УДК 378.091.398
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УМЦ ГОЧС ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В. А. Щербаков, С. Н. Вольхин
Аннотация. В статье рассматривается деятельность регионального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, которое постоянно проводит работу по повышению квалификации работников различных сфер и уровней в области безопасности и охраны труда. Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области, ежегодно, в соответствии с планом комплектования, проводит работу по повышению квалификации должностных лиц, специалистов ГО и РСЧС и населения по различным программам, учитывающим специфику региона. Важным является формирование у слушателей профессиональной культуры, позволяющей эффективно применять полученные зна-ния в своей деятельности. Выделяются главные задачи работы УМЦ ГОЧС и его филиалов в целях повышения качества подготовки слушателей и повышения их квалификации.
The article deals with the activities of the regional educational institutions of additional professional education that is constantly working to upgrade the qualifications of the various spheres and levels of security and labor safety. The Tula region training center for civil defense and emergency, annually, in accordance with the plan of gathering, work to improve the skills of officials, professionals of civil defense and emergency management and the public on the various programs that take into account the specifics of the region. Important is to develop students professional culture, which make application the knowledge in their work effective. The authors characterize the major targets for the training center for civil defense and emergency and its subsidiaries at training and improvement professional skill of managers and public.
Ключевые слова: повышение квалификации, образовательная деятельность, безопасность, охрана труда, профессиональная культура.
Training, educational activities, safety, labor safety, professional culture.
Совершенствования единой системы подготовки населения в области ГО и ЧС, повышение эффективности обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, включая проявления терроризма, с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, повышение качества подготовки должностных лиц, являются главными задачами Учебнометодического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области (УМЦ ГОЧС). Обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС проводится в соответствии с Планом комплектования, утвержденным губернатором Тульской области. УМЦ ГОЧС является принципиально новым типом учебно-методического центра, занимающимся:
а) подготовкой руководящих органов управления, должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС Тульской области. Ежегодно по этому направлению обучается до 5000 слушателей. При обучении особое внимание сосредоточено на изучении нормативных, правовых и планирующих документов, совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий ГО, предупреждению ЧС;
б) подготовкой руководящего состава и ава -рийно-спасательных формирований Центрального регионального центра МЧС России. На занятиях по специальным учебным программам обучается ежегодно до 600 слушателей.
В ходе подготовки особое внимание обращается на выработку умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к применению по предназначению, организации выполнения поставленных задач и управлению формированиями при проведении
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
СОДЕЙСГв^
ГжД
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Переподготовка или повышение квалификации для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы, проводятся по очной и очно-заочной формам обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.
Большое внимание Учебно-методическим центром по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области уделяется работе с образовательными учреждениями области. Уровень подготовки руководителей об -разовательных учреждений к повседневному решению задач безопасности и охраны труда на объектах системы образования напрямую связан с уровнем их компетентности в этой области и в значительной степени зависит от эффективности региональной системы повышения квалификации в этой специфической сфере [4]. Каждый год в образовательных учреждениях России по разным причинам гибнут и травмируются тысячи детей. Уровень их безопасности во многом зависит от профессиональной ком -петентности руководителей учреждений в области формирования безопасного пространства образовательного учреждения, включающей широкий спектр возможных опасностей во внутренней и внешней среде современной школы [2]. Важной составляющей частью этой работы являются мероприятия по соблюдению требований и норм охраны труда, по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций различного характера, организации пожарной и электробезопасности, безопасности детей на водных объектах и антитеррористической устойчивости учреждения [1].
