Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ НАВЫКИ / ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Лена Иннокентьевна, Божедонова Анна Петровна

В данной статье проводиться теоретический анализ отечественных исследований в области развития волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Дается обоснование развитию волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, которая предполагает высокую степень активности, выбор наиболее эффективных способов и средств достижения целей, выражается в необходимости совершенствования способов действий в ходе получения социального опыта, применения усилии при принятии решения и другие сложных видов деятельности. Контроль над собственным поведением рассматривается как одна из главных способностей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF VOLITIONAL SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

This article provides a theoretical analysis of domestic researchers in the development of volitional skills in older preschool children. The rationale is given for the development of volitional skills in older preschool children, which involves a high degree of activity, the choice of the most effective ways and means of achieving goals, is expressed in the need to improve methods of action in the course of gaining social experience, the use of effort when making decisions and other complex activities. Control over one's own behavior is seen as one of the main abilities of a child.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

новым поколением национальных образовательных стандартов и целями Болонского процесса. Глубокое понимание всех особенностей методической работы университета, структуры его деятельности и внедрение инновационных организационных методов помогут найти наилучший способ повышения качества образования.

Литература:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.

2. Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И. Байденко; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Исследовательский центр проблем качества подгот. специалистов Московского гос. ин-та стали и сплавов (технологического ун-та), Каф. системных исслед. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подгот. специалистов, 2006 (М.: Изд-во «Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов»). - 94 с.

3. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (док. международных форумов и мнения европейских экспертов) / под ред. В.И. Байденко. - М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2018. - 408 с.

4. Бордовская, Н.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза // Н.В. Бордовская, Е.В. Титова // Методические рекомендации. Санкт-Петербург - Архангельск. Изд. центр Поморского гос. университета, 2017. - 72 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

6. Ерунов, В.П. Оценочно-критериальная система учебного процесса в вузе: Монография / В.П. Ерунов. - Оренбург, Изд-во ОГУ, 2019. - 237 с.

7. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М.: Академический Проект: Мир, 2016. - 320 с.

8. Круглов, В.И. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков // Аккредитация в образовании. - 2016. - № 5. - С. 21-23.

9. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами / О.Е. Лебедев; Центр изуч. образоват. политики Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. - М.: Унив. кн., 2004. - 134 с.

10. Симонов, В.П. Управление социальными (педагогическими) системами: учебник / В.П. Симонов. - Москва: [б. и.], 2005. - 197 с.

11. Смирнова, Е.Э. Оценка качества образования: подходы и практика / Е.Э. Смирнова // Сборник статей «Оценка качества образования в российских вузах. Опыт и проблемы». - СПбГУ, 2018. - С. 7-15.

12. Тюкавкин, Н.М. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы [Текст]: межвузовский сборник статей / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т», Фак. экономики и упр.; под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. - Самара: Самарский ун-т, 2011. - 111 с.

Педагогика

УДК 37.032.2

кандидат педагогических наук, доцент Максимова Лена Иннокентьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук Божедонова Анна Петровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье проводиться теоретический анализ отечественных исследований в области развития волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Дается обоснование развитию волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, которая предполагает высокую степень активности, выбор наиболее эффективных способов и средств достижения целей, выражается в необходимости совершенствования способов действий в ходе получения социального опыта, применения усилии при принятии решения и другие сложных видов деятельности. Контроль над собственным поведением рассматривается как одна из главных способностей ребенка.

Ключевые слова: волевые навыки, волевая активность, волевые действия, мотивационная система, оценка и ожидания взрослых.

Annоtation. This article provides a theoretical analysis of domestic researchers in the development of volitional skills in older preschool children. The rationale is given for the development of volitional skills in older preschool children, which involves a high degree of activity, the choice of the most effective ways and means of achieving goals, is expressed in the need to improve methods of action in the course of gaining social experience, the use of effort when making decisions and other complex activities. Control over one's own behavior is seen as one of the main abilities of a child.

Keywords: volitional skills, volitional activity, volitional actions, motivational system, assessment and expectations of adults.

Введение. Актуальность. Одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии, на сегодняшний день, являются вопросы, связанные с особенностями развития волевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Проблема особенностей проявлений волевых качеств личности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, А.Ц. Пуни, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик и другие авторы). Изучение волевой сферы детей 6-7 лет является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам.

