сп <
CL.
из
с:
о
м s
и
s
M. M. Уаисова,
магистр техники и технологий, магистр экономики,
преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»
He2i32i свздер: цифрлы К,а-зацстан, ацпаратт ъщ-коммуника-циялъщ технологиялар (АКТ), циф-рлъщ бтм беру ресурстары (CDR), IT мамандары, сандъщ даму орта-лыгы, жобалар.
Ключевые слова: цифровой Казахстан, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), цифровой образовательный ресурс (ЦОР), ИТ специалисты, центр цифровых разработок, проекты.
Keywords: digital Kazakhstan, information and communication technologies (ICT), digital educational resource (CDR), IT specialists, digital development center, projects.
и
о
s
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Акпараттык-коммуникациялык технологиялар-ды (АКТ) тшмд1 пайдалануды камтамасыз ететш мацызды эдюнамальщ кагидалардыц 6ipi компью-терлж технологияларды дэстурл1 технологиялар-мен уйлеспру болып табылады.
Акпараттьщ технологиялардьщ Heri3ri бипм беру кундылыгы - окушылар мен студенттерге кол жет1мд1 шекс1з мумкшдштер1 бар ете мьщты сезштал интерактивт1 оку ортасын К¥РУ мум-КШД1ПН бередк Акпараттьщ технологиялар студенттерге коп келемде бипм 6epin кана коймай, окушылардьщ интеллектуалды, шыгармашыльщ кабшеттерш, жаца бинмдерш оз бетшше мецгеру кабшетш дамытуга, турл1 акпарат кездершен жу-мыс жасауга мумкшдш бередг
Аннотация
Одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), является совмещение компьютерных технологий с традиционными.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося. Информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Annotation
One of the most important methodological principles allowingthe effective use of information and communication technologies (ICT) is the combination of computer technologies with traditional ones.
The main educational value of information technologies is that they allow creating an immeasurably more vibrant multi-sensory interactive learning environment with almost unlimited potentialities that are available to both the teacher and the student. The information technologies help not only to saturate the student with a large amount of knowledge, but also to develop the student's intellectual, creative abilities, their ability to get new knowledge independently, to work with various sources of information.
Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020» была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года №464. Целью программы является создание условий для перехода к информационному обществу. Сфера ИКТ Казахстана стала самостоятельным сектором экономики. Она состоит из отрасли телекоммуникаций, почтовых услуг, отрасли информационных технологий и распространения телерадиосигнала. Данный подход обусловлен взаимным проникновением технологий связи, распространения телерадиовещания и информационных технологий, который наблюдается в последние десятилетия по всему миру[1, с.6 ].
На сегодняшний день в Казахстане бурное развитие получило отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Рост ИКТ вызван, во-первых, стабильным ростом экономики страны на протяжении последних нескольких лет. Во-вторых, правительство Республики Казахстан уделяет все большее внимание ИКТ, являясь в настоящий момент самым крупным заказчиком 1Т-услуг в стране .
В мировой педагогической практике увеличилась доля цифровых ресурсов, разработанных в соответствии с образовательными программами.
Экономический эффект информатизации образования заключается в создании реальных условий для подготовки, переподготовки и перепрофилизации специалистов, что отвечает вызовам рыночной и цифровой экономики.
В условиях глобализации казахстанская система образования 2020 года будет функционировать как часть единого ми-
рового информационно-образовательного пространства. Будут осуществляться максимальный учет международного опыта в области информатизации образовании, устойчивое партнерство с международными институтами развития в области ИКТ и ведущими 1Т компаниями, функционировать в нормативно-правовом поле информатизации образования, определяющем все регламенты и стандарты компьютеризации и интернетизации; организации открытого дистанционного обучения; разработки, апробации и тиражирования цифровых образовательных ресурсов и создания казахстанского компонента Интернет-среды; технической и педагогической поддержки инфраструктуры и программного обеспечения учебного процесса, будет обеспечено массовое внедрение учебных материалов нового поколения и инструментов поддержки учебного процесса [3, с. 12].
Стратегия разработки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для профессионального образования - основана на внедрении производственных и научных виртуальных лабораторий, компьютерных измерительных систем, научно-популярных учебных фильмов, профессионально-ориентированных языковых программ. На сегодня содержание профессионального образования переведено на цифровой формат примерно на 10%.
Важным направлением стратегии является создание системы апробации как заказываемых, так и закупаемых цифровых образовательных ресурсов. Планируется апробация методики организации учебного процесса с использованием ЦОР и регламентов работы организаций образо-
D?
<
са С
Г) <
е.
'Л
О 3
s
w —
из О
С-.
w S ьг и w
У
С
е=Г
О t_
w 2 s ш S ы
J ©
с
и
Г)
сп <
а.
из
с:
о
м
и 2
и о
вания в условиях интерактивнои мультимедийной среды на экспериментальных площадках [2, с. 11].
Внедрение ИКТ в учебный процесс организаций образования Казахстана будет осуществляться не только через самостоятельный предмет "Информатика", но и опосредованно через все другие предметные и научные области знаний. Актуализируется модернизация содержания образования с учетом современных достижений в области ИКТ. На первом этапе все содержание образования переведено на кейсовые технологии как инвариантный базовый уровень [4, с. 21].
