Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВНЕШНИЕ ТРУДНОСТИ / УПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕМ / МОБИЛИЗОВАТЬ СИЛЫ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Замалетдинова Лейсан Алмазовна, Газизова Регина Робертовна

В данной статье рассматривается проблема воспитания волевых качеств у детей среднего дошкольного возраста. Авторы считают, что на развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Игровая деятельность ребенка постепенно формирует его волевые качества. Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии волевых качеств ребенка весьма разнообразны. Выбор или согласие с выбором другого, по отношению к сюжету игры, затем реализация определённой роли в игре - это стимулирует формированию волевых качеств у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Замалетдинова Лейсан Алмазовна, Газизова Регина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING VOLITIONAL QUALITIES IN CHILDREN OF THE MIDDLE PRESCHOOL AGE

This article deals with the problem of educating volitional qualities in children of middle preschool age. The authors believe that education has a decisive influence on the development of the will. The game activity of the child gradually forms his volitional qualities. The possibilities of the role-playing game in the development of the child's volitional qualities are very diverse. The choice or agreement with the choice of another in relation to the plot of the game, then the implementation of a certain role in the game - all this stimulates the formation of volitional qualities in preschoolers.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Таким образом, и раньше у большинства из детей было сформировано положительное отношение к занятиям физкультурой, но проведенная нами работа поспособствовала тому, что в экспериментальной группе почти не осталось детей, равнодушных к данному направлению работы. Даже те дошкольники, которые показывают невысокие результаты при выполнении упражнений, полюбили занятия физкультурой, с удовольствием участвуют в них, стремятся постоянно улучшать свои результаты.

Повторный анализ состояния здоровья детей, как уже было отмечено, проводился с некоторыми отличиями от констатирующего этапа, хотя для его проведения также использовались данные, предоставленные медсестрой детского сада.

В связи с тем, в группе здоровья нет изменений за относительно краткий срок проведения формирующего эксперимента, мы изучали только показатели заболеваемости, причем не за год (поскольку год еще не прошел), а в целом. В результате обнаружилось, что, по мнению воспитателей, некоторые показатели здоровья дошкольников изменились в лучшую сторону. Таким образом, несмотря на отсутствие в данном отношении явно выраженных изменений, мы все же можем говорить о том, что проделанная нами работа оказала положительное влияние и на состояние здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, в ходе повторной диагностики на контрольном этапе мы обнаружили, что дошкольники из ЭГ повысили уровень физического развития и улучшили состояние здоровья. Поскольку при исходной диагностике они имели примерно равные результаты с КГ, в которой существенных изменений не произошло, мы можем сделать вывод о том, что причиной таких улучшений стала проделанная нами работа. На основе этого мы можем сделать вывод о том, что процесс реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста действительно становится более эффективным.

Литература:

1. Абдрахманова, И.В. Организация различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста / И.В. Абдрахманова, А.Р. Нуриева // Инновации и традиции педагогической науки. - 2019. - № 3. - С. 12-15.

2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгорода / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. - С. 3-64.

3. Безус, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа как составляющая здоровьесберегающей деятельности ДОУ / Г.А. Безус // Современная образовательная среда: теория и практика. - 2020. - С. 137-139.

4. Бородатова, М.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с использованием нетрадиционных форм занятий / М.А. Бородатова, Т.А. Черных // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - 2020. - С. 32-34.

5. Воронов, Н.А. Традиционные и инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной деятельности / Н.А. Воронов // Центральный научный вестник. - 2018. - № 18. - С. 21-22.

6. Иванова, О.И. Инновационные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации / О.И. Иванова, Н.В. Иванова // Культурогенезные функции дошкольного образования: развитие инновационных моделей. - 2019. - Т. 1. - С. 172-176

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Замалетдинова Лейсан Алмазовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Газизова Регина Робертовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема воспитания волевых качеств у детей среднего дошкольного возраста. Авторы считают, что на развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Игровая деятельность ребенка постепенно формирует его волевые качества. Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии волевых качеств ребенка весьма разнообразны. Выбор или согласие с выбором другого, по отношению к сюжету игры, затем реализация определённой роли в игре - это стимулирует формированию волевых качеств у дошкольников.

