Научная статья на тему 'Дистанционные бизнес-проекты в практико-ориентированной подготовке студентов педагогического вуза'

Дистанционные бизнес-проекты в практико-ориентированной подготовке студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / бизнес-проекты / дистанционные технологии / информационно-образовательная среда вуза / professional education / business projects / distance technologies / information and educational environment of higher education institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Дудышева, О. Н. Макарова

Статья посвящена инновационной проектной деятельности студентов с использованием информационнообразовательной среды на примере педагогического вуза. Обсуждаются показатели эффективности инновационной деятельности в вузе. Рассматривается организация дистанционных бизнес-проектов студенческих команд при взаимодействии с региональными бизнес-инкубаторами. Приведена поэтапная деятельность студентов в процессе подготовки и участия будущих учителей в профессионально-ориентированных проектах. Описаны средства информационно-образовательной среды вуза и методы поддержки дистанционных бизнеспроектов студенческих команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. В. Дудышева, О. Н. Макарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE BUSINESS PROJECTS IN PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The paper is devoted to innovative projects activity of students within the information and educational environment on example of a pedagogical higher education institution. The authors discuss the efficiency indicators of innovation activities in higher education institution. The article looks at the organization of distance business projects of student teams in cooperation with regional business-incubators. It shows the gradual activity of students in the training and participation of the future teachers in professionally oriented projects. The one means of information and educational environment of the higher education institution and the methods of distance support business projects of student teams.

Текст научной работы на тему «Дистанционные бизнес-проекты в практико-ориентированной подготовке студентов педагогического вуза»

УДК 378

ДИСТАНЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Е. В. Дудышева, О. Н. Макарова

Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина Российская Федерация, 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53 Е-mail: kinf@bigpi.biysk.ru

Статья посвящена инновационной проектной деятельности студентов с использованием информационно-образовательной среды на примере педагогического вуза. Обсуждаются показатели эффективности инновационной деятельности в вузе. Рассматривается организация дистанционных бизнес-проектов студенческих команд при взаимодействии с региональными бизнес-инкубаторами. Приведена поэтапная деятельность студентов в процессе подготовки и участия будущих учителей в профессионально-ориентированных проектах. Описаны средства информационно-образовательной среды вуза и методы поддержки дистанционных бизнес-проектов студенческих команд.

Ключевые слова: профессиональное образование, бизнес-проекты, дистанционные технологии, информационно-образовательная среда вуза.

DISTANCE BUSINESS PROJECTS IN PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

E. V. Dudysheva, O. N. Makarova

Altai State Academy of Education named V. M. Shukshin 53, Korolenko str., Biysk, 659333, Russian Federation. E-mail: kinf@bigpi.biysk.ru

The paper is devoted to innovative projects activity of students within the information and educational environment on example of a pedagogical higher education institution. The authors discuss the efficiency indicators of innovation activities in higher education institution. The article looks at the organization of distance business projects of student teams in cooperation with regional business-incubators. It shows the gradual activity of students in the training and participation of the future teachers in professionally oriented projects. The one means of information and educational environment of the higher education institution and the methods of distance support business projects of student teams.

Keywords: professional education, business projects, distance technologies, information and educational environment of higher education institution.

В контексте требований, предъявляемых к выпускнику педагогического вуза федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональным стандартом педагога, педагогическое сообщество все глубже исследует вопрос использования форм, методов, средств обучения, которые способствуют формированию лидерских качеств, навыков командной работы, умению ставить и достигать цель. Требования к современному учителю помимо предметной подготовки предполагают овладение набором компетенций, предусматривающим личную траекторию обучения, развитие лидерских качеств. Один из методов достижения заявленных целей - организация инновационной проектной деятельности студентов. Особенно важным оказывается использование педагогической инноватики в процессе подготовки будущих учителей в качестве начального звена в цепи модернизации всей системы образования.

