Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов'

Использование инновационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЧС / ДОЛЖНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / SUPPLEMENTARY EDUCATION / INNOVATIVE TEACHING / TEACHING IN THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES SYSTEM / OFFICIAL TRAINING / PROBLEMATIC TRAINING / ADVANCING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболев Юрий Николаевич

Статья посвящена вопросам организации эффективного повышения квалификации кадров на примере системы МЧС России. Устанавливается ряд дидактических принципов и требований к содержанию и структуре современного дополнительного образования; подробно рассматриваются стадии инновационного процесса повышения квалификации; выделяются особенности обучения специалистов МЧС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболев Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of innovative technologies in a process of specialists' qualification improvement

The article is devoted to issues of organization of the personnel qualification efficient improvement by the example of the Ministry of Emergency Measures of Russia. A set of didactical principles and requirements to the content and structure of modern supplementary education is established; qualification improvement innovation process stages are thoroughly studied; peculiarities of Ministry of Emergency Measures specialists' education are specified

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов»

Ю. Н. Соболев

(Санкт-Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья посвящена вопросам организации эффективного повышения квалификации кадров на примере системы МЧС России. Устанавливается ряд дидактических принципов и требований к содержанию и структуре современного дополнительного образования; подробно рассматриваются стадии инновационного процесса повышения квалификации; выделяются особенности обучения специалистов МЧС

В настоящее время все инновации в системе образования в целом связаны с ее обновлением. Процессы реформирования касаются как содержательной стороны образования, так и технологии осуществления обучения и воспитания всех возрастных категорий обучающихся. При таком подходе суть повышения квалификации глобально определена в опережающем подходе к подготовке кадров, смысл которого не столько в насыщении слушателей неким количеством информации, сколько в развитии у них таких навыков, как умение оперировать информацией, проектировать и моделировать свою деятельность.

В качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не конкретные знания и умения, а общие характеристики образованной личности, такие как развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, помогающих адаптации человека в изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); готовность использовать полученные знания для совершенствования деятельности (В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие творческих способностей, навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем (Л. В. Зани-на и др.). Опережающее образование в итоге способствует становлению глобального, ноосферного сознания, «ответственного разума», понимающего грозящие опасно-

сти и умеющего сделать все для их предотвращения (А. Д. Урсул, А. И. Субетто) [3].

Практическая деятельность образовательных учреждений системы повышения квалификации работников МЧС РФ сегодня характеризуется разнообразными попытками создания условий для самореализации и самоопределения слушателей. Это ориентация на индивидуализацию обучения, переход к инновационным методам и формам обучения, внедрение новых информационных технологий.

Принципиальными особенностями работы в системе повышения квалификации работников МЧС РФ являются:

- должностной принцип обучения, который предполагает адаптивное модульное содержание и соответствующее потребностям кадров количество аудиторного времени, отводимого на изучение учебных дисциплин, для каждой конкретной должностной категории специалистов МЧС РФ;

- краткосрочность обучения в системе переподготовки и повышения квалификации, что требует высокой насыщенности содержания, максимальной интенсификации учебного процесса, изучения конкретных методов для вооружения слушателей необходимыми в их профессиональной деятельности знаниями и навыками в крайне сжатые сроки.

При этом слушателям предлагаются новейшие знания и умения, основанные на последних достижениях науки, техники и передового опыта. Эти знания и умения носят опережающий характер, то есть преподносятся с учетом тенденций развития науки и конкретных направлений деятельности

МЧС РФ. Это может быть достигнуто при условии постоянного обновления содержания обучения и повышения качества организации учебного процесса.

