Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / профессиональные компетенции / персонализация обучения / самореализация / pedagogical technologies / professional competencies / personalization of learning / self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Алевтина Яковлевна

Одной из задач педагогического процесса является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Современные врачи должны обладать системным мышлением, благодаря которому не только появляются инновационные идеи, но и осваиваются эффективные виды деятельности.Образовательный процесс в медицинских вузах должен обеспечивать всестороннее развитие личности и профессионального мастерства.Немаловажным фактором результативной работы станет разнообразие применяемых педагогических технологий, подходов к оценке сформированных компетенций. В современных условиях одним их приоритетных показателей высокого качества подготовки врачей является достижение высокого уровня удовлетворенности обучением, который может оцениваться исходя из получения обратной связи.В ходе проведения исследования было установлено, что наиболее продуктивными педагогическими технологиями, используемыми в ходе обучения в медицинском вузе, являются технологии модульного обучения, технологии проблемного обучения, тренинги, ролевые игры. Применение педагогических технологий в процессе подготовки будущих врачей способствует организации качественного образовательного процесса, приданию ему динамичности, что в будущем приводит к формированию профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Алевтина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the tasks of the pedagogical process is the training of highly qualified specialists who are able to quickly adapt to changing conditions. Modern doctors must have systems thinking, thanks to which not only innovative ideas appear, but also effective activities are mastered. The educational process in medical universities should ensure the comprehensive development of the individual and professional skills. An important factor in effective work will be the variety of applied pedagogical technologies, approaches to assessing the formed competencies. In modern conditions, one of the priority indicators of the high quality of physician training is the achievement of a high level of satisfaction with training, which can be assessed based on feedback. In the course of the study, it was found that the most productive pedagogical technologies used in the course of studying at a medical university are modular learning technologies, problem-based learning technologies, trainings, and role-playing games. The use of pedagogical technologies in the process of training future doctors contributes to the organization of a high-quality educational process, making it dynamic, which in the future leads to the formation of professional skills.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. Одной из задач педагогического процесса является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Современные врачи должны обладать системным мышлением, благодаря которому не только появляются инновационные идеи, но и осваиваются эффективные виды деятельности.Образовательный процесс в медицинских вузах должен обеспечивать всестороннее развитие личности и профессионального мастерства.Немаловажным фактором результативной работы станет разнообразие применяемых педагогических технологий, подходов к оценке сформированных компетенций. В современных условиях одним их приоритетных показателей высокого качества подготовки врачей является достижение высокого уровня удовлетворенности обучением, который может оцениваться исходя из получения обратной связи.В ходе проведения исследования было установлено, что наиболее продуктивными педагогическими технологиями, используемыми в ходе обучения в медицинском вузе, являются технологии модульного обучения, технологии проблемного обучения, тренинги, ролевые игры. Применение педагогических технологий в процессе подготовки будущих врачей способствует организации качественного образовательного процесса, приданию ему динамичности, что в будущем приводит к формированию профессиональных навыков.

Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональные компетенции, персонализация обучения, самореализация.

Annotation. One of the tasks of the pedagogical process is the training of highly qualified specialists who are able to quickly adapt to changing conditions. Modern doctors must have systems thinking, thanks to which not only innovative ideas appear, but also effective activities are mastered. The educational process in medical universities should ensure the comprehensive development of the individual and professional skills. An important factor in effective work will be the variety of applied pedagogical technologies, approaches to assessing the formed competencies. In modern conditions, one of the priority indicators of the high quality of physician training is the achievement of a high level of satisfaction with training, which can be assessed based on feedback. In the course of the study, it was found that the most productive pedagogical technologies used in the course of studying at a medical university are modular learning technologies, problem-based learning technologies, trainings, and role-playing games. The use of pedagogical technologies in the process of training future doctors contributes to the organization of a high-quality educational process, making it dynamic, which in the future leads to the formation of professional skills.

Key words: pedagogical technologies, professional competencies, personalization of learning, self-realization.

