Научная статья на тему 'Основные подходы и принципы проектирования и модернизации дополнительного профессионального образования специалистов информационных подразделений МЧС России'

Основные подходы и принципы проектирования и модернизации дополнительного профессионального образования специалистов информационных подразделений МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION SPECIALISTS OF THE EMERCOM OF RUSSIA / PRINCIPLES OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Н.Г., Князева Я.С.

Рассматриваются вопросы создания и модернизации подготовки и переподготовки специалистов, обладающих навыками работы в чрезвычайных ситуациях. Дополнительное профессиональное образование позволяет специалистам повысить свой профессиональный уровень, получить новые знания и умения или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Н.Г., Князева Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES AND PRINCIPLES OF DESIGN AND MODERNIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF THE INFORMATION SPECIALISTS OF THE EMERCOM OF RUSSIA

The paper deals with the development and modernization of training and retraining of specialists with the skills in emergency situations. Continuing professional education allows professionals to improve their skills, to acquire new knowledge and skills or take professional training and obtain qualifications giving the right to work in the new field of activity.

Текст научной работы на тему «Основные подходы и принципы проектирования и модернизации дополнительного профессионального образования специалистов информационных подразделений МЧС России»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ

Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор; Я.С. Князева.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматриваются вопросы создания и модернизации подготовки и переподготовки специалистов, обладающих навыками работы в чрезвычайных ситуациях. Дополнительное профессиональное образование позволяет специалистам повысить свой профессиональный уровень, получить новые знания и умения или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

Ключевые слова: специалисты информационных подразделений МЧС России, принципы формирования дополнительного образования

BASIC APPROACHES AND PRINCIPLES OF DESIGN

AND MODERNIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

OF THE INFORMATION SPECIALISTS OF THE EMERCOM OF RUSSIA

N.G. Vinokurova; Y.S. Knyazeva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The paper deals with the development and modernization of training and retraining of specialists with the skills in emergency situations. Continuing professional education allows professionals to improve their skills, to acquire new knowledge and skills or take professional training and obtain qualifications giving the right to work in the new field of activity.

Keywords: information specialists of the EMERCOM of Russia, principles of additional education

Задачей образовательных учреждений МЧС России является качественное и полное выполнение кадрового заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов с уровнем профессиональной подготовки, соответствующей государственным образовательным стандартам и квалифицированным требованиям к выпускникам, с учетом развития средств, форм и способов ведения спасательных и аварийно-спасательных операций, профилактики и тушения пожаров, надзора на водных объектах, обеспечения мероприятий по заблаговременной подготовке государства к ведению гражданской обороны.

Вышеизложенное дает основание для проектирования и модернизации дополнительного профессионального образования, адаптации его к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, аккумулированию новейших достижений педагогической теории и практики профессионального образования, в том числе в вузах МЧС России.

В связи с нарастающим вниманием Министерства к пропаганде безопасности жизнедеятельности, а так же к своевременному, грамотному и полноценному информированию населения средствами массовой информации (СМИ) в случае чрезвычайной ситуации (ЧС) и минимизации последствий от ЧС, остро стоит вопрос о профессиональной подготовке и переподготовке специалистов информационных

подразделений, отвечающих за данное направление. Сотрудники, поступающие на службу в данные подразделения, имеют высшее филологическое и журналистское образование.

Тем не менее в службах, обеспечивающих информационную деятельность МЧС России требуются специалисты широкого профиля. Для оперативного доведения до населения качественной и достоверной информации сотрудники пресс-служб должны быть подготовлены во всех вопросах, касающихся деятельности МЧС России, а так же обязаны знать правила работы с журналистами и алгоритм действий в случае ЧС, уметь работать с блогосферой и социальными сетями. Высшие учебные заведения МЧС России в данный момент не выпускают специалистов данного профиля, курсы повышения квалификации обучают лишь специалистов в области РЯ менеджмента, что не соответствует требованиям, необходимым для освещения в СМИ деятельности МЧС России и усложняет подбор кадров.

Специфика ЧС требует от работающих в ней специалистов, в том числе журналистов, специфичных знаний и умений. Социальная ответственность СМИ состоит в их способности объединить общество и государство для защиты от техногенных и природных рисков. Нехватка специалистов в данной области не позволяет контролировать и своевременно корректировать информационное поле, что может привезти к панике среди населения, а так же подрыву доверия. В тоже время отсутствие квалифицированных кадров не позволяет в полной мере освещать в СМИ работу спасательных подразделений и формировать героический образ пожарного и спасателя среди населения.

