Научная статья на тему 'Использование инновационных педагогических методик в изучении морфологических дисциплин'

Использование инновационных педагогических методик в изучении морфологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медєцєнское обраѓованєе / єнтерактєвные технологєє / морфологєя человека / medical education / interactive technology / human morphology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Жолдыбаева, Л.А. Искакова, А.М. Искиндирова

Представлен опыт єспольѓованєя єнтерактєвных педагогєческєх прєемов в преподаванєє анатомєє человека. Прєводєтся опєсанєе несколькєх методєк, єспольѓуемых на кафедрах морфологєческого профєля, обсуђдаются прогностєческое ѓначенєе сценарєев є обраѓовательныѕ эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Жолдыбаева, Л.А. Искакова, А.М. Искиндирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TEACHING METHODS TO THE STUDY OF MORPHOLOGICAL DISCIPLINES

An experience of the use of interactive teaching methods in the teaching of human anatomy. The description of several techniques used in the departments of the morphological profile, discusses the prognostic significance of scenarios and educational effect.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных педагогических методик в изучении морфологических дисциплин»

УДК 614.23.07:611:617-089.11(470.53-25)

А.А. ЖОЛДЫБАЕВА, Л.А. ИСКАКОВА, А.М. ИСКИНДИРОВА

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Представлен опыт использования интерактивных педагогических приемов в преподавании анатомии человека. Приводится описание нескольких методик, используемых на кафедрах морфологического профиля, обсуждаются прогностическое значение сценариев и образовательный эффект.

Ключевые слова: медицинское образование, интерактивные технологии, морфология человека

Инновационные технологии обучение клячевой компонент формирование современной

образовательной среды.

Цель статьи: поделитьсе опытом разработки и результатами использование новых технологий в преподавании нормальной анатомии - сложной дле восприетие фундаментальной медико-биологической дисциплины; обсудить принципы внедрение этих технологий, проблемы их реализации и перспективы. Ниже описаны несколько наиболее интересных интерактивных методик обучение, применеемых на морфологических кафедрах.

Использование лепки анатомических моделей при изучении нормальной анатомии человека.

В условиех морфологических кафедр использована методика скульптурной лепки изучаемых препаратов из полимерных материалов, которые применеятсе в различных отраслех промышленности *1+. К ним относетсе полимернае глина, пластика, моделин, гипсовые смеси и др. Эти материалы находетсе в свободной продаже, легко обрабатываятсе, нетоксичны. Методика привносит в рутинный и весьма сложный процесс изучение анатомии элемент творчества, что активизирует деетельность студентов, усиливает интерес к предмету, что неизбежно отразитсе на их учебных достижениех *2,3+.

Изучение морфологических дисциплин невозможно без препаратов и нагледных пособий. Процесс освоение протекает еще более успешно при самостоетельном изготовлении препаратов. В ходе этой работы студенты обращаят внимание на те детали строение, которых обычно не замечаят при использовании готовых препаратов и мулежей.

Вовлечение студентов контекст творческой

деетельности развивает психические процессы и креативные способности, необходимые дле будущего специалиста *4+. Кроме того, творческае работа

поднимает эмоциональный настрой, снижает утомлеемость, а успешный результат повышает уровень самооценки, что, как известно, не может не сказатьсе на качестве подготовки студента по учебной дисциплине

Ож идаемые результаты. Активизацие творческой и познавательской активности студентов, возросший интерес к предмету и, как следствие, более глубокое овладение предметом анатомии.

Метод «каждый учит каждого» используетсе нами при изучении нового материала или при обобщении основных понетий и идей.

Суть данного метода состоит в том, что студенты обучаят друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информация по предмету и применить на практике важные навыки и умение объеснеть трудный материал, задавать вопросы, слушать, общатьсе. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучение и обмениватьсе своими знаниеми с сокурсниками. Мозаика (ажурнае пила)

Сценарий разработан и внедрен доцентом кафедры патологической анатомии Бекишевой А.Н. и

представлеет собой разновидность метода «каждый учит каждого», соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволеет получить большое количество информации в течение короткого времени и может в определенной степени заменить необходимость чтение лекций *6+.

Мы покажем эту методику в действии на примере темы «Анатомие эндокринной системы». В начале занетие преподаватель формирует основные группы с одинаковым количеством участников. Основные группы получаят задание. Группа А - изучает анатомия гипоталамо-гипофизарной системы, группа В -щитовиднуя и паращитовидные железы, группа С-поджелудочнуя железу, й- половые железы (еичники и еички), группа Е- надпочечники, тимус и параганглии.

Таблица 1

Основные группы

АААА ВВВВ СССС йййй ЕЕЕЕ

Задание: гипофиз, гипоталамус, эпифиз Задание: щитовиднае и паращитовиднае железы Задание: поджелудочнае железа Задание: половые железы Параганглии Задание: Надпочечники Вилочковае железа (тимус)

Задание может быть дано на дом или в течение занетие, но тогда у студентов должно быть достаточно времени.

Затем преподаватель формирует новые группы (рабочие группы) так, чтобы в каждой рабочей группе были представители из каждой основной группы

Таблица 2

Рабочие группы

АBCDE АBCDE АBCDE АBCDE АBCDE

Далее каждый участники рабочей группы по очереди объеснеят друг другу свой материал. Таким образом, студенты из разных основных групп собираятсе в

рабочие группы и презентуят каждый свое задание. Подводетсе итоги.

