Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЛОВКОСТЬ / ИГРОВОЙ СТРЕЧИНГ / СТЕП-АЭРОБИКА / ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА / СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СПОРТИВНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Самигуллина Ляйля Ришатовна, Галич Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий. Проведено исследование на базе ДОО. Актуализируется роль физкультурно-оздоровительная работа в ДОО, так как она является одним из ключевых направлений реализации воспитательно-образовательного процесса, также она направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка в здоровом образе жизни, в регулярной физической культуре и спорте. Проблема использования инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста является объектом изучения со стороны большого количества современных авторов. По данной проблеме изучены, анализированы труды ученых таких как: Л.М. Байбурина, Д.С. Богословская, И.Ю. Волощенко, А.Р. Гудас, М.Ю. Жарикова, О.В. Крюкова, Н.В. Микляева, Л.И. Пономарева и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Самигуллина Ляйля Ришатовна, Галич Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PHYSICAL CULTURE AND HEALTH WORK WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article discusses the possibilities of physical culture and health-improving work with children of senior preschool age through innovative technologies. A study was conducted on the basis of the DOO. The role of physical culture and health work in preschools is being updated, as it is one of the key areas for the implementation of the educational process, and it is also aimed at meeting the individual needs of the child in a healthy lifestyle, in regular physical culture and sports. The problem of using innovative technologies in physical culture and health work with preschool children is the object of study by a large number of modern authors. On this issue, the works of scientists such as L.M. Baiburina, D.S. Bogoslovskaya, I.Yu. Voloshchenko, A.R. Gudas, M.Yu. Zharikova, O.V. Kryukova, N.V. Miklyaeva, L.I. Ponomarev and others.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

На первом этапе исследования в обеих подгруппах проводился учебный тест. На втором этапе при прохождении студентами лабораторного практикума по физике реализовывалась сама авторская методика с применением мобильных приложений. На третьем этапе, спустя два месяца после реализации практикума, проводилась проверка остаточных знаний студентов. Учебный тест содержал задания по следующим блокам: «количество теплоты», «работа», «энергия» и «мощность». В контрольной группе результаты вторичного среза на 25% хуже, чем первичного. Тогда как для экспериментальной группы результат улучшился на 27%.

Разработанное авторами приложение «Количество теплоты» позволяет достаточно быстро и точно определить количество теплоты при частично упругом ударе металлического шарика о горизонтальную поверхность. Как показывает опыт использования приложения студентами направления 02.03.03, главной трудностью является расчет погрешностей при косвенных измерениях. Возникающие трудности объясняются тем, что студенты при изучении раздела «Механика» курса общей физики впервые сталкиваются с расчетом погрешностей при косвенных измерениях методом дифференцирования [9].

Выводы. Таким образом, использование приложения «Количество теплоты» для проведения лабораторной работы в курсе «Физика» со студентами Благовещенского государственного педагогического университета направления подготовки 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» указывает на увеличение уровня остаточных знаний. В контрольной группе результаты вторичного среза на 25% хуже, чем первичного. Тогда как для экспериментальной группы результат улучшился на 27%.

Литература:

1. Стариченко, Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58.

2. Резер, Т.М. Образовательная политика в России между традициями и современностью / Т.М. Резер, Т.Ю. Ольшевская // Право и образование. - 2019. - № 5. - С. 4-8.

3. Алексеева, А.В. Формирование компетенций студентов вуза средствами научно-исследовательской деятельности / А.В. Алексеева, И.В. Пестина // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2014. -№ 3(21). - С. 139-144.

4. Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г., №809 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (ред. от 08.02.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/020303_B_3_15062021.pdf

5. Леонтьева, Н.В. Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного практикума по физике / Н.В. Леонтьева // Молодой ученый. - 2013. - № 6(53). - С. 700-703.

6. Мутугуллина, И.А. Использование виртуальных лабораторных работ для преподавания дисциплины «Физика» / И.А. Мутугуллина, Н.Ю. Усенко // Перспективы науки. - 2020. - № 11 (134). - С. 128-131.

