Научная статья на тему 'Применение подвижных игр как средство развития волевых качеств у детей дошкольного возраста'

Применение подвижных игр как средство развития волевых качеств у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дошкольник / подвижные игры / волевые качества / дошкольное образовательное учреждение. / preschooler / outdoor games / volitional qualities / preschool educational institution.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибулла Шарипов

В данной статье автором рассмотрено и выяснено сущность и влияние подвижных игр в контексте развития волевых качеств детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Автором проанализирована научная литература и исследовательские работы зарубежных авторов. Предложены методы формирования и развития волевых качеств у дошкольников в условиях воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях. Анализируется влияние применяемых подвижных игр на организм ребенка и его гармоничное развитие в процессе игр в целом, а также оценено влияние подвижных игр на формирование и развитие волевых качеств у дошкольников. В процессе применения в дошкольных образовательных учреждениях подвижных игр как средство для формирования и развития волевых качеств у детей формируются такие качества, как целеустремленность, решительность, инициативность, смелость и самостоятельность. Сделаны выводы что подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабибулла Шарипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of moving games as a means of the development of will-being in children of preschool age

In this article, the author examined and clarified the essence and influence of outdoor games in the context of the development of volitional qualities of preschool children in preschool educational institutions. The author analyzed the scientific literature and research works of foreign authors. Methods for the formation and development of volitional qualities in preschoolers in the context of the educational process in children’s educational institutions are proposed. The influence of the used outdoor games on the child’s body and its harmonious development in the process of games as a whole is analyzed, as well as the influence of outdoor games on the formation and development of volitional qualities in preschoolers. In the process of using outdoor games in preschool educational institutions as a means for the formation and development of volitional qualities in children, such qualities as purposefulness, determination, initiative, courage, and independence are formed. It was concluded that outdoor games and physical exercises not only improve the health and develop the child’s body, but also are a means for fostering volitional qualities of the child’s character.

Текст научной работы на тему «Применение подвижных игр как средство развития волевых качеств у детей дошкольного возраста»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

The application of moving games as a means of the development of will-being in children of preschool age

Khabibulla SHARIPOV1

Termez State University

ARTICLE INFO

Article history:

Received August 2021 Received in revised form 20 August 2021 Accepted 15 September 2021 Available online 11 October 2021

Keywords:

preschooler, outdoor games, volitional qualities, preschool educational institution.

ABSTRACT

In this article, the author examined and clarified the essence and influence of outdoor games in the context of the development of volitional qualities of preschool children in preschool educational institutions. The author analyzed the scientific literature and research works of foreign authors. Methods for the formation and development of volitional qualities in preschoolers in the context of the educational process in children's educational institutions are proposed. The influence of the used outdoor games on the child's body and its harmonious development in the process of games as a whole is analyzed, as well as the influence of outdoor games on the formation and development of volitional qualities in preschoolers. In the process of using outdoor games in preschool educational institutions as a means for the formation and development of volitional qualities in children, such qualities as purposefulness, determination, initiative, courage, and independence are formed. It was concluded that outdoor games and physical exercises not only improve the health and develop the child's body, but also are a means for fostering volitional qualities of the child's character.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

1 Head of the Department of Sports management, Termez State University, Termez, Uzbekistan. E-mail: xabibullosharipov72 @gmail.com.

Maktabgacha ta'lim yoshidagi bolalarning irodaviy sifatlarini rivojlantirishda harakatli o'yinlarni vosita sifatida qo'llash

ANNOTATSIYA

Kalit so'zlar:

maktabgacha yoshdagi bola, harakatli o'yinlar, irodaviy sifatlar, maktabgacha ta'lim muassasasi.

Ushbu maqolada muallif maktabgacha ta'lim muassasalarida maktabgacha yoshdagi bolalarning irodaviy sifatlarini shakl-lantirish va rivojlantirish sharoitida harakatli o'yinlarning mohiyati va ta'sirini o'rganib chiqadi va aniqlashtiradi. Muallif xorijiy mualliflarning ilmiy adabiyotlari va tadqiqot ishlarini tahlil qilgan. Maqolfda maktabgacha ta'lim muassasalarida ta'lim-tarbiya jarayoni sharoitida maktabgacha yoshdagi bola-larda irodaviy sifatlarni shakllantirish va rivojlantirish usullari taklif qilingan. Harakatli o'yinlarning bola organizmiga ta'siri va uning o'yinlar jarayonida uyg'un rivojlanishi, shuningdek maktabgacha yoshdagi bolalarda irodaviy sifatlarning shakl-lanishi va rivojlanishiga ta'siri tahlil qilinadi. Maktabgacha ta'lim muassasalarida harakatli o'yinlar bolalarda irodaviy sifatlarni shakllantirish va rivojlantirish vositasi sifatida qo'llash jarayonida maqsadga intiluvchanlik, qat'iyatlilik, tashabbus-korlik, jasorat va mustaqillik kabi sifatlar shakllanadi. Ochiq havoda o'tkaziladigan harakatli o'yinlar va jismoniy mashqlar nafaqat bolaning sog'lig'ini yaxshilaydi va rivojlantiradi, balki bolaning xarakterining irodaviy fazilatlarini tarbiyalash vositasi bo'lib xizmat qiladi.