Один из целевых ориентиров ФГОС - это способность ребенка к волевым усилиям, умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Дошкольный возраст является первоначальным и важным этапом формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности.

Главной особенностью сознания является проявление свободы воли в старшем дошкольном возрасте, что выражается в активности выбора целей и способов их достижения. Объективные условия предоставляют ребенку многообразие выбора поступков и действий, то есть он вправе сам для себя выбрать модель поведения и какое решение ему следует принять.

Выбор и действия детей старшего дошкольного возраста в различных ситуациях зависят от его целей, мировоззрения, желаний и последствий, ответственность за которые он несет. Принятие решений зависит от внешних факторов, самостоятельности, зрелости самого ребенка в выборе наиболее эффективных средств для достижения цели.

Целью данной статьи является раскрытие особенностей развития волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Описать волевую сферу как процесс развития эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности в контексте становления личности ребенка - дошкольника.

2. Рассмотреть волевую активность как уникальный комплекс волевых качеств личности.

3. Выявить важность одобрения социального окружения в развитии волевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. По мнению А.Н. Леонтьева, способности для целенаправленного принятия решений и развития выбора наиболее эффективных средств, происходит в ходе воспитания ребенка. Следовательно, педагогам и родителям необходимо знать особенности психологического развития волевой сферы, механизмы волевых действий и природу их становления [7, С. 12].

В ходе жизнедеятельности и усвоения социального опыта ребенком, у него формируются определенные психологические модели поведения, закрепляются механизмы выбора наиболее эффективных способов действий. У ребенка старшего дошкольного возраста развивается индивидуальный стиль волевого поведения. Одни - придерживаются рационального способа решения проблем, другие подходят к решению вопросов более подробно, следуя своему чувству долга. Несмотря на это, многим сложно сделать выбор и принять решение в своем предпочтении мотивов. Большую роль в этом вопросе играет интеллектуальная сфера ребенка, его стремление к осознанному, правильному выбору, однако этот процесс не всегда является полностью осознанным и аргументированным.

Волевые навыки детей старшего дошкольного возраста выражаются как в совершении какого-либо действия, так и в его задержке или отказе от него. Это характеризует тормозные функции волевой сферы, подавление незначимых, а в некоторых случаях очень сильных соперничающих желаний в процессе выбора мотивов; осознанное замедление волевого действия, для выбора одного из нескольких вариантов и возможных с учетом всех обстоятельств; контроль своего поведения и эмоций; принятие сознательных, обдуманных решений.

В своих работах И.В. Дубровина представляет следующее суждение: волевые навыки детей старшего дошкольного возраста предполагают собой высокую степень активности личности, сподвигают ребёнка на выбор наиболее эффективных способов и средств достижения целей, выражается в необходимости совершенствования способов действий в ходе получения социального опыта, применения усилии при принятии решения и другие сложных видов деятельности. Волевые навыки выражают одну из главных способностей детей старшего дошкольного возраста - контроль над собственным поведением [3, С. 21].

Содержание и структура волевой активности детей старшего дошкольного возраста - это уникальный комплекс волевых качеств личности. Качество, которое дает возможность поставить перед собой и другими новую цель, называется инициативностью [9, С. 112].

Развитие волевых навыков детей старшего дошкольного возраста способствует расширению творческих способностей во всех сферах его деятельности, в том числе повышая лидерские и организаторские качества. Подчиненный и исполнитель, в свою очередь не обладают подобными качествами и являются безынициативными, не способными принять на себя роль руководителя.

В период конкуренции мотивов помогает решительность - способность быстро, обдуманно принимать решения и действовать. Ребенок, долго думающий, мучительно принимающий решения и несколько раз, меняющий его, считается нерешительным. Часто, такой ребенок прибегает к помощи других людей, чтобы снять с себя ответственность за принятие решения и последующих ему событий.

Такие решения не обладают мотивирующей силой и часто вообще не реализуются. Нерешительные дети стараются избегать сложные ситуации и необходимость принятия важных, ответственных решений.

При волевых действиях у детей старшего дошкольного возраста возникают различные эмоции: положительные при успешных ситуациях; отрицательные при неудачах и при непреодолимых препятствиях, а также при страхе перед поражениями, или опасными действиями.