7. Сабирзянов, А.А. Использование виртуальных лабораторных работ в дистанционном преподавании физики в период пандемии COVID-19 / А.А. Сабирзянов // Вестник ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2021. -№ 2. - С. 166-171.

8. Милинский, А.Ю. Творческий подход к проведению физического эксперимента на примере изучения закона сохранения энергии при ударе / А.Ю. Милинский, С.В. Барышников // Физика в школе. - 2022. - № 1. - С. 40-44.

9. Милинский, А.Ю. Повышение эффективности выполнения первых лабораторных работ по физике студентами ВУЗа / А.Ю. Милинский, О.А. Днепровская // Школа будущего. - 2021. - № 6. - С. 104-115.

Педагогика

УДК 337.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Самигуллина Ляйля Ришатовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий. Проведено исследование на базе ДОО. Актуализируется роль физкультурно-оздоровительная работа в ДОО, так как она является одним из ключевых направлений реализации воспитательно-образовательного процесса, также она направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка в здоровом образе жизни, в регулярной физической культуре и спорте. Проблема использования инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста является объектом изучения со стороны большого количества современных авторов. По данной проблеме изучены, анализированы труды ученых таких как: Л.М. Байбурина, Д.С. Богословская, И.Ю. Волощенко, А.Р. Гудас, М.Ю. Жарикова, О.В. Крюкова, Н.В. Микляева, Л.И. Пономарева и другие.

Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольный возраст, физкультурно-оздоровительная работа, здоровый образ жизни, скоростно-силовые показатели, физическая культура, спорт, ловкость, игровой стречинг, степ-аэробика, фитбол-гимнастика, сюжетно-отобразительная развивающая спортивная игра.

Annotation. The article discusses the possibilities of physical culture and health-improving work with children of senior preschool age through innovative technologies. A study was conducted on the basis of the DOO. The role of physical culture and health work in preschools is being updated, as it is one of the key areas for the implementation of the educational process, and it is also aimed at meeting the individual needs of the child in a healthy lifestyle, in regular physical culture and sports. The problem of using innovative technologies in physical culture and health work with preschool children is the object of study by a large number of modern authors. On this issue, the works of scientists such as L.M. Baiburina, D.S. Bogoslovskaya, I.Yu. Voloshchenko, A.R. Gudas, M.Yu. Zharikova, O.V. Kryukova, N.V. Miklyaeva, L.I. Ponomarev and others.

Key words: innovative technologies, preschool age, physical culture and health work, healthy lifestyle, speed and strength indicators, physical culture, sports, dexterity, game stretching, step aerobics, fitball gymnastics, plot-display developing sports game.

Введение. Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сформулировать предположение о том, что процесс реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если: определена методика использования инновационных технологий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников; будет разработана и внедрена работа по использованию инновационных технологий. Для проверки этой гипотезы мы провели опытно-экспериментальную работу.

Участники исследования - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитанники старших групп, общим количеством 51 человек. В опытно-экспериментальной работе принимали участие дети из двух групп: в экспериментальной группе 25 дошкольников; в контрольной группе - 26 человек.

Изложение основного материала статьи. Диагностика уровня физического развития дошкольников проводилась в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах на специально организованных для этого занятиях в спортивном зале детского сада в форме тестирования. Проведение диагностики заняло две недели.

В результате по итогам выполнения детьми всех упражнений было обнаружено, что только трое дошкольное экспериментальной группы (12%) и пятеро детей в контрольной группе (19%) получили высокий уровень развития быстроты. Эти дети показали самые лучшее время в беге на 10 м. Со средним уровнем быстроты было выявлено пятнадцать воспитанников экспериментальной группы (60%) и шестнадцать детей в контрольной группе (62»). Эти дети бегают быстро, но недостаточно. С низким уровнем быстроты было выявлено семь дошкольников экспериментальной группы (28%) и 5 дошкольников в контрольной группе (19%). У этих детей самое большое количество времени при беге на 10 м. Они бегают очень медленно, их старт не резкий. Некоторые из них не поняли задания, испытывают проблемы с пониманием инструкции.