Введение. Современное российское образование переживает период активного развития. Одной из первостепенных задач педагогической деятельности является подготовка квалифицированных кадров, способных оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. Совершенствование образовательного процесса продолжается и в медицинской сфере [6]. Политика медицинских вузов ориентирована на реализацию принципа непрерывного образования, выраженного в стремлении будущих врачей использовать имеющиеся возможности для повышения квалификации, реализации собственного потенциала. Будущие медицинские работники должны обладать системным мышлением, четкой позицией касательно своего профессионального будущего и готовностью к постоянному личностному росту [2].

Подготовка высококвалифицированных кадров в медицинских вузах включает в себя не только проверку полученных знаний, но и степень овладения трудовыми функциями. Качество медицинского образования зависит как от материально-технической базы, так и от квалификации педагогов, возможности использовать научную литературу, разнообразия методов обучения [7].

Процесс обучения предполагает всестороннее развитие личности будущего врача и его профессионального мастерства в рамках компетентностного подхода. Его реализация направлена на совершенствование образовательной деятельности, повышениеуровня необходимых навыков для работы в будущей профессиональной сфере. Одним из факторов, оказывающих влияние на уровень подготовки медицинских кадров, является применение инновационных педагогических технологий. Их использование позволяет избавиться от традиционной модели передачи знаний и перейти к творческому взаимодействию между субъектами обучения [3].

Личность педагога и его профессиональный опыт определяют качество подготовки и уровень полученных знаний в процессе получения медицинского образования. Студенты обращают внимание на умение педагога применять различные способы и формы работы на занятиях, желание взаимодействовать и творчески подходить к решению задач. Немаловажным фактором результативной работы станет разнообразие применяемых педагогических технологий, подходов к оценке сформированных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Вопросам организации и проектированию содержания педагогической деятельности в медицинских вузах уделяется пристальное внимание в научной среде. Н.А. Гетман, Е.Н. Котенко, В.В. Русаков, Л.И. Сукачотмечают, что для достижения высокого уровня обучения медицинских работников важно выполнять некоторые условия. Во-первых, процесс обучения должен совпадать с потребностями конкретных студентов. Во-вторых, программа обучения должна включать знания и практический опыт, которые способствовали бы развитию взаимодействия, гуманитарных форм мышления. Авторы также придерживаются мнения о том, что обучение в медицинских вузах должно обеспечиваться за счет интеграции междисциплинарных курсов для усиления синтеза информации. В данном случае можно обеспечить процесс непрерывного профессионально-личностного развития [4].

Н.В. Курылева уделяет особое внимание реализации воспитательной деятельности в медицинском вузе. Автор утверждает, что воспитательная деятельность заключается в объединении процессов обучения и воспитания. Образовательная деятельность была и остается основным процессом деятельности медицинского вуза, поэтому её воспитательную роль нельзя недооценивать. Рассмотрение процессов обучения и воспитания в качестве самостоятельных недопустимо, особенно это касается реализации компетентностного подхода, в соответствии с которым результат обучения складывается не только из объема полученных знаний и приобретенных навыков, но и из опыта деятельности. По мнению

H.B. Курылевой в структуре компетенции ключевую роль имеет ценностное отношение к знанию, поэтому необходим пересмотр подходов к выбору технологий воспитательной работы [5].

В.Г. Галонский, Э.С. Сурдо, A.A. Радкевич рассматривают влияние принципов организации педагогического взаимодействия на личностный рост участников образовательного процесса. Авторы выделяют следующие принципы [8]:

- принцип проблематизации, благодаря которому раскрывается творческий характер взаимодействия педагога и обучающихся. Деятельность преподавателя направлена на создание условий и мотивации студентов к личностному росту, реализации самостоятельной подготовки и интеллектуальному росту;

- принцип диалогизации субъектного взаимодействия как личностно равноправного, взаимодополняющего сотрудничества между педагогом и студентами;

- принцип персонализации, основное назначение которого состоит в преодолении недостатков педагогического общения, когда взаимодействие осуществляется не между личностями, а между ролями. В процессе персонализации происходит выделение дополнительных ресурсов субъектов педагогического взаимодействия, которые являются сугубо индивидуальными и могут не совпадать с ролевыми моделями;

- принцип индивидуализации образовательной деятельности, направленный против фронтального опроса так называемых «сильных» и «слабых» обучающихся. Индивидуализация взаимодействия осуществляется в соответствии с проведенным анализом склонностей и возможностей студентов, их мотивации к реализации познавательной деятельности.

