Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова М.В.

В статье рассматривается проблема использования информационных технологий в организации внеурочной деятельности в школе. Описана организации внеурочного занятия с использованием современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

ISSN 2223-4047

УДК 340

М.В. Шаталова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема использования информационных технологий в организации внеурочной деятельности в школе. Описана организации внеурочного занятия с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, информационные технологии, организация, школьник.

Традиционное понимание школьного образования, направленного только на освоение учебного материала и организацию воспитательных мероприятий, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Одним из важных средств развития личности ученика выступает внеурочная деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность определяется как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [3].

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии определяются как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [4].

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеурочной деятельности школьников, в организации досуга учащихся.

Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности связана с тем, что умение вести целенаправленный поиск и отбор информации являются одними из ключевых умений, которыми должен овладеть младший школьник [2].

Необходимо организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы использование гаджетов, обучающих и игровых сетевых программ, а также других технологий, с помощью которых можно находить необходимую информацию для обучения, использовалось учителем как можно шире в образовательных целях.

Организация внеурочной деятельности школьников, основанная на использовании преимущественно информационных и коммуникационных технологий

• повышает эффективность и качество внеурочной деятельности;

• активизирует познавательную и творческую деятельность школьников благодаря тому, что учебная информация приобретает компьютерную визуализацию, включаются игровые ситуации, возможности управления;

• углубляет межпредметные связи при использовании современных средств обработки, хранения, передачи информации;

• повышает практическую направленность знаний, приобретенных на внеурочных занятиях;

• формирует познавательный интерес школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

• развивает способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств [1].

Одна из главных задач внеурочной деятельности личностное развитие обучающихся, расширение их познавательной сферы.

Внеурочная деятельность дает больше возможностей для выстраивания индивидуальных траекторий развития школьников.

© Шаталова М.В., 2019.

Научный руководитель: Митрохина Светлана Васильевна - заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования, доктор педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

Современные информационные технологии позволяют образовательному учреждению компенсировать недостаток специалистов в определенной области через онлайн курсы, онлайн форумы и конференции для школьников, виртуальные экскурсии по различным направлениям, мастер-классы.

Шире, чем в учебном процессе можно использовать различные электронные ресурсы, книги, энциклопедии, веб-квесты. На внеурочных занятиях можно участвовать в онлайн-олимпиадах, конкурсах.

Для организации этой деятельности проводится большая подготовительная работа, которая включает:

•анкетирование школьников;

•подбор и разработку программ в рамках направлений внеурочной деятельности учащихся;

•создание на сайте школы раздела «внеурочная деятельность»;

•разработку подразделов и их содержания: онлайн олимпиады, веб-квесты, онлайн форумы, виртуальные экскурсии, энциклопедии и т.д.

В подразделе «олимпиады» собраются материалы для проведения олимпиад, тренировочные задания, материалы для подготовки к олимпиадам. В подразделе «веб-квесты» размещены квесты для самостоятельной работы и для занятий. В подразделе «энциклопедии» находится справочная литература, которая предназначена как для работы на сайте школе, так и в онлайн режиме.

Приведем пример внеурочного занятия по общеинтеллектуальному направлению в рамках кружка «Умники и умницы».

Занятие проводится в форме веб-квеста «Детективная история».

Для проведения этого занятия необходимо подготовить специальные карточки для учеников, предупредить о необходимости иметь при себе цветные карандаши.

В начале занятия учитель объявляет название квеста «Детективная история» и его цель.

Каждый учащийся получает маршрутный лист, который содержит задания для прохождения квеста. Приведем примеры заданий.

1.Выйти на сайт веб-квеста. (выйти на сайт школы, в меню выбрать «внеурочная работа», перейти в раздел веб-квесты, выбрать класс и направление, перейти по названию квеста в режим работы)

2.Прослушать историческую справку о стране, определить ее и вписать ее название в колонку для ответа, чтобы перейти к следующему заданию.

3.Найти улику среди предметов. При верном ответе ученик получает код для выполнения следующего задания.

4.Закрасить карточку цветными карандашами так, как указано в коде.

5.Определить свидетеля с помощью полученного рисунка на карточке.

6.Ответить на вопросы.

7. Составить по полученным ответам слово-код.

8.Записать место, где преступник прячет корону.

Рассмотренное занятие вызывает интерес ребенка благодаря своему яркому красочному интерфейсу, интересным заданиям.

Таким образом, использование информационных технологий способствует пробуждению интереса школьников к учебной деятельности, открытию новых знаний, совершенствованию уже полученных, а также тренировке мыслительных процессов.

Библиографический список

1.Баженова, Е.В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4.

2. Митрохина С.В., Наумова К.Э. Формирование у младших школьников информационной грамотности: ком-петентностный подход // Молодёжь. Образование. Наука: сборник статей XI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и учёных (Пенза, 27 января 2016 года). - Пенза: Филиал ВА МТО, Пенз. арт. инж. ин-т, 2016. - С.263-267 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2010.

4.Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. - 2006. - ст. 2.

ШАТАЛОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г. Кимовск, Тульская область, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.