Социально-культурные аспекты развития дополнительного профессионального образования обусловлены следующими противоречиями: между усилением идей гуманизации и демократизации в жизни общества, возрастающей значимостью личности во всех сферах деятельности и недостаточным реагированием дополнительного профессионального образования на эти явления; между тенденциями к проективному характеру развития общества, личности и недостаточной технологической готовностью дополнительного профессионального образования к обеспечению идеи опережения; между потребностью человека в обретении способов личностной, социальной и профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки профессиональных средств социального и личностно-профессионального развития в дополнительном профессиональном образовании, построенных на рефлексивных механизмах. Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние сигналы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

Система дополнительного профессионального образования обладает высокой степенью гибкости и легко адаптируется под запросы целевой аудитории (достаточно самостоятельна в отборе содержания, форм, методов и средств обучения), здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностно-и профессионально-ориентированного обучения.

Следует отметить, что общепринятое понимание образования как усвоение учащимися социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, в достижении собственных целей. В этом смысле представляется интересной характеристика эвристического образования, предлагаемая А.В. Хуторским. Содержание эвристического образования включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками, и вариативную, создаваемую каждым учеником в ходе обучения.

Такой подход позволяет по-иному посмотреть на сущность образования, в котором центральным объектом выступает деятельность самого образующегося человека. Подобный подход встречается в работах И.И. Ремезовой, Г.П. Анишиной: «Образование - это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове «образование» скрыто слово «образ», то есть формирование самого себя, а точнее - проявление в себе самого себя» [1].

Практическая деятельность образовательных учреждений системы повышения квалификации работников МЧС России сегодня характеризуется разнообразными попытками создания условий для самореализации и самоопределения слушателей. Это ориентация на индивидуализацию обучения, переход к инновационным методам и формам обучения, внедрение новых информационных технологий [2].

Принципиальными особенностями работы в системе повышения квалификации работников МЧС России являются:

- должностной принцип обучения, который предполагает адаптивное модульное содержание и соответствующее потребностям кадров количество аудиторного времени, отводимого на изучение учебных дисциплин для каждой конкретной должностной категории специалистов МЧС России;

- краткосрочность обучения в системе переподготовки и повышения квалификации, что требует высокой насыщенности содержания, максимальной интенсификации учебного процесса, изучения конкретных методов для вооружения слушателей необходимыми в их профессиональной деятельности знаниями и навыками в крайне сжатые сроки.

При этом слушателям предлагаются новейшие знания и умения, основанные на последних достижениях науки, техники и передового опыта. Эти знания и умения носят опережающий характер, то есть преподносятся с учетом тенденций развития науки и конкретных направлений МЧС России. Это может быть достигнуто при условии постоянного обновления содержания обучения и повышения качества организации учебного процесса.

Все эти позиции предполагают мобильность дополнительного профессионального образования в плане содержания и технологий работы со слушателями. Эта мобильность характеризуется не только ориентацией на удовлетворение социального запроса, но и постоянным поиском новых идей и технологий, способов, методов, методик и приемов обучения. К инновациям, следовательно, необходимо отнести в первую очередь содержательное обновление обучения. Через разработку актуальной проблематики лекционного и практического материала смысл содержательного обновления соотносится с постоянным информированием и анализом происходящих изменений. Практически инновации содержательного характера связаны с обновлением учебно-программной документации (переработкой учебных планов, пересмотром программ).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников в условиях опережающего обучения работников МЧС России должны организовываться по двум направлениям: по должностному принципу и принципу проблемно-личностного обучения.

Должностное обучение - это обучение, основанное на устранении в ходе учебного процесса выявленных при входном контроле пробелов в знаниях слушателей в соответствии с должностной квалификационной характеристикой сотрудника.

Проблемно-личностное обучение - это обучение, основанное на решении конкретных проблем деятельности работников МЧС России, а также проблем, затрагивающих взаимодействие с другими государственными и правоохранительными органами, силовыми структурами и т. д.

Осуществляемый преподавателями процесс повышения квалификации специалистов представляет собой многофункциональную систему, основными элементами которой являются:

- производство знаний - разработка новых образовательных программ и их методического обеспечения; выполнение научных исследований и внедрение их результатов в учебный процесс и т. п.;

- передача знаний - учебный процесс во всем многообразии форм, методов, средств и образовательных технологий;

- распространение знаний - издание учебных пособий, сборников, методических рекомендаций и научных монографий; научные методические мероприятия (конференции, семинары) регионального и международного значения.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от качества программно-методического обеспечения учебного процесса, то есть необходимо уделять большее внимание содержанию учебных программ, которые должны готовиться на основе глубоких исследований по анализу практического состояния дел в различных регионах страны, нести в себе конкретные практические рекомендации слушателям и строиться на основе широкого изучения и обмена передовым опытом работы.

В Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России проходит повышение квалификации руководящий состав со всех регионов страны. Слушатели - это практики с большим опытом практической деятельности, они сами являются носителями информации и передового опыта работы. Обучение кадров в университете должно стать закономерным продолжением их практической деятельности и заключаться в теоретическом осмыслении и обобщении их практического опыта и выработке решений по совершенствованию деятельности МЧС России.