Ключевые слова: волевые качества, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, волевое развитие личности, внешние трудности, управлять поведением, мобилизовать силы, целенаправленные действия.

Annotation. This article deals with the problem of educating volitional qualities in children of middle preschool age. The authors believe that education has a decisive influence on the development of the will. The game activity of the child gradually forms his volitional qualities. The possibilities of the role-playing game in the development of the child's volitional qualities are very diverse. The choice or agreement with the choice of another in relation to the plot of the game, then the implementation of a certain role in the game - all this stimulates the formation of volitional qualities in preschoolers.

Key words: volitional qualities, game activity, role-playing game, volitional development of the personality, external difficulties, control behavior, mobilize forces, purposeful actions.

Введение. Проблема воспитания волевых качеств в дошкольном возрасте является важной в развитии личности ребенка. Ученые и педагоги считают, что в дошкольном возрасте реализовываются основы физического и психического, волевого развития детей. Проблему считаем важной, потому что в этот период определяется необходимостью подготовки детей к школе.

Над вопросом работаю такие ученые как, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, О.Е. Смирнова, Д.И. Фельдштейн и др. [3].

Если человек сознательно регулирует свое поведение и деятельность - это и есть воля. Другими словами, он умеет преодолевать внешние и внутренние трудности, когда совершает целенаправленные действия и поступки [4].

Можно сказать, что способность управлять своим поведением, привлечь все свои силы на достижение задач и целей. Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование поданной проблеме мы провели на базе МБДОУ Альметьевский детский сад. Возраст респондентов 4-5 лет.

Эти дети посещают среднюю группу МБДОУ в количестве 20человек. Детей мы разделили на две группы по 10 человек - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий этап эксперимен та с использованием диагностической методики «Методика по оценке степени волевой активности» А. Карстена и педагоги ческого наблюдения.

Рассмотрим результат проведённого исследования «Методика по оценке степени волевой активности» А. Карстена. В к аждой ЭГ и КГ у 4 детей низкий уровень волевой активности.

Четыре и три ребенка соответственно продемонстрировали среднюю степень, и только 2 В экспериментальной группы, 3 В контрольной группы показали высокую степень волевой активности.

При высоком уровне активности дети довели работу по заданию до конца, при среднем уровне - просили помощи, тянули время и выполнили задание не полностью. Но, большая часть была выполнена. А при низком уровне, как только столкнулись с трудностями или незнанием, бросили выполнять задание.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления волевых качеств у дошкольников во время игровой деятельности. Воспитатель учит детей общению точному формулированию фраз.

Сначала педагог становится продавцом и показывает, как должен общаться продавец с покупателями, закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов.

Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты». В содержании игры задействованы водители, которые должны доставить свежие продукт.

По результатам проведения игровой деятельности педагог ДОО интересуется у детей, что им понравилось, что нет, какие роли им близки. Проводится обсуждение того, кто хорошо играл свою роль, в тоже время не забывал помогать товарищам.

В исследовании мы установили, что в сюжетно-ролевых играх дошкольник имитирует деяния и отношения взрослых между собой. Может и так получиться, что сюжет может быть разыгран по-разному.

Взрослому рекомендуется присоединиться в игру на правах партнера. Он не должен импонировать свое общение. Сюжетно-ролевая игра помогает дошкольникам средней группы учиться жизни. Они во время игры подражают действиям взрослых, проигрывают житейские ситуации.

Также учатся и правильно справляться с ними, развивать интеллект.

