Научная статья на тему 'Использование инновационных образовательных технологий в курсе «Теория и технологии развития речи детей»'

Использование инновационных образовательных технологий в курсе «Теория и технологии развития речи детей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных образовательных технологий в курсе «Теория и технологии развития речи детей»»

Список литературы

1. Анохин П.К. Философские аспекты функциональной системы. - М.: Наука, 1978.

2. Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения. - М.: Программированное обучение за рубежом. - 1968.

3. Лукьяненко О.Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащегося / Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - Вып. 33. Т. 12. - 2007.

Л. В. Филиппова

Использование инновационных образовательных технологий в курсе «Теория и технологии развития речи детей»

С развитием в настоящее время педагогической инноватики как области научного знания в педагогической деятельности созданы условия для реализации новых педагогических технологий, реализующих эту деятельность. Образовательная инновационная технология означает способ реализации процесса обучения, включающий инновационные формы, методы и средства обучения, благодаря которым осуществляется целенаправленная учебная деятельность преподавателя и студента. В результате такого взаимодействия обучающиеся приобретают необходимые знания и умения, успешно овладевают профессиональным опытом и мастерством [3, с. 186]. Согласно исследованиям (В.А. Сластенин, Л.С. Подымов и др.) инновационные технологии обучения имеют следующие признаки: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, воспитательный эффект.

В практике педагогического образования актуальной остается задача внедрения таких технологий обучения, которые позволили бы реализовать переход от знаниевого подхода к компетентностно-му. Учитывая интегративную природу языковой компетенции, в содержание профессионально-языковой подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования включаются четыре группы компетенций: лингвистическая, коммуникативная, линг-водидактическая, культурологическая. Лингвистический компонент языковой компетенции начинает формироваться при изучении курса «Русский язык и культура речи», где студенты знакомятся с орофэпическими, акцентологическими, лексическими, грамматическими (морфологическими), синтаксическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими нормами русского литературного языка и продолжает реализовывать себя в ходе изучения тем «Теория и технологии развития фонетической стороны слова», «Теории и технологии изучения словарной работы», «Теории и технологии развития грамматического строя речи младших школьников» и др.

Под коммуникативным компонентом языковой компетенции понимается способность строить общение с детьми в разнообразных формах. При изучении темы «Теоретические основы речевой деятельности» рассматриваются структурные компоненты речевой деятельности, ее содержание, механизмы формирования, основные теоретические понятия, относящиеся к сфере речи: языковые способности, речевое развитие, речевые умения, речевые навыки. Для развития этого компонента изучаются основные формы общения, которыми овладевают дети дошкольного возраста. Студенты учатся отбирать содержание речевой работы, направленное на овладение детьми разными формами общения, осваивают специфику общения с детьми дошкольного возраста, разрабатывают диагностические программы обследования коммуникативных умений детей, оценивают собственные умения в этой области. Лингводидактический компонент языковой компетенции означает развитие способности у студентов использовать на практике основные положения методической науки в обучении детей родному и русскому языкам. Это происходит в процессе овладения методическими технологиями развития разных сторон детской речи: звуковой, лексической, грамматической, текстовой. В каждом из этих разделов рассматриваются особенности речевой работы с детьми. Студенты выполняют множество заданий, направленных на совершенствование культуры собственной речи. Они овладевают профессиональной терминологией, их знания о языке и речи приобретают профессиональную направленность.

Культурологический компонент включает сумму знаний об историческом прошлом нашей Родины, ее обычаях, традициях, культуре. Эти знания студенты получают, знакомясь с литературно-художественными произведениями для детей дошкольного возраста, рекомендованными в Программах для детских дошкольных учреждений.

В процессе реализации модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса используются: технология развития критического мышления, технологии мыследеятельности. Они создают благоприятные условия для активной познавательной деятельности студентов. Целевым ориентиром технологий обучения, основанных на мыслекоммуникации, выступает развитие таких способностей студентов, как целеполагание, самоопределение в проблемной ситуации, анализ, моделирование, рефлексия и др. Развитие этих способностей происходит в процессе коллективного взаимодействия, которое обеспечивается педагогом путем создания развивающей среды на учебных занятиях.