УМЦ ГОЧС Тульской области осуществляет повышение квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности и инструкторов детско-юношеского движения «Школа безопасности». Этот образовательный блок направлен не только на повышение квалификации, но и реализует целевую Федеральную программу «Создание и развитие МЧС», Положение о военно-патриотическом воспитании молодежи и постановление губернатора Тульской области «О подготовке и защите населения от ЧС». В ходе подготовки
особое внимание уделяется выработке умений и навыков по действиям в ЧС, практикуму в использовании УМБ школы для организации и проведения мероприятий детско-юношеского движения «Школа безопасности», полевого лагеря «Юный спасатель». Кроме того, по программе подготовки судоводителей маломерных судов в течение года обучение проходят более 600 слушателей. В ходе подготовки особое внимание обращается на выработку умений и навыков по вождению катеров, мотолодок и гидроциклов в различных районах плавания. Уровень теоретической подготовки обеспечивает слушателям успешную сдачу экзамена комиссии ГИМС.
Образовательная деятельность УМЦ ГОЧС направлена на обучение (переподготовку и повышение квалификации) должностных лиц и специалистов территориальной подсистемы РСЧС Тульской области. В процессе работы УМЦ ГОЧС систематически оказывает методическую помощь руководителям объектов эко-номики и учреждений в организации занятий, консультирует по вопросам подготовки и проведения занятий, учений и тренировок по пожарной безопасности, гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Являясь образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, УМЦ ГОЧС Тульской области оказывает образовательные услуги в области повышения профессиональных знаний специалистов и совершенствования их деловых качеств, том числе в области охраны труда и техники безопасности. УМЦ ГОЧС Тульской области проводит обучение руководителей организаций, специалистов и членов комиссий по охране труда. Важным является формирование у руководящих кадров в системе повышения квалификации в области охраны труда профессиональной компетентности в сфере обеспечения коллективной безопасности учреждений. Наиболее эффективно это осуществляется в рамках регионального центра МЧС - УМЦ ГОЧС Тульской области, где собраны специалисты высокой квалификации в области охраны труда.
Состояние и функционирование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров в области охраны труда и необходимость соответ-
ствующего изменения структуры, организации и содержания их подготовки в условиях вероятного нарушения правил охраны труда и техники безопасности рассмотрены в работах В. А. Болотова, С. Н. Вольхина, А. А. Деркача, Д. М. Зембицкого, В. И. Жукова, Л. Е. Курне-шовой, Н. Д. Никандрова, Э. М. Никитина,
А. Д. Урсула и др. В то же время формирование у них профессиональной компетентности в области охраны труда и обеспечения безопасности учреждений на базе учебно-методического центра МЧС региона не исследовано в полной мере.
В УМЦ слушатели изучают вопросы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; организацию расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. Знакомятся с организацией государственной статистической отчетности об условиях труда, а также с данными о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных и социальных последствиях.
Научно-исследовательская работа является одним из видов образовательной деятельности УМЦ ГОЧС и направлена на: исследование важнейших проблем в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; сотрудничество с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования; применение учебного и методического материала, позволяющего слушателям правильно действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Важным направлением в работе УМЦ ГОЧС Тульской области является работа с об -разовательными учреждениями. На основании закона «Об образовании» безопасность образовательного учреждения рассматривается как естественное состояние защищенности образовательного учреждения. Значительная роль в этом отводится руководителю образовательного учреждения, так как от принятых им решений в организационно-управленческой сфере зависит состояние безопасности учащихся и педагогического персонала. Данный факт предъявляет высокие требования к руководите -лю как уполномоченному представителю, в обязанности которого входят управлять и обеспечивать безопасность образовательного учреждения. Изучение нормативных документов, опросы руководителей образовательных учреждений, ответственных представителей МЧС по сопровождению профессионально-личностного роста руководителей образовательного учреждения позволили выявить требования к администраторам по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
Данный факт подтверждается реальной практикой регионов. Результаты анкетирования руководителей общеобразовательных школ Тульского региона свидетельствует о том, что у них сохраняется потребность в новых знаниях в сфере охраны труда образовательного учреждения с учетом потребности в обеспечении личной и коллективной безопасности в образовательном учреждении.