Для слушателей, обладающих большим жизненным опытом, обучение строится как процесс исследования проблем, их коллективного обсуждения на основе проведения небольшого количества лекций и применения разнообразных форм коллективной работы: дискуссий, круглых столов, практических занятий, деловых игр, командно-штабных учений, различных тренингов, анализа ситуаций и т. д.

Основу формирования образовательных программ и выбора технологий их реализации составляют дидактические принципы образования взрослых. Из рассматриваемых в педагогической науке наиболее адекватными поставленным целям переподготовки и повышения квалификации специалистов МЧС России являются следующие дидактические принципы:

- научности обучения (требует, чтобы содержание обучения было построено в соответствии с моделью научного познания, изменения и развития);

- систематичности и последовательности (знания, умения и навыки формируются в определенном порядке системе, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового);

- сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя (отражает активную роль личности учащегося в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом);

- сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач и содержания;

- совмещения образовательных интересов и потребностей личности, работодателя и производства: ориентированности обучения на активность и развитие личности (предполагает не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего работника, развитие его познавательных способностей) [3].

Реализация указанных принципов приводит к переносу акцентов в образовательном процессе. Если раньше преподаватель выступал в роли режиссера процесса переподготовки и повышения квалификации, то теперь режиссура лежит в структуре материала, положенного в основу обучения специалистов МЧС России: если ранее ответственность за результаты обучения ложилась на педагога, то теперь она в большей мере лежит на обучающемся; прежде реализовывалось умение обучаемых работать под руководством преподавателя, а ныне - умение работать самостоятельно.

Таким образом, инновационный подход в образовании осуществляется на основе прогнозирования научно-технического развития общества и условий труда, ориентации полученных знаний и умений на требования к должностным характеристикам специалиста МЧС России и одновременно развития потенциала компетентности, способности

на протяжении всей жизни включаться в быстро изменяющиеся условия производства, культуры, информации, досуга [4].

В этой связи считается, что в создании условий для эффективного усвоения учебного материала необходимо выделить ряд определяющих стадий.

Начальная стадия - адаптация слушателей, которая характеризуется разрешением противоречия между новым социальным статусом, ролью, целями профессиональной подготовки и имеющимися установками и возможностями слушателей. Определяющим видом деятельности на этой стадии является коммуникативная, которая выступает как средство обмена информацией, выработки групповых ценностей, развития профессионально значимых намерений.

Вторая стадия - становление активной позиции слушателя. Она проявляется, прежде всего, в его познавательной деятельности и осознании новой социальной роли.

Следующая стадия характеризуется сознательным преодолением трудностей профессионального обучения, проявлением личностных качеств в новых условиях, овладением новыми видами деятельности, соответствующими знаниями и умениями, выбором социально-нравственных норм и ориентиров. Это стадия самоопределения личности слушателя, которая обусловлена разрешением противоречий между новой социальной ситуацией его развития как специалиста МЧС России и неподготовленностью к выполнению новых для него профессиональных функций. Ориентация на успех в профессиональной деятельности приводит к осознанию необходимости овладения более широким кругом общекультурных и специальных знаний. Определяющим видом деятельности становится ценностно-ориентировочная, непосредственно связанная с коммуникативной и познавательной.

Психологическая готовность слушателя к переходу в новую субъективную позицию, к реализации новой профессиональной роли характеризует стадию преобразования личности слушателя. Она связана с разрешением противоречия между особенностями предстоящей новой профессиональной роли и уровнем общего и профессионального развития слушателей. Ориентация на успех в овладении профессиональным мастерством, в творческом осуществлении профессиональной деятельности выдвигает в качестве определяющей преобразовательную деятельность. На этом этапе проявляется профессиональная позиция слушателя, происходит интеграция ценностных ориентаций, качеств и умений личности в устойчивые, значимые для деятельности специалистов МЧС России [5].

Каждая последующая стадия субъективного развития личности слушателей включает в себя предшествующую. Кроме того, каждая стадия такого преобразования личности совпадает с соответствующим этапом развития адаптивных технологий обучения специалистов МЧС России, происходит сближение целей участников и системы организации образовательного процесса на основе учета их индивидуальных особенностей.

Обучение завершается выработкой предложений по совершенствованию конкретного направления служебной деятельности (на основе обмена опытом работы подразделений). Обобщенные материалы используются в учебном процессе и доводятся до соответствующих подразделений МЧС России.

Литература

1. Ремезова И.И., Анишина Г.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 130-152.

2. Практическая андрагогика: монография. Кн. 2: Опережающее образование взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. 376 с.

3. Трофимов Л.Б. Современные информационные технологии обучения в вузах МВД России: монография / под ред. Р.И. Хальзова. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2000.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. Палат. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

5. Васильева Е.Ю. Методика системного анализа работы преподавателя института повышения квалификации: сб. тр. по проблемам доп. проф. обр. М.: МАПДО-ИПК госслужбы, 2002. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.