Научная статья на тему 'Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса'

Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса»

Важными целями образования принимаются:

• развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

• готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

• толерантность, терпимость к чужому мнению;

• умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Важно отметить, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказа от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают новое звучание. Новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность [7].

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3). В ред. на 01.09.2015 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного (5-9 классы) общего образования от 17.12.2010 г. № 1897.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) (10-11 классы) общего образования от 21.06.2012 г.

4. Даутова О. Б., Муштавинская И. В. Новая идеология ФГОС: реализация си-стемно-деятельностного подхода в образовании. - М.: Русское поле, 2015. - 216 с.

5. Казанская В.Г. Педагогическая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. мо-ногр. / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.

7. Модернизация образования в России: хрестоматия / под ред. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.С. Герцена, 2002.

М. К. Топунова, С. В. Николаев, Т. С. Петрова

Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса

Отличительной особенностью сформировавшегося образовательного пространства является появление в образовательных учреждениях (ОУ) ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основных образовательных программ. Важную роль

146

в этой системе играют информационные, аналитические, коммуникативные и организационные средства коммуникации, используемые в образовательном процессе.

С позиций информационного подхода образовательный процесс рассматривается как информационная система, оптимальность функционирования которой обеспечивается ее управлением на основе анализа результатов обратной связи между обучающим и обучающимися.

Анализ научной литературы показал, что исследованием отдельных аспектов влияния обратной связи на процесс обучения занимались как российские В.П. Беспалько. Г.С. Никифоров, Н.Ф. Талызина, Л.И. Фишман, так и зарубежные ученые Н. Винер, Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайки др.

Однако, несмотря на очевидность наличия обратной связи в любом коммуникативном взаимодействии, попытки объяснить ее влияние на эффективность управления образовательным процессом до сих пор не получили однозначного толкования.

Понятие «обратная связь» в науке ассоциируется с кибернетикой и, прежде всего, с работами Н. Винера. Представление об обратной связи как неотъемлемой составляющей любой целенаправленной деятельности отражено практически во всех существующих схемах обработки информации человеком. Чаще всего, по мнению Н.Ф. Талызиной, обратная связь рассматривается в качестве обратной информации о соответствии выполняемого действия заданному.

К основным теоретическим моделям обратной связи, известным современной науке, относятся.

• физиологическая, рефлекторная (П.К. Анохин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов);

• бихевиористическая (Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайк, Э. Толиен и др.);

• когнитивная (Дж. Кэролл);

• кибернетическая (Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, С.В. Яблонский);

• коммуникативная (О.Д. Лукьяненко).

В рефлекторной модели обратная связь рассматривается с позиций физиологии как принцип процесса отражения в живой материи и построения деятельности биологических систем. П.К. Анохин определил обратную связь как информацию об ответных действиях организма [1].

В бихевиористких теориях обратная связь рассматривается учеными как форма подкрепления ответа обучающегося. Наиболее завершенный вид бихевиористическая модель обратной связи имеет в работах Б.Ф. Скиннера [2], разработавшего теорию оперантного

обусловливания, согласно которой результаты учения находят свое выражение не в изменениях в мышлении, а в повышении вероятности правильного ответа на определенный стимул.

Обратная связь в когнитивной модели рассматривается как важный вид информации в процессе учения о соответствии выполняемого действия заданному.

С кибернетической точки зрения обратная связь характеризуется как способ управления, основанный на заранее заданных признаках, устанавливающих прямое сравнение промежуточных и конечных состояний регулируемого процесса. Обратную связь в кибернетике воспринимают как контрольную, корректирующую информацию, в содержание которой входит не только процесс, идущий от управляемого объекта к управляющему, но и корректирующее действие последнего.

Под обратной связью в коммуникативной модели педагогической психологией понимается средство общения - операция, с помощью которой осуществляется действие общения, функция педагогической диагностики, средство педагогической рефлексии.

Эти модели различаются в основном только им присущими функциями обратной связи.

Исходя из этого, основными задачами обратной связи в информационной системе «обучающий - обучающийся», являются: информирование обучающегося о выполнении определённых действий (о допущенной ошибке, причинах возникновения ошибки, способах её устранения) с помощью основных суждений о результатах его деятельности.