Управленческая деятельность образовательным учреждением выполняет важную государственную функцию перед обществом и государством. Практика свидетельствует о том, что выполнение требований по охране труда во многом зависит от профессиональной подготовленности руководителя и культуры его профессиональной деятельности. Подготовленность руководителя характеризует уровень его профессиональной компетентности в области охраны труда (теоретическая подготовленность, владение технологиями управления учебным процессом, опыт управленческой деятельности), а культура его профессиональной деятельности характеризует личность администратора в повседневном проявлении. Анализ литературы показал, что в ней на основе экспериментальных данных представлены различные
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 61 л ^
■' г ^ повышения квалификации кадров
СОДЕЙСГв^
ГжД
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
концептуальные подходы к построению модели руководителя (Ю. С. Алферов, К. Я. Вазина, Е. Г. Осовский, Е. П. Тонконогая и др.). В последние годы формируется культурологический подход к оценке и анализу деятельности руководителя школы. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных учреждений посвящены исследования российских педагогов (Н. В. Кузьмина, Я. В. Олейникова, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколова, И. П. Радченко, Л. И. Фишман, Р. Х. Шакуров и другие).
Важной характеристикой руководителя образовательного учреждения как администратора выступает его профессиональная культура в области охраны труда [3]. Она является органической частью культуры его личности. Культура управленческой деятельности руководителя характеризует личность руководителя, способного эффективно реализовать свою организационно-управленческую подготовленность в повседневной профессиональной деятельности по обеспечению охраны труда в учреждении.
Практика показывает, что в образовательных учреждениях работают руководители, отличающиеся по уровню проявления организационно-управленческой культуры. Для разрешения возникшей потребности изучен опыт организации обучения руководителей образовательных учреждений в Тульской области. Полученные материалы были систематизированы, обобщены, выявлены резервы и разработана модель совершенствования организационно-управленческой культуры руководителей в процессе повышения их профессиональной квалификации в области охраны труда, обеспечивающей безопасность функционирования образовательного учреждения и соблюдение правил техники безопасности. Такая модель представляет собой взаимосвязь основных компонентов, модулей, условий и результата.
Директорам школ приходится решать проблемы обеспечения охраны труда в разных условиях функционирования образовательных учреждений, с различным контингентом постоянного состава и учащихся, в различных условиях функционирования учреждения и опасности возникновения риска. Все это диктует необходимость обеспечить системную работу по
повышению их организационно-управленческой культуры в области охраны труда.
Изучение особенностей организации процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в сфере охраны труда позволило выявить следующие принципы реализации модели: принцип регионализации (учет в содержании подготовки особенностей территорий); принцип системности и непрерывности (рассмотрение проблем безопасности как части жизнедеятельности школы, требующей постоянного внимания и административного воздействия); принцип интеграции возможностей учебнометодических и аварийно-спасательных подразделений МЧС (объединение материальных и людских ресурсов); принцип опережающего обучения (формирование индивидуальных заданий с учетом типовых чрезвычайных ситуаций и возможности их возникновения); принцип единства теории и практики (сочетание в организации повышения квалификации результатов научных исследований и практического их применения в повседневной деятельности). Реализация модели находит свое отражение в технологии совершенствования организационно-управленческой культуры руководителя по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Технология включала в себя: постановку цели; определение задач; поиск эффективных способов обучения профессиональной деятельности; оценку своих организационно-управленческих возможностей на основе имеющихся информационно-материальных ресурсов; анализ результатов руководящей деятельности и презентацию результата.
Обобщенные результаты эксперимента, проведенного в УМЦ ГОЧС, показывают зависимость уровня организационно-управленческой культуры руководителей ОУ от использования экспериментальных факторов в процессе повышения их квалификации в области охраны труда. Это наглядно представлено динамикой изменения контролируемых параметров, выраженных в росте уровней всех категорий обучающихся. Материалы диагностики позволили региональному центру МЧС определить основные направления профессионально-личностного роста руководителей образовательного учреждения. Это нашло отражение в планах индивидуально-личностного роста руководителя образовательного учреждения на год. В региональных центрах определены кураторы групп, обес-
печено функционирование информационного обмена между руководителями образовательных учреждений и региональным центром.
