Научная статья на тему 'Новые информационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога'

Новые информационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
927
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Л. Д. Кашапова, И. Д. Сытина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога»

Новые информационные технологии

в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога

Л.Д. Кашапова (tsentr85_chelny@mail.ru), И.Д. Сытина (syira1@rambler.ru)

МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85», г. Набережные Челны

Усложнение и постоянное изменение задач, стоящих перед коррекционным учреждением, особенности контингента обучающихся привели к поиску новых подходов, технологий в обучении и воспитании детей с особенностями в развитии. С внедрением компьютерных технологий появляются перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, коррекции и развития детей. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В наш Центр за диагностической и консультационной помощью обращаются родители детей от 1 года до 18 лет с различными нарушениями: речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающую работу в Центре ведут психологи, дефектологи, логопеды.

Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает специалистам более полно реа -лизовать активную позицию деятельности ребенка при взаимодействии со взрослым. Создание системы приемов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет повысить мотивацию, обеспечить психологический комфорт на занятиях, способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания, формирует личность ребенка в целом. Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.

В своей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, педагоги используют текстовый редактор Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, специализированные или адаптированные компьютерные программы («Игры для Тигры», «Развитие речи у дошкольников», развивающие программы психологического центра «Адалин» для детей от 4 до 7 лет, «Фраза», «Баба-Яга учит читать»).

В работе с заикающимися применяем компьютерную образовательно-профилактическую программу «Волна» (Научно-производственная фирма «Амалтея», г.Санкт-Петербург). «Волна» является программно-аппаратным комплексом для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ).

Работа в текстовом редакторе Microsoft Word и тематические презентации Microsoft PowerPoint способствуют развитию орфографической зоркости, связной речи, языкового анализа и синтеза, формированию навыков слитного чтения, предупреждению и коррекции нарушений письма, развитию внимания, мышления, памяти.

Отслеживать динамику формирования нарушенных функций позволяет диагностика развития ребенка. Данные обследования вносятся в протокол, созданный в приложении Microsoft Excel. Применение компьютерной обработки протоколов обследования позволило значительно сократить время на анализ тестового материала.

Для каждого вновь поступившего на занятия в Центр ребенка по итогам диагностического обследования составляется индивидуальный план коррекционной работы, подбираются авторские специализированные компьютерные программы, составляются тематические презентации. Необходимо отметить, что максимальное время работы с компьютером не превышает 8 минут, по окончании работы обязательно проводится зарядка для глаз.

Например: Шамиль П., 5,5 лет.

Заключение ПМПК: Неврозоподобное заикание клоно-тонического типа средней степени тяжести. Общее недоразвитие речи II уровня.

Перед началом занятий было проведено обследование всех сторон речи и высших психических функций.

По итогам обработки полученных данных составлен индивидуальный план коррекционно-развивающей работы.

1. Формирование речевого дыхания, нормализация темпа и ритма речи через специальные упражнения на обучение диафрагмально-релаксационному дыханию по образовательно-профилактической программе «Волна», специальные фонационные упражнения, упражнения с применением микрофона в логопедической программе «Игры для Тигры».

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики через специальные упражнения, тематические презентации Microsoft PowerPoint «Сказка о Веселом язычке», «Девочки и мальчики развивают пальчики».

136

ИТО Марий Эл - 2009

3. Коррекция звукопроизношения, слоговой структуры, формирование фонематических процессов: логопедическая программа «Игры для Тигры», тематические презентации Microsoft PowerPoint «Автоматизация свистящих», «Автоматизация шипящих», «Автоматизация Р, Рь», «Учимся читать по слогам», «Автоматизация Л, Ль», логопедическая программа «Развиваем речь», обучающая программа «Баба-Яга учит читать», «Азбука КиМ», «Волшебный букварь».

4. Развитие активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматического строя речи: логопедическая программа «Развиваем речь», логопедическая программа «Игры для Тигры», обучающие программы «Волшебный букварь», «Азбука КиМ», тематические презентации Microsoft PowerPoint по различным лексическим темам.

5. Развитие связной речи: презентации Microsoft PowerPoint с опорными схемами по обучению детей пересказу, формированию навыков связной повествовательной и описательной речи (по В.К. Воробьёвой), логопедическая программа «Развиваем речь».

6. Развитие памяти, внимания, мышления: развивающие программы психологического центра «Адалин» для детей от 4 до 7 лет, логопедическая программа «Развиваем речь», «Вундеркинд», логопедическая программа «Игры для Тигры», обучающая программа «Страна чисел».