Можно выделить следующий алгоритм учебной деятельности в процессе использования инновационных образовательных техноло-

гий: анализ ситуации, выделение проблемной темы, актуализация проблемы; перевод проблемы в серию учебных задач; разрешение проблемы (индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности, работа с текстами, моделирование различных ситуаций и т. д.); представление-защита результатов и их оценка (самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя или экспертов); рефлексия. Происходит смещение функции преподавателя в сторону организационно-деятельностного и управленческого воздействия на обучающихся. Важнейшее значение приобретает ре-сурсообеспечение технологий взаимодействия: научное, методическое, диагностическое и др., гарантирующее реализацию задуманного. Для реализации идей коллективной мыследеятельно-сти большие возможности предоставляют интерактивные методы обучения. Существует множество определений интерактивных методов. Так, С.С. Кашлев рассматривает под такими методами «способы целенаправленной деятельности педагога и студентов по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса»[2].

Из опыта проведения практических занятий можно заключить, что наиболее эффективны методы «Аллитерация имени», «Подари цветок», «Комплимент», «Заверши фразу», «Прогноз погоды», «Если бы я был(была) явление природы...» и др., подробно описанные в работах С.С. Кашлева. Для актуализации знаний студентов по изучаемой теме эффективны такие методы, как «Перекрестная ассоциация», «Аллитерация», «Концептуальная таблица», «Ассоциации», «Эссе», «Кластер таблицы ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - узнал) и др. Для организации индивидуальной и групповой работы с целью личностного включения и развития мышления участников педагогического взаимодействия мы используем такие методы, как «Перепутанные логические цепочки», «ИНСЕРТ», «Зигзаг», «Чтение-суммирование в парах» и др. Необходимо отметить высокую эффективность используемых на этой стадии методов смыслотворче-ства. С одной стороны, они создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческого потенциала студентов, а с другой - стимулируют активную умственную деятельность, выполнение различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.).

Среди вышеуказанных методов особенно хотим отметить «Четыре угла», «Выбор», «Смена собеседника». Таким образом, использование в учебном процессе инновационных технологий обеспечивает: высокое качество профессионально-языковой подготовки будущих специалистов на основе компетентностного подхода; обучение культуре управления коммуникацией, дискуссией, а также коллективной мыследеятельностью в целом; развитие коммуника-

тивных способностей (обучение работе с текстами, освоение умений готовить выступления и публично выступать, освоение умений отстаивать свою точку зрения, позицию в дискуссии, воспитание способности учитывать критические замечания и др.); рефлексивных способностей (обучение культуре постановки проблем в своей собственной мыследеятельности, развитие умений вычленять собственные затруднения в деятельности, искать пути выхода из таких затруднений, формирование умений критериального анализа учебного взаимодействия и своей роли в нем и др.); экспертных способностей студентов.

Список литературы

1. Жесткова Е.А., Филиппова Л.В. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2013. - № 3(10). - С. 17-20.

2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. -176 с.

3. Научно-методические инновации в высшей школе / под ред. проф. А.В. Макарова. - М.: РИВШ, 2008. - 186 с.

4. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогическая инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

5. Филиппова Л.В. Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин // Арзамасские педагогические чтения. - 2014. - № 8 (36). - Ч. 2. -С. 44-48.

Р. П. Фирсова

Детерминанты патриотического воспитания молодежи в современной социокультурной ситуации

В современной социокультурной ситуации приоритетным направлением является формирование у подрастающего поколения общенациональной гражданской идентичности на основе патриотических идей и убеждений.

Общенациональная гражданская идентичность - это разновидность социальной идентичности, в основе которой лежит идентификация с обществом, государством, в котором живешь и трудишься. Для её формирования необходимо соблюдать условия, позволяющие обществу сохранять свои жизненно важные параметры культурного, этического и интеллектуального характера в пределах исторически сложившейся нормы [1]. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных опор.

Основанием формирования гражданской идентичности выступает государственный патриотизм. Патриотические чувства и взгля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.