Все эти позиции предполагают мобильность дополнительного профессионального образования в плане содержания и технологий работы со слушателями. Эта мобильность характеризуется не только ориентацией на удовлетворение социального запроса, но и постоянным поиском новых идей и технологий, способов, методов, методик и приемов обучения. К инновациям, следовательно, необходимо отнести в первую очередь содержательное обновление обучения. Через разработку актуальной проблематики лекционного и практического материала смысл содержательного обновления соотносится с постоянным информированием и анализом происходящих изменений. Практически инновации содержательного характера связаны с обновлением учебно-программной документации (переработкой учебных планов, пересмотром программ).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников в условиях опережающего обучения работников МЧС должны организовываться по двум направлениям: по должностному

принципу и принципу проблемно-личностного обучения.

Должностное обучение - это обучение, основанное на устранении в ходе учебного процесса выявленных при входном контроле пробелов в знаниях слушателей в соответствии с должностной квалификационной характеристикой сотрудника.

Проблемно-личностное обучение - это обучение, основанное на решении конкретных проблем деятельности работников МЧС, а также проблем, затрагивающих взаимодействие с другими государственными и правоохранительными органами, силовыми структурами и т.д.

Осуществляемый преподавателями процесс повышения квалификации специалистов представляет собой многофункциональную систему, основными элементами которой являются:

- производство знаний - разработка новых образовательных программ и их ме-

тодического обеспечения; выполнение научных исследований и внедрение их результатов в учебный процесс и т.п.;

- передача знаний - учебный процесс во всем многообразии форм, методов, средств и образовательных технологий;

- распространение знаний - издание учебных пособий, сборников, методических рекомендаций и научных монографий; научные, методические мероприятия (конференции, семинары) регионального и международного значения.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от качества программно-методического обеспечения учебного процесса, т.е. необходимо уделять большее внимание содержанию учебных программ, которые должны готовиться на основе глубоких исследований по анализу практического состояния дел в различных регионах страны, нести в себе конкретные практические рекомендации слушателям и строиться на основе широкого изучения и обмена передовым опытом работы.

В университете МЧС проходит повышение квалификации руководящий состав со всех регионов страны. Слушатели - это практики с большим опытом практической деятельности, они сами являются носителями информации и передового опыта работы. Обучение кадров в университете должно стать закономерным продолжением их практической деятельности и заключаться в теоретическом осмыслении и обобщении их практического опыта и выработке решений по совершенствованию деятельности МЧС России.

В этой связи следует укрепить связи с основным заказчиком - ГУ МЧС по субъекту РФ, при подготовке к учебным сборам больше практиковать предварительную рассылку тематики рефератов в комплектующие органы и писем-анкет по изучению предложений кандидатов на учебу. Необходимо укрепить и систематизировать обратную связь с выпускниками университета.

Учитывая, что слушатели университета приезжают на сборы в том числе и для того, чтобы получить ответы на волнующие их проблемы, имеющиеся в каждом регионе, методика обучения нацелена в первую очередь на совместную работу самих слушате-

лей и преподавателей, на развитие способностей обучаемых научно мыслить и принимать решение на основе знаний и практического опыта. Поэтому связь с научным потенциалом университета просто необходима, ведь именно здесь, в университете, и происходит связь науки и практики. Таким образом, университет является своего рода научно-практическим полигоном для отработки научно обоснованных теорий, рекомендаций для практической деятельности подразделений.

Для слушателей, обладающих большим жизненным опытом, обучение строится как процесс исследования проблем, их коллективного обсуждения на основе проведения небольшого количества лекций и применения разнообразных форм коллективной работы: дискуссий, круглых столов, практических занятий, деловых игр, командно-штабных учений, различных тренингов, анализа ситуаций и т.д. [6].

Основу формирования образовательных программ и выбора технологий их реализации составляют дидактические принципы образования взрослых. Из рассматриваемых в педагогической науке наиболее адекватными поставленным целям переподготовки и повышения квалификации специалистов МЧС РФ являются следующие дидактические принципы: научности обучения (требует, чтобы содержание обучения было построено в соответствии с моделью научного познания, изменения и развития); систематичности и последовательности (знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, системе, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового); сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя (отражает активную роль личности учащегося в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом); сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач и содержания; совмещения образовательных интересов и потребностей личности, работодателя и производства; ориентированности обучения на

активность и развитие личности (предполагает не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего работника, развитие его познавательных способностей).

