ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ
Н.П. ХОДАКОВА
В настоящее время целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе уже не подвергается сомнению и подтверждается многочисленными данными и оценками экспертов, а так же примерами широкого внедрения информационных технологий в высшей школе.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, а так же структура и содержание обучения в высших учебных заведениях (ВУЗах). Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации [5]. Параллельно этому идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения для поддержки традиционных и нетрадиционных методов обучения. При этом программным средствам, используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции. Научный анализ процесса работы пользователя, по мнению ряда исследователей позволяют выделить три необходимых условия решения задачи на основе его использования: студент должен владеть знаниями в той предметной области, к которой относится решаемая задача, а возможность и практическая осуществимость решения не должна вызывать у него сомнений; он должен владеть навыками применения пакета программ, знать их возможности и способы решения поставленных задач; от него требуется знание правил работы с пакетом.
Содержание знаний и навыков, а так же воспитательные задачи, связанные с работой, определяются в каждой области с учетом своих особенностей, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущему дипломированному специалисту.
В настоящее время существуют разные подходы к решению проблемы преподавания студентам факультетов дошкольного воспитания информационных технологий. В таблице №1 представлен перечень отдельных направлений подготовки (специальностей) и квалификаций высшего профессионального образования.
Таблица №1. Наименование специальностей и квалификаций
Код Специальности Квалификации
030900 Дошкольная педагогика и психология Преподаватель дошкольной педагогики и психологии
031100 Педагогика и методика дошкольного образования Организатор-методист дошкольного образования
031300 Специальная дошкольная педагогика и психология Педагог-психолог
В соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника (ГОС СПО), а так же с требованиями жизни в учебные планы специальностей ВУЗов включена дисциплина «Информационные технологии». В содержании данного курса в той или иной степени ставится задача показать студентам необходимость в овладении существующим программным обеспечением, необходимым для дальнейшей учебы и работы, а так же доказывается актуальная потребность на сегодняшний день в изучении этого предмета.
Очевидно, что разработка новых учебных программ и проведение занятий с использованием информационных технологий способствует повышению заинтересованности студентов, а проведение индивидуальных консультаций по мере изучения тем курса. В рамках курса изучаются следующие дисциплины:«Основы операционных систем Windows 2000. Пользовательский интерфейс операционной системы файловые структуры», «Текстовый редактор Word. Назначение и основные функции», «Пользовательский интерфейс Photoshop»,
«Пользовательский интерфейс Corel Draw», «Презентационная графика Power Point», «Анимационная графика», «Обучающее программное обеспечение», «Интернет технологии» и др.). Однако, для постановки обучения на дошкольных специальностях ВУЗов в целом еще недостаточно современных методических разработок и литературы по данному курсу.
Рассмотрим изучение дисциплины в отдельных высших учебных заведениях России. Мы изучили работу вузов, рассмотрели имеющиеся специальности, названия и содержания учебных дисциплин, выяснили, что в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова факультет дошкольного воспитания образован в 1951 году. Факультет готовит специалистов для системы дошкольного образования. Все студенты обучаются по государственным стандартам высшего профессионального образования, сдают Государственную аттестацию (экзамены по педагогики и психологии и защита квалификационной работы) и получают государственный диплом о высшем профессиональном образовании. Все студенты проходят педагогическую практику в дошкольных учреждениях и педагогических колледжах г. Москвы. Выполняют курсовые работы по психологии и педагогике, дошкольной педагогике и частным методикам. На факультете ведется обучение по двум специальностям: «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика дошкольного образования» [4].
Московский педагогический государственный университет обучает студентов по специальностям: «Дошкольная педагогика и психология», с присвоением квалификации -преподаватель дошкольной педагогики и психологии (данную квалификацию могут получить за 3 года выпускники педагогических колледжей, имеющих договор с факультетом), так же «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» (английский), с присвоением квалификации -преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель английского языка, «Психология» со специализацией «Психология развития». Присваиваемая квалификация -психолог, преподаватель; Бакалавров по направлению Педагогика, профили -управление дошкольным образованием и детская практическая психология, квалификация - бакалавр педагогики, Педагогика и методика дошкольного образования, квалификация - организатор-методист дошкольного образования. Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Музыкальное образование, квалификация - организатор-методист дошкольного образования, учитель музыки (на отделении обучаются выпускники педагогических колледжей, имеющие музыкальную подготовку).[5]
В дополнение к основной квалификации студенты получают специализацию по выбору: «Детский практический психолог», «Музыкальный руководитель», «Инструктор по физической культуре», «Методист по компьютерно-игровым комплексам», «Преподаватель изобразительного искусства детям», «Методист по экологическому воспитанию», «Методист по развитию и коррекции детской речи», «Специалист по диагностике и коррекции психофизического развития детей». [5]
В Челябинском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка по специальности Педагогика и методика дошкольного образования, и логопедия (031100 с дополнительной специальностью 03800). Подготовка осуществляется с июня 2002 г. Создание факультета дошкольного образования связано с реализацией непрерывного образования. В организуемый университетский комплекс входят Челябинский государственный педагогический колледж №2 и отделение заочного обучения факультета. Выпускники колледжа продолжают обучение на факультете, повышая свой уровень образования и приобретая новые квалификации, что обеспечивает их социальную защиту.
Студенты изучают традиционный для всех вузов набор дисциплин: педагогика; психология; детская практическая психология; дошкольная педагогика; семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста; теория и методика дошкольного образования (методика физического воспитания, развитие речи, формирование математических представлений, экологического образования детей, детского изобразительного творчества, музыкального воспитания); управление дошкольным образованием; социология психология управления; экспертные оценки в образовании; правовые основы управления образованием;
организация финансово-хозяйственной деятельности в ДОУ; современные системы дошкольного образования за рубежом; организация делопроизводства в дошкольном учреждении.