Эффективность учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения зависит от организационно-управленческой культуры руководителя, характеризующая его как личность, способного прогнозировать факторы риска, обеспечивать их предупреждение и преодоление. Действенность ее обеспечена системой повышения квалификации в области охраны труда, обеспеченной УМЦ ГОЧС, охватывает всех руководителей, строится на основе дифференцирования и индивидуального подхода на основе модульных систем обучения.
Полученные в ходе работы данные позволили выявить комплекс условий, способствующих эффективности реализации модели и технологии совершенствования организационно-управленческой культуры в ходе повышения квалификации руководителей образовательного учреждения в области охраны труда в региональном учреждении МЧС. К таким условиям относятся: постоянно действующий социальный заказ на подготовку и повышение квалификации руководителей ОУ; взаимодействие регионального института повышения квалификации работников образования Тульской области и подразделений МЧС региона; развитие материальной базы учреждения повышения квалификации с активным использованием возможностей служб МЧС региона; ориентирование системы повышения квалификации на типичные ситуации риска в регионе; мониторинг личностного профессионального роста руководителей образовательного учреждения и его учет в системе повышения квалификации и другие. Следует отметить, что любое из условий, взятое в отдельности, не обеспечивает эффективного совершенствования организационно-управленческой культуры руководителей образовательного учреждения, направленного на обеспечение личной и коллективной безопасности, соблюдения правил в области охраны труда, и лишь их диалектическое единство дает возможность достигнуть наилучших результатов повышения квалификации. Реализация данных условий происходит в рамках регионального учреждения МСЧ - на базе областного учебнометодического центра Тульской области. Данные условия были эффективно реализованы при повышении квалификации специалистов и преподавателей филиалов УМЦ ГОЧС (25 чел.), а также
волонтеров - студентов вузов (100 чел.), для работы с лицами, проживающими на территориях, подвергшихся заражению вследствие аварии на ЧАЭС в процессе реализации в 2010-2011 гг. проекта «Повышение информированности населения Тульской области о степени радиационной безопасности проживания в районах пострадавших в результате аварии на ЧАЭС» по договору с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), по развитию местных сообществ, распространению достоверной информации о ЗОЖ и безопасном проживании на территориях, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС.
В современных условиях главными задачами работы УМЦ ГОЧС и его филиалов в целях повышения качества подготовки слушателей, повышения их квалификации являются: совершенствование методики преподавания; повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий; повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава; совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса. Развиваются основные формы работы: научно-методические конференции и семинары, учебно-методические (методические) сборы и совещания; заседания учебнометодической комиссии; разработка и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения занятий; осуществление постоянного контроля учебных занятий.
Литература
1. Вольхин, С. Н. Основы защиты от терроризма: учеб. пособие для студ. / С. Н. Вольхин, В. Г. Ляшко, А. В. Снегирев, В. А. Щербаков. -М. : Дрофа, 2007. - 146 с.
2. Ляшко, В. Г. Проблемы безопасности в социальной сфере (на примере учреждений об -разования) / В. Г. Ляшко, С. Н. Вольхин, В. А. Щербаков. - Тула : Папирус, 2010. - 231 с.
3. Петрова, М. С. Основы производства. Охрана труда: учеб. пособие для студ. / М. С. Петрова, Ю. Л. Хотунцев, С. Н. Вольхин. - М. : Изд. центр «Академия», 2007. - 208 с.
4. Щербаков, В. А. Безопасность жизнедеятельности в социуме : учеб. пособие для студ. /
В. А. Щербаков, С. Н. Вольхин, В. Г. Ляшко. -Тула : Папирус, 2010. - 245 с.
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 63 л ^
■' г ^ повышения квалификации кадров