Коррекционно-развивающие занятия проводились в течение 6 месяцев. Проведенное обследование сформированное™ высших психических функций и речи показало положительную динамику по всем показателям.

Динамика развития речи и высших психических функций Шамиля П.

начало занятий ™ "конец занятий

По окончанию цикла коррекционно-развивающих занятий у Шамиля П. полностью нормализовалось речевое дыхание, заикание проявляется только в самостоятельной речи, исчезли сопутствующие движения и эмбо-лы. Значительно обогатился пассивный и активный словарь, мальчик овладел отдельными навыками словообразования и словоизменения, в речи стал использовать сложносочиненные конструкции, реже встречаются аграмматизмы. Вырос уровень концентрации, переключаемости внимания, улучшилась зрительная и слуховая память.

Таким образом, целенаправленное комплексное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволило нам значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это было достигнуто в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а так же создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Литература

1. Белобородова, Е.Г. Использование компьютерных игр для коррекции и развития речи у детей младшего возраста / Е.Г. Белобородо-ва, Ю.М. Горвиц, М.М. Любимова // IX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: сб. трудов участников конференции, Ч. III. - М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.

2. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

3. Дробышев, Ю.А. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников / Ю.А. Дро-бышев, С.Н. Ерлыченко // Информационные технологии в образовании. VIII Международная конференция-выставка: Сб. трудов участников конференции. - М.: МИФИ, 1998. - с. 26-27.

4. Дьякова, Е.А. Заикание / Е.А. Дьякова, Л.И. Белякова. - М.: изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

Использование аудиокниг в начальной школе

Т.В. Киселева (t_kiseleva@list.ru)

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Начальная школа всегда была и остается тем местом и временем жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей жизни. Именно поэтому цель каждого творчески работающего учителя начальных классов - совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, который служит основой для дальнейшего обучения в старших классах, а с другой - развивает творческую активность учащихся, их любознательность.

Особое место среди всех школьных предметов занимает литературное чтение. Роль его в общем развитии младшего школьника трудно переоценить. Литература дает представление о широкой картине мира, способствует развитию воображения, речи, учит видеть красоту СЛОВА. Цель курса литературного чтения - формирование основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя. Одним из способов достижения этой цели является использование на уроке аудиокниг.

Современный урок трудно представить без применения технических средств обучения, хотя использование аудиозаписей на уроках в начальной школе нельзя назвать новшеством, т.к. учителя начальных классов использовали и грампластинки, и аудиокассеты. В настоящее время их заменили аудиокниги. Остановимся на положительных моментах их использования.

Во-первых, универсальность: для воспроизведения могут быть использованы как персональный компьютер, так и аудиосистемы с поддержкой формата МР3.

Во-вторых, все произведения прочитаны или инсценированы не просто профессиональными артистами, а мастерами художественного слова, поэтому ребенок, прослушав такое чтение, старается подражать им.

В-третьих, разные формы записи аудиопроизведений (прочтение произведения одним актером, инсценировки и аудиоспектакли) предоставляют учителю выбор в применении их на разных этапах урока.

В-четвертых, использование аудиокниг в учебном процессе целесообразно на разных ступенях обучения. Это и прослушивание целого произведения (стихотворения, басни, небольших сказок и рассказов), и включение фрагмента произведения во время учебного занятия, и прослушивание произведения целиком или его фрагмента с группой учащихся (проектная деятельность, дополнительное обучение), а также в некоторых случаях в качестве домашнего задания, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

В-пятых, разработчиками создана очень удобная функция закладки. Она позволяет прервать слушание в любой момент и продолжить его с заданного места на следующем уроке.

Как видим, аудиокниги имеют массу положительных сторон, но тем не менее преподавание в начальной школе имеет некоторые особенности, одна из которых - большое количество разнообразных учебным программ и соответственно учебников к ним. Поэтому обращаем внимание авторов, что, возможно, среди учителей начальных классов большей популярностью будут пользоваться не традиционные аудиокниги, а аудиохресто-матии, включающие в себя наиболее популярные (часто рассматриваемые) произведения, изучаемые в начальной школе.

Так как у младшего школьника преобладает наглядно-образное мышление, целесообразно подумать над созданием видеоряда, особенно к стихотворениям.

Таким образом, использование аудиокниг в начальном звене дает учителю дополнительные возможности для повышения эффективности урока, на котором закладываются основы формирования личности человека.

Литература

Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Учебная литература, Издательский дом «Федоров». 2006. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.