Результаты контрольной работы и теста дают примерно одинаковое распределение студентов в процентном соотношении по уровням сформирован-ности математической компетентности будущего учителя математики. Так студенты, достигшие стандартного уровня, составляют, примерно, половину как в контрольных, так и в экспериментальных группах. В контрольных группах треть группы имеет пороговый уровень и лишь несколько студентов - эталонный уровень. В экспериментальных
группах треть группы имеет эталонный уровень и лишь несколько студентов - пороговый уровень.
Таким образом, проверена эффективность разработанной методики преподавания числовых систем в рамках дисциплины по выбору в формировании мотивационно-оценочного, содержательно-процессуального и рефлексивного компонентов математической компетентности будущего учителя математики.
Список литературы
1. Болонский процесс : результаты обучения и компетентностный подход (Книга-приложение 1) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
2. Казачек Н. А. Курс по выбору «Числовые системы» в контексте государственных образовательных стандартов третьего поколения // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Физика, математика, техника, технология». 2009. № 2 (25). С. 63-69.
3. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин : Валгус, 1980. 334 с.
4. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М. : МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
УДК 378 ББК Ч 486
Е. А. Лапа
Использование инновационных педагогических технологий при подготовке студентов к предпринимательской деятельности
В данной статье рассматриваются вопросы применения инновационных педагогических технологий в процессе подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Подробно описан проект «Дублер бизнеса», который применяется автором при формировании предпринимательской компетентности у студентов высших учебных заведений. Профессиональная подготовка к предпринимательской деятельности реализуется как процесс тренировки новых навыков и качеств, которые так необходимы для успешного ведения бизнеса в условиях изменяющейся конкурентной среды. Описывается система включения студентов в реальный бизнес процесс.
Ключевые слова: образование, выпускник вуза, предпринимательская деятельность, педагогическая технология, деятельностный подход, компетентность, метод кейсов, метод проектов, деловая игра, дублер бизнеса.
E. A. Lapa
Use of innovative teaching technology in preparing students to doing business
This article discusses the features of the application of modern educational technologies in the process of preparing students to become entrepreneurs. Detailed description of the project «understudy business», which is used by the author in the formation of entrepreneurial competence. Training for entrepreneurship is realized as the process of training new skills and qualities that are so essential to business success in a changing competitive environment. Describes a system of inclusion of students in a real business - process.
Key words: education, graduate, innovative, activity, business activity, pedagogical technology, case studies, project-based method, business game, double business.
Анализ целей и особенностей подготовки студентов к предпринимательской деятельности показывает, что это особенная, специфическая область образования, для которой характерен внутренний конфликт между непосредственно образовательной функцией (функция передачи знаний) и функцией подготовки к осуществлению деятельности (функция формирования компетенций). Подготовка студентов к предпринимательской деятельности должна осуществляться так, чтобы в результате позволяла научить учиться обучаемых
- реализуя технологию образования в течение всей жизни, ориентированную на подготовку конкурентоспособных профессионалов в сфере предпринимательства и бизнеса, формирование самообучающейся и развивающейся личности с активной жизненной позицией, ориентированной на успех.
Одним из условий подготовки студентов к предпринимательской деятельности является применение передовых инновационных педагогических технологий в сочетании с традиционными формами обучения, обеспечивающих профессиональную подготовку с развитием внутреннего потенциала и предпринимательской активности личности студента. Актуальной проблемой в совершенствовании подготовки будущих предпринимателей является поиск
и внедрение в учебный процесс новых форм и эффективных методов обучения, способных значительно углубить и оживить сам процесс обучения. Процесс передачи знаний, сориентированный на формирование профессиональной личности, означает переход учебного процесса из пассивной передачи и усвоения знаний в активный процесс формирования навыков применения полученных знаний в процессе жизнедеятельности. Основой педагогической технологии в данном случае становится компетент-ностный подход в образовании, реализация которого осуществляется через использование инновационных методов обучения при подготовке предпринимателей, которые будут работать в различных сферах экономики.
Профессиональная подготовка к предпринимательской деятельности
- это не просто передача новых знаний. Прежде всего, это тренировка новых навыков и качеств, которые так необходимы для успешного ведения бизнеса в условиях изменяющейся конкурентной среды. Навыки деятельности можно сформировать только путем осуществления самой деятельности. Несомненным преимуществом использования активных методов подготовки является объединение процесса передачи новых знаний с тренировкой управленческих навыков. Инновационные методы (ме-
тод моделирования, метод симуляций, метод кейсов) позволяют исследовать формы организации как экономической системы в целом, так и отдельно взятого предприятия в частности.
Необходимо отметить, что достижение целей, которые стоят перед бизнес-образованием при подготовке к предпринимательской деятельности, реализуются не только с помощью образовательных программ и силами образовательных институтов, но и на основе практической деятельности людей, которые являются действующими предпринимателями, поэтому обучение посредством «опыта» - это исключительно важный метод, который может привести к весьма впечатляющим результатам.