В современных условиях одним их приоритетных показателей высокого качества подготовки врачей является достижение высокого уровня удовлетворенности обучением, который может оцениваться исходя из получения обратной связи [1]. В Башкирском государственном медицинском университете педагоги регулярно проводят анонимные опросы с целью получения данных о степени удовлетворенности студентов различными аспектами организации педагогической деятельности с целью дальнейшего совершенствования качества образования.

В четвертом семестре 2022-2023 учебного года среди студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия, был проведен опрос с целью определения наиболее продуктивных педагогических технологий, используемых в процессе обучения. Числовая выборка составила 117 человек. Обучающимся были представлены критерии, по которым они должны были выбрать педагогические технологии. Во-первых, это актуальность учебной и научной информации. Во-вторых, практическая инновационность. В-третьих, иллюстрированность теоретических положений, использование видео- и аудио-материалов, позволяющих пояснять сложные процессы. В-четвертых, это содержательное наполнение материала. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты опроса студентов о продуктивных педагогических технологиях обучения

Анализ ответов респондентов показал, что одной из продуктивных педагогических технологий студенты считают технологию модульного обучения (86,4%). Студенты поясняли, что данная тактика обучения позволяет обеспечивать целостность педагогического процесса, интегрировать познавательную и личностную сферу с дальнейшими возможностями для самореализации. Модульная технология позволяет отслеживать динамику познавательной активности студентов, своевременно вносить изменения в учебный план. Использование технологии модульного обучения способствует решению личностно-ориентированных задач, поскольку для студентов составляются персонализированные программы в соответствии с их особенностями.

Проблемное обучение выделило 79,5% респондентов. Оно направлено на развитие творческого потенциала обучающихся и их познавательную активность и вовлеченность. Проблемное обучение достаточно часто используется при чтении лекций, а также на семинарских занятиях, при проведении конференций, круглых столов, организации научно-исследовательской деятельности. Моделируемые проблемные ситуации позволяют организовать качественную самостоятельную работу обучающихся. Как отмечают будущие врачи, это имеет важное значение для развития творческого потенциала, осторожного подхода к решению поставленных задач.

Тренинги (60,2%) по мнению студентов, позволяют испытывать новые, нехарактерные для действительной реальности навыки и способы преодоления рисков, с которыми возможно придется столкнуться в профессиональной деятельности. Для достижения высокого уровня образовательного процесса с применением тренинга важно максимально приблизить учебную ситуацию к реальности.

В процессе обучения в рамках контекстного обучения нередко применяются ролевые игры (54,6%). Для будущей профессиональной деятельности ролевые игры обладают большим творческим потенциалом, обеспечивают мотивацию студентов. В ходе ролевой игры будущие врачи максимально приближаются к алгоритму будущей профессиональной деятельности. У студентов появляется возможность проявить такие важные личностные качества как инициативность, способность брать ответственность за принятые решения, умение взаимодействовать с коллективом.

Студенты выделяли также возможности информационных технологий, симуляционное обучение. Респондентам кажется целесообразным использование симуляционного обучения, поскольку данный метод позволяет имитировать различные клинические ситуации с отличительным алгоритмом их решения, что способствует активизации мыслительной деятельности и адаптации к изменяющимся условиям.

Выводы. Таким образом, в ходе проведения исследования было установлено, что наиболее продуктивными педагогическими технологиями, используемыми в ходе обучения в медицинском вузе, являются технологии модульного обучения, технологии проблемного обучения, тренинги, ролевые игры. Студенты заинтересованы в реализации непрерывного обучения и постоянного повышения качества образовательного процесса.

