тивных способностей (обучение работе с текстами, освоение умений готовить выступления и публично выступать, освоение умений отстаивать свою точку зрения, позицию в дискуссии, воспитание способности учитывать критические замечания и др.); рефлексивных способностей (обучение культуре постановки проблем в своей собственной мыследеятельности, развитие умений вычленять собственные затруднения в деятельности, искать пути выхода из таких затруднений, формирование умений критериального анализа учебного взаимодействия и своей роли в нем и др.); экспертных способностей студентов.
Список литературы
1. Жесткова Е.А., Филиппова Л.В. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2013. - № 3(10). - С. 17-20.
2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. -176 с.
3. Научно-методические инновации в высшей школе / под ред. проф. А.В. Макарова. - М.: РИВШ, 2008. - 186 с.
4. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогическая инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
5. Филиппова Л.В. Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин // Арзамасские педагогические чтения. - 2014. - № 8 (36). - Ч. 2. -С. 44-48.
Р. П. Фирсова
Детерминанты патриотического воспитания молодежи в современной социокультурной ситуации
В современной социокультурной ситуации приоритетным направлением является формирование у подрастающего поколения общенациональной гражданской идентичности на основе патриотических идей и убеждений.
Общенациональная гражданская идентичность - это разновидность социальной идентичности, в основе которой лежит идентификация с обществом, государством, в котором живешь и трудишься. Для её формирования необходимо соблюдать условия, позволяющие обществу сохранять свои жизненно важные параметры культурного, этического и интеллектуального характера в пределах исторически сложившейся нормы [1]. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных опор.
Основанием формирования гражданской идентичности выступает государственный патриотизм. Патриотические чувства и взгля-
ды формируются под влиянием множества факторов и являются, с одной стороны, компонентом личностной идентичности человека, а с другой - результатом его социализации. Как социализированное, специально воспитанное в человеке чувство патриотизм рождается на основе взаимности обязательств, солидарности, а также оптимальных для человека степени и способе его интеграции в сообщество страны.
Условиями для формирования общенациональной гражданской идентичности являются: соблюдение морально-нравственных принципов, сохранение великого культурного достояния России, сохранение многонациональной России, сохранение здоровья общества.
Соблюдение морально-нравственных принципов. Особая роль принадлежит религии, являющейся одной из древнейших форм культуры. Общество должно быть способным защитить себя от агрессии в духовно-нравственном направлении. Без этого вся военная и экономическая мощь страны - ничто. Духовно-нравственное направление - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие у молодежи высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.
В современной России духовный климат поменялся к лучшему: строятся храмы и часовни, возрождается роль церкви как социального института, церковнослужители всесторонне сотрудничают с армией и структурами охраны порядка.
Общество выступает против аморального давления средств массовой информации, которое пропагандирует самые разнузданные нравы и противоестественный образ жизни. В результате их пагубного воздействия молодежь формирует неправильное представление о смысле человеческой жизни. Ведь исчезновение национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей русской нации - это путь к её исчезновению. Поэтому духовно-нравственная безопасность государства базируется на активном неприятии социумом насилия, экстремизма, пошлости и разврата.
Основу государства составляет крепкая семья. Именно в ней с рождения воспитывается общечеловеческая нравственная ценность - любовь к Родине. В семье формируются жизненные ценности, убеждения, взгляды на жизнь, познаются традиции, обычаи, происходит приобщение к культуре, труду. Ведь человек должен быть
прежде всего созидателем, тружеником, социально активным гражданином, воином и защитником малой и большой Родины. Патриотическое воспитание тоже начинается именно в семье. Уважение старших, почитание заслуг дедов и отцов в защите Отечества, забота об их здоровье и благополучии прививается в здоровом морально-психологическом семейном климате.
Сохранение великого культурного достояния России. Фактором духовного единения народов, населяющих Россию, является русский язык. Важна его историческая роль в языковом развитии человечества, в обмене общечеловеческими ценностями между народами. Организацией Объединенных Наций русский язык объявлен одним из официальных «мировых языков». Велика образовательно-познавательная функция русского языка - на него опирается наша образовательная система. Он является языком обучения и межнационального общения. Использование единого языка на территории многонациональной России обеспечивает возможность взаимопроникновения, распространения и передачи знаний по всей территории страны.