В подобных моментах у детей старшего дошкольного возраста нередко возникает чувство стыда, которое формируется за счет неоправданных надежд и ответственности за негативный результат перед другими людьми. Впоследствии, теряя контроль над своими эмоциями, ребенок может проявлять в состоянии аффекта вспыльчивость, раздражительность, гнев, что в свою очередь негативно сказывается на общении с окружающими людьми.

Длительное воздействие неудач на ребенка приводит к стрессовому состоянию и фрустрации, а также к снижению уровня уверенности в себе. Негативные эмоции уменьшают эффективность волевых процессов, что нередко приводит к тому, что ребенок не заканчивает начатое им дело.

По мнению Т.А. Крылова, проявление волевых навыков заключается в том, чтобы научиться бороться с негативными, разрушающими организационную деятельность эмоциями. Контроль над собой, свои эмоциями, своими психологическими и физиологическими проявлениями, которые препятствуют достижению поставленных целей - это волевые качества, представляющие собой выдержку и самообладание [5, С. 30].

Умение ребенка старшего дошкольного возраста выполнять волевые действия подразумевает у него разностороннее развитие важнейших волевых качеств, что говорит о сильной воле. Такие дети могут ставить перед собой сложные цели и задачи, уметь достигать их, принимать сложные решения, противостоять стрессу и отрицательным эмоциям, появляющимся во время ситуаций неуспеха.

Способность таких детей преодолевать препятствия, повышает его стремление справиться с трудностями и добиться успеха. Дети старшего дошкольного возраста, проявляющий низкий уровень волевых качеств называется слабовольным или слабохарактерным. Такие дети выбирают следовать своим непринужденным влечениям, поддается своей лени, предпочитает больше подчиняться, чем проявить инициативу.

Если необходимо принять сложное решение или приложить большое количество усилий для достижения цели, то такой ребенок часто это делает из-за страха неудачи, наказания или ради получения поощрения, но не следует своему принятому решению, проявляя волевые качества.

Преграды в сложных ситуациях вызывают глубокие переживания, негативные эмоции и стремление избежать дальнейших трудностей. Волевые действия каждого ребенка характеризуются их индивидуальными особенностями, которые обуславливаются степенью развития волевых качеств. Например, ребенок может демонстрировать сильные волевые качества, только под внешним влиянием, когда кто-то указывает ему, что и как нужно делать. Это свидетельствует

о низком уровне развития инициативности, они легко принимают поставленные перед ними цели другими людьми, им свойственны внушаемость и податливость, при высокой исполнительности и дисциплинированности.

По мнению И.Ю. Кулагиной формирование волевых навыков детей дошкольного возраста, делится на три этапа [6, С. 130]:

1. Развитие эмоционального самоконтроля ребенка от 3 до 4 лет.

2. Нравственное воспитание в возрасте от 4 до 5 лет.

3. Формирование деятельных индивидуальных качеств ребенка в 6 лет.

В своих работах М.В. Гамезо описывает, что гармоничное развитие волевых навыков ребенка зависит от внешних факторов (окружающей среды) и внутренних факторов (особенностей нервной системы, психофизического развития ребенка) [2, С. 89].

По мнению Л.С. Выготского в процессе появления новых интересов, желаний ребенка, мотивов действий формируется целенаправленная деятельность. От того на сколько сильно ребенок проявляет волевые качества зависит успешность достижения желаемого результата [1, С. 164].

Положительные эмоции играют одну из важнейших ролей в процессе обучения и воспитания ребенка, они определяют степень эффективности педагогической работы. Деятельность дошкольник и его психическое развитие напрямую зависит от проявления им волевых усилий.

Со временем желания ребенка приобретают различную значимость. По сравнению со средним дошкольным возрастом, старшему дошкольнику становится проще контролировать свои намерения и стимулы. Это объясняется ранжированием своих желаний и более сильной мотивацией достижения целей. Наиболее значимым мотивом является поощрение, успех, а порицание и собственное обещание ребенка менее значимы.

У дошкольника формируется личная мотивационная система, развивается самооценка, целеустремленность, ориентированность на успех, присутствует соревновательная мотивация. Например, одному ребенку необходима оценка воспитателя, для другого ребенка важно мнение своих сверстников, а именно для детей важно признание окружающих, признание в нем лидерства.