К одному из ключевых условий формирования инновационного предпринимательства, в том числе, на уровне региона, относят поддержку в вузах бизнес-

инкубирования, как собственного организационного подразделения, так и внешнего венчурного инвестора-партнера [1]. Виртуальное представительство бизнес-инкубаторов более не несет лишь представительские функции, а становится неотъемлемой и важнейшей частью практической работы по информационно-справочному, аналитическому, рекламному сопровождению молодежных бизнес-проектов. Одной из задач современного вуза по повышению практической ориентированности обучения является формирование собственной информационно-образовательной среды, коммутирующей с потенциальными инвесторами, работодателями, грантовыми фондами посредством сайтов и порталов бизнес-инкубаторов, технопарков, и, кроме того, вовлекающей как можно более широкий круг студентов и преподавателей. Между тем, во многих обзорных и аналитических исследованиях выявляется проблема недостаточной подготовки к использованию преподавателями и обучающимися вузов инновационной проектной деятельности в целом, и с помощью информационно-образовательной среды вуза, в частности. Целью данной статьи являет-

ся рассмотрение специфики инновационной проектной деятельности студентов с использованием информационно-образовательной среды на примере педагогического вуза, а объектом - организация дистанционных бизнес-проектов, разрабатываемых командами студентов педагогических вузов с помощью преподавателей. Исследование выполняется при поддержке Минобрнауки РФ в рамках базовой части государственного задания (НИР № 167).

В целом, к показателям успешности деятельности организатора инновационного предпринимательства относится количество проектов, вышедших на региональный рынок, завершившиеся диффузией инновации [2]. В случае со студенческими бизнес-проектами показателем может быть вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу [1]. Так, согласно А. В. Гребенкину, А. В. Ивановой, основной задачей инновационного предпринимательства в вузе, является практическое применение результатов интеллектуальной деятельности [1]. Однако при более широком взгляде на обсуждаемые вопросы, критерии успешности молодежного предпринимательства могут существенно варьироваться. В той же работе отдельно отмечается высокий потенциал студенческих бизнес-команд, возможность формирования у студентов общекультурных компетенций, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе инновационной [1, с. 51]. С. Е. Фролов также считает важным участие студентов и аспирантов в «специальных интегрированных командах, которые могут, с одной стороны, оказывать первоначальную помощь авторам инновационных проектов, а с другой - получать необходимую информацию для подготовки своего дипломного проекта, практический опыт деятельности в бизнес-среде и возможность получения перспективного рабочего места в зарождающемся бизнесе» [3, с. 60]. Критерием эффективности инновационной деятельности вуза также может являться повышение предпринимательской активности молодежи в целом. Такой вывод формулируется на основе анализа отечественного и зарубежного опыта форм и способов поддержки и развития молодежного предпринимательства (включая студенческие бизнес-клубы на базе университета, бизнес-инкубаторы для студентов и/или молодых предпринимателей, консультационные студенческие организации и др.) [4]. Отмечается, что «в традиционных учебных заведениях даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности» [4, с. 5]. Наконец, для педагогического образования важнейшим условием является вовлечение будущих учителей в непосредственную практико-ориентированную деятельность на основе рекурсивно-проективного подхода, чему способствует работа студенческих команд [5].

С. Е. Фролов на примере бизнес-инкубатора ПГТУ перечисляет основные направления инновационной деятельности [3, с. 62], к которым относятся:

- экономическая, предпринимательская и инновационная подготовка студентов;

- широкое использование новых методов обучения, в том числе путем участия в учебных фирмах и реальных (виртуальных) проектах;

- формирование целевых междисциплинарных творческих групп (команд);

- повышение качества изучения иностранных языков для активизации международного обмена знаниями;

- внедрение в практику обучения современных информационно-коммуникативных технологий;

- участие в выполнении заказных НИОКР как на региональном, национальном, так и международном уровнях.

А. В. Гребенкин, А. В. Иванова уточняют понятие студенческой бизнес-команды, под которой понимают «небольшой сплоченный лидером самоорганизующийся коллектив, состоящий из студентов гуманитарных и (или) технических специальностей с взаимодополняющими (комплементарными) навыками, нацеленный на разработку и реализацию бизнес-проекта (в т. ч. инновационного) через создание малого предприятия», обладающий эффектом синергии, реализующую стратегию «наука в бизнес» при взаимодействии с предпринимателями [1, с. 50].