Согласно данным результатов исследования скоростно-силовых показателей можно отметить, что у троих дошкольников экспериментальной группы (12%) и четверых детей контрольной группы (15%) высокий уровень развития скоростно-силовых возможностей организма. Эти дети далеко прыгали в длину и бросали набивной мяч. Со средним уровнем было выявлено 15 воспитанников экспериментальной группы (60%) и семнадцать детей в контрольной группе (65%). Низкий уровень обеспечили себе семь дошкольников экспериментальной группы (28%) и пять дошкольников контрольной группы (19%). Эти дети не смогли далеко прыгнуть в длину и бросить набивной мяч. Можно отметить, что только трое дошкольников в экспериментальной группе (12%) и пятеро детей в контрольной группе получили высокий уровень развития ловкости. Эти дети способны двигательно выполнить задачу и выйти из положения. Со средним уровнем ловкости было выявлено пятнадцать воспитанников экспериментальной группы (60%) и шестнадцать детей в контрольной группе (62»). С низким уровнем ловкости было выявлено семь дошкольников экспериментальной группы (28%) и пятеро дошкольников в контрольной группе (19%). Эти дети испытывают затруднения при выполнении двигательных задач. То есть, изучение уровня физического развития дошкольников на констатирующем этапе показало, что большинство из них имеют недостаточный его уровень. Также в диагностике нами использовался метод беседы с дошкольниками с целью изучения их отношения к занятиям физкультурой.

Обработав ответы детей, мы разделили их на три уровня отношения к занятиям физической культурой. С высоким уровнем было выявлено 36% (9 человек) дошкольников экспериментальной группы и 46% - контрольной группы (12 человек); со средним - 56% в экспериментальной группе (11 человек) и 42% - в контрольной (11 человек); с низким уровнем - 8% (2 детей) дошкольников в экспериментальной группе и 8% (2 детей) в контрольной. Дети в целом положительно относятся к своему здоровью. То есть, несмотря на то, что уровень физического развития у многих дошкольников является недостаточно высоким, у большинства из них все же сформировалось положительное отношение к занятиями физкультурой. При проведении диагностики нами проводился также анализ состояния здоровья детей.

Таким образом, в ходе констатирующей диагностики мы обнаружили, что дошкольники нуждаются в совершенствовании уровня физического развития, которое, в свою очередь, положительно скажется на общем состоянии их здоровья. Мы считаем, что процесс реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если в качестве средства использовать инновационные технологии.

Цель формирующего этапа состояла в том, чтобы разработать и апробировать план по использованию инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа построена на основе технологий Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста», М.Ю. Картушиной «Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет» и программы В.Г. Алямовской «Здоровье».

План занятий физической культурой в экспериментальной группе с указанием включенных в их содержание инновационных технологий физкультурно-оздоровительной приведен в таблице 1.

Таблица 1

План занятий физической культурой в экспериментальной группе

№ Задачи занятия Технология

1 Упражнения на бег и ходьбу в прыжках, колонной по одному, в рассыпную. Игровой стречинг

2 Упражнения на бег и ходьбу по кругу по-разному: на пяточках, на носочках, упражнения на прыжки. Степ-аэробика

3 Упражнения на ориентировку в пространстве. Обучение детей командам налево и направо. Обучение построению. Прыжки в длину. Упражнения с мячами. Фитбол-гимнастика

4 Упражнения на темп, прыжки в длину и упражнения на перебрасывание мяча. Игровой стречинг

5 Упражнения с мячом для обучения перебрасыванию, упражнения с гимнастической скамейкой, бег до полторы минуты. Фитбол-гимнастика

В ходе формирующего этапа мы использовали различные инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы. Приведем их описание.