В процессе исследования мы анализировали принципы организации сюжетно-ролевых игр. Во время игр воспитатель тоже играет вместе с дошкольниками; так как воспитатель играет с детьми на протяжении всего детства, на каждом этапе выстраивая игру, старается, чтобы ребенок открывался, ассимилировал новый, еще сложные возможности построения игры. Воспитатель направляет детей на претворение игрового действия.

Становится ясно, что необходим дополнительный онтогенез волевых качеств у детей. И это успешно можно осуществить с помощью специальных методик и форм игровой деятельности. Потому что, воля пребывает на стадии формирования и нуждается в поддержке воспитателей и родителей.

Далее мы провели формирующий этап нашего исследования. На этом этапе был разработан и реализован план работы по развитию волевых качеств у дошкольников средней группы.

В центре разработанного плана лежит анализ степени сформированности волевых качеств у дошкольников. При разработки плана мы учитывали индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.

Мы старались подобрать такие игры, чтобы каждая была направлена на развитие определенных волевых качеств:

- выдержка;

- самообладание;

- настойчивость;

- целеустремленность;

- упорство;

- организованность;

- инициативность;

- решительность.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, мы старались вводную часть провести за 3-4 минуты, основную часть проходит - 30 минут, заключительная часть - 3-4 минуты.

Таблица 1

Тематический план работы по развитию волевых качеств у детей среднего дошкольного возраста

№ п/п Цель занятия Содержание занятия

Ориентировочный этап

1. Знакомство, мотивация и стимулирование. Организация и проведение занятий на темы:. «Имя-цветок», «Да» и «нет» не говори».

Реконструктивный этап

2. Моллирование способности контролировать свои действия ( свои эмоции, поведение). Организация и проведение игр по основным правилам. Рефликсия.

3. Моллирование способности четко придерживаться правил, развитие выдержки и решительности. Игра «Рыбалка», «Светофор»). Рефлексия.

4. Моллирование самообладания, выдержки и целеустремленности. Организация и проведение игр «Конкурс одноножек», «Портрет»). Рефлексия.

5. Моллирование способности действовать организованно, по правилам. Организация и проведение игр «Шарфики», «Летает - не летает»). Рефлексия.

6. Моллирование умения работать над своими эмоциями, контроль; целеустремленности и настойчивости. Организация и проведение игр «Если любишь меня, улыбнись!», «Слушай команду»). Рефлексия.

7. Развитие организованности и самообладания. Координация действий во время игр «Это мой нос», игра «Шарфики»).

Рефлексия.

8. Моллирование целеустремленности, выдержки и самообладания. Координация действий во время игр «Конкурс злобных попугаев», игра «Ха-ха-ха». Обобщение.

9. Генерирование инициативности, самообладания. Организация и проведение игр «Я пошел в город», «Расскажем и покажем». Обобщение.

10. Генерирование настойчивости и упорства, выдержки, способности контролировать свое поведение. Координация действий детей во время игра «Перо вверх», игра «Смеющийся мяч». Обобщение.

Рефлексия. Задача рефлексии: моллирование стремления к совершенствованию своих волевых качеств.

Планированные занятия мы проводили два раза в неделю. По данным анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что успешно и результативно моллировать и развивать волю позволяют методика ученого и педагога Эльконина Д.Б. «Графический диктант», методика развития воли посредством ИЗО, игровая деятельность.

На следующем этапе исследования мы повторно провели диагностику по тем же методикам, что и в первичной диагностике.

По методике А. Карстена мы получили следующие результаты: высокий уровень стали демонстрировать 60% дошкольников, что на 40% показало увеличение результата.

А низкий уровень снизился с 40% до 10%, что является значительным успехом.

По результатам анализа динамики изменения степени волевой инициативности и активности в КГ до и после организации и проведения вида играющего эксперимента мы отмечаем, что данные остались прежними.

Итоги диагностик в ЭГ являются значительными, и носят положительный вектор. Наблюдается снижение низкой степени на 20%, увеличение количества респондентов, демонстрирующих высокую степень тоже на 20%.