Реализация указанных принципов приводит к переносу акцентов в образовательном процессе. Если раньше преподаватель выступал в роли режиссера процесса переподготовки и повышения квалификации, то теперь режиссура лежит в структуре материала, положенного в основу обучения специалистов МЧС РФ; если ранее ответственность за результаты обучения ложилась на педагога, то теперь она в большей мере лежит на обучающемся; прежде реализовывалось умение обучаемых работать под руководством преподавателя, а ныне - умение работать самостоятельно.

Таким образом, инновационный подход в образовании осуществляется на основе прогнозирования научно-технического развития общества и условий труда, ориентации полученных знаний и умений на требования к должностным характеристикам специалиста МЧС РФ и одновременно развития потенциала компетентности, способности на протяжении всей жизни включаться в быстро изменяющиеся условия производства, культуры, информации, досуга.

В этой связи мы считаем, что в создании условий для эффективного усвоения учебного материала необходимо выделить ряд определяющих стадий:

1. Перестройка стереотипа действий личности, ее мышления, понимания своей активной роли в выборе стратегий и методов работы, в достижении прогнозируемого результата учебной деятельности.

Этот процесс необходимо разделить на ряд стадий и рассматривать с точки зрения разрешения противоречий, возникающих на различных этапах процесса повышения квалификации специалистов МЧС РФ.

Начальная стадия - адаптация слушателей - характеризуется разрешением противоречия между новым социальным статусом, ролью, целями профессиональной подготовки и имеющимися установками и возможностями слушателей. Доминирующим мотивом их поведения и деятельности яв-

ляется стремление к успеху в общении независимо от того, какую работу они выполняют. Определяющим видом деятельности на этой стадии является коммуникативная, которая выступает как средство обмена информацией, выработки групповых ценностей, развития профессионально значимых намерений [2].

Разрешение противоречия, заключающегося в несоответствии требований, предъявляемых к специалисту МЧС РФ в новой для него профессиональной роли, и предшествующих доминирующих ценностных ориентаций и мотивов, характеризует вторую стадию - становление активной позиции слушателя. Она проявляется прежде всего в его познавательной деятельности и осознании новой социальной роли. Ведущей ориентацией является успех в учебной деятельности, который и делает определяющим видом деятельности познавательную.

Следующая стадия характеризуется сознательным преодолением трудностей профессионального обучения, проявлением личностных качеств в новых условиях, овладением новыми видами деятельности, соответствующими знаниями и умениями, выбором социально-нравственных норм и ориентиров. Это стадия самоопределения личности слушателя, которая обусловлена разрешением противоречий между новой социальной ситуацией его развития как специалиста МЧС РФ и неподготовленностью к выполнению новых для него профессиональных функций. Ориентация на успех в профессиональной деятельности приводит к осознанию необходимости овладения более широким кругом общекультурных и специальных знаний. Определяющим видом деятельности становится ценностно-ориентировочная, непосредственно связанная с коммуникативной и познавательной.

Психологическая готовность слушателя к переходу в новую субъективную позицию, к реализации новой профессиональной роли характеризует стадию преобразования личности слушателя. Она связана с разрешением противоречия между особенностями предстоящей новой профессиональной роли и уровнем общего и про-

фессионального развития слушателей. Ориентация на успех в овладении профессиональным мастерством, в творческом осуществлении профессиональной деятельности выдвигает в качестве определяющей преобразовательную деятельность. На этом этапе проявляется профессиональная позиция слушателя, происходит интеграция ценностных ориентаций, качеств и умений личности в устойчивые, значимые для деятельности специалистов МЧС РФ[1].

Каждая последующая стадия субъективного развития личности слушателей включает в себя предшествующую. Кроме того, каждая стадия такого преобразования личности совпадает с соответствующим этапом развития адаптивных технологий обучения специалистов МЧС РФ.