Игровой стречинг. Это - упражнения на растяжку [6]. Также мы включали упражнения игрового стречинга в игровую деятельность дошкольников на занятиях физической культурой, например, при разыгрывании детьми роли по сценарию подвижной игры - сказки о жизни животных на ферме.

Еще одной использованной нами технологией стала степ-аэробика, которая организовывалась с использованием на

занятиях специальных невысоких платформ - степов[5].

Также нами применялась фитбол-гимнастика. Это - еще одна современная технология физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

По нашему мнению, одной из наиболее интересных современных технологий физического воспитания является технология СОРСИ - сюжетно-отобразительная развивающая спортивная игра [5].

Это - современная игровая технология, вобравшая в себя синтез различных активностей дошкольников, объединенных общим сюжетом. Реализуя данную технологию, мы старались делать так, чтобы знакомые детям упражнения дополнялись новыми, причем создавали условия для поощрения детского творчества.

Благодаря тому, что СОРСИ объединяет в себе преимущества сюжетной игры и двигательной активности, мы смогли, посредством использования данной технологии, стимулировать не только физическое, но и личностное развитие дошкольников.

В играх мы учитывали требования современных ФГОС, организовывали игровое экспериментирование дошкольников с различными движениями и действиями. Проводя работу на формирующем этапе, мы создавали условия для того, чтобы использование инновационных технологий было наиболее эффективным.

Все занятия проводили в спортивном зале, в спортивной одежде, с использованием необходимого спортивного инвентаря, ковриков, различных аудиозаписей, соответствующих ритму выполнения дошкольниками движений.

Результаты, достигнутые на спортивных занятиях мы представляли родителям, для которых провели консультацию на тему физического развития детей старшего дошкольного возраста, посоветовали им различные упражнения (в том числе с опорой на описанные инновационные технологии) [4]. Это позволяло выстраивать физкультурно-оздоровительную работу в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Таким образом, проводимая работа позволила оптимизировать процесс физического воспитания дошкольников на основе использования инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы. В ходе проводимых занятий постепенно происходило повышение уровня физического развития детей, улучшалось состояние их здоровья. Дети проявляли все больший интерес к занятиям физической культуры, с удовольствием выполняли предлагающиеся им упражнения, проявляли творческий подход.

Цель контрольного этапа: провести повторную диагностику физического развития, сопоставить полученные результаты с исходными данными и на этой основе провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценку эффективности плана, реализованного на формирующем этапе. Для того, чтобы показатели физического развития дошкольников на контрольном и констатирующем этапах можно было сравнить между собой, мы использовали те же методы и критерии оценивания его уровня.

Проводя повторное наблюдение, мы старались, чтобы оно было планомерным, целенаправленным и систематичным и осуществлялось в той же последовательности, что и раньше. В частности, наблюдая за бегом детей и фиксируя его скорость, мы отмечали в то же время особенности перекрестной координации движений рук и ног дошкольников; правильное положение тела и головы; прямолинейность движения.

Как и на констатирующем этапе, диагностика уровня физического развития дошкольников проводилась в экспериментальной и контрольной группах на специально организованных для этого занятиях в спортивном зале детского сада в форме тестирования. Проведение диагностики заняло две недели, она была начата в последнюю неделю формирующего этапа и продолжена еще на неделю после его окончания.

В соответствии с полученными данными, на контрольном этапе по итогам выполнения детьми всех упражнений было обнаружено, что высокий уровень развития быстроты имеют 5 дошкольников (на 2 ребенка больше) в экспериментальной группе (20%, на 8% больше) и 5 детей в контрольной группе (19%, не изменилось). Средний уровень имеют 16 человек (на 1 ребенка больше) в экспериментальной группе (64%, на 4% больше) и 17 (на 1 ребенка больше) в контрольной (66%, на 4% больше); низкий уровень - 4 детей (на 3 ребенка меньше) в экспериментальной группе (12%, на 16% меньше) и 4 (на 1 ребенка меньше) в контрольной (15%, на 4% меньше). То есть, в экспериментальной группе произошли более существенные изменения уровня развития быстроты, чем в контрольной группе.