К этапам взаимодействия между участниками молодежных инновационных проектов и предпринимательским сообществами М. А. Карпунина, С. Ю. Савинова, Н. Г. Шубнякова относят образовательное направление (тренинги, семинары и др.), практическое направление (консультационную помощь в разработке идей и проектов), финансовую поддержку (выделение грантов), организационную поддержку (помощь в размещение проектов в бизнес-инкубаторе), выход проектов старт-ап на рынок [4, с. 10]. Однако если авторы [4] иллюстрирует скорее поступательное движение от одного этапа к следующему при развитии всей региональной системы, на практике в студенческой среде с большим разнообразием опыта и потенциала участников этапы могут быть итерационными, интегрированными, связанными временными, организационными и иными факторами. Эффективной становится организация дистанционных бизнес-проектов, разрабатываемых командами студентов, представленных в информационно-образовательной среде вуза.

Для поддержки студенческого бизнес-инкубатора информационно-образовательная среда вуза должна содержать необходимые компоненты. К ним можно отнести: банк данных студенческих проектов; базу данных предприятий, организаций, научных центров, заинтересованных во взаимодействии с вузом в разработке, внедрении и продвижении на рынке новых технологий и продукции; электронную базу данных комплекса проблемно-ориентированных задач, кейсов реальных предприятий [6, с. 241]. В целом, к одним из основных составляющих практико-ориентированного обучения инновационной деятельности можно отнести формирование учебно-методического комплекса, ориентированного на повышение профессиональной компетентности и проектно-организованные технологии обучения студенческих команд, создание и развитие студенческих предприятий с профессиональным

сопровождением, всесторонней поддержкой и техническими услугами в процессе развития студенческих предприятий [6, С. 241]. Таким образом, средства информационно-образовательной среды при работе с дистанционными студенческими бизнес-командами должны органично дополняться методами психолого-педагогического сопровождения.

На физико-математическом факультете Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина (ФГБОУ ВПО «АГАО») реализуются инновационные формы и методы работы со студентами разных курсов, обучающихся по специальностям и направлениям. В ходе подготовки студентов ФГБОУ ВПО «АГАО», наряду с аудиторными занятиями, активно используется внеучебные формы работы. Особую роль в процессе становления учителя играют профессионально-ориентированные проекты. Поэтапная деятельность студентов в процессе подготовки и участия будущих учителей в профессионально-ориентированных проектах отражена в таблице.

Разработанная технология содержит подготовительный (формирование команды, тренировки), промежуточный (участие в проекте) и контрольно-коррекционные диагностические средства, информационное, учебно-методическое и организационное обеспечение осуществления технологических этапов

участия в профессионально-ориентированном проекте. Этапы подготовки, участия и рефлексии определили процесс подготовки и участия студентов в профессионально-ориентированных олимпиадах [7], индуктивно распространены на дистанционные бизнес-проекты студенческих команд, что представляет собой научную новизну.

Студенты младших курсов на протяжении нескольких лет участвовали со своими проектами в бизнес-инкубаторе, реализуемом в Алтайской государственной академии образования. Работая над проектами, студенты могли проявить себя в качестве предпринимателей. Конечной целью являлось формирование лидерских качеств будущих учителей, критического мышления, стремления к новаторству, преодоление привычки обыденного взгляда на жизнь. Проекты студентов носили разный характер. Первые пилотные проекты предусматривали разработку сайтов, веб-платформ для осуществления образовательной деятельности в области точных наук. Следующие проекты студентов ориентировались на практический аспект. Студенты первого курса разрабатывали проект, посвященный разработке светового табло для городского автотранспорт, чья актуальность обусловлена потребностями современного общества в быстром темпе жизни и природно-климатическими особенностями региона.