Карельский государственный педагогический университет в своем составе имеет Факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии, уникальный в своем роде, образованный в 1986 году. В настоящее время на нем работает более 20 высококвалифицированных преподавателей. Студенты факультета обучаются по следующим специальностям: - "Дошкольная педагогика и психология" с дополнительной специальностью "Социальная педагогика" или специализацией "Детская практическая психология"; - "Специальная (дошкольная) педагогика и психология" со специализацией "Дошкольная логопедия"; - "Социальная педагогика" со специализацией "Социально-психологическое консультирование населения". "Учитель-дефектолог"
- специальность, которую также можно получить на факультете. Необходимость подготовки специалистов по данным направлениям обусловлена глубокими преобразованиями в стране, породившими ряд экономических, нравственных и социальных проблем. Расширяющаяся сеть специализированных учреждений, коррекционная направленность педагогического процесса предполагают преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения. Детский сад -особая страна, где главным человеком для ребенка является воспитатель. Он должен быть знаком с нейрофизиологией, разбираться в вопросах педагогики и психологии, экологического образования, математики, изобразительной и речевой деятельности, владеть различными технологиями оздоровления детей. Свою компетентность в этих вопросах неоднократно подтверждали - заведующие и методисты дошкольных учреждений, воспитатели общеобразовательных и речевых групп. Уже несколько лет на факультете осуществляется подготовка специалистов по социальной педагогике. Социальная педагогика - сравнительно новая отрасль педагогических знаний и только что получившая признание сфера профессиональной деятельности. Поэтому потребность общества в квалифицированных специалистах этого профиля достаточно высока. Большое внимание преподаватели факультета уделяют сочетанию практической и теоретической подготовки. Профессиональными навыками и умениями студенты овладевают на практике: разрабатывают индивидуальные программы социально-
педагогического сопровождения, коррекционные программы, изучают личность ребенка, проводят социально-педагогическую и психологическую диагностику. Параллельно с изучением теоретических курсов и практической деятельностью студенты проводят научноисследовательскую работу. Высокую оценку специалистов-практиков получили дипломные исследования по профилактике наркомании, алкоголизма, подростковой преступности, проблемам семейного воспитания. Важный фактор профессиональной подготовки - творческое развитие будущих специалистов. Студенты во время занятий имеют возможность развивать свои творческие способности: сочинять стихи и сказки, конструировать из бумаги и ткани, работать с природным материалом.[6]
Ростовский государственный педагогический университет - один из старейших университетов. В 1930-1931 году был открыт педагогический факультет, готовящий специалистов по специальностям: 030900 «Дошкольная педагогика и психология», 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования». Основные задачи факультета дошкольной педагогики связаны с повышением профессионального уровня преподавательского состава и освоением ими современных развивающих технологий преподавания в высшей школе; развитием творческого потенциала студентов в системе непрерывного педагогического образования; поиском управленческих механизмов, обеспечивающих качество подготовки специалистов. Осуществляется научное комплексное исследование по проблеме «Подготовка творческого специалиста по дошкольному воспитанию в системе «высшее педагогическое училище-вуз». [7]
Таким образом. Проведенная нами работа показала, что в ВУЗах ведется активная работа по подготовке специалистов системы образования. Кроме основных специальностей осуществляется подготовка по дополнительным специализациям, таким как «Детский практический психолог», «Музыкальный руководитель», «Инструктор по физической культуре»,
«Преподаватель изобразительного искусства детям», «Методист по экологическому воспитанию», «Методист по развитию и коррекции детской речи».
Однако, изученные нормативные документы, а так же учебная документация факультетов показала, что изучение информатики, информационных технологий осуществляется в рамках учебных курсов. В ходе этого предполагается изучение языков программирования, работа с которыми требует дополнительных знаний со стороны преподавателя и студентов; -незначительное количество времени отводится на изучение программ, ориентированных на обучение детей дошкольного возраста; - менее 10% времени отводится знакомству с новейшими разработками программного обеспечения, а также информационными технологиями для активизации познавательной деятельности студентов. Поэтому, считаем необходимым разработку системы преподавания информационных технологий для студентов факультетов дошкольного воспитания вузов.
Список литературы
1. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования. Труды Симпозиума Академии Информатизации образования, 10-11 декабря 2002г. г.Москва.
2002г. с. 171
2. Дашниц Н. Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий: методические рекомендации. -Ярославль: изд-во «Александр Рутман». - 2005. - 71 с.
3. Кулагин В.П., В.В. Найханов, Б.Б. Овезов, И.В. Роберт, Г.В. Кольцова, В.Г. Юрасов. Информационные технологии в сфере образования. - М.: Янус-К, 2004. - 248 с.
4. Роберт И.В., Поляков ВА Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М.: «Образование и Информатика», 2004.
- 68с.
5. Ходакова Н.П. Информационные технологии в работе со студентами факультета дошкольного воспитания педвуза.// Сборник научных статей. Проблемы педагогического образования. Выпуск 26/ Под ред. ВАСластенина, ЕА Левановой. - М.:МПГУ-МОСПИ, 2006. 5с. - 0,2 п.л.
6. Ходакова Н.П. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования.// Журнал «Педагогические науки»№3 2006.
7. МГОПУ им. МАШолохова http://www.mgopu.ru
8. МПГУ http://www.mpgu.ru/04.shtml
9. Карелия http://kspu.ptz.ru/structur/
10. РГПУ http://[email protected]