На контрольном этапе высокий уровень развития скоростно-силовых качеств имеют 5 дошкольников (на 2 человека больше) в экспериментальной группе (20%, на 8% больше) и 5 детей (на 1 ребенка больше) в контрольной группе (19%, на 4% больше). Средний уровень характерен для 16 человек (на 1 ребенка больше) в экспериментальной группе (64%, на 4% больше) и 17 в контрольной (65%, не изменилось). Низкий уровень имеют 4 детей (на 3 ребенка меньше) в экспериментальной группе (16%, на 12% меньше) и 4 (на 1 ребенка меньше) в контрольной (15%, на 4% меньше). То есть, как и при оценивании первого показателя, можно сделать вывод о том, что изменения в экспериментальной группе были более значительными, чем в контрольной группе.

При повторной диагностике высокий уровень развития ловкости имеют 5 дошкольников (на 2 человека больше) в экспериментальной группе (20%, на 8% больше) и 5 детей в контрольной группе (19%, не изменилось). Средний уровень характерен для 16 человек (на 1 ребенка больше) в экспериментальной группе (64%, на 4% больше) и 16 в контрольной (62%, не изменилось). Низкий уровень имеют 4 детей (на 3 ребенка меньше) в экспериментальной группе (16%, на 12% меньше) и 5 в контрольной (19%, не изменилось).

Таким образом, уровень физического развития дошкольников в ЭГ улучшился в сравнении с КГ.

То есть, формирующий этап опытно-экспериментальной работы положительно сказался на уровне развития быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости дошкольников. Посредством инновационных технологий, общий уровень их физического развития повысился.

Анализ результатов диагностики показал, что большинство из дошкольников в ЭГ качественно изменили показатели своего физического развития. В КГ практически ничего не изменилось по сравнению с исходной диагностикой, а небольшие количественные изменения связаны с тем, что с момента проведения констатирующего этапа прошло определенное количество времени, и у некоторых детей показатели улучшились естественным образом.

Также в повторной диагностике, как и на констатирующем этапе, нами проводились беседы с дошкольниками с целью определения изменения их отношения к занятиям физкультурой, произошедшего в результате проведенной работы.

В результате на контрольном этапе к высокому уровню были отнесены 14 дошкольников (на 5 детей больше) в экспериментальной группе (56%, на 20% больше) и 12 детей в контрольной группе (46%, не изменилось); средний уровень имеют 10 детей (на 4 детей меньше) в экспериментальной группе (40%, на 16% меньше) и 11 детей в контрольной (42%, не изменилось); низкий уровень - 1 ребенок (на 1 ребенка меньше) в экспериментальной группе (4%, на 4% меньше) и 2 ребенка в контрольной (8%, не изменилось).

Распределение дошкольников в зависимости от уровня отношения к занятиям физкультурой (контрольный этап) показал, что отношение к занятиям физкультурой у детей из контрольной группы не изменилось по сравнению с констатирующим этапом, а в экспериментальной группе стало существенно более высоким.

Таким образом, и раньше у большинства из детей было сформировано положительное отношение к занятиям физкультурой, но проведенная нами работа поспособствовала тому, что в экспериментальной группе почти не осталось детей, равнодушных к данному направлению работы. Даже те дошкольники, которые показывают невысокие результаты при выполнении упражнений, полюбили занятия физкультурой, с удовольствием участвуют в них, стремятся постоянно улучшать свои результаты.

Повторный анализ состояния здоровья детей, как уже было отмечено, проводился с некоторыми отличиями от констатирующего этапа, хотя для его проведения также использовались данные, предоставленные медсестрой детского сада.