Первоначально ребенок оценивает поступки других людей, опираясь на моральные принципы, которые он усвоил в социальном окружении. В более старшем возрасте ребенок оценивает не только результат действия, но и мотивы поступка. Дошкольник оценивает причины наказания и является ли оно заслуженным. По мнению В.В. Зеньковского в старшем дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование нравственных качеств личности. В отличие от трех -четырех летнего возраста, когда нравственные качества отсутствуют или играют незначительную роль, в 7 лет вопросы нравственности выходят на первый план, для ребенка становится важным одобрение социального окружения и правила норм поведения [4, С. 221].

Со временем, ребенок начинает предугадывать результаты своих эмоциональных реакций и поведения, это является началом формирования антиципации. Это позволяет человеку предугадывать результаты своей деятельности, последствий поведения, реакцию окружающих на его действия. Например, ради того, чтобы сделать приятно маме, ребенок приберет игрушки, хотя ему хочется еще поиграть. Изучая природу мотивов, В.Б. Никишина в своих трудах описывает следующее. Когда ребенок соотнесет все мотивы своей деятельности, выделяется ведущий мотив, наиболее эффективный для ребенка в выполнении действий, определяющий общую модель поведения дошкольника. При этом, порядок структуры мотивов нестабилен, при наличии сильного эмоционального стимула, мотивы действий меняют свою структуру [8, С. 88].

Таким образом, развитие волевых навыков, находится в тесной взаимосвязи с образованием новых интересов, предпочтений ребенка, мотивов его действий, вследствие чего, формируются особенности поведения и навыки предугадывания эмоциональных реакций. В это же время ребенок начинает оценивать свои личные поступки, развивать чувство ответственности, пытаясь соответствовать общепринятым правилам поведения, усвоенным в обществе, посредством одобрения и порицания взрослыми. Ребенок ведет себя по отношению к сверстникам, основываясь на этические нормы.

Такой процесс протекает наиболее успешно в том случае, если у дошкольника имеется тесный эмоциональный контакт с кем-нибудь из близких людей (членов семьи), ребенок подражает примеру взрослого. При этом внимательные родители будут объяснять ребенку разницу между положительными и отрицательными поступками. По мнению С.Л. Рубинштейна к концу дошкольного возраста, при условии активного интеллектуального и личностного развития формируется самосознание, которое является главным итогом развития волевых навыков, в период дошкольного детства [10, С. 79].

Основой для формирования волевых навыков является положительная эмоциональная оценка ребенка родителями, первоначальный этап «я хороший», а также оценкой чужого поведения. Сначала ребенок учится оценивать поведение других детей, а затем свои собственные действия, учитывая нравственные качества. Развитие волевых качеств имеют прямую зависимость с оценкой окружающих. В случае, когда оценки и ожидания взрослых не соответствуют индивидуальным особенностям ребенка, то возникает искаженное представление о себе.

В пять лет, самооценка детей, при благоприятном эмоциональном климате в семье, обычно является завышенной. К шести годам, дети учатся оценивать свои собственные достижения, а к семи годам, самооценка детей приходит в норму и становится более устойчивой.

Выводы. В психолого-педагогической литературе представлено достаточно большое количество исследований, посвящённых проблеме воли, волевых качеств, волевого поведения. Воля рассматривается как сознательное управление своим поведением и деятельностью. Она позволяет преодолевать препятствия на пути к достижению цели. У детей дошкольного возраста к проявлению волевого поведения относятся развитие произвольности действий, степени их осознанности, а также волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость, упорство. В качестве эффективного средства формирования волевого поведения в дошкольном возрасте является деятельность, которая вызывает необходимость выбора собственных решений.

В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений, а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Из всего вышесказанного следует, что развитие волевых навыков у дошкольников позволяет детям успешно усваивать новые виды деятельности, выполнять задания и ориентироваться на успех. Уже в конце дошкольного возраста ребенок может достаточно полно осознавать и словесно выражать свои эмоции и переживания, чего не мог делать в более раннем возрасте. Важным элементом готовности ребенка к школе является развитая волевая сфера, которая предполагает высокий уровень волевых качеств, мотивационной составляющей и интеллектуальных способностей.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 303 с.

2. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Воронеж.: Феникс, 2019. - 192 с.

3. Дубровина, И.В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2019. - 148 с.

4. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург.: Наука, 2019. - 315 с.

5. Крылова, Т.А. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет / Т.А. Крылова, А.Т. Сумарокова. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2018. - С. 30-32.

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: уч. пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Педагогика, 2018. - 301 с.

7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 2016. - 40 с.

8. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. -М.: Владос, 2017. - 128 с.

9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2020. - 479 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург, 2017. - 705 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Малышева Ольга Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В последние два года, в период пандемии COVID-19, выросло число исследований, связанных с вопросами дистанционного обучения. Невозможность очного контакта преподавателя и обучающегося накладывает отпечаток на качество и результат образовательного процесса. Помимо проблем, возникающих у студентов с качеством полученной информации, преподаватели также испытывают сложности, заключающиеся в несформированных навыках применения методов онлайн-обучения. В данной статье проведен анализ проблем организации и проведения дистанционного обучения в высшей школе.

Ключевые слова: проблемы образования, дистанционное обучение, информационные технологии, онлайн-обучение, высшая школа.

Annotation. In the last two years, during the COVID-19 pandemic, the number of studies related to distance learning issues has increased. The impossibility of face-to-face contact between the teacher and the student leaves an imprint on the quality and result of the educational process. In addition to the problems that students have with the quality of the information received, teachers also experience difficulties in the unformed skills of using online learning methods. This article analyzes the problems of organizing and conducting distance learning in higher education.

Keywords: problems of education, distance learning, information technology, higher school

Введение. Самоизоляция, периоды полного закрытия учреждений и предприятий сфер культуры, туризма и общественного питания, дистанционная форма работы, ограничение доступа третьим лицам на различные предприятия, учреждения и производственные площадки, отмена совещаний и партнерских встреч - все это новые условия, к которым многим было необходимо приспособиться в максимально короткие сроки.

Сфера образования не стала исключением. И хотя дистанционные формы обучения динамично развивались и активно использовались до эпидемии коронавирусной инфекции, события 2020 года вынудили образовательные учреждения различных уровней массово переходить на дистанционный формат обучения и внедрять в свою деятельность соответствующие инструменты, к чему многие были просто не готовы. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции дистанционный формат обучения из инструмента превратился в необходимое и обязательное условие функционирования всей образовательной системы. Это новая реальность, которую необходимо принять, приспособиться к ней. Вопросы создания условий для обучения в дистанционном формате в настоящий период и особенностей преподавания стали предметом обсуждения и исследований в высшем образовании.

Объектом исследования является дистанционное обучение, как взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии, в котором отражены все компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), и которое реализуется особыми интернет-технологиями.

В электронной библиотеке elibrary.ru представлено более 8 тысяч публикаций на тему дистанционного образования. Основной проблемой, которую указывают преподаватели вузов, является проблема снижение качества образования, упоминаемая, как наиболее часто встречающаяся при выделении потенциальных угроз дистанционного обучения. Это и определяет актуальность данного исследования.

Изложения основного материала статьи. Изучая классификации моделей дистанционного обучения, В.С. Галяев, З.А. Гасанова, выделили отечественные модели, такие, как традиционное заочное обучение; открытое обучение с использованием средств ИКТ; телеобразование, подразумевающее аудио- и видеоконференции; виртуальные классы и университеты со специальными компьютерными программами обучения. Однако данная классификация больше похожая на этапы развития дистанционного обучения, нежели на конкретные модели [1].

В трудах зарубежных исследователей авторы выделяют консультационную модель; модель корреспонденцией; модель регулируемого самообучения; модель кейс-технологии; модель корреспондентского обучения; радиотелевизионная модель; модель сетевого обучения и модель мобильных технологий. Авторами акцентируется внимание на том, что наиболее распространенной в настоящее время является модель, элементами которой являются: обучение по типу экстерната; университетское обучение; сотрудничество нескольких учебных заведений; автономные обучающие системы; обучение в специализированных образовательных учреждениях и неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. В зависимости от способа общения преподавателя и студента можно выделить три вида организации дистанционного обучения: это самообучение; индивидуализированная обучение и обучение в группе.

Процесс дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий обладает потенциалом для изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, отмечает А.П. Голивкин, так и роли обучающихся и преподавателей в нем [2]. Автор отмечает две актуальные проблемы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.