2. Сближение целей участников и системы организации образовательного процесса на основе учета их индивидуальных особенностей. Динамичная организация процесса обучения, конечной целью которого является помощь в решении практических проблем, требует изменения преподавания: обсуждения целей обучения и идентификации проблем совместно с практическими работниками; ликвидации разрыва между ожиданиями слушателей и возможностями преподавателей.

3. Отбор функционально ориентированного учебного материала, учебных планов и программ, развитие новых моделей интегративного обучения. Необходимо отметить, что средством достижения целей обучения является гибкая и непрерывная адаптация программ к постоянно меняющимся условиям деятельности при неопределенности и нестабильности ситуации. Обязательный элемент обучения - конфронтация с проблемами, в решении которых должна уменьшаться возможность использования старых, привычных методов.

Обучение завершается выработкой предложений по совершенствованию конкретного направления служебной деятельности (на основе обмена опытом работы подразделений). Обобщенные материалы используются в учебном процессе и доводятся до соответствующих подразделений МЧС РФ.

4. Проектирование технологий, приемов и методов разноуровневого и диффе-

ренцированного обучения с альтернативным выбором форм проведения занятий (лекций, консультаций), таких средств личностно ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью, как система самодиагностики, самоконтроля, самокоррекции (технологическая адаптация).

Воспитание творческой личности -специалиста нового типа, умеющего глобально гуманистически мыслить и созидательно действовать, - требует гибких и эффективных технологий, обеспечивающих:

- стратегию непрерывного обновления содержания обучения;

- тактику оптимизации выработки деятельностных продуктивных умений;

- стратегию и тактику эффективного управления деятельностью [5, 7].

Таким образом, по нашему глубокому убеждению, технологии опережающего обучения должны способствовать альтернативному выбору учебных планов и программ, позволяющих реализовать мотивационно-развивающий подход, быть ориентированы на вид деятельности специалиста, должен основываться на использовании перспективных достижений интегрированных наук и предусматривать процесс взаимосвязанных действий обучающих и

обучаемых, нацеленных на конечный результат и предполагающих единство выбора новых принципов, форм, методов и средств обучения. Они ориентированы на замену информационно-репродуктивного типа обучения поисково-творческим. В результате такой двусторонней деятельности осуществляется адаптация к условиям быстро меняющейся жизни, а процесс повышения квалификации специалистов МЧС РФ направлен на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание условий для осознанного выбора и освоения образовательных программ.

Под технологиями инновационного обучения необходимо понимать взаимообусловленные действия обучающего и обучаемых, направленные на формирование творческого интеллекта обучаемых и на эффективную подготовку специалиста, обладающего качествами, отвечающими современным потребностям общества. Используемые при этом методы, средства и формы обучения ориентированы на активизацию механизмов самоорганизации специалиста с целью выбора оптимальной стратегии формирования личности, его рефлексивной положительной самооценки.

Литература

1. Васильева Е. Ю. Методика системного анализа работы преподавателя института повышения квалификации // сб. тр. по проблемам дополнит. проф. образования. Вып. 1. - М.: МАПДО -ИПК госслужбы, 2002.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов педагогич. вузов и системы повышения квалификации педагогич. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Практическая андрагогика. Монография. Книга 2. Опережающее образование взрослых / под ред. д.п.н., проф. В. И. Подо-беда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. - 376 с.

4. Соболев Ю. Н. Организация процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы на основе модульно-рейтинговой технологии обучения // Образование взрослых в современном развивающемся обществе : материалы международной науч.-практ. конф. 18 19 ноября 2003 г. В 2-х частях. Ч. II. Непрерывное проф. образование различных категорий специалистов. - СПб.: ИОВ РАО, 2003.

5. Трофимов А. Б. Современные информационные технологии обучения в вузах МВД России : монография / под ред. В. И. Хальзова. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.