В связи с тем, в группе здоровья нет изменений за относительно краткий срок проведения формирующего эксперимента, мы изучали только показатели заболеваемости, причем не за год (поскольку год еще не прошел), а в целом. В результате обнаружилось, что, по мнению воспитателей, некоторые показатели здоровья дошкольников изменились в лучшую сторону. Таким образом, несмотря на отсутствие в данном отношении явно выраженных изменений, мы все же можем говорить о том, что проделанная нами работа оказала положительное влияние и на состояние здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, в ходе повторной диагностики на контрольном этапе мы обнаружили, что дошкольники из ЭГ повысили уровень физического развития и улучшили состояние здоровья. Поскольку при исходной диагностике они имели примерно равные результаты с КГ, в которой существенных изменений не произошло, мы можем сделать вывод о том, что причиной таких улучшений стала проделанная нами работа. На основе этого мы можем сделать вывод о том, что процесс реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста действительно становится более эффективным.

Литература:

1. Абдрахманова, И.В. Организация различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста / И.В. Абдрахманова, А.Р. Нуриева // Инновации и традиции педагогической науки. - 2019. - № 3. - С. 12-15.

2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгорода / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. - С. 3-64.

3. Безус, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа как составляющая здоровьесберегающей деятельности ДОУ / Г.А. Безус // Современная образовательная среда: теория и практика. - 2020. - С. 137-139.

4. Бородатова, М.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с использованием нетрадиционных форм занятий / М.А. Бородатова, Т.А. Черных // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - 2020. - С. 32-34.

5. Воронов, Н.А. Традиционные и инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной деятельности / Н.А. Воронов // Центральный научный вестник. - 2018. - № 18. - С. 21-22.

6. Иванова, О.И. Инновационные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации / О.И. Иванова, Н.В. Иванова // Культурогенезные функции дошкольного образования: развитие инновационных моделей. - 2019. - Т. 1. - С. 172-176

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Замалетдинова Лейсан Алмазовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Газизова Регина Робертовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема воспитания волевых качеств у детей среднего дошкольного возраста. Авторы считают, что на развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Игровая деятельность ребенка постепенно формирует его волевые качества. Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии волевых качеств ребенка весьма разнообразны. Выбор или согласие с выбором другого, по отношению к сюжету игры, затем реализация определённой роли в игре - это стимулирует формированию волевых качеств у дошкольников.

Ключевые слова: волевые качества, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, волевое развитие личности, внешние трудности, управлять поведением, мобилизовать силы, целенаправленные действия.

Annotation. This article deals with the problem of educating volitional qualities in children of middle preschool age. The authors believe that education has a decisive influence on the development of the will. The game activity of the child gradually forms his volitional qualities. The possibilities of the role-playing game in the development of the child's volitional qualities are very diverse. The choice or agreement with the choice of another in relation to the plot of the game, then the implementation of a certain role in the game - all this stimulates the formation of volitional qualities in preschoolers.

Key words: volitional qualities, game activity, role-playing game, volitional development of the personality, external difficulties, control behavior, mobilize forces, purposeful actions.

Введение. Проблема воспитания волевых качеств в дошкольном возрасте является важной в развитии личности ребенка. Ученые и педагоги считают, что в дошкольном возрасте реализовываются основы физического и психического, волевого развития детей. Проблему считаем важной, потому что в этот период определяется необходимостью подготовки детей к школе.

Над вопросом работаю такие ученые как, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, О.Е. Смирнова, Д.И. Фельдштейн и др. [3].

Если человек сознательно регулирует свое поведение и деятельность - это и есть воля. Другими словами, он умеет преодолевать внешние и внутренние трудности, когда совершает целенаправленные действия и поступки [4].

Можно сказать, что способность управлять своим поведением, привлечь все свои силы на достижение задач и целей. Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование поданной проблеме мы провели на базе МБДОУ Альметьевский детский сад. Возраст респондентов 4-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.