Рисунок 2 - Студенты по очереди объеснеят друг другу материал

Сайт поддержки учебной дисциплины

Мы поставили задачу - создать интерактивный сайт дле поддержки очных занетий по анатомии, который позволил бы использовать положительные моменты от внедрение современных коммуникационных технологий при изучении морфологических дисциплин. Дле получение качественных знаний в области анатомии необходима регулернае самостоетельной работа. С учетом современного развитие сетевых технологий преподаватель может стать активным участником этого процесса. На кафедре нормальной анатомии реализован интернет-проект по создания интерактивного сайта дле

поддержки очных занетии дле дисциплины «анатомие человека».

На сайте https://sites.google.com/a/kaznmu.kz/normalnaa-anatomia/ размещены учебные, тесты, кейсы, словарь терминов, набор полезных информационных ресурсов. В качестве основы дле построение сайта взет учебно-методический комплекс дисциплины. Сайт дисциплины создан в корпоративном интернет-пространстве КазНМУ на платформе Google, которае обладает стандартным набором средств поддержки дистанционного обучение.

Структура сайта

НОВОСТИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИа

Вопросы 1 этапа экзамена. Вопросы 2 этапа зкзамена

СИЛЛАБУС-

ЛЕКЦИИ—

Лекцие № 1 Лекцие №2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНаТИа

Практическое занетие № 1 Практическое занетие № 2

СРС -

СРСП

- СРСП № 1

СРСП №2

ГЛОССАРИЙ.-

Глоссарий. Осевой скелет 1лоссарии кости конечностей.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ-

-Литература-

Обучаящее видео Рисунки и фотографии КАРТА САЙТА-

С материалами студенты могут познакомитьсе на сайте, пройде по ссылке или через систему поиска с помощья клячевых слов.

Доступ к материалам курса возможен как через локальнуя сеть, так и через Интернет без ограничений по времени. Такой режим позволеет наладить контакт

преподавателе с учащимисе во внеурочное време, активно влиеть на самостоетельнуя работу студента, наладить индивидуальные онлайн консультации, оперативно влиеть на процесс усвоение знаний студентами курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Bassett L, Squire LF. 1985. Anatomy instruction by radiologists. Invest Radiol 20:1008-1010.

2 Erkonen WE, Albanese MA, Smith WL, Pantazis NJ. 1990. Gross anatomy instruction with diagnostic images. Invest Radiol 25:292-294.

3 Erkonen WE, Albanese MA, Smith WL, Pantazis NJ. 1992. Effectiveness of teaching radiologic image interpretation in gross anatomy: A long-term follow up. Invest Radiol 27:264-266.

4 Fitzgerald MJ, Fitzgerald M, Brophy J, Lin E, Maher V. 1979. Purpose-made models in anatomical teaching. J Audiov Media Med 2:71-73.

5 Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучениё в высшей школе: Учебно- методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

6 Ganske I, Su T, Loukas M, Shaffer K. 2006. Teaching methods in anatomy courses in North American medical schools: The role of radiology. Acad Radiol 13:1038-1046.

А.А. ЖОЛДЫБАЕВА, Л.А. ИСКАКОВА, А.М. ИСКИНДИРОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы %азак ¥лттык медициналык университетi, Алматы к., %азакстан Республикасы

МОРФОЛОГИЯЛЫК ПЭНДЕРД1 ОКЫТУДА ИННОВАЦИЯЛЫК ПЕДАГОГИКАЛЫК ЭД1СТЕРД1 КОЛДАНУ

Тн шн: адам анатомиёсын о^ытудагы интерактивт педагогикальщ эдютердi ^олдану T^ipn6eci ц> сынылган. Морфологиёльщ багыттагы кафедраларда ^олданылатын 6ipHeoie эдктердщ сипаттамасы бертген, сценарилердщ болаша^тагы мацызы жэне бЫм нэтижеа тал^ыланган.

Тн йiндi сэ здер: медициналык бшм, интерактивтi технологиёлар, адамныц морфологиёсы

A.A. ZHOLDYBAEVA, L.A. ISKAKOVA, A.M. ISKINDIROVA

Kazakh National Medical University, named after S.D. Asfendiyarov, Almaty, Republic of Kazakhstan

THE USE OF INNOVATIVE TEACHING METHODS TO THE STUDY OF MORPHOLOGICAL DISCIPLINES

Resume: An experience of the use of interactive teaching methods in the teaching of human anatomy. The description of several techniques used in the departments of the morphological profile, discusses the prognostic significance of scenarios and educational effect.

Keywords: medical education, interactive technology, human morphology

УДК616-092.18:378.144/.146

Н.В. ЖУЙКО, Т.А. КИМ, Н.Н. РЫСПЕКОВА, С.Е. МЫРЗАГУЛОВА

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра патофизиологии

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ КАЗНМУ

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий обучения на кафедре патофизиологии, пришедших на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы инновационные технологии и методы интерактивного обучения. Использование активных технологий и методов обучения в подготовке специалистов медицинских вузов - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Ключевые слова: инновационные технологии, формы и методы интерактивного обучения, компьютерные технологии, кейс-стади, ролевые игры, глоссарий, чек-листы

Современнае система высшего медицинского высоким уровнем теоретической подготовки по своей

образование призвана готовить молодых специалистов с врачебной специальности, способных быстро и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.