Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / взаимодействие учителя-логопеда с родителями / дети с речевыми нарушениями (дизартрия / дислалия / заикание / ринолалия и др.) / модель интерактивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями и воспитателями. / information technologies / interaction of a speech therapist teacher with parents / children with speech disorders (dysarthria / dyslalia / stuttering / rhinolalia / etc.) / a model of interactive interaction of a speech therapist teacher with parents and caregivers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочко Д.А.

В статье описаны теоретико-методические подходы к внедрению информационных технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями, представлено содержание проекта «В мире красивой речи». Цель проекта: создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции речи детей с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочко Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF INTERACTION BETWEEN A SPEECH THERAPIST TEACHER AND PARENTS OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The article describes theoretical and methodological approaches to the introduction of information technologies in the process of interaction between a speech therapist teacher and parents of children with speech disorders, presents the content of the project "In the world of beautiful speech". The aim of the project is to create psychological and pedagogical conditions conducive to improving the pedagogical competence of parents in the issues of speech correction of children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376.44

Клочко Д. А. студент бакалавриата Донской государственный технический университет

Россия, г.Ростов-на-Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье описаны теоретико-методические подходы к внедрению информационных технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями, представлено содержание проекта «В мире красивой речи». Цель проекта: создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции речи детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: информационные технологии, взаимодействие учителя-логопеда с родителями, дети с речевыми нарушениями (дизартрия, дислалия, заикание, ринолалия и др.), модель интерактивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями и воспитателями.

Klochko D.A. Undergraduate student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF INTERACTION BETWEEN A SPEECH THERAPIST TEACHER AND PARENTS OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. The article describes theoretical and methodological approaches to the introduction of information technologies in the process of interaction between a speech therapist teacher and parents of children with speech disorders, presents the content of the project "In the world of beautiful speech". The aim of the project is to create psychological and pedagogical conditions conducive to improving the pedagogical competence of parents in the issues of speech correction of children with speech disorders.

Keywords: information technologies, interaction of a speech therapist teacher with parents, children with speech disorders (dysarthria, dyslalia, stuttering, rhinolalia, etc.), a model of interactive interaction of a speech therapist teacher with parents and caregivers.

Во все времена семейное воспитание было и остается ведущим. Родители являются первыми учителями своих детей, они закладывают основы физического, интеллектуального, нравственного, личностного развития ребенка.

Успешное осуществление данной работы невозможно без семьи. В Федеральном законе «ОБ образовании в Российской Федерации» об образовании представлено, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса в образовательных учреждениях [5]. Поэтому, педагоги, воспитатели и специалисты специализированной направленности должны уделять большое внимание процессу взаимодействия с родителями детей с речевыми нарушениями.

Каждый родитель мечтает вырастить здорового и умного ребенка, они делают все возможное: кормят, одевают, покупают красивые игрушки. Именно родители - самые добрые, любящие, главные и внимательные педагоги ребенка на протяжении всего его жизненного пути. Появление в семье малыша с особенностями приводит родителей в состояние стресса, потрясения, растерянности, беспомощности. Этот факт нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. [1, 4]

Теория и практика дошкольного образования, законодательная база современного образования, нацеливает нас на объединение усилий общественного и семейного воспитания. Условиями успешной коррекционной работы с детьми являются: психолого-педагогическое обеспечение дифференцированных условий, наличие программно-педагогического и кадрового обеспечения, материально-техническая база и др.

Вопросами семейного воспитания детей с речевыми нарушениями занимались такие авторы как Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы доказывают роль ближнего окружения, т.е. семьи в коррекционно-педагогическом процессе.

Вопросы педагогический компетентности раскрывались в работах таких авторов как П.П. Болонский, И.В. Гребенников, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко, В.М. Минияров, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

Важным фактом является то, чтобы родители смогли справиться с особенностями и принять ребенка таким какой он есть, смогли направить свои силы на восстановление здоровья, развития и образования. Специалистам в дошкольных учреждениях необходимо вовлечь родителей в коррекционно-образовательный процесс, а для этого им необходимо постоянно искать новые эффективные методы взаимодействия с семьей.

В нынешнем мире информационные технологии развиваются стремительно быстро и учителям-логопедам необходимо искать новые

технологии для воспитания, обучения, коррекции и взаимодействия с родителями воспитанников.

