Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей'

Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕР / ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муминова Лола Рахимовна, Махкамова Умида Абдусаттаровна

В статье раскрываются вопросы применения информационной технологии в специальном образовании. Компьютерная программа эффективна при логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муминова Лола Рахимовна, Махкамова Умида Абдусаттаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

1 2 Муминова Л.Р. , Махкамова У.А.

'Муминова Лола Рахимовна - доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора;

2Махкамова Умида Абдусаттаровна - научный сотрудник, Республиканский центр социальной адаптации детей, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются вопросы применения информационной технологии в специальном образовании. Компьютерная программа эффективна при логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, технология, компьютер, программа, педагогический процесс, индивидуализация, обучение, коррекция.

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становятся одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. С появлением в США и Западной Европе первых электронно-лучевых трубок перед разработчиками средств визуализации звучащей речи открылись новые возможности. Наибольшую известность получили приборы и устройства, разработанные Г. Фантом в Стокгольме, Р. Джилком и Р. Хьюссеном в Кейптауне, X. Судзуки, Р. Кагами, Т. Тахакаси в Японии. Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Н.В. Серебрякова, Л.Р. Муминова, М.Ю. Аюпова, Х.М. Пулатова и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения новых информационных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Целью компьютерных программ

является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы (Ю.Б. Зеленская, 2004): развивать речь; расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире; формировать звуковую культуру речи, эстетический вкус, грамматический строй речи; развивать сенсорные возможности ребенка, знаковую функцию сознания и эмоционально -волевою сферу ребенка; воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству. Приведём пример одной компьютерной программы «Игры для тигр». Данная логопедическая программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [1, а 26].

Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и представляет собой единый программно-методический комплекс, который включает в себя компьютерную программу «Игры для тигр», методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Список литературы

1. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //

Дефектология. М., 1994. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.