Идея регулярного непрерывного образования, которое в последнее время рассматривается как «пожизненное обучение» или обучение в течение всей жизни является наиболее важной с точки зрения образовательной компоненты. Данный подход подразумевает, что специалист, получив фундаментальное образование в области бизнеса и экономики должен с определенной периодичностью обновлять свои знания по собственной инициативе в течение всей жизни, сознавая, что это необходимое условие повышения конкурентоспособности и успешности при осуществлении деятельности вообще и предпринимательской деятельности, в частности.
Для реализации концепции непрерывного образования автором разработан элективный курс «Основы предпринимательской деятельности» (72 час.), после его изучения студенты имеют общее представление о предпринимательской деятельности, об открытии собственного дела, ориентируются в терминах и понятиях, но данных знаний недостаточно для решения практических задач, с которыми сталкива-
ется начинающий предприниматель. В процессе обучения студенты изучают опыт современных предпринимателей, что позволяет расширить и закрепить теоретические знания, получить возможность демонстрации уровня своей подготовки, разработать бизнес-план, принять участие в конкурсе студенческих бизнес-проектов, в конкурсе на получение грантов для начинающих предпринимателей, который проводит Министерство экономического развития Забайкальского края.
При подготовке к предпринимательской деятельности, как одной из наиболее практико-ориентированных областей образования, инновации используются достаточно давно. Если говорить о конкретных - наиболее заметных
- «технологических» новинках, следует отметить метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади; использование деловых игр или метод бизнес-симуляций; метод обучения через проекты, метод передачи полномочий или дублер бизнеса.
Одним из методов, который применялся нами при подготовке студентов к предпринимательской деятельности, стал проект «Дублер бизнеса». Цель данного проекта состоит в передаче опыта практического предпринимательства через систему наставничества студентам, которые планируют организовать собственное дело. Процесс реализации данного проекта позволяет решить ряд задач, среди которых:
1) установление прямых контактов между будущими и действующими предпринимателями;
2) передача молодежи практического опыта по вопросам ведения бизнеса предпринимателями;
3) знакомство с деятельностью предпринимателей через дублирование их функций студентами;
4) вовлечение студенческой молодежи в предпринимательство.
Нами было проведено исследование на тему «Как вы планируете свое будущее трудоустройство», в ходе которого было опрошено 120 студентов 25 курсов из Читинского государственного университета, Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Возраст опрашиваемых составил от 17 до 22 лет. Результаты показали, что 14 % видят себя на руководящей должности, 27 % собираются работать по специальности в качестве наемных работников или рядовых исполнителей, а 43 % студентов хотят открыть свой бизнес. Они объясняют это желанием получать прибыль и реализовать свой потенциал. Несмотря на решение стать предпринимателями, они по-прежнему не уверены в правильности выбора, и в своей готовности заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому реализация проекта «Дублер бизнеса» помогает студентам понять, правильно ли они выбрали сферу своей будущей деятельности и действительно ли они хотят занимать руководящую должность. Кроме того, они смогут получить много практической информации о выбранной сфере деятельности с точки зрения руководителя.
Предприниматели готовы выступить в качестве наставников по нескольким причинам: во-первых, молодежь -лучший генератор идей, поэтому в ходе этого проекта могут появиться новые идеи для развития бизнеса; во-вторых, владельцы бизнеса надеются увидеть в молодежной среде будущих талантливых управленцев, которым можно будет доверить в будущем руководство предприятием, а в-третьих, участники данного проекта получили определенное общественное признание, став наставниками. Также предприниматели
были приглашены в качестве экспертов при отборе проектов-победителей в финале конкурса молодежных проектов, который проводится под протекторатом Торгово-промышленной палаты Забайкальского края и ЗабГГПУ им. Н. Г.Чернышевского.
Известный проект «Дублер правительства», реализованный в сфере государственной службы, позволил студентам в различных регионах попробовать себя в качестве чиновников, предлагаемый нами проект относиться к сфере предпринимательства и бизнеса. В его основе лежит обучение основам предпринимательской деятельности и бизнес-планированию и дублирование функций предпринимателей города Читы и Забайкальского края. Программа рассчитана на 1 месяц, проводится дважды в год (осенью и весной). При реализации данного проекта 45 студентов старших курсов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета прошли краткосрочное обучение по программе «Основы предпринимательской деятельности» в объеме 72 часа по вопросам организации и ведения собственного дела, в качестве выпускной работы каждый участник представил бизнес-план будущего проекта. Студенты, которые выразили желание попробовать себя в качестве действующего предпринимателя, получили возможность стажироваться на предприятиях малого бизнеса города Читы. Площадками проекта стали предприятие розничной торговли, агентства недвижимости, консалтинговая фирма, фирма по изготовлению и установке пластиковых окон.