Современные родители мало внимания обращают на стендовую и файловую информацию, не находят время для диалога с воспитателем и логопедом, но достаточно много времени проводят в Интернете, общаются в социальных сетях, имеют доступ в сеть не только в домашней обстановке, но и на рабочем месте. Данный факт позволяет учителю-логопеду не устанавливать временные рамки во взаимодействии посредствам интерактивного общения. В таких условиях родители охотно идут на контакт с педагогами и готовы на сотрудничество. [3]

Таким образом, актуальность проекта «В мире красивой речи» обусловлена подбором информационных технологий взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Развитие у родителей желания помогать ребенку и организовать информационную поддержку семьи.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах коррекционно-образовательного воспитания.

3. Повышение мотивации родителей к проблемам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В современном мире инновационные технологии помогают педагогам изучить потребности родителей, оперативно реагировать на запросы, оказывать своевременную информационную поддержку

консультационного, воспитательного, коррекционного характера, что дает родителям возможность повышения педагогической компетентности и делает их активными участниками образовательного процесса. [2]

Рис 1. Модель интерактивного взаимодействия учителя-логопеда с

родителями и воспитателями.

Инновационное направление взаимодействия учителя-логопеда с родителями можно разделить на три блока:

• Информационный блок: объявления, именные рассылки, обсуждения, полезные ссылки, опросы.

• Консультационный блок: электронные консультации, электронные библиотеки, онлайн консультирование, вопросы и ответы.

• Домашняя игротека: речевые игры, развивающие игры, онлайн -игры, логопедические тетради, раскраски.

Информационный блок способствует быстрому и своевременному получению актуальной информации. Данная форма помогает родителям дополнить свои знания по вопросам воспитания, дать практические советы и рекомендации. У них появляется возможность наблюдать за ходом учебного процесса, методов работы, получать педагогическую информацию и практические рекомендации.

Консультационный блок обеспечивает оказание помощи родителям по различным вопросам воспитаниям, обучения и развития, повышению психолого-педагогической компетентности. У них есть возможность в реальном времени получить ответы на вопросы, рекомендации по результатам диагностики детей в соответствии с нарушениями. Также предоставляется актуальная информация об учреждениях, оказывающих

необходимую помощь и поддержку детям. Педагоги проводят онлайн-консультации по возникшим вопросам родителей.

Учитель-логопед в рамках блока «Домашняя игротека» передает необходимые к выполнению ребенком задания, которые способствуют развитию необходимых навыков. В данном блоке родителям предоставляются списки игры для полезного времяпровождения с ребенком.

Размещение необходимого информационного материала предполагается в виде коротких статей и постов на сайте и в интернет-группе детского сада. В случаях, когда необходимо обсудить проблему представляется возможность общения в личных сообщениях.

Не смотря на активное развитие технологий все же не стоит забывать об классических методах распространения логопедической информации: стендах, буклетах, папках-перевертышей. данный формат данных объектов можно разбавить добавлением рЯ-кодов, которые несут в себе ссылки на полезные форумы, сайты, статьи по темам, видео-уроки, полезные развивающие задания и игры. Данный формат интересен родителям и несет дополнительную полезную информацию.

Ожидаемые результаты:

1. Эффективное взаимодействие в решении задач воспитания, обучения и коррекции.

2. Родители активно и сознательно включаются в коррекционно-развивающий процесс.

3. Высокий уровень компетентности родителей по вопросам коррекционно-логопедической работы.

4. Стабильный интерес и стремление в совместной деятельности как активных участников в коррекционно-образовательном процессе.

5. Сокращение временного периода за счет необходимого для закрепления полученных навыков.

6. Удовлетворение родителей качеством дошкольного образования.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что введение и дальнейшее

использование информационных технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями может привести к положительным и скорым результатам коррекционно-образовательной работы. Родители становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса и главными свидетелями результата.

Использованные источники:

1. Бак, А. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бак, К. Грюневальд. - СПб.: Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 2001. - 351 с.

2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. -М.: Белгор. гос. ун-т, 2009. - 177 с.

3. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольногоучреждения с семьей. - М.: Белый Ветер, 2011. - 56 с.

4. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. - М.: Теревинф, 2016. - 365 с/

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации. 44с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.