Задачами обратной связи в информационной системе «обучающийся - обучающий» выступают: информирование педагога о процессе, результате решения предложенной ему учебной задачи, самоанализ учащимся причин возникновения трудностей, самостоятельное определение им выбора вспомогательных обучающих средств и способов.

По результатам многолетних наблюдений за эффективностью влияния обратной связи на управление образовательным процессом можно констатировать, что учреждения образования не в полной мере учитывают перемены, происходящие в современном обществе.

В частности, недостаточное внимание уделяется вопросам сотрудничества школы и родителей, хотя новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. ФГОС ориентирован на становление личностных качеств обучающихся, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса.

Полученные данные послужили основанием для усовершенствования модели обеспечения обратной связи в коммуникативном взаимодействии участников образовательного процесса. Эта модель представляет собой информационную систему, включающую административно-управленческий аппарат (АУП) образовательного учреждения, обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров и внутреннюю коммуникативную сеть (сетевое взаимодействие ОУ), обеспечивающую межгрупповую коммуникацию, внешние и внутренние информационно-коммуникативные каналы связи.

Она характеризуется:

• системностью: включает в себя подсистемы, осуществляющие информационный обмен между участниками образовательного процесса;

• комплексной направленностью на повышение уровня профессиональной готовности педагогического коллектива ОУ к реализации обратной связи; формирование у обучающихся опыта ее осуществления в процессе коммуникативного взаимодействия с обучающим;

• динамичностью: поэтапное совершенствование обратной связи должно способствовать качественным изменениям в управлении образовательным процессом;

• гибкостью: система спроектированных условий делает возможными изменения в организации и осуществлении обратной связи;

• технологичностью: осуществление обратной связи предполагает уровни конкретных последовательно выполняемых педагогических и познавательных методов, приёмов; информационных средств, алгоритмически объединённых между собой, не исключая личностные контакты;

• управляемостью: модель управляема со стороны субъектов осуществления обратной связи с использованием современных средств коммуникации.

Нами сформирован комплекс необходимых средств обратной связи (визуальных, аудиальных и кинестетических); описана методика их использования; определен перечень требований к материальным средствам, обеспечивающим коммуникацию между участниками образовательного процесса.

Количественный и качественный анализ результатов проделанной работы в целом показал эффективность усовершенствованной модели обеспечения обратной связи в коммуникативном взаимодействии участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Анохин П.К. Философские аспекты функциональной системы. - М.: Наука, 1978.

2. Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения. - М.: Программированное обучение за рубежом. - 1968.

3. Лукьяненко О.Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащегося / Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - Вып. 33. Т. 12. - 2007.

Л. В. Филиппова

Использование инновационных образовательных технологий в курсе «Теория и технологии развития речи детей»

С развитием в настоящее время педагогической инноватики как области научного знания в педагогической деятельности созданы условия для реализации новых педагогических технологий, реализующих эту деятельность. Образовательная инновационная технология означает способ реализации процесса обучения, включающий инновационные формы, методы и средства обучения, благодаря которым осуществляется целенаправленная учебная деятельность преподавателя и студента. В результате такого взаимодействия обучающиеся приобретают необходимые знания и умения, успешно овладевают профессиональным опытом и мастерством [3, с. 186]. Согласно исследованиям (В.А. Сластенин, Л.С. Подымов и др.) инновационные технологии обучения имеют следующие признаки: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, воспитательный эффект.

В практике педагогического образования актуальной остается задача внедрения таких технологий обучения, которые позволили бы реализовать переход от знаниевого подхода к компетентностно-му. Учитывая интегративную природу языковой компетенции, в содержание профессионально-языковой подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования включаются четыре группы компетенций: лингвистическая, коммуникативная, линг-водидактическая, культурологическая. Лингвистический компонент языковой компетенции начинает формироваться при изучении курса «Русский язык и культура речи», где студенты знакомятся с орофэпическими, акцентологическими, лексическими, грамматическими (морфологическими), синтаксическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими нормами русского литературного языка и продолжает реализовывать себя в ходе изучения тем «Теория и технологии развития фонетической стороны слова», «Теории и технологии изучения словарной работы», «Теории и технологии развития грамматического строя речи младших школьников» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.