Участника проекта «Дублер бизнеса» смогли познакомиться с предприятием малого бизнеса, работой его руководителя, чаще всего собственника предприятия, им была предоставлена воз-
можность выполнить (продублировать) отдельные функции предпринимателя, который в данном проекте фактически является наставником, педагогом и бизнес-тренером в одном лице. Реализация программы «Дублер бизнеса» облегчает решать определенный круг вопросов, в том числе, популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи; формирование групп из числа студентов, которые рассматривают предпринимательство, как один из путей построения карьерной траектории, для обучения основам бизнеса; повышение востребованности выпускников ВПО на рынке труда в условиях кризиса и высокого уровня безработицы.
Участие в работе конкретных предприятий малого бизнеса в качестве дублера предпринимателя позволило студентам не только попробовать себя в качестве руководителя, но и использовать знания, полученные на теоретических занятиях, с учетом сферы деятельности и специфики её осуществления в рамках одного отдельно взятого предприятия. После завершения стажировки каждый участник смог внести корректировку в бизнес-проект, так как участие в реальном бизнес-процессе позволяет по-новому планировать маркетинговую политику, увидеть миссию будущего предприятия, иначе описать конкурентную среду, более точно сформировать финансовые потоки и оценить финансово-экономические результаты деятельности будущего предприятия, а также социальную эффективность проекта. Участники эксперимента после его завершения отмечали в отчетах о прохождении стажировки необходимость увеличения ее продолжительности, создания бизнес-клуба для молодых начинающих предпринимателей, проведения региональных конкурсов молодежных бизнес-проектов, организации
социально-значимых общественных мероприятий, в которых смогли бы участвовать как начинающие, так и признанные предприниматели.
Представленные результаты позволяют сделать следующий вывод: созданные нами программы и использование современных образовательных технологий позволяют студентам не только освоить объем знаний, необходимый для осуществления предпринимательской деятельности, но и освоить ключевые компетенции в области предпринимательства, поддержать и помочь большинству успешных выпускников в формировании карьерной траектории, либо создав свой бизнес или участвуя в нем, ведь создание собственного дела - это одна из сфер деятельности, где человек способен максимально проявить и раскрыть свои возможности, как на благо своих близких, так и для развития экономики региона.
Современные выпускники вузов получают дипломы в период, когда на рынке труда большинства регионов России складывается непростая ситуация. Однако при построении карьерной траектории у специалиста всегда есть выбор. В качестве одного из вариантов трудоустройства молодые люди при определенном уровне подготовки готовы рассматривать себя в качестве предпринимателя, готовы создать собственное дело. Учитывая, что предпринимательская деятельность имеет высокую степень риска и осуществляется в условиях неопределенности, то необходимо начинать ее, получив определенный багаж знаний и навыков ведения бизнеса.
Собственное дело необходимо рассматривать как возможность самореализации, как способ построения карьерной траектории, как форму преодоления жизненных трудностей молодежи. Таким образом, подготовка студентов
к предпринимательской деятельности как образовательный процесс не может рассматриваться лишь с точки зрения использования традиционных педагогических технологий. Только создание деятельностно ориентированной системы формирования предпринимательской компетентности позволяет предположить, что теоретические знания,
подкрепленные полученным первоначальным опытом предпринимательства, приведут к ожидаемому результату: участники программы не только поверят в собственные силы, но и начнут рассматривать организацию собственного дела в качестве одной из возможных, успешных, карьерных траекторий.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4. 2005. С. 19-27.
2. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании / / Педагогика. 2005. № 10. С. 27-33.
3. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования (в соавторстве). М., 1999. С. 172.
УДК008+002.6 ББК Ч 111.15+4231
C. Н. Лапина
Развитие информационной культуры студентов педагогического колледжа в условиях информационного общества
В статье рассматриваются проблемы развития информационной культуры личности в постиндустриальном обществе. Приводятся различные определения понятий информационное общество и информационная культура и на их основе предлагается определение понятия информационной культуры личности студента, устанавливаются ее критериальные показатели и уровни овладения. На основе предложенных показателей разрабатывается четыре взаимосвязанных направления по развитию информационной культуры личности будущего педагога.
Ключевые слова: информация; информационное общество; культура; информационная культура; информационная культура личности.
С. N. Lapina
The development of the informational culture of students pedagogical colledge
in informational society
The problems of person informational culture development in the informational society are examined in the article. Various definitions of the terms such as informational society and informational culture are given here. On their basis the definition of ере term "student informational culture" is proposed, its principal indicators and acquire levels are established. On these indicators basis the four interconnected directions to activity of the development of future teacher informational culture are worked out.
Key words: Information; informational society; culture; informational culture; person informational culture.