Применение подвижных игр как средство развития волевых качеств у детей дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова:

дошкольник, подвижные игры, волевые качества, дошкольное образовательное учреждение.

В данной статье автором рассмотрено и выяснено сущность и влияние подвижных игр в контексте развития волевых качеств детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Автором проанализирована научная литература и исследовательские работы зарубежных авторов. Предложены методы формирования и развития волевых качеств у дошкольников в условиях воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях. Анализируется влияние применяемых подвижных игр на организм ребенка и его гармоничное развитие в процессе игр в целом, а также оценено влияние подвижных игр на формирование и развитие волевых качеств у дошкольников. В процессе применения в дошкольных образовательных учреждениях подвижных игр как средство для формирования и развития волевых качеств у детей формируются такие качества, как целеустремленность, решительность, инициативность, смелость и самостоятельность. Сделаны выводы что подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера ребенка.

ВСТУПЛЕНИЕ

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его воле. В психологии понятие "Воля" означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности, и проявляются в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность воли как психического феномена заключается в том, что воля всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающему миру и к людям.

Все черты личности человека можно условно разделить на инструментальные и мотивационные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Воля может проявляться в выборе цели действия, то есть как мотивационная черта личности. Однако, когда цель определена, воля выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели. Также нужно подчеркнуть, что воля является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты воли.

Формирование и развитие воли происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, класс, спортивная команда, дружеская компания, трудовой коллектив и др.) в зависимости от того, какая группа является для личности референтным и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты волевых качеств. В процессе формировании и развитии воли ребенка основную роль играет его общение с окружающими людьми. В свойственных для нее поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, следует своим близким. При помощи прямого обучения через эмоциональное подкрепление и подражание ребенок усваивает формы поведения взрослых.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что он является индивидуальностью, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе обучения менять себя, присваивая коллективные знаки (язык, цифры и т.д.), коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий относительно поведения и ценностных ориентаций; ребенок переживает свою уникальность, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. В воспитательной среде у дошкольника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Развитие воли у ребенка в дошкольном возрасте считается наиболее сложным процессом. Свобода не дается ребенку от рождения в готовом виде. Волевые качества возникают и развиваются в процессе деятельности детей под влиянием условий их жизни и воспитания. Поступление ребенка в дошкольное учреждение является переломным моментом в развитии его воли. В дошкольном возрасте воспитание, которое носит общественно-обязательный характер, ставит новые требования к свободе ребенка. Ребенок становится перед необходимостью систематически и сознательно преодолевать все большие трудности воспитания, выполнять сложные трудовые задания. Характерная особенность развития воли дошкольников заключается в том, что в них постепенно формируется умение сознательно ставить сложные цели, задачи и подчинять им свою познавательную, умственную и практическую деятельность.

Физическое воспитание в виде подвижных игр достаточно важны для всестороннего развития ребенка. Уникальность их не только в том, что они развивают детей физически, но и побуждают детей быть целеустремленними, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Благодаря подвижным играм вся система организма ребенка втягивается в работу, у него укрепляется нервная система, улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, воспитываются такие черты волевого характера как целеустремленность, дисциплинированность, сдержанность, решительность, смелость и т.д.

Значение подвижных игр для гармоничного развития детей, проблемы внедрения в практику работы учреждений дошкольного образования изучают психологи и педагоги. П.Ф. Лесгафт, считающийся основоположником теории физического воспитания, уделял важное значение подвижным играм с правилами -как средства развития свободы само организованности, дисциплинированности у детей. Работал над проблемой использования подвижных игр в разных возрастных группах, организацией и руководством подвижными играми с детьми дошкольного возраста Е.С. Вильчковский.

Большинство психологов и педагогогов в своих научних трудах доказали и экспериментально проверили значение подвижных игр для полноценного развития и довели влияние подвижных игр на развитие у детей основных движений и двигательных качеств. Таким образом, подвижные игры являются важным средством воспитания волевых качеств детей дошкольного возраста. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, является определяющим качеством в развитии самостоятельности, ответственности и востребованности в будущем.

