Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)
ISSN 2223-4047
УДК 340
М.В. Шаталова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается проблема использования информационных технологий в организации внеурочной деятельности в школе. Описана организации внеурочного занятия с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, информационные технологии, организация, школьник.
Традиционное понимание школьного образования, направленного только на освоение учебного материала и организацию воспитательных мероприятий, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Одним из важных средств развития личности ученика выступает внеурочная деятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность определяется как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [3].
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии определяются как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [4].
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеурочной деятельности школьников, в организации досуга учащихся.
Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности связана с тем, что умение вести целенаправленный поиск и отбор информации являются одними из ключевых умений, которыми должен овладеть младший школьник [2].
Необходимо организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы использование гаджетов, обучающих и игровых сетевых программ, а также других технологий, с помощью которых можно находить необходимую информацию для обучения, использовалось учителем как можно шире в образовательных целях.
Организация внеурочной деятельности школьников, основанная на использовании преимущественно информационных и коммуникационных технологий
• повышает эффективность и качество внеурочной деятельности;
• активизирует познавательную и творческую деятельность школьников благодаря тому, что учебная информация приобретает компьютерную визуализацию, включаются игровые ситуации, возможности управления;
• углубляет межпредметные связи при использовании современных средств обработки, хранения, передачи информации;
• повышает практическую направленность знаний, приобретенных на внеурочных занятиях;
• формирует познавательный интерес школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
• развивает способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств [1].
Одна из главных задач внеурочной деятельности личностное развитие обучающихся, расширение их познавательной сферы.
Внеурочная деятельность дает больше возможностей для выстраивания индивидуальных траекторий развития школьников.
© Шаталова М.В., 2019.
Научный руководитель: Митрохина Светлана Васильевна - заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования, доктор педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)
Современные информационные технологии позволяют образовательному учреждению компенсировать недостаток специалистов в определенной области через онлайн курсы, онлайн форумы и конференции для школьников, виртуальные экскурсии по различным направлениям, мастер-классы.
Шире, чем в учебном процессе можно использовать различные электронные ресурсы, книги, энциклопедии, веб-квесты. На внеурочных занятиях можно участвовать в онлайн-олимпиадах, конкурсах.
Для организации этой деятельности проводится большая подготовительная работа, которая включает:
•анкетирование школьников;
•подбор и разработку программ в рамках направлений внеурочной деятельности учащихся;
•создание на сайте школы раздела «внеурочная деятельность»;
•разработку подразделов и их содержания: онлайн олимпиады, веб-квесты, онлайн форумы, виртуальные экскурсии, энциклопедии и т.д.
В подразделе «олимпиады» собраются материалы для проведения олимпиад, тренировочные задания, материалы для подготовки к олимпиадам. В подразделе «веб-квесты» размещены квесты для самостоятельной работы и для занятий. В подразделе «энциклопедии» находится справочная литература, которая предназначена как для работы на сайте школе, так и в онлайн режиме.
Приведем пример внеурочного занятия по общеинтеллектуальному направлению в рамках кружка «Умники и умницы».
Занятие проводится в форме веб-квеста «Детективная история».
Для проведения этого занятия необходимо подготовить специальные карточки для учеников, предупредить о необходимости иметь при себе цветные карандаши.
В начале занятия учитель объявляет название квеста «Детективная история» и его цель.
Каждый учащийся получает маршрутный лист, который содержит задания для прохождения квеста. Приведем примеры заданий.
1.Выйти на сайт веб-квеста. (выйти на сайт школы, в меню выбрать «внеурочная работа», перейти в раздел веб-квесты, выбрать класс и направление, перейти по названию квеста в режим работы)
2.Прослушать историческую справку о стране, определить ее и вписать ее название в колонку для ответа, чтобы перейти к следующему заданию.
3.Найти улику среди предметов. При верном ответе ученик получает код для выполнения следующего задания.
4.Закрасить карточку цветными карандашами так, как указано в коде.
5.Определить свидетеля с помощью полученного рисунка на карточке.
6.Ответить на вопросы.
7. Составить по полученным ответам слово-код.
8.Записать место, где преступник прячет корону.
Рассмотренное занятие вызывает интерес ребенка благодаря своему яркому красочному интерфейсу, интересным заданиям.
Таким образом, использование информационных технологий способствует пробуждению интереса школьников к учебной деятельности, открытию новых знаний, совершенствованию уже полученных, а также тренировке мыслительных процессов.
Библиографический список
1.Баженова, Е.В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4.
2. Митрохина С.В., Наумова К.Э. Формирование у младших школьников информационной грамотности: ком-петентностный подход // Молодёжь. Образование. Наука: сборник статей XI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и учёных (Пенза, 27 января 2016 года). - Пенза: Филиал ВА МТО, Пенз. арт. инж. ин-т, 2016. - С.263-267 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2010.
4.Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. - 2006. - ст. 2.
ШАТАЛОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г. Кимовск, Тульская область, Россия.