Сохранение многонациональной России. Россия во все времена преодолевала трудности и одерживала победы над врагами благодаря союзничеству, взаимопомощи и общности всех народов, ее населяющих. Взгляд в историю повествует о том, что успешное развитие общества и государства возможно только в условиях духовного единства. Необходимо сохранять и преумножать собственные культурные, исторические, конфессиональные традиции. Понимание истинных интересов народа и определение условий его процветания возможно только на основании знания истории и героических усилий русской нации, на познании наших корней и осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил РФ, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Сохранение здоровья общества. «В здоровом теле - здоровый дух», утверждал Гиппократ, основатель медицины. Здоровье является благом и счастьем для каждого человека и необходимым условием существования государства. Возросшее употребление алкоголя, наркотических веществ, ухудшение здоровья людей представляют угрозу духовно-нравственной безопасности России. Увеличивается уровень общей заболеваемости населения страны по болезням системы кровообращения, туберкулезу, а также социаль-
но обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Появились новые, неизвестные опасные инфекционные заболевания. В связи с этим необходимы профилактические мероприятия, повышение качества оказания медицинской помощи, недопущение роста пьянства, наркомании, вредных привычек. Эффективным способом оздоровления населения является физическая культура и формирование здорового образа жизни. В системе патриотического воспитания физическое совершенствование занимает одно из первых мест.
Процесс формирования общенациональной гражданской идентичности более результативен, если включает в себя комплекс условий для сохранения жизненно важных параметров. В каждом рассмотренном нами условии присутствует необходимость патриотического воспитания молодежи, т. е. важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих их специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Следовательно, совокупность значимости каждого условия образует систему патриотического воспитания, которая должна способствовать объединению молодежи для занятия общественно-полезным трудом, углубленному изучению истории, совершенствованию физического развития и занятий спортом. Это повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи: участие в музейной и краеведческой, клубной работе, в мероприятиях идеологического характера; личное участие общественных, государственных деятелей и руководителей всех рангов во встречах с учащимися, награждение ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в стране и регионе; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание опорных центров и пунктов военно-патриотического образования подрастающего поколения [2].
Таким образом, приоритетные направления патриотического воспитания молодежи включают в себя целый комплекс мероприятий, направленных на оздоровление общества и формирование общенациональной гражданской идентичности.
Список литературы
1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения -российский путь развития // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 8-10.
2. Микрюков В.Ю. Теория и практика взаимодействия средних и высших образовательных учреждений: моногр. - М.: Курьер образования, 2004. - 192 с.
Г. П. Цейтина
Повышение качества профессионального образования как социально-психологическая проблема
Необходимым условием повышения качества профессионального образования является научное обоснование и создание принципиально новых методических систем обучения студентов [2]. Такая система могла бы, по нашему мнению, включать в себя, прежде всего, следующие компоненты:
• целенаправленное развитие мотивации учебной деятельности,
• формирование психологической готовности студента к будущей профессиональной деятельности,
• формирование «эталонного образа профессионала»,
• перенос основной учебной нагрузки студентов на самостоятельное изучение дисциплин.
Важную роль в формировании указанных выше элементов системы обучения играет направленность личности студента. Эта характеристика является одной из важнейших сторон личности и включает в себя такие составляющие, как ценности, идеалы, мировоззрение, убеждения, интересы, желания, увлечения и потребности - все это играет очень важную роль в формировании мотивов деятельности субъекта и, в конечном счете, определяет эффективность этой деятельности.
Одним из важнейших компонентов мотивации субъекта к деятельности является его психологическая готовность, которая включает в себя не только направленность личности, необходимые знания, навыки и умения, но и определенные социально-психологические условия [1; 3]. К этим условиям можно отнести такие психологические факторы, как осознание собственных возможностей самовыражения в профессии, принятие ответственности за ее выбор, стремление к профессиональному и личностному росту и, в результате, создание устойчивого состояния личности, ее интеллектуальных, характерологических и мотивационных особенностей, которые способствуют успешной профессиональной подготовке.
157