Использование инновационных педагогических технологий способствует организации качественного образовательного процесса, приданию ему динамичности, что в следствии обеспечивает основную цель образования - формирование у студентов профессиональных навыков, системного мышления и готовности к самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Абдулаева, З.Э. Философско-этические аспекты педагогической деятельности в медицинском вузе / З.Э. Абдулаева // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2020. - № 5. - С. 62-65. - EDN KFYOYM

2. Евдокимова, А.И. Педагогические аспекты реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся медицинского вуза в условиях цифровой трансформации / А.И. Евдокимова, В.В. Чекуряева, C.B. Самаркин // Человеческий капитал. - 2022. - № 12-2(168). - С. 149-158. - EDN QLMYLB

3. Койчуева, С.М. Социологические аспекты научно-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза / С.М. Койчуева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29, № 3. - С. 537-541. -DOI 10.32687/0869-866Х-2021-29-3-537-541. -EDNFTHHCJ

4. Конструирование содержания педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза в современных условиях / H.A. Гетман, E.H. Котенко, В.В. Русаков, Л.И. Сукач // Современные проблемы науки и образования. - 2021. -№2.-С. 88. -DOI 10.17513/spno.30737. - EDN FQFXDF

5. Курылева, H.B. Психолого-педагогические аспекты организации воспитательной деятельности в медицинском вузе / Н.В. Курылева // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях, Москва, 14-16 декабря 2017 года. Том Часть 2. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2017. - С. 40-44. - EDN XMPALB

6. Специфика педагогической деятельности при работе с иностранными студентами в медицинском вузе / Т.Г. Стул, Е.Ю. Студнев, Л.М. Курзин, М.В. Королева // Перспективы науки. - 2022. - № 2(149). - С. 191-193. - EDN MPLICH

7. Тихомирова, Г.И Совершенствование педагогической деятельности клинической кафедры медицинского вуза / Г.И. Тихомирова, Э.В. Халимов // Актуальные вопросы современного медицинского образования: Материалы 1 Международной научно-практической конференции, Ижевск, 11-12 сентября 2020 года. - Ижевск: ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия», 2020. - С. 145-149. - EDN PECQEN

8. Фундаментальные основы и принципы педагогического процесса на стоматологическом факультете медицинского вуза (опыт 20-летней преподавательской деятельности) / В.Г. Галонский, Э.С. Сурдо, A.A. Радкевич [и др.] // Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера: Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Медицинского института ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", Якутск, 15 ноября 2022 года / Под редакцией И.Д. Ушницкого. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2022. - С. 60-102. - EDN UAPBGN

Педагогика

УДК 376.33

доцент, кандидат педагогических наук Миронова Маргарита Анатольевна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Романенко Ольга Николаевна Казанский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Казань); старший преподаватель Прахова Юлия Ильхамовна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ (г. Казань)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПО СЛУХУ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с особенностями восприятия устной и письменной речи глухими и слабослышащими студентами. Результаты эксперимента показали, что чем больше словарный запас студентов с ОВЗ по слуху, тем меньше потери информации при зрительном восприятии словесной речи. Пассивный и активный словарный запас в свою очередь обусловлен чтением разного рода литературы. Авторы статьи приходят к выводу о том, что при обучении студентов в высшей школе сложно опираться только на русский жестовый язык, так как он является устным. Без знаний грамматики русского языка, который также может служить посредником при обучении иностранному языку, обойтись нельзя.

Ключевые слова: глухие и слабослышащие студенты, эксперимент, русский жестовый язык, лексика, грамматика. Annotation. This article discusses the problems associated with the peculiarities of the perception of oral and written speech by deaf and hard of hearing students. The results of the experiment showed that the larger the vocabulary of students with hearing disabilities, the less information loss during visual perception of verbal speech. Passive and active vocabulary, in turn, is conditioned by reading various kinds of literature. The authors of the article come to the conclusion that it is difficult to rely only on Russian sign language when teaching students in higher education, since it is oral. It is impossible to do without knowledge of the grammar of the Russian language, which can also serve as an intermediary in teaching a foreign language.

Key words: deaf and hard of hearing students, experiment, Russian sign language, vocabulary, grammar.

Введение. Работая со студентами, имеющими проблемы со слухом, коллектив авторов находится в постоянном поиске новых подходов в обучении и создании наилучших условий для студентов. Все больше появляется молодых людей с кохлеарными имплантами, все разнообразнее и сложнее технические средства, направленные на более широкий диапазон восприятия шумов. Все эти достижения ставят перед педагогами новые и новые задачи. Каждый год приходят в вуз люди, которые лучше адаптированы и информированы об окружающем мире, чем их предшественники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.