УДК 378
М.В. Шаталова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
В статье раскрывается потенциал использования информационных технологий в образовательном процессе. Приведены примеры современных форм технологий в организации работы с учащимися.
Ключевые слова: информационные технологии, внеурочная деятельность, организация, учащийся.
Информационные технологии предоставляют возможность разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, расширяют формы общения с учениками и их родителями.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности усиливает их образовательный эффект: возможность в период участия на внеурочном занятии содержательно общаться и соревноваться с ровесниками из школ других городов России, способствует развитию у школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию межпредметных знаний.
Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса.
Организация внеурочной деятельности школьников, основанная на использовании преимущественно информационных и коммуникационных технологий, позволяет:
• повысить эффективность и качество внеурочной деятельности;
• активизировать познавательную и творческую деятельность школьников благодаря тому, что учебная информация приобретает компьютерную визуализацию, включаются игровые ситуации, возможности управления;
• расширить межпредметные связи при использовании современных средств обработки, хранения, передачи информации;
• повысить практическую направленность знаний, приобретенных на внеурочных занятиях;
• формировать познавательный интерес школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
• развивать способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств [1].
Шире, чем в учебном процессе можно использовать различные электронные ресурсы, книги, энциклопедии, веб-квесты. На внеурочных занятиях можно участвовать в онлайн-олимпиадах, конкурсах.
Так как дети не расстаются со своими гаджетами, возникает вопрос о применении мобильных технологий в образовательных целях. Ввиду того, что значимость мобильных устройств постоянно растет, появляется возможность их широкого применения в образовательном процессе. Поэтому педагогу необходимо использовать некоторые из возможностей мобильных гаджетов, которые могут помочь на внеурочных занятиях. Благодаря им, возможен доступ к урокам, видеоклипам и библиотекам из любого места. Таким образом, образовательный процесс выходит за пределы учебного заведения и дает возможность дистанционно взаимодействовать с другими учениками и учителями.
Одним из примеров использования мобильных гаджетов на занятиях, является применение приложения «Какой!».
При работе с данным приложением учитель может создавать тесты, опросы и викторины. Учащиеся могут выполнять задания, созданные учителем с любого мобильного устройства, подключенного к сети Интернет.
© Шаталова М.В., 2019.
Научный руководитель: Митрохина Светлана Васильевна - заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования, доктор педагогических наук, доцент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия.
Вестник магистратуры. 2019. № 8-2(95)
ISSN 2223-4047
Учитель регистрируется в приложении «Kahoot!». Создает своизадания или может воспользоваться коллекцией готовых тестов по разным темам. Далее к приложению подключаются учащиеся.
Вопросы и варианты ответов демонстрируются на интерактивной доске или на экране в классе для удобства чтения учениками. У школьников также задания появляются на экранах мобильных телефонов или планшетах, где они выбирают правильные ответы.
После каждого выбранного ответа на вопрос и в конце тестового задания, обучающиеся видят на интерактивной доске свои результаты.
Таким образом, использование мобильных устройств помогает эффективно и интересно организовывать работу с учащимися.
Внеклассную работу можно организовать с помощью элементов мобильного обучения. Мобильное обучение можно определить, как «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося» [3].
Одним из элементов мобильного обучения является Quick Response (QR) (рис.1). QR-код (в переводе с английского (quick response) означает «быстрый отклик») - это «матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994» [4]. С их помощью можно закодировать ссылки, которые могут направить учащихся на образовательный сайт с информацией, которая поможет решить школьнику определённую задачу. Также есть возможность разместить такие коды на информационных, новостных стендах. И даже можно использовать QR-код прямо на уроке. Это можно сделать в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала обучающимися. Также можно организовать внеклассные мероприятия [2].
Рис. 1.
Опишем пример мероприятия, с использованием QR-кода.
Создаются QR-коды для заданий-головоломок (тексты заданий кодируются в специальных приложениях). Для считывания кодов применяются мобильные гаджеты. План проведения мероприятия:
1. Организационный момент. Объявление названия квеста «В поисках тайны» и оглашение учителем действий.
2. Класс делится на две команды. Определяются капитаны, выдаются маршрутные листы (рис.2,
рис.3).
Рис. 2.
Рис. 3.
3. Ученики сканируют QR-код, в котором зашифровано первое задание -начало маршрута (номер кабинета, название объекта). При нахождении последующих QR-кодов команды, считывают их с помощью гаджетов, разгадывают головоломки, записывают ответы в маршрутные листы. В каждом задании есть подсказка, указывающая, где искать следующий QR-код.
4. Отыскав все коды и разгадав головоломки, команды подбираются к конечному коду, который приводит их месту, где спрятан клад.
5. Команда, выполнившая все задания и прибывшая к цели первой, считается победившей. Участников ждет «награда» за прохождение квеста.
Таким образом, использование различных электронных ресурсов на внеурочных занятиях способствует развитию интереса к познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.
Библиографический список
1.Баженова, Е.В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» / Е.В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4.
2. Гайтанова, Н.С. Организация внеурочной деятельности средствами технологии мобильного обучения / Н.С. Гайтанова, Н.А. Баринова// Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». - 18. - N»12.
3. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М.: Стандартин-форм, 2018.
4. Ковалёв, А.И. QR-коды, их свойства и применение / А.И. Ковалёв // Молодой ученый. - 2016. -№10. - С. 5659.
ШАТАЛОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, Россия; учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г. Кимовск, Тульская область, Россия.