Поэтапная деятельность студентов в процессе подготовки и участия будущих учителей в профессионально-ориентированных проектах

Этапы выполнения заданий Деятельность участников команды Деятельность руководителя команды

1 ё Начальный Знакомство с тематикой, тренировки Формирование команды и группы поддержки

£ е о 1 и £ Инструктивный Целеполагание; выстраивание модели решения; выбор средств решения заданий; распределение обязанностей в команде; обсуждение способов и форм обмена информацией между участниками команды и пассивными наблюдателями Подведение итогов обсуждения, утверждение распределения обязанностей, оценивание студентов

Исследовательский Погружение в проблематику задания; поиск и подбор информации группой; систематизация собранной информации группой Обсуждение промежуточных итогов; оценивание студентов

Критериальный Выработка критериев оценивания командой

1 Деятельностный Выполнение заданий каждой группой

о £ Корректирующий Обсуждение промежуточных результатов на основании критериев; корректировка промежуточных результатов; самоконтроль, информационное оповещение о результатах Консультирование; оценивание студентов

Результирующий Обмен работами участников для получения итогового продукта, представление конечного продукта

III. Постпроектный Рефлексивный Рефлексия, оценивание работы командой, информационное оповещение об итогах Оценивание студентов, участие в рефлексии

Заключительный Высказывание пожеланий по организации работы команды в ходе проекта, анализ деятельности на протяжении всего проекта; участие в проекте Итоговое оценивание студентов, ориентация студентов на результат

Второй проект, представленный студентами физико-математического факультета, предусматривал поддержку молодых талантов Алтайского края. Исследования, связанные выявлением и развитием молодых талантов, являются на сегодняшний день актуальными. Предполагалось создание условий для проявления и развития индивидуальных дарований школьников Алтайского края, в том числе из отдаленных сельских районов, в области точных наук. В ходе проекта обозначены задачи, которые необходимо решить: проведение дистанционных конкурсов, предметных олимпиад, творческих проектов, web-тренингов для школьников, осуществление помощи в подготовке школьников к итоговой (государственной) аттестации по точным наукам (е-репетитор), осуществление профориентационной работы со школьниками, формирование web-портфолио молодых талантов, предоставление возможности для проявления и развития таланта в области точных наук детей с ограниченными возможностями, повышение готовности будущих учителей к работе в школе. В качестве продукта проекта рассматривался сайт дистанционной поддержки молодых талантов Алтайского края в области точных наук, включающий: дистанционные предметные олимпиады для учащихся средних школ, реализуемые на платформе МооШе, дистанционные конкурсы и соревнования для учащихся средних школ, реализуемые с помощью технологии электронный репетитор (е-репетитор) по ЕГЭ (математика, физика, информатика), онлайн-тестирование демо-версий ЕГЭ (математика, физика, информатика), онлайн-консультации по выполнению заданий ЕГЭ, тематические web-тренинги для школьников, формирование web-портфолио учеников, осуществление обратной связи (форум), возможность общения между школьниками (чат).

Для работы над проектом использовались очные консультации, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Особое место в системе командной работы отводилось дистанционным формам взаимодействия. Участие студентов в проекте осуществляется поэтапно: подготовка, непосредственное участие и подведение итогов. Для оптимизации работы выбрана среда что значительно упростило обмен данными, сгладило график встреч, решило проблему оповещения студентов. Проект потребовал от участников разработки технической базы для проведения интеллектуальных соревнований и тестирования. Данная работа проводилась студентами с привлечением однокурсников. Результаты хода отбора технических баз фиксировались на странице Wiki и обсуждались однокурсниками, что позволило значительно расширить рамки участников. Разработка электронных ресурсов для осуществления дистанционных конкурсов и олимпиад для школьников сопровождалась апробированием в Wiki среде. Такая форма работы существенно снизила долю ошибок, и позволила подготовить качественные электронные образовательные ресурсы. Немаловажную роль дистанционная форма сыграла в рамках следующих этапов проекта: информационная кампания, проведение дистанционных соревнований, сопровож-

дение и профессиональная психолого-педагогическая поддержка. Благодаря тому, что студенты проходили обучение в бизнес-инкубаторе города-наукограда Бийска, они успешно планировали и представляли результаты своей работы.

Проанализированный опыт работы физико-математического факультета по внедрению этапов подготовки, участия и рефлексии в рамках бизнес-проектов позволяет выявить некоторые перспективные возможности. Так, важное место в представленной схеме организации работы отводится возможности формировать электронное портфолио будущих учителей, которое отражает продуктивность их обучения и саморазвития. На базе пилотного этапа планируется проведение более масштабной опытно-экспериментальной работы в рамках всей Алтайской академии образования имени В. М. Шукшина по поддержке организации дистанционных бизнес-проектов в практико-ориентированной подготовке студентов в информационно-образовательной среде вуза.

