении анатомии, физики, археологии, истории и других дисциплинах. Виртуальное образование стирает существующие границы восприятия, тем самым расширяя возможности для всех участников образовательного процесса, повышая доступность восприятия учебного материала [7].

Таким образом, можно отметить, что в основе современного обучения должно лежать активное использование широкого спектра инновационных технологий, призванных в полной мере раскрыть способности студента, повысить его мотивацию, научить самостоятельности мышления, повысить его профессиональные знания.

Список литературы /References

1. Umarova R. Analysis of theoretical model of innovation involvement in Educational Practice, 2021. № 3. Т. 3. С. 143-146.

2. Никулина Н.Н., Березина С.В., Ушаков И. И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры, 2019. № 3. С. 165-169.

3. Егорова М.А., Минбалеев А.В. Основные особенности внедрения цифровых инновационных методов в образовательной деятельности и значение их применения для обучения иностранных студентов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, 2021. № 1 (77).

4. Максимкулова Ш.Х. Использование современных информационных технологий и инноваций в образовании // Наука и образование сегодня, 2021. № 2 (61). С. 19-20.

5. Иванченко Л.С. Инновационные методы обучения персонала // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2021. № 1. С. 160-163.

6. Мирзахмедова Ш.А. Симуляционное обучение в профессиональном образовании // Проблемы современной науки и образования, 2021. № 4 (161). С. 61-63.

7. Малых С.В. Виртуальные университеты будущего // Социология, 2019. № 6. С. 263-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.