Так же, воля является важным фактором нравственного развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственному желанию. Нравственность каждой личности является следствием таких морально-волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость. Формирование и развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями ребенка. У детей произвольное поведение развивается с формированием инициативности - самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ему возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности - способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность.

МЕТОДЫ

У детей постепенно формируется и развивается способность ставить перед собой более сложные задачи, преодолевать трудности, придает действиям действительно волевой характер. Этот процесс длится от 3 до 7 лет. О степени волевого развития свидетельствует способность к целенаправленному поведению ребенка при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели и преодоление различных препятствий.

Автор считает, что для формирования волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия как:

- постепенное усиление требований в отношении ребенка, содействие достижению им успеха в его деятельности;

- постоянное поощрение стремления и готовности ребенка проявлять инициативу и самостоятельность;

- постепенный переход от задач, связанных с выполнением требований взрослого по его прямым инструкциям, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;

- создание условий для реализации ведущей позиции ребенка на занятиях и в творческой деятельности.

Основными методами воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста являются постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), а также мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности у ребенка. Одним из результативных методов формирования, развития и воспитания волевых качеств у детей, конечно, является физическое воспитание. В процессе занятий физическими упражнениями, а также участвуя в активных подвижных играх у детей развиваются не только физические качества, но и такие волевые качества как целеустремленность, инициативность, смелость, решительность и самостоятельность.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Большинство психологов советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно правилам-запретами, когда ребенку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игровая деятельность, как и основная деятельность тесно связана с развитием личности дошкольника, она вызывает важные изменения в физических и психических процессах личности ребенка, развивается, а также являясь источником развития создает зону ближайшего развития.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Особенно подвижные игры в дошкольном возрасте имеют огромное развивающее значение в развитии ребенка. Двигательная активность становится естественной биологической потребностью для детей. Сущность игры как одного из видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых.

ОБСУЖДЕНИЕ

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами, кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Подытоживая вышеизложенное,

отмечаем, что в подвижных играх формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

ВЫВОД

Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельности процесс длительный, сложный и многогранный. В нем должны быть задействованы и педагоги, и психологи, воспитатели и родители дошкольников. Включение подвижных игр в процесс воспитания детей дошкольного возраста, а также формирования и развития у них волевых качеств в процессе общего воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является фундаментом для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка. Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера ребенка, формируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность, самостоятельность, смелость и отвагу, уважение товарищей по команде, влияют на поведение детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 1983. - С. 225.

2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: старший возраст. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - С. 262.

3. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В.Л. Страковская. - Москва: Новая шк., 1994. - С. 286.

4. Turdimurodov D.Y. Testing volitional qualities for students of high schools of secondary school / D.Y. Turdimurodov // The American Journal of Social Science and Education Innovations. -2021.Volume 3. Issue 03. - PP. 405-413.

5. Турдимуродов Д.Й. Педагогические факторы внешней стимуляции, влияющие на волевые усилия школьников при физических упражнениях разного характера / Д.Й. Турдимуродов // Инновации в педагогике и психологии. - 2020. - № 9. Выпуск 3. - С. 21-25.

6. Турдимуродов Д. Ю. Особенности проявления волевых усилий в процессе внешней стимуляции у школьников 10-12 лет / Д.Ю. Турдимуродов // Academic research in educational sciences. - 2021. volume 2. issue 4. - C. 1348-1354.

7. Абдуллаев Я.М., Турдимуродов Д.Й. Создание педагогических условий в формировании волевых качеств у учеников начальных классов / Я.М. Абдуллаев, Д.Й. Турдимуродов // Colloquium - journal. - 2020. № 24 (76). - С. 12-14.

8. Турдимуродов Д.Й. Возможности средств физического воспитания в формировании волевых качеств у школьников / Д.Й. Турдимуродов. // Инновации в педагогике и психологии. - 2021. - № 7. Выпуск 4. - С. 74-80.

9. Турдимуродов Дилмурод (2021) Formation and education of will in schoolchildren in the process of physical education lesson / Dilmurod Turdimurodov Yuldashevich // Mental Enlightenment Scientific-Methodological Journal. Vol. 2021: Iss. 02, Article 6. -pp. 64 - 74. DOI: https: //www.doi.org / 10.51348 / tziuj2021S26

10. Menglikulov KhA, Turdimurodov D.Yu. Development of physical training skills and formation of willpower qualities in extracurricular activities / KhA Menglikulov, D.Yu. Turdimurodov // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2020. Vol. 8 - No. 3. - PP. 204-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.