В последующем состоится самостоятельное накопление вариативных цифровых образовательных ресурсов субъектами образовательного процесса, что обеспечит объективные условия для создания креативной информационно-образовательной среды в каждой предметной области знаний.
Технологическая поддержка осуществляются ведущими ИТ компаниями на основе международного сотрудничества и государственно-частного партнерства. Обучение ИТ специалистов в сфере образования будет осуществляться за счет создания центров компетенций [5, с. 126].
В условиях расширения компьютерного парка организаций образования, усложнения информационно-образовательных ресурсов и прикладного программного обеспечения в организациях образования необходимо подготовить специалистов, выполняющих функции: администрирования сайтов и порталов, администрирования локальных сетей и систем, технического сопровождения кабинетов информатики, мультимедийных, виртуальных и предметных компьютерных кабинетов.
Сегодня почти каждый студент хотя бы раз участвовал в конкурсе проектов. Что это такое, как к нему подготовиться и чем студенту могут помочь родители и мы -преподаватели. Я думаю, вопрос, связанный с конкурсами, сложен и неоднозна-
чен. В преподавательском сообществе на данный момент нет единого подхода. Очевидно, что студент не способен совершать открытия, он не ученый, не исследователь во взрослом понимании этих слов. Но он открывает что-то для себя в науке и в жизни.
Работа предполагает достижение конкретного результата, продукта: это может быть рисунок, составленный студентом словарик, написанная книга.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача колледжа состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый учащийся может реализовать свои способности.
Задача колледжа - поддержать учащегося и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Студент, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности -понятию интеллектуальной собственности.
Цель, стоящая перед администрацией и преподавателями - создать условия для подготовки учащегося к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность учащихся на рынке труда и при этом дальнейший профессиональный рост педагогического коллектива.
В связи с этим в Костанайском строительном колледже состоялось открытие Центра цифровых разработок. В качестве гостей были приглашены заместитель директора ЧИПС УрГУПС по научной работе - Давыдов А.Н., руководитель ГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата г.Костанай» - Манатова А.Р., заведующая сектором развития учебно-методической работы ТиПО, методического
Ш)
кабинета ТиПО УО акимата Костанайской области -Алекешова К.А., руководитель отдела биологической безопасности - Бе-кет Б.Г., заместитель директора Костанай-ского областного историко-краеведческо-го музея - Саталкина Г.А., руководитель отдела образования родителей детей с ОВЗ «StopAutizm», Жалмухамедова Ш.В, а также представитель предпринимательства и бизнеса - экономист ТОО «НурТо-ба» - Алиев A.C.
Центр участвует в разработках востребованного программного продукта и услуг, создает ИТ-сообщества, приглашает коучеров для проведения мастер-классов и тренингов, привлекает к работе бизнес-партнеров, развивает стартапы, участвует в международных олимпиадах, развивает навыки в области цифровых мультимедиа. Проекты, которыми занимаются в центре, затрагивают такие государственные программы как «Цифровой Казахстан», программы развития регионов до 2020 года, программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан "Агробизнес-2017", Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" и т.д.
На данный момент преподаватели и студенты Костанайского строительного колледжа ведут работу над следующими проектами: «Разработка онлайн сервиса «Инватакси» для сопровождения и передвижения лиц с ограниченными возможностями для ГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата города Костаная» - студент Рюмин М. и руководитель проекта преподаватель спец.дисциплин Уаисова М.М., «Разработка эпизоотической карты для информированности населения об эпизоотической ситуации области», которая включает в себя работу с картами региона, определение географи-
ческих координат, сбор информации для занесения в базу данных (виды заболеваний, животных, периодичность, привязка к сезону и т.д..) Руководителем данного проекта является преподаватель спецдисциплин Сейчанова Д.Г.. Программное обеспечение для расчета себестоимости производства зерновых культур для ТОО «НурТоба», руководитель проекта Феофи-лактов Д.А.. Сайт «Виртуальный ЗО тур» для областного истрико-краеведческого музея г.Костанай, руководителем проекта является Салькенова М.К..
Таким образом Костанайский строительный колледж уже начал свою работу по подготовке высококвалифицированных специалистов по информационным технологиям.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Государственная Программа "Цифровой Казахстан" [Электронный ресурс] https://www.zerde.gov.kz
2.Бидайбеков Е.Ы. Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов: Учебно-методическое пособие..//Е.Ы., Бидайбеков, С.Г., Григорьев, В.В., Гриншкун. - Алматы: КазНПУ, -2006. - 136 с.
3.Гриншкун В.В. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого образования./ В.В. Гриншкун. -М., 2003.-254 с.
4.Еслямов С.Г. Компьютерные технологии обучения: современное состояние и перспективы. / С.Г., Еслямов. - Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2000. - 212с.
5.Долинер Л.И.. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы. / Л.И. Долинер // Информатика и образование. - 2003,-№6. - С. 125 - 128.
а?
<
са С
со <
с, из О 3
s
w с; из G е.,
И
S т
U
w •у
С е=Г О
w 2 s
Щ
S Ы
и ©
с и п