Полагаем, что респонденты, которые показывали среднюю степень, перешли на высокую степень. Дошкольники с низкой степенью перешли на среднюю степень.

Анализ результатов развития волевых качеств у дошкольников в КГ показал, что параметры не изменились, кроме того количества респондентов, демонстрирующих высокую степень снизились на одного человека, что составило 10%.

Можем предположить, что это произошло в результате того, что мы не ставили перед детьми определенных задач в игровой деятельности и дети не стремились к достижению никаких целей.

Приведем сводную таблицу результатов первичной диагностики и контрольном этапе (повторная диагностика).

Таблица 2

Тенденция параметров степени развития волевых качеств детей среднего дошкольного возраста в ЭГ и КГ

Показатели Степени развития волевых качеств

Высокая степень Средняя степень Низкая степень

ЭГ ЭГ КГ КГ ЭГ ЭГ КГ КГ ЭГ ЭГ КГ КГ

До После До После До После До После До После До После

Волевая активность 20 60 30 30 40 30 30 40 40 10 40 30

Волевые достижения в игре 30 50 40 30 40 40 40 50 30 10 20 20

Средние параметры степени развития волевых качеств 25 55 35 30 40 35 35 45 35 10 30 25

Итак, можно сделать вывод, что в ЭГ есть изменения,

особенно произошел количественный и качественный рост дошкольников, демонстрирующих высокую степень развития волевых качеств.

В контрольной группе, динамики не наблюдается, показатели остались практически без изменения.

Высокий уровень развития волевых качеств у детей в экспериментальной группе изменился в сторону увеличения с 25% до 55%, т.е. на 30%.

Снижение низкой степени в ЭГ наблюдается на 25% (с 35% до 10%). Средние параметры в КГ меняются в пределах 5-10%, естественно - не существенно.

Причем, средние параметры высокой степени развития волевых качеств даже снизились на 5% (с 35% до 30%), что является отрицательным. Показатель средней степени вырос на 10%, нам кажется , что это возможно при переходе с высокой степени (5%) на низкую степень 9%%)

Выводы. Совокупность и система игр способствовали развитию волевых качеств у дошкольников: самоутверждению, настойчивости, стремлению к успеху, инициативности, решительности и т.д.

После анализа результатов исследования, можно уверенно сказать, что дошкольный период идентифицирует весь дальнейший процесс развития личности человека.

Благодаря выше упомянутым методикам, есть возможность результативно содействовать онтогенезу волевых качеств личности детей дошкольного возраста.

Положительная динамика результатов исследования позволяет нам сделать логический вывод об успешности проведенного исследования. Поскольку прослеживается вектор изменений, т.е. рост высокой степени развития волевых качеств у респондентов в ЭГ. Следовательно, игровая деятельность может служить условием, средством развития волевых качеств у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Колбасина, Т.В. Игры для развития ребенка при подготовке к школе: восприятие цвета, развитие волевых качеств, развитие памяти, речи и мышления, музык. игры / Т.В. Колбасина, И.П. Лобурева, Г.А. Огурцова. - М.: Образ-компани, 2016. - 188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль; Тверь; Красногорск, 2015. - Т. 3. - С. 352-357.

3. Селиванов, В.И. Воспитание воли дошкольника / В.И. Селиванов. - 2-е изд., перераб. - Москва: Учпедгиз, 2013. - 208 с.

4. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 366 с.

5. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в детском саду / А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 3. - С. 21-24.