Библиографические ссылки

1. Гребенкин А. В., Иванова А. В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона. 2012. № 3. С. 47-56.

2. Каминов А. А., Дмитриева Т. В. Студенческий бизнес-инкубатор и его роль в инновационном процессе // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 7. С. 109-111.

3. Фролов С. Е. Механизм формирования специальных интегрированных инновационно активных команд студентов и аспирантов в рамках студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2009. № 3. С. 58-66.

4. Карпунина М. А., Савинова С. Ю., Шубня-кова Н. Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12360 (дата обращения: 1.09.2014).

5. Дудышева Е. В., Макарова О. Н., Пак Н. И. Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2011. № 4(44). С. 49-53.

6. Козлова Н. В., Чекунов А. Ю., Бондарев А. В., Синаров И. А. Студенческий бизнес-инкубатор как самообучающаяся структура университета инновационного типа (обобщение опыта работы) // Известия Томск. политехнич. ун-та. 2006. Т. 309. № 5. С. 240245.

7. Макарова О. Н. Подготовка будущих учителей к участию в профессионально-ориентированных олимпиадах : метод. рекомендации для студентов педвузов. Бийск : ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. 39 с.

References

1. Grebenkin A. V., Ivanova A. V. Business incubation in a university as a key condition for the formation of innovational micro entrepreneurship in a region // The Economy of a Region. 2012, no. 3, p. 47-56.

2. Kaminov A. A., Dmitrieva T. V. Students' business-incubator and its role in the innovation process // Innovation management: theory, methodology, practice. 2013, no. 7, p. 109-111.

3. Karpunina M. A., Savinova S. Yu., Shubnyakova N. G. Formation of youth business community as the instrument of increase of business activity in Russia // Modern Problems of Science and Education. 2014, no. 2, Available at: www.science-education.ru/116-12360 (date of visit: 1.09.2014).

4. Kozlova N. V., Chekunov A. Yu., Bondarev A. V., Sinarov I. A. Students' business-incubator as a self-learning structure of innovation university (summerizing

work experience) // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2006, vol. 309, no. 5, p. 240-245.

5. Dudysheva E. V., Makarova O. N., Pak N. I. Teaching students to distance technologies through distance technologies // Open and distance education. Tomsk. 2011, no. 4(44), p. 49-53.

6. Frolov S. E. The mechanism of formation of special integrated innovation-active teams of students and graduate students within the students' knowledgeintensive business-incubator of PGTU // PNRPU Bulletin. Electrotechnics, Informational Technologies, Control Systems. 2009. no. 3, p. 58-66.

7. Makarova O. N. Training of future teachers to participate in professionally oriented competitions: methodical recommendations for students of pedagogical institutes. Biysk : AGAO 2012. 39 p.

© Дудышева Е. В., Макарова О. Н., 2014

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ф. В. Зеленов, М. В Зотова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: fyodor.zelenov@yandex.ru; zomav@mail.ru

Проведен анализ особенностей современного дистанционного обучения. Приведены и описаны основные модели дистанционных образовательных технологий, а также их классификация. Рассмотрена реализация дистанционных образовательных технологий в СибГАУ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.

THE FEATURES OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS

F. V. Zelenov, M. V. Zotova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: fyodor.zelenov@yandex.ru; zomav@mail.ru

The authors conduct the analysis of the features of modern distance learning. They present and describe the basic models and classification of distance learning technologies. Realization of distance learning technologies in SibSAU was considered.

Keywords: distance learning, distance learning technologies.

Сегодня нашу жизнь невозможно представить без формационных технологий, с помощью которых воз-

информационно-коммуникационных технологий, ко- можна реализация эффективного дистанционного

торые влияют на социокультурную сферу современ- обучения. Приведем основные преимущества дистан-ного общества, а также задают направление развития ционного обучения в сравнении с традиционным об-

цивилизации в целом. Кроме того наблюдается мо- разованием:

дернизация современной системы образования по- - Отсутствие территориальной привязки к мес-

средством все более активного внедрения в нее ин- ту обучения. Обучающийся может получать образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.