6. Шустова, И.Б. Игры для детей / И.Б. Шустова. - М.: Просвещение, 2015. - 230 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук, доцент Миронова Ольга Вадимовна

Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Галеева Миляуша Загитовна Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); доцент Калинкина Татьяна Евгеньевна Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В УСЛОВИЯХ COVID-19

Аннотация. Чтобы смягчить распространение COVID-19, все учебные заведения перешли к дистанционной форме обучения. Практика показала, что онлайн-студенты, изучающие язык, чувствуют себя по крайней мере так же хорошо, как и их коллеги, занимающиеся очным обучением, резкий переход от очного обучения к дистанционному в корне отличается от запланированного онлайн-обучения. Понимание природы этого сдвига может послужить основой для будущего онлайн и дистанционного обучения. Нас интересуют существенные изменения в практике и восприятии обучения преподавателей языка в образовательных учреждениях во время COVID-19. Всем пришлось внести многочисленные коррективы в свои типичные занятия занимаясь дистанционным обучением. Преподаватели выразили обеспокоенность по поводу результатов учащихся. У кого не было опыта онлайн-обучения, были наименее уверены в том, что цели обучения были достигнуты, несмотря на то, что они сообщили о хорошо разработанных курсах. Все это послужило изучению данного вопроса.

Ключевые слова: мир, преподавание иностранных языков, COVID-19, дистанционное обучение, пандемия.

Annоtation. To mitigate the spread of COVID-19, all educational institutions have switched to distance learning. Practice has shown that online language learners feel at least as well as their full-time colleagues, the abrupt transition from full-time to distance learning is fundamentally different from the planned online learning. Understanding the nature of this shift can serve as the basis for the future of online and distance learning. We are interested in significant changes in the practice and perception of teaching language teachers in educational institutions during COVID-19. Everyone had to make numerous adjustments to their typical classes by doing distance learning. Teachers expressed concern about the students' results. Those who had no online learning experience were the least confident that the learning goals were achieved, despite the fact that they reported well-designed courses. All this served to study this issue.

Key words: peace, foreign language teaching, COVID-19, distance learning, pandemic.

Введение. Новый коронавирус (COVID-19) непосредственно повлиял на образование учащихся по всему миру. Чтобы смягчить передачу вируса, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) призвали отдельных лиц соблюдать физическое дистанцирование, что привело к быстрому изменению методов обучения по сравнению с традиционными. По оценкам ЮНЕСКО, более 144 стран приостановили очное обучение, затронув примерно 1,2 миллиарда учащихся от дошкольного до послешкольного образования. Кроме того, более 4200 колледжей и университетов, обслуживающих почти 26 миллионов студентов, также были вынуждены претерпеть радикальные изменения в преподавании. В целом, пагубные последствия COVID-19 для академической преемственности весной 2020 года были быстрыми и широко распространенными.

Хотя это и не всегда так, дистанционное обучение часто опирается на цифровой опыт (например, онлайн-образование). Существующая литература в области образования предполагает, что интеграция технологий для расширения существующих возможностей обучения до COVID-19 не является новым явлением. Кроме того, число учащихся на автономных онлайн-курсах продолжает расти как на уровне дошкольного, так и на уровне после окончания средней школы. Несмотря на этот рост, до весны 2020 года большая часть обучения по-прежнему проводилась в очных условиях. Более того, переход от традиционного контента к онлайн-способам доставки во время чрезвычайной ситуации, такой как COVID-19, требует уникальных подходов к преподаванию и обучению.

В то время как литература в подавляющем большинстве случаев предполагает, что онлайн-учащиеся учатся, по крайней мере, так же хорошо, как и их коллеги, работающие лицом к лицу, участники этих исследований выбрали изучение языка онлайн преподавателями, которые решили преподавать онлайн. Кроме того, на опыт преподавателей и учащихся могли повлиять многочисленные факторы, включая доступ к технологиям и широкополосному Интернету, социально-экономический статус, обучение и опыт, институциональные или государственные мандаты, а также возраст/развитие учащихся (вопросы, которые обычно различаются в различных учебных контекстах и условиях в классе). Целью этой работы было понять, влияют ли (и как) различные факторы, такие как обстановка в классе и предыдущий опыт онлайн-обучения на дистанционное обучение языку, и определить приемы и